Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:11, реферат
Архитектура – явление производное от конкретной функциональной необходимости, зависящее как от строительно-технических возможностей(строительных материалов и конструкций), так и от эстетических представлений, определяемых художественными взглядами и вкусами народа, его творческими представлениями.
При восприятии произведений русской архитектуры независимо от времени их возведения и размеров, четко прослеживается соразмерность соотношений между человеком и зданием. Крестьянская изба, городской жилой дом, церковь или другое здание – все они человеческого масштаба, что придает русскому зодчеству гуманистический характер.
1.) Введение…………………………………………………………… 3
2.) Основная часть.
I.) Архитектура первой половины XVIII века: барокко…………… 4
II.) Архитектура барокко середины XVIII века…………………….. 9
III.) Предпосылки появления и развития классицизма…………….10
IV.) Архитектура раннего классицизма (1760-1780 гг.)…………....11
V.) Архитектура строгого классицизма (1780-1800 гг.)……………14
3.) Заключение……………………………………………………………17
4.) Список использованной литературы…………
На Васильевском острове формировался политический центр столицы и по проекту Д.Трезини возводится здание двенадцати коллегий (10 коллегий – органы государственного управления; сената и синода). Трехэтажное здание протяженностью 400 метров, состоит из двенадцати одинаковых корпусов с раздельными крышами и портиками, соединенные торцами. Все корпуса объединяет открытая аркада** с длинным коридором на втором этаже. По традиции петровского времени здание было окрашено в два цвета: кирпично-красный и белый. Первоначальная отделка интерьеров в виде лепного убранства сохранилось только в Петровском зале. Архитектурной ценностью того времени следует отметить дворец А.Д.Меньшикова (1710-1720 гг.). Трехъярусная ордерная система фасада с поярусными ритмичными рядами пилястр исходила из художественных принципов архитектуры итальянского Возрождения. Самым замечательным архитектурным наследием являются парадные комнаты, облицованные голландскими изразцами и парадная лестница с колоннами и пилястрами барочного ордера.
______________
*Пилон
(от греч. pylon,букв.-ворота,
**Аркада
(франц. arcade), ряд одинаковых арок, опирающихся
на колонны или столбы .
-8-
Применение
ордеров в архитектуре
В 1710 году Петр I издал указ, обязывающий вести застройку южного берега Финского залива. Возводятся дворцово-парковые ансамбли в Петергофе. К 1725 году возвели двухэтажный Нагорный дворец. В дальнейшем дворец подвергся перестройке и был расширен в середине XVIII века. Архитектором Растрелли.
В этот же период у самого залива был выстроен небольшой дворец, состоящий из нескольких помещений для Петра I и парадного зала – дворец Монплезир. Были построены павильон для уединения “Эрмитаж” и небольшой двухэтажный дворец “Марли”.
Помимо Петербурга велось строительство в Москве и других городах Российской империи. Вследствии пожара в Москве в 1699 году было запрещено возводить деревянные постройки на пожарищах.
Вместе с тем формальное художественное сближение архитектуры каменных зданий Москвы с западноевропейским зодчеством, начавшееся в концеXVII века стало еще более заметным в начале XVIII века. Примером этому могут служить: дворец Ф.Я.Лефорта на Яузе (1697-1699 гг.); Старый Монетный Двор (1697 г.); церковь Успения на Покровке (1695-1699 гг.); церковь Знамения в Дубровицах (1690-1704 гг.). Это свидетельствует о том, что отечественные зодчие знали ордерную тектоническую систему и могли искусно сочетать ордерные и иные элементы с русскими традиционными приемами. Примером такого сочетания может служить Лефортовский дворец в Немецкой слободе, выстроенный одним из московских архитекторов. Фасады дворцы разделены мерным ритмом пилястр большого коринфского ордена. По сторонам въездной арки их ритм меняется, и они формируют пилястровый портик с фронтоном. Плановая система в тоже время представляет собой композицию замкнутого каре, принятую на Руси для торговых и иных дворов.
В XVIII веке ордерная система стала обычным декоративным приемом для придания разнообразным сооружениям нарядного облика.
Об этом свидетельствует художественное решение главного въезда во двор
Арсенала (1702-1736 гг.) в Кремле, которое представляет собой искусную трансформацию ордеров в сочетании с обилием декоративных рельефных деталей. Замечательным по архитектуре и художественному значению в московском зодчестве является церковь Архангела Гавриила (1701- 1707 гг.), созданная архитектором И.П.Зарудным (1670-1727 гг.). Архитектор проявил великолепное мастерство в использовании систем ордеров. Несущая часть объемов церкви разработана с применением большого ордера, с которым сочетаются элегантные композиции портиков у входа из двух легких колонн
________
*Ризалит
(от итал. risalita – выступ), часть здания, выступающая
за осн. линию фасада; обычно расположены
симметрично по отн. к центральной оси
фасада.
-9-
коринфоргского ордера поддерживающих декоративно разработанный антаблемент с балюстрадой. Ордер в здании выражает тектонику экспозиции.
Новое
направление в церковном
Из Петербурга
в Москву были направлены архитекторы
И.A.Mордвинов и И.Ф.Мичурин (1700-1763).Они занимались составлением планов
Кремля, Китай-города и частично Белого
города в связи с переездом царского двора
в Москву и строительством по берегам
Яузы дворцов придворной знати.Мичуриным
в 1734-1739 был составлен план Москвы, представляющий
значительный градостроительный документ Москвы XVIII века.
II.) Архитектура барокко середины XVIII века.
В описываемый
период В.Н.Татищев и М.B.Ломоносов
закладывали основы отечественной исторической
науки. Русская наука и культура высокого,не
уступающего европейскому, уровня.
Россия
в середине XVIII века стала одной из самых
развитых европейских стран. Все это обуславливало
торжественно-декоративный облик дворцов
и храмов- основных типов монументальных
зданий в России в этот период. К самым
выдающимся архитекторам того времени
относятся воспитанники И.K.Kоробова-С.И.Чевакинский
и Д.В.Ухтомский. Крупнейшим архитектором
середины XVIII ввека является Ф.Б.Pасстрелли. Одновременно
с ним творили многие безвестные крепостные
архитекторы, живописцы,
В середине XVIII века
стиль барокко в России имел ярко выраженные
самобытные особенности благодаря преемственности
декоративных композиционных приемов русского
зодчества начала XVIII века. Нельзя не подчеркнуть
специфическую национальную особенность
архитектуры барокко в середине XVIII века
– полихромия фасадов, стены которых окрашены
в синие, красные, желтые и зеленые цвета.
Дополнением к этому служат пучки колонны, пилястры,
обрамленные окна. Характерной чертой
архитектурных произведений является
то, что группы зданий или корпусов зачастую
формируют замкнутый архитектурный ансамбль, раскрывающийся
лишь при проникновении внутрь его. В дворцовых
и церковных помещениях наряду с лепным живописным
убранством стен и потолков выполнялись
многоцветные узорчатые полы из разных
пород дерева. Плафонная живопись создает
иллюзию бесконечности поднимающегося
вверх зала, что подчеркивается парящими
в небе фигурами разной соразмерности, четко
отделяющими и разную отдаленность их
от зрителя. Стены парадных помещений
обрамлялись сложными профилированными
позолоченными тягами. Интересны приемы
планировки залов. Во дворцах они
-10-
расположены по принципу, согласно которому двери проходных залов на общей оси, причем их ширина иллюзорно увеличивается.
Императорские и усадебные дворцы создавались в единстве с садами и парками, которым присуще регулярная планировочная система с прямолинейными аллеями, подстриженной древесной растительностью и орнаментными цветниками. В данном разделе особо следует отметить о творениях обер архитектора Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771 гг.), творчество которого достигло апогея в 1740-1750 гг. К основным произведениям относятся: ансамбль Смольного монастыря в Петербурге; дворцы в Курляндии (Латвия), в Рундаве и Митаве (Елгава); дворцы елизаветинских вельмож М.И.Воронцова и С.Г.Строганова в Петербурге; императорские дворцы – Зимний в столице, Большой (Екатерининский) в Царском Селе (Пушкине), Большой дворец в Петергофе, Адреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве. Все они характеризуют стиль барокко середине XVIII века в России. Одновременно с Ф.Б.Растрелли работал архитектор Чевакинский С.И. (1713-1770 гг.). Наиболее замечательным творением Чевакинского С.И. сохранившимся до наших дней, было проектирование и постройка громадного двухэтажного Никольского военно-морского собора (1753-1762 гг.) в Петербурге. Учеником Чевакинского являлся будущий архитектор В.И.Баженов.
Крупнейшим
представителем Московского барокко
середины XVIII века был архитектор Ухтомский
Д.В. (1719-1774 гг.). Его творчество развертывалось
под влиянием художественных воззрений
и произведений Ф.Б.Растрелли, в частности
в Москве и Подмосковье: дворцов в кремле,
Аннегофе и Перове. До наших дней дошло
лишь одно произведение Ухтомского –
пятиярусная колокольня в Троицко-Сергиевской
лавре в Загорске.
III.) Предпосылки появления и развития классицизма.
В 1760-х
годах в России произошла смена
архитектурно-художественного
Для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы, логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония пропорций и широкое использование ордерной тектонической системы. Декоративный стиль барокко перестал соответствовать экономическим возможностям круга заказчиков, все расширяющегося засчет мелкопоместных дворян и купечества. Перестал он отвечать также изменившимся эстетическим воззрениям.
Развитие
архитектуры обусловлено
-11-
частновладельческих сооружений, зачастую государственного значения. К ним относились торговые постройки: гостиные дворы, рынки, ярмарочные комплексы, контрактовые дома, лавки, разнообразные складские сооружения. А также уникальные здания общественного характера – биржи и банки.
В городах
стали строить много казенных
административных зданий: губернаторские
дома, больницы, тюремные замки, казармы
для военных гарнизонов. Интенсивно развивались
культура и просвещение, что вызвало необходимость
в строительстве многих зданий, учебных
заведений,различных академий, институтов
– пансионатов для дворянских и мещанских
детей, театров и библиотек. Быстро росли
города, прежде всего засчет жилой застройки
усадебного типа. В условиях огромного
строительства,
IV.) Архитектура раннего классицизма (1760-1780 гг.).
Для руководства
повсеместной градостроительной