Архитектура модерна в Нижнем Новгороде начала XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе впервые внимание обращено к эпохе модерна в Нижнем Новгороде, четвертом по величине городе России. История архитектуры требует детального изучения широкого круга типичных явлений архитектурной практики в различных региональных условиях. Нижегородский модерн до сих пор оставался малоизвестным.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….3
1. Модерн в архитектуре ………………………………………………..4
2. Архитектура стиля модерн в Нижнем Новгороде ………………….7
3. Архитектор Е.Татаринов ……………………………………………..8
1. Мужская педагогическая гимназия …………………………..8
2. Дом трудолюбия Рукавишниковых …………………………..10
4. Архитектор П.Малиновский …..…………………………………….11
1. Народный дом …………………………………………………11
2. Клуб инженеров и служащих Сормовского завода …………12
3. Церковно-приходская школа в Сормове …………………….13
4. Особняк М.Карпова ………….………………………………..14
5. Архитектор А.Платонов
1. Усадьба С.Рукавишникова …..………………………………..15
6. Архитектор Ф.Шехтель ………………………………………………16
1. Здание банка Рукавишниковых ………………………………18
Заключение ……………………………………………………………….20
Список литературы ………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

     Содержание.  

     Введение  ………………………………………………………………….3

  1. Модерн в архитектуре ………………………………………………..4
  2. Архитектура стиля модерн в Нижнем Новгороде ………………….7
  3. Архитектор Е.Татаринов ……………………………………………..8
    1. Мужская педагогическая гимназия …………………………..8
    2. Дом трудолюбия Рукавишниковых …………………………..10
  4. Архитектор П.Малиновский …..…………………………………….11
    1. Народный дом …………………………………………………11
    2. Клуб инженеров и служащих Сормовского завода …………12
    3. Церковно-приходская школа в Сормове …………………….13
    4. Особняк М.Карпова ………….………………………………..14
  5. Архитектор А.Платонов
    1. Усадьба С.Рукавишникова …..………………………………..15
  6. Архитектор Ф.Шехтель ………………………………………………16
    1. Здание банка Рукавишниковых ………………………………18

     Заключение  ……………………………………………………………….20

     Список  литературы ………………………………………………………21 
 

      

                                                                                                                                   

     Введение.  

     В конце XIX века в истории архитектуры  произошел резкий поворот от подражательства, традиционализма к новаторству, поискам особого художественного языка. В результате этого появился новый стиль - модерн. Само название свидетельствует о его новаторской сущности, стремлении к постоянному обновлению в противоположность предшествующим стилям, ориентировавшимся на исторические образцы. Его появлению способствовало обострение социальных противоречий на рубеже веков. Уже на первых двух съездах архитекторов России - в 1892 и 1895 годах в основных докладах и выступлениях прозвучала критика "бессодержательного эклектизма современной архитектуры", появился интерес к быстро развивавшейся технике, новым конструкциям, новым типам зданий. Приобрели актуальность рационалистические идеи А. Красовского о перспективности новых материалов, в особенности железа, о "преобразовании полезного в изящное". 
      Зародившийся в конце XIX века в странах Западной Европы - Австрии, Бельгии, Германии - новый стиль (югенд-стиль, модерн и т. д.) быстро распространился в России. Этому способствовали, с одной стороны, экономические связи между странами, а с другой - издания, освещавшие вопросы искусства и архитектуры. Журналы "Зодчий", "Строитель", архитектурные ежегодники и другие издания рассказывали на своих
страницах о новинках архитектуры, публиковались отдельные разделы капитального труда известного архитектора Г. Барановского "Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века".

     В данной работе впервые внимание обращено к эпохе модерна в Нижнем Новгороде, четвертом по величине городе России. История архитектуры требует  детального изучения широкого круга  типичных явлений архитектурной практики в различных региональных условиях. Нижегородский модерн до сих пор оставался малоизвестным.

     1. Модерн в архитектуре.

     Несмотря  на недолговременность своего существования, модерн в той или иной степени  проявился во всех видах изобразительного искусства, что способствовало эстетизации быта. Но настоящую революцию модерн произвел в архитектуре. Он осуществил такой принцип формообразования архитектурной системы, как ее органичность, единство полезного и прекрасного. Ранее этот принцип был воплощен в архитектуре средневековья. В противоположность принципу проектирования "снаружи внутрь", господствовавшему в XVIII - XIX веках, модерн исходит из необходимости организации внутреннего пространства, поисков оптимальной планировочной структуры здания, определяющей его объемно-пространственное решение и соответствующие внешние формы, что привело к преобладанию асимметричных свободных форм зданий, обогащенных функционально целесообразными элементами - эркерами, балконами, лоджиями, башнями. Модерн полностью отверг ордер. Вместо статических композиций, рассчитанных на восприятие с одной, наиболее выгодной точки зрения, в модерне, как правило, обеспечивается возможность обозрения здания с разных сторон, что определило относительную "равноценность" фасадов. Конструкции, интерьер, оборудование и экстерьер здания - все подвергается художественной обработке, приобретает законченные архитектурные формы, часто применяются барельефы, скульптура, мозаичные и живописные панно, художественно обработанный металл или дерево, "стильная" мебель. 
      Модерну не чужда стилизация, направленная на выявление структурности сооружения, его внутренней целостности, выражение его сущности в переосмысленных старых формах. С этим связано возникновение романтической ветви модерна - обращение к старым, преимущественно средневековым стилям. Эта разновидность модерна получила особое распространение в Москве, в Петербурге же сформировалась классицистическая разновидность модерна. Для эклектики красота здания характеризуется богатством заимствованных архитектурных форм. Для модерна это результат художественной обработки конструкций, выявления эстетических качеств строительных материалов - металла, дерева, камня, керамики. Металлические и железобетонные конструкции были известны и раньше, но только модерн раскрыл их художественные возможности. Линейность, прозрачность рисунка конструкций при заполнении крупных проемов позволили объединить внутренние пространства сооружений, а большие и разнообразные окна как бы связали их с природным окружением. Образ новой архитектуры модерн ищет в природе. Поэтому получают распространение криволинейные свободные формы. На потолках и стенах обнажаются или имитируются конструкции, наносятся гипсовый растительный орнамент или росписи с изображением стеблей, цветов и листьев преимущественно болотных растений, часто с включением геометрических элементов. Такой же рисунок был характерен для оград, ворот, перил лестниц. Здания окрашивались в естественные тона - зеленовато- или жемчужно-серые, розовый, а позднее и в более яркие цвета. Таким образом, можно выделить следующие характерные черты модерна:

    1. Разнообразие и целесообразность свободной планировки, отвечающей все возрастающему количеству новых типов зданий и сооружений;
    2. Многообразие, пластичность и асимметричность внешних объемов, соответствующих планировочной структуре здания;
    3. Выявление конструкций и их художественная обработка;
    4. Использование и эстетизация природных форм;
    5. Творческое использование архитектурного наследия средневековья;
    6. Эстетизация быта;
    7. Синтез искусств.
 

      Различают два  этапа развития модерна: ранний - декоративный и более поздний - рациональный. Сами названия раскрывают их сущность. В  первом случае это поиск новой  орнаментации, сначала причудливо-декоративной, а затем обусловленной конструктивной формой. Во втором случае - применение в строительстве каркаса здания, поиски наиболее эффективного использования материалов и конструкций. Здесь использование орнамента не обязательно, но возможно. Творчество архитектора подчиняется определенным четким правилам. (В дальнейшем нормативность породила неоклассицизм, а рационализм оказался предвестником конструктивизма). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Архитектура стиля  модерн в Нижнем Новгороде.

 
      В Н. Новгороде модерн появился несколько 
позже, чем в Москве, Петербурге и Риге. Поэтому и декоративный и рациональный модерн развивались здесь параллельно. Поисковый, экспериментальный характер модерна породил небывалое многообразие произведений архитектуры - от особняков преувеличенно пластичных форм до строгих конструктивно-аскетичных производственных сооружений, а также предопределил использование форм других стилей. В относительно короткий срок в городе было построено большое количество домов, отражающих это разннообразие.  
      Появление декоративного модерна в Нижнем Новгороде было связано с реконструкцией доходного дома коридорного типа с магазинами в первом этаже, принадлежавшего Городскому обществу. Проект его реконструкции в 1896 году выполнил архитектор В. Лемке. Архитектура его копирует образцы австрийского модерна. 
      В 1902-1903 годах в городе было построено сразу несколько крупных общественных зданий, архитектура которых носит явные черты модерна. Это два пристроя к Мариинской женской и Нижегородской мужской гимназиям, так называемый Дом трудолюбия. Народный дом и клуб инженеров и служащих Сормовского завода. Несмотря на почти одновременное сооружение зданий, их архитектура отличалась по своей творческой направленности.
 
 
 
 
 

3. Архитектор Е.Татаринов.

 
      В 1902 году по проекту архитектора  Е. Татаринова были произведены внутренняя реконструкция и расширение Мариинской женской гимназии (ул. Краснофлотская, 69) с устройством внутренней лестничной клетки, освещенной фонарем э. В результате этого с западной стороны появился двухэтажный пристрой с классами в первом этаже и актовым залом во втором. Во внешних формах здания модерн только угадывается, а зал был отделан в стиле академической эклектики.

      3.1. Мужская педагогическая гимназия.

     В 1903 году Татаринов осуществил реконструкцию здания Нижегородской мужской гимназии (ул. Ульянова, 1). Здесь, так же как и в Мариинской гимназии, была проведена перепланировка, встроена новая лестница (рис.1) и сделан трехэтажный пристрой. В архитектуре этого здания Татаринов подражает образцам западного модерна. На главном его фасаде выделяются большие арочные окна актового зала (рис. 2) с частой сеткой оконных переплетов, характерной для модерна. Сам фасад расчленен по горизонтали четырьмя пилонами, обогащен, особенно в его венчающей части, растительно-геометрическим орнаментом. От стилизованных капителей и круглых медальонов под окнами книзу спускаются накладные ленты различной длины. Крайние пилоны завершены возвышающимися над крышей декоративными тумбами. Архитектура здания удивляла нижегородцев новизной форм, парадностью и крупномасштабностью. Интерьеры выполнены в формах модерна. Единственное исключение представляет собой зал, отделанный в "греческом" стиле. 
      
 

     

Рис. 1. Мужская педагогическая гимназия. Лестница

     

Рисунок 2. Мужская педагогическая гимназия. Арочные окна актового зала.

     3.2. Дом трудолюбия  Рукавишниковых.

     Двухэтажный с цокольным этажом Дом трудолюбия (ри.3) (ул. Фигнер, ныне Варва́рская улица 32; архит. П. Домбровский) имеет симметричную угловую композицию, в которой главный вход, расположенный на срезанном углу, отмечен тремя ризалитами. Далее плоскости стен, выходящих на улицы Фигнер и Загорского, расчленены пилястрами и завершены по краям ризалитами. Благодаря хорошим пропорциям и пластичным формам здание выглядело очень эффектно (внешний вид его значительно исказился после надстройки двумя этажами). Здесь мы видим удачное сочетание модерна с "кирпичным" стилем и элементами классицизма. От модерна - криволинейные формы обрамлений входа, окон, лестничной клетки и элементов венчающей части здания от "кирпичного" стиля - двухцветный кирпич, а от классицизма - система пилястр с примитивными капителями и замковые камни на оконных перемычках. 
      

Рисунок 3. Дом трудолюбия Рукавишниковых.

4. Архитектор П.Малиновский.

     Архитектура рационального модерна в Н. Новгороде  связана с именем гражданского инженера П. Малиновского, работавшего в городе с 1893 по 1904 год. Свою деятельность он начал  со строительства электростанции, вел  надзор за сооружением драматического театра, а затем - за реконструкцией Дмитриевской башни. Проектировал павильоны для Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки. На рубеже веков он один из ведущих архитекторов города. По его проектам построено более десяти сооружений (в том числе ряд крупных), часть из которых к настоящему времени не сохранились. Наибольший интерес представляют здания школы в Сормове и клуба инженеров и служащих Сормовского завода, а также Народный дом, или здание просвещения, труда и отдыха (ул. Белинского, 59; 1903 г.), который строился по инициативе А. М. Горького на средства Общества по распространению начального образования в Нижегородской губернии и частные пожертвования. Впоследствии Народный дом был перестроен в театр оперы и балета им. А. С. Пушкина.

     4.1 Народный дом.

     Из-за ограниченных материальных возможностей проект Народного дома был выполнен с предельной экономией площадей. Вместе с тем это здание можно было использовать в качестве театра, зала для собраний на 1200 человек и чайной-столовой. Трехэтажное сооружение, выполненное в кирпиче, выглядело монументальным и достаточно парадным (рис.4). В стилистическом отношении оно еще эклектично. Симметричная композиция здания с четырехпилястровым накладным портиком, фронтоном и трехугольными сандриками над окнами второго этажа характерна для классицизма. Угловые башни, в которых располагались водопроводные баки, с узкими окнами, лучковые перемычки, криволинейные сандрики и внутренняя отделка типичны для модерна. Следует заметить, что симметричный объем Народного дома здесь, на возвышенной части огромной площади, был уместен, так как создавал визуальную ось этой площади. Народный дом вместе с позже построенными кирпичными зданиями расположенного слева винного склада и справа - школы стал основой градостроительного ансамбля площади. 
    

Рисунок 4. Народный дом.  

      4.2. Клуб инженеров и служащих Сормовского завода. 

     Трехэтажный клуб инженеров и служащих Сормовского завода (ул. Коминтерна, 166) построен в комплексе с жилым домом, они составляют как бы небольшой ансамбль. Оба здания отштукатурены и обладают чертами декоративного модерна, не свойственного постройкам Малиновского: пластичные, с крупными членениями фасады, волнообразный карниз, криволинейные формы окон, парапетов и крыши сценической коробки. Несколько измельченные детали главного входа клуба не нарушают стилевого единства ансамбля. 
      Для всех названных выше сооружений общественного назначения характерен укрупненный, по сравнению с окружающими постройками, масштаб. Это не только делало их более заметными и подчеркивало их общественную значимость, но и предопределяло характер и направление будущей окружающей застройки. Однако калейдоскопическая быстрота смены стилей и вместе с тем существовавшее многостилье не давали возможности создать полноценные ансамбли в застройке центральной части города.

Информация о работе Архитектура модерна в Нижнем Новгороде начала XX века