Культура и цивилизация: эволюция понятий и отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 22:35, контрольная работа

Краткое описание

Явления культуры изучает множество конкретных наук: археология и
Этнография, история и социология, не говоря уже о науках, изучающих
различные формы сознания – искусство, мораль, религию и т.д. Каждая из
этих конкретных наук создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования. Так, для археологии культура связана с изучением остатков дошедших до нашего времени предметов, в которых материализованы результаты деятельности людей прошлых эпох.

Оглавление

1. Введение
2. Феномен культуры
3. Феномен цивилизации
4. Культура и цивилизация
5. Краткие выводы

Файлы: 1 файл

контрольная(культурология.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

Выводы 

      Проблематика культуры самим объективным ходом общественного развития все больше стала выдвигаться на передний план при  осуществлении социальных преобразований, приобретая небывалую остроту.

      Много связанных с культурой проблем имеют международный, и  даже глобальный аспект. Нынешний век насыщен угрозами культуре. Остро  стоят проблемы «массовой  культуры», духовности и бездуховности. Все большее значение приобретают взаимодействие, диалог, взаимопонимание   различных культур, в том числе отношения современной западной культуры и традиционных культур развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки. Таким образом, интерес к вопросам теории культуры имеет глубокие практические основы.

      Не  менее актуальной является проблематика цивилизации.  Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную,  историческую природу и средства этого преобразования; человека,  усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной  среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как  форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение.

      Правильный  подход к проблеме позволяет более  определенно уяснить природу многих глобальных проблем как противоречий  современной цивилизации в целом. Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления, хищническое отношение к     природным ресурсам, нерациональное природопользование породили глубоко противоречивую экологическую ситуацию, ставшей одной из острейших глобальных проблем цивилизации, для решения (или хотя бы  смягчения) которой требуется объединение усилий всех членов мирового сообщества. Далеко выходят за рамки отдельных социальных систем и

приобретают глобальный общецивилизационный характер   демографические и энергетические проблемы, задачи обеспечения   продовольствием растущего населения Земли. Перед всем человечеством  стоит общая цель – сохранить цивилизацию, обеспечить собственное выживание.

      Вокруг  смысла слов «культура» и «цивилизация» ведутся споры,

порой обретая острый характер. Порой вполне правомерно употребление их  как синонимов: так тесно они  переплетены. Но между ними имеется не  только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже  до  враждебной противоположности.

      Часто понятием «цивилизации» обозначается вся общечеловеческая

культура  или же современный этап ее развития. Вместе с тем в литературе

довольно  часто встречаются определения  типа «европейская   цивилизация», «американская   цивилизация»,  «русская   цивилизация». Это подчеркивает своеобразие региональных культур.

      Как говорит Н.Я. Бромлей, «сущностное  содержание понятий

«цивилизация» и «культура» в определенной среде накладывается одно на

другое. Так, в обыденных, повседневных употреблениях, когда мы говорим «цивилизованный человек», мы подразумеваем – культурный. Когда мы  говорим, «цивилизованное общество», мы предполагаем, что речь идет об  обществе, имеющем определенный уровень культурного развития.

      Таким образом, понятия «цивилизация» и «культура» часто употребляются и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяющие  друг друга. И это правомерно, ибо культура в широком ее понимании и представляет собой цивилизацию. Однако отнюдь не следует, что один  термин может полностью заменить другой. Или, что скажем, цивилизация не имеет никакого сущностного отличия по отношению к культуре (или наоборот).

      Когда мы говорим «цивилизация», мы подразумеваем всю  взаимосвязь показателей данного общества. Когда мы говорим  «культура»,  то речь может идти о духовной культуре, материальной, либо о той и другой.  Тут требуется специальные пояснения, какую культуру мы имеем в виду».

      Во временном измерении культура более объемна, нежели  цивилизация, поскольку она охватывает  культурные достояния человека   дикости и варварства. В пространственном же измерении правильнее,  очевидно, говорить о том, что цивилизация представляет собой сочетание множества культур.

      По  Канту цивилизация начинается с  установления человеком правил

человеческой жизни и человеческого поведения. Культуру Кант связывает с нравственным категорическим императивом, который обладает   практической силой и определяет человеческие действия не   общепринятыми нормами, ориентированными, прежде всего на разум, а нравственными основаниями самого человека, его совестью.

      Шпенглер  рассматривает переход от культуры к цивилизации как

переход от творчества к бесплодию, от живого развития к окостенению, от

возвышенных устремлений к неосмысленной рутинной работе. Для  цивилизации как стадии вырождения культуры характерно господство интеллекта, без души и сердца. Цивилизация в целом есть культура, но  лишенная своего содержания, лишенная души. От культуры остается лишь   пустая оболочка, которая приобретает самодовлеющее значение. 

Ссылки:

1. Крёбер А., Клакхон К. Культура: образ концепций и определений. М., 1964

2. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963 – 1966. Т.2. С. 192, 204.

3. Лавров П.Л. Исторические письма// Интеллигенция. Власть. Народ. / Под ред. Л.И.Новиковой. М., 1993. С.58.

4. Бромлей Н.Я. Цивилизация в системе общественных структур // Цивилизации. Вып.2. / Под ред. М.А.Барга. М., 1993. С.235.

Библиографический список: 

1. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. - М.: Гардарика, 1998. – 446 с.

2. Крёбер А., Клакхон К. Культура: образ концепций и определений. М., 1964 (электронная версия)

3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики. 1999- 816с. (электронная версия)

Также в работе были использованы материалы с электронной энциклопедии  

www.wikipedia.org

Информация о работе Культура и цивилизация: эволюция понятий и отношений