Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 13:15, курсовая работа
В данной работе впервые внимание обращено к эпохе модерна в Нижнем Новгороде, четвертом по величине городе России. История архитектуры требует детального изучения широкого круга типичных явлений архитектурной практики в различных региональных условиях. Нижегородский модерн до сих пор оставался малоизвестным.
Введение ………………………………………………………………….3
1. Модерн в архитектуре ………………………………………………..4
2. Архитектура стиля модерн в Нижнем Новгороде ………………….7
3. Архитектор Е.Татаринов ……………………………………………..8
1. Мужская педагогическая гимназия …………………………..8
2. Дом трудолюбия Рукавишниковых …………………………..10
4. Архитектор П.Малиновский …..…………………………………….11
1. Народный дом …………………………………………………11
2. Клуб инженеров и служащих Сормовского завода …………12
3. Церковно-приходская школа в Сормове …………………….13
4. Особняк М.Карпова ………….………………………………..14
5. Архитектор А.Платонов
1. Усадьба С.Рукавишникова …..………………………………..15
6. Архитектор Ф.Шехтель ………………………………………………16
1. Здание банка Рукавишниковых ………………………………18
Заключение ……………………………………………………………….20
Список литературы ………………………………………………………21
Содержание.
Введение ………………………………………………………………….3
Заключение ……………………………………………………………….20
Список
литературы ………………………………………………………21
Введение.
В
конце XIX века в истории архитектуры
произошел резкий поворот от подражательства,
традиционализма к новаторству,
поискам особого
Зародившийся в конце XIX века в странах
Западной Европы - Австрии, Бельгии, Германии
- новый стиль (югенд-стиль, модерн и т.
д.) быстро распространился в России. Этому
способствовали, с одной стороны, экономические
связи между странами, а с другой - издания,
освещавшие вопросы искусства и архитектуры.
Журналы "Зодчий", "Строитель",
архитектурные ежегодники и другие издания
рассказывали на своих
В данной работе впервые внимание обращено к эпохе модерна в Нижнем Новгороде, четвертом по величине городе России. История архитектуры требует детального изучения широкого круга типичных явлений архитектурной практики в различных региональных условиях. Нижегородский модерн до сих пор оставался малоизвестным.
1. Модерн в архитектуре.
Несмотря
на недолговременность своего существования,
модерн в той или иной степени
проявился во всех видах изобразительного
искусства, что способствовало эстетизации
быта. Но настоящую революцию модерн произвел
в архитектуре. Он осуществил такой принцип
формообразования архитектурной системы,
как ее органичность, единство полезного
и прекрасного. Ранее этот принцип был
воплощен в архитектуре средневековья.
В противоположность принципу проектирования
"снаружи внутрь", господствовавшему
в XVIII - XIX веках, модерн исходит из необходимости
организации внутреннего пространства,
поисков оптимальной планировочной структуры
здания, определяющей его объемно-пространственное
решение и соответствующие внешние формы,
что привело к преобладанию асимметричных
свободных форм зданий, обогащенных функционально
целесообразными элементами - эркерами,
балконами, лоджиями, башнями. Модерн полностью
отверг ордер. Вместо статических композиций,
рассчитанных на восприятие с одной, наиболее
выгодной точки зрения, в модерне, как
правило, обеспечивается возможность
обозрения здания с разных сторон, что
определило относительную "равноценность"
фасадов. Конструкции, интерьер, оборудование и экстерьер
здания - все подвергается художественной
обработке, приобретает законченные архитектурные
формы, часто применяются барельефы, скульптура,
мозаичные и живописные панно, художественно
обработанный металл или дерево, "стильная"
мебель.
Модерну не чужда стилизация, направленная
на выявление структурности сооружения,
его внутренней целостности, выражение
его сущности в переосмысленных старых
формах. С этим связано возникновение
романтической ветви модерна - обращение
к старым, преимущественно средневековым
стилям. Эта разновидность модерна получила
особое распространение в Москве, в Петербурге
же сформировалась классицистическая
разновидность модерна. Для эклектики
красота здания характеризуется богатством
заимствованных архитектурных форм. Для
модерна это результат художественной
обработки конструкций, выявления эстетических
качеств строительных материалов - металла,
дерева, камня, керамики. Металлические
и железобетонные конструкции были известны
и раньше, но только модерн раскрыл их
художественные возможности. Линейность,
прозрачность рисунка конструкций при
заполнении крупных проемов позволили
объединить внутренние пространства сооружений,
а большие и разнообразные окна как бы
связали их с природным окружением. Образ
новой архитектуры модерн ищет в природе.
Поэтому получают распространение криволинейные
свободные формы. На потолках и стенах
обнажаются или имитируются конструкции,
наносятся гипсовый растительный орнамент
или росписи с изображением стеблей, цветов
и листьев преимущественно болотных растений,
часто с включением геометрических элементов.
Такой же рисунок был характерен для оград,
ворот, перил лестниц. Здания окрашивались
в естественные тона - зеленовато- или
жемчужно-серые, розовый, а позднее и в
более яркие цвета. Таким образом, можно
выделить следующие характерные черты
модерна:
Различают два
этапа развития модерна: ранний - декоративный
и более поздний - рациональный. Сами
названия раскрывают их сущность. В
первом случае это поиск новой
орнаментации, сначала причудливо-декоративной,
а затем обусловленной конструктивной
формой. Во втором случае - применение
в строительстве каркаса здания, поиски
наиболее эффективного использования
материалов и конструкций. Здесь использование
орнамента не обязательно, но возможно.
Творчество архитектора подчиняется определенным
четким правилам. (В дальнейшем нормативность
породила неоклассицизм, а рационализм
оказался предвестником конструктивизма).
2. Архитектура стиля модерн в Нижнем Новгороде.
В Н. Новгороде модерн появился несколько позже, чем в Москве,
Петербурге и Риге. Поэтому и декоративный
и рациональный модерн развивались здесь
параллельно. Поисковый, экспериментальный
характер модерна породил небывалое многообразие
произведений архитектуры - от особняков
преувеличенно пластичных форм до строгих
конструктивно-аскетичных производственных
сооружений, а также предопределил использование
форм других стилей. В относительно короткий
срок в городе было построено большое
количество домов, отражающих это разннообразие.
Появление декоративного модерна в Нижнем
Новгороде было связано с реконструкцией
доходного дома коридорного типа с магазинами
в первом этаже, принадлежавшего Городскому
обществу. Проект его реконструкции в
1896 году выполнил архитектор В. Лемке.
Архитектура его копирует образцы австрийского
модерна.
В 1902-1903 годах в городе было построено
сразу несколько крупных общественных
зданий, архитектура которых носит явные
черты модерна. Это два пристроя к Мариинской
женской и Нижегородской мужской гимназиям,
так называемый Дом трудолюбия. Народный
дом и клуб инженеров и служащих Сормовского
завода. Несмотря на почти одновременное
сооружение зданий, их архитектура отличалась
по своей творческой направленности.
3. Архитектор Е.Татаринов.
В 1902 году по проекту архитектора
Е. Татаринова были произведены внутренняя
реконструкция и расширение Мариинской
женской гимназии (ул. Краснофлотская,
69) с устройством внутренней лестничной
клетки, освещенной фонарем э. В результате
этого с западной стороны появился двухэтажный
пристрой с классами в первом этаже и актовым
залом во втором. Во внешних формах здания
модерн только угадывается, а зал был отделан
в стиле академической эклектики.
3.1. Мужская педагогическая гимназия.
В
1903 году Татаринов осуществил реконструкцию
здания Нижегородской мужской гимназии
(ул. Ульянова, 1). Здесь, так же как и в Мариинской
гимназии, была проведена перепланировка,
встроена новая лестница (рис.1) и сделан
трехэтажный пристрой. В архитектуре этого
здания Татаринов подражает образцам
западного модерна. На главном его фасаде
выделяются большие арочные окна актового
зала (рис. 2) с частой сеткой оконных переплетов,
характерной для модерна. Сам фасад расчленен
по горизонтали четырьмя пилонами, обогащен,
особенно в его венчающей части, растительно-геометрическим
орнаментом. От стилизованных капителей
и круглых медальонов под окнами книзу
спускаются накладные ленты различной
длины. Крайние пилоны завершены возвышающимися
над крышей декоративными тумбами. Архитектура
здания удивляла нижегородцев новизной
форм, парадностью и крупномасштабностью.
Интерьеры выполнены в формах модерна.
Единственное исключение представляет
собой зал, отделанный в "греческом"
стиле.
Рис. 1. Мужская педагогическая гимназия. Лестница
Рисунок 2. Мужская педагогическая гимназия. Арочные окна актового зала.
3.2. Дом трудолюбия Рукавишниковых.
Двухэтажный
с цокольным этажом Дом трудолюбия
(ри.3) (ул.
Фигнер, ныне Варва́рская улица 32; архит.
П. Домбровский) имеет симметричную угловую
композицию, в которой главный вход, расположенный
на срезанном углу, отмечен тремя ризалитами.
Далее плоскости стен, выходящих на улицы
Фигнер и Загорского, расчленены пилястрами
и завершены по краям ризалитами. Благодаря
хорошим пропорциям и пластичным формам
здание выглядело очень эффектно (внешний
вид его значительно исказился после надстройки
двумя этажами). Здесь мы видим удачное
сочетание модерна с "кирпичным"
стилем и элементами классицизма. От модерна
- криволинейные формы обрамлений входа,
окон, лестничной клетки и элементов венчающей
части здания от "кирпичного" стиля
- двухцветный кирпич, а от классицизма
- система пилястр с примитивными капителями
и замковые камни на оконных перемычках.
Рисунок 3. Дом трудолюбия Рукавишниковых.
4. Архитектор П.Малиновский.
Архитектура рационального модерна в Н. Новгороде связана с именем гражданского инженера П. Малиновского, работавшего в городе с 1893 по 1904 год. Свою деятельность он начал со строительства электростанции, вел надзор за сооружением драматического театра, а затем - за реконструкцией Дмитриевской башни. Проектировал павильоны для Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки. На рубеже веков он один из ведущих архитекторов города. По его проектам построено более десяти сооружений (в том числе ряд крупных), часть из которых к настоящему времени не сохранились. Наибольший интерес представляют здания школы в Сормове и клуба инженеров и служащих Сормовского завода, а также Народный дом, или здание просвещения, труда и отдыха (ул. Белинского, 59; 1903 г.), который строился по инициативе А. М. Горького на средства Общества по распространению начального образования в Нижегородской губернии и частные пожертвования. Впоследствии Народный дом был перестроен в театр оперы и балета им. А. С. Пушкина.
4.1 Народный дом.
Из-за
ограниченных материальных возможностей
проект Народного дома был выполнен
с предельной экономией площадей.
Вместе с тем это здание можно было использовать
в качестве театра, зала для собраний на
1200 человек и чайной-столовой. Трехэтажное
сооружение, выполненное в кирпиче, выглядело
монументальным и достаточно парадным
(рис.4). В стилистическом отношении оно
еще эклектично. Симметричная композиция
здания с четырехпилястровым накладным
портиком, фронтоном и трехугольными сандриками
над окнами второго этажа характерна для
классицизма. Угловые башни, в которых
располагались водопроводные баки, с узкими
окнами, лучковые перемычки, криволинейные
сандрики и внутренняя отделка типичны
для модерна. Следует заметить, что симметричный
объем Народного дома здесь, на возвышенной
части огромной площади, был уместен, так
как создавал визуальную ось этой площади.
Народный дом вместе с позже построенными
кирпичными зданиями расположенного слева
винного склада и справа - школы стал основой
градостроительного ансамбля площади.
Рисунок
4. Народный дом.
4.2. Клуб инженеров и служащих Сормовского завода.
Трехэтажный
клуб инженеров и служащих Сормовского
завода (ул. Коминтерна, 166) построен в комплексе
с жилым домом, они составляют как бы небольшой
ансамбль. Оба здания отштукатурены и
обладают чертами декоративного модерна,
не свойственного постройкам Малиновского:
пластичные, с крупными членениями фасады,
волнообразный карниз, криволинейные
формы окон, парапетов и крыши сценической
коробки. Несколько измельченные детали
главного входа клуба не нарушают стилевого
единства ансамбля.
Для всех названных выше сооружений общественного
назначения характерен укрупненный, по
сравнению с окружающими постройками,
масштаб. Это не только делало их более
заметными и подчеркивало их общественную
значимость, но и предопределяло характер
и направление будущей окружающей застройки.
Однако калейдоскопическая быстрота смены
стилей и вместе с тем существовавшее
многостилье не давали возможности создать
полноценные ансамбли в застройке центральной
части города.
Информация о работе Архитектура модерна в Нижнем Новгороде начала XX века