Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:11, реферат
Архитектура – явление производное от конкретной функциональной необходимости, зависящее как от строительно-технических возможностей(строительных материалов и конструкций), так и от эстетических представлений, определяемых художественными взглядами и вкусами народа, его творческими представлениями.
При восприятии произведений русской архитектуры независимо от времени их возведения и размеров, четко прослеживается соразмерность соотношений между человеком и зданием. Крестьянская изба, городской жилой дом, церковь или другое здание – все они человеческого масштаба, что придает русскому зодчеству гуманистический характер.
1.) Введение…………………………………………………………… 3
2.) Основная часть.
I.) Архитектура первой половины XVIII века: барокко…………… 4
II.) Архитектура барокко середины XVIII века…………………….. 9
III.) Предпосылки появления и развития классицизма…………….10
IV.) Архитектура раннего классицизма (1760-1780 гг.)…………....11
V.) Архитектура строгого классицизма (1780-1800 гг.)……………14
3.) Заключение……………………………………………………………17
4.) Список использованной литературы…………
Министерство
общего и профессионального
Российской Федерации
СПбГАСУ
Кафедра истории.
Реферат
по культурологии.
Русская
архитектура XVIII века.
Студент
группы 1-M-1: О.В.Садовников
Руководитель: В.Ю.Жуков
Cанкт-Петербург
1998
План:
1.) Введение…………………………………………………………
2.) Основная часть.
I.) Архитектура
первой половины XVIII века: барокко……
II.) Архитектура
барокко середины XVIII века………
III.) Предпосылки появления и развития классицизма…………….10
IV.) Архитектура раннего классицизма (1760-1780 гг.)…………....11
V.) Архитектура
строгого классицизма (1780-
3.) Заключение…………………………………………
4.) Список использованной
литературы…………………………....…..18
-3-
1.) Введение.
На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным материалом при возведении зданий и сооружений. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приемы , отвечающие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа, позднее оказавшие влияние на формирование каменного зодчества.
Частые
пожары ускорили замену дерева камнем
в ответственных городских
Архитектура – явление производное от конкретной функциональной необходимости, зависящее как от строительно-технических возможностей(строительных материалов и конструкций), так и от эстетических представлений, определяемых художественными взглядами и вкусами народа, его творческими представлениями.
При восприятии
произведений русской архитектуры
независимо от времени их возведения
и размеров, четко прослеживается соразмерность
соотношений между человеком и зданием.
Крестьянская изба, городской жилой дом, церковь
или другое здание – все они человеческого
масштаба, что придает русскому зодчеству
гуманистический характер.
-4-
2.) Основная часть.
I.)
Архитектура первой
половины XVIII века: барокко.
Семнадцатым веком завершается 700-летний период каменного древнерусского строительства, вписавшего не одну замечательную страницу в летопись мировой архитектуры. Ростки новых денежно-торговых отношений и рационального мировоззрения пробиваются сквозь закостенелые формы домостроевского быта и схоластические* догмы богословия. Здравые взгляды служилого дворянства и экономически преуспевающее купечество сказываются на многих сторонах общественной жизни и ее материальной оболочке – архитектуре. Ширится торговля, особенно в конце XVII в., с Германией, Фландрией, Англией. Становятся более тесными культурные связи с Польшей и Голландией. Расширению кругозора и проникновению в искусство и зодчество элементов западноевропейской художественной культуры способствовала совместная творческая работа русских, украинских и белорусских умельцев. Историческое единение трех братских народов, во многом исходящих из общих архитектурных тенденций, взаимно обогащало их мастерство. Жизнь настоятельно требовала строительства гостинных дворов, административных зданий, промышленных предприятий, ставила все новые практические задачи, обязывала зодчих искать технические и художественные решения. Централизация государственной власти сопровождалась регламентацией в области строительства. Нормализуется архитектурно-техническая документация. Совершенствуются проектные и отчетные материалы и осваиваются масштабные чертежи, унифицируются архитектурно-строительные детали.
Конец XVII века
– это связующее звено между древнерусским
зодчеством и архитектурой XVII века, время,
В начале XVII века основным строительным центром становится Петербург. В 1700 году Россия начала Северную войну против Швеции, чтобы освободить русские земли и возвратить Невские берега России. 1 мая 1703 года русские войска вошли в крепость Ниеншанц ( у слияния рек Охта и Нева ). Главная задача северной войны была решена взятием крепости. Выход в Балтийское море для России был открыт. Необходимо было только его обезопасить и закрепить. У разветвления Невы на три рукава, на небольшом Заячьем острове длиной и шириной примерно 750 на 350 метров, 27 мая 1703 года, по чертежу Петра I и военных инженеров заложили крепость нового бастионного типа –Петропавловскую крепость. Для прикрытия устья Невы с моря в 1703 году на острове Котлин было начато строительство военно-морской базы Кроншлот ( Кронштадт ). На южном берегу Невы, почти напротив Петропавловской крепости, в 1704 году по чертежу Петра I заложили судостроительную верфь-крепость – Адмиралтейство. Под защитой трех взаимодействующих крепостей началось возведение Петербурга, ставшего с 1712 года новой столицей России, провозглашенной в 1721 году империей.
__________
*Схоластика
( от греч. scholastikos – школьный, ученый ), тип
религиозной философии, характеризующийся
соединением теолого-догматических предпосылок
с рационалстической методикой и интересом
к формально-логическим проблемам.
-5-
Государственные
и культурно-бытовые
Размещение градоформирующих сооружений велось по указаниям самого Петра I. Первоначально поселения группировались по традиции слободами. Строились в виде крестьянских изб или городских хором с фасадами, иногда
расписанными
под кирпичную кладку. Единственным
примером раннего периода является воссозданный
позднее рубленый домик Петра I на берегу
Невы на Петроградской стороне, снаружи
расписанный “ под кирпич “.
С 1710 года
стали строить только кирпичные
дома. Несмотря на принудительные меры
переселения в Петербург,
В новую
столицу в 1710 году были приглашены: итальянцы
Н.Микетти, Г.Киавери, К.Б.
архитектуры постигали посланные за границу, впоследствии
ставшие крупными зодчими: Иван Коробов, Мордвинов
и Иван Мичурин, Петр Еропкин,Тимофей Усов
и другие. Таким образом, в новой столице
работали зодчие разных национальных
школ, но творили они иначе, чем у себя на
родине,подчиняясь вкусам и требованиям
заказчиков, а так же приспосабливаясь
к специфическим условиям строящегося
города. В результате их деятельности
архитектура Петербурга той поры стала
своеобразным сплавом исконно русских
художественных традиций и формальных
элементов,привнесенных из западноевропейских
стран.
-6-
Русские, итальянские,
Все многообразие
индивидуальных творческих взглядов различных
архитекторов на практике смягчалось
под влиянием двух основных факторов:во-первых,
красные, светло-коричневые
или зеленые, а лопатки, пилястры, наличники,
По указанию Петра I Доменико Трезини ( 1670-1734 ) впервые в русской архитектуре разработал в 1714 году образцовые проекты жилых домов,предназначенных для застройщиков разного достатка: одноэтажные небольшие для беднейшего населения, побольше для знатных. Французский архитектор Ж.Б.Леблон ( 1679-1719 ) разрабатывал проект двухэтажного дома “ для именитых “.” Образцовый проект “ напоминает хорошо сохранившийся летний дворец Петра I, который был построен Д.Трезини в 1710-1714 годах в летнем саду.
При всей
простоте “ образцовых “
_____________________
* Условная
граница в градостроительстве,
-7-
В сочетание
с архитектурой начинает применяться
декоративная скульптура, а в интерьерах
– живописное убранство. Создаются загородные
и пригородные резиденции с садами. Крупнейшими
сохранившимися до наших дней общественными
зданиями, созданными Д.Трезини, является
Петропавловский собор и здание Двенадцати
коллегий. Из-под свода Петровских ворот
четко вырисовывается Петропавловский
собор (1712-1733). Динамичный силуэт колокольни
собора, увенчанный высоким золоченым
шпилем и флюгером в виде ангела, поднимается
из-за стен крепости на 122 метра, став одной
из наиболее выразительных доминант в
панораме города на Неве. Собор ознаменовал
полное отступление от композиционной
традиционности русского храмостроения.
Собор для России был явлением новаторским.
По своему плану и виду он не похож на православные,крестово-