Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:29, творческая работа
Фирма «Зингер» планировала свой петербургский офис как первый в городе небоскрёб на американский манер. Однако по правилам высотного регламента в центре города запрещалось строить жилые здания выше Зимнего дворца (23,5 метра). Тогда архитектор Павел Сюзор создал иллюзию высотного здания, украсив его башней-фонарём с огромным стеклянным глобусом в виде земного шара. Шар-глобус являлся рекламой фирмы «Зингер» и олицетворял великий размах работы компании.
Санкт-Петербургский
государственный
Институт международных образовательных программ
Кафедра распределённых интеллектуальных систем
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема: «Модерн в архитектуре Санкт-Петербурга. Невский проспект»
Дисциплина: «История искусств»
Работу выполнила |
||
студентка гр. 4144/10 |
В.И. Быкова | |
Работу принял |
Н.А.Нарышкина |
«_____»________2012 г.
Санкт-Петербург
2012 г
Дом Зингера
Фирма «Зингер» планировала свой петербургский офис как первый в городе небоскрёб на американский манер. Однако по правилам высотного регламента в центре города запрещалось строить жилые здания выше Зимнего дворца (23,5 метра). Тогда архитектор Павел Сюзор создал иллюзию высотного здания, украсив его башней-фонарём с огромным стеклянным глобусом в виде земного шара. Шар-глобус являлся рекламой фирмы «Зингер» и олицетворял великий размах работы компании.
Само здание было выстроено в шесть этажей и седьмой мансардный. В отделке используются текучие, «органические» линии, интерьер украшен растительным орнаментом из кованой бронзы. Модерновый вид зданию придают громадные окна-витрины, затейливый силуэт купола угловой башни, богатая отделка, обилие стилизованной декоративной скульптуры на фасадах дома, которая была выполнена по моделям скульпторов А. Л. Обера и А. Г. Адамсона. Скульптуры символизируют прогресс и швейную индустрию: это девы-валькирии, одна из которых держит в руках веретено и швейную машинку, а другая – гарпун; это атрибуты Меркурия (Гермеса), мифологического бога торговли, – жезл, обвитый двумя змеями, и дорожная шляпа с крыльями. А стеклянный шар поддерживает скульптурная группа, символизирующая мореплавание.
Стоит отметить, что при
строительстве здания были использованы
различные технические
На стеклянном куполе Дома Зингера сидит, расправив крылья, орёл с американского герба. Интересна история его возникновения и сам факт его наличия. Во время первой мировой войны компанию «Зингер» стали обвинять в шпионаже. Название компании ассоциировалось у народа с Германией, хотя мало кто знал, что именно «Зингер» шила форму для российской армии. Тогда владельцы фирмы сдали нижний этаж здания под консульство США и стали всячески подчеркивать, что «Зингер» - это американская компания. Скорее всего, именно в этот период на куполе появился американский орёл. Интересно, что одноглавый орёл уцелел в 1917 году, когда по всему городу сносили символы самодержавия – орлов двуглавых. Таким образом, получалось, что самый высокий герб, парящий над Петербургом, был не русским двуглавым орлом, а американским. Правда, в 1920-е годы орёл все-таки таинственно исчез, восстановили его в наши дни реставраторы. Скульптуру воссоздали по фотографиям и чертежам начала XX века.
Обновленный во время последнего ремонта Дом Книги выглядит не менее богато, чем в начале прошлого столетия. Полностью воссоздана центральная лестница из каррарского мрамора. Ее реставрация обошлась в 1 млн. долларов. Снова нанесена «венецианская» штукатурка, а декоративные элементы выполнены с нанесением сусального золота.
В настоящее время Дом Книги размещен на трёх этажах. Торговая площадь магазина составляет 2800 кв. метров, в залах представлено более 100 тысяч наименований книг, которые распределены по разделам.
Чтобы не запутаться в таких просторах и быстро найти необходимую книгу, имеет смысл посмотреть план магазина на его официальном сайте. Кроме того, в Доме Книги работает специальная справочная служба и работники в залах.
Дом Книги на Невском проспекте вот уже 90 лет является самым крупным в городе книжным магазином. Его знает и ценит каждый петербуржец, его по праву можно назвать одним из символов культурной жизни Петербурга.
Магазин купцов Елисеевых
Дом был построен в 1902—1903 годах архитектором Гавриилом Васильевичем Барановским для магазина колониальных товаров торгового товарищества «Братья Елисеевы». Здание выделяется на фоне классической архитектуры Невского проспекта своими витражами, скульптурами и роскошью отделки.
В 1903 году Елисеев открыл
здесь свой фирменный магазин. Стиль
здания был призван показать богатство
товарищества и привлечь внимание потенциальных
покупателей. Витраж, покрывающий несколько
этажей, создает впечатление одной
громадной витрины. В вертикальном
угловом проеме расположены друг
над другом магазин и театр. Конструктивной
основой служит протокаркасная структура:
мощные пилоны и металлические балки.
На пилоны опираются плоские плиты
перекрытий и купольное завершение.
Боковой фасад прорезан высокими
прямоугольными проемами, а главный
почти полностью раскрыт
Черты модерна проявились
и в щедром использовании металла
для конструкций и декора, и
в сочетании розовой гранитной
облицовки с зеленью
Дом Мертенса
Первое здание на этом участке Невского проспекта было построено в 1740-х годах. Тогда оно принадлежало купцу Серебрякову. В 1847 году дом был перестроен по проекту А. Робена.
Здание строилось как торговый дом меховой фирмы купца Ф.Л. Мертенса и его наследников. Фирма обосновалась на этом месте ещё в 1870-х годах. А шикарный магазин шуб и мехов был возведён в 1911-1912 годах по проекту архитектора М.С. Лялевича, перестроившего предыдущее строение, расположенное на этом участке. Ренессансная аркада, увеличенная до размеров 5-этажного дома, выделяется даже в весьма разнообразной застройке Невского.
Зодчий соединил черты рационального модерна (обратите внимание на абрис железобетонных междуэтажных перекрытий, выведенных на фасад в просветах арок) с неоренессансом. Реальная стоечно-балочная конструкция колоссальных пролётов, и мыслимых-то лишь в железобетоне, противопоставлена воображаемой арочной - и в то же время полифонически совмещена с ней совершенно парадоксальным образом. Возникает яркий контраст монументальных ордерных форм и прозрачных плоскостей остекления. Богатая «венецианская» пластика архитектурных деталей и сочных орнаментов дополнена в замковых камнях фигурами титанов, оберегающих лис и медведей (скульптор С.С. Кузнецов). Белый медведь - торговый знак фирмы, его каменное изваяние украшает фонтан во дворе дома.
Старожилы утверждают, что ещё в блокаду он был действительно белым. Изображение белого медведя купец Мертенс выбрал как торговую марку своего торгового дома, где продавали меха и меховую одежду. Выбор кажется странным, если учесть, что мех белого медведя никогда не использовался в промышленных масштабах. Кроме того, лицо фирмы логичнее было поместить на фасаде дома вместо человеческих фигур и барашков. Так или иначе, но вот уже 90 лет этот странный медведь остаётся в тени прочих обитателей Невского проспекта. Несколько лет назад ему не повезло. Водитель не рассчитал и ударил Мишку. С тех пор фонтанчик переместился ещё ближе к застеклённой стене магазина одежды.
Тройная аркада Дома Мертенса замыкает перспективу Большой Конюшенной улицы и отчётливо видна на всём её протяжении. Так что замысел Лялевича включал ещё и точный градостроительный расчёт. Мариан Станиславович на зрелом этапе своего творчества полюбил тройные аркады. Этот приём стал знаком мастера. Аркады найдём мы и на особняке Покотиловой, и на закруглённом фасаде дома на Каменноостровском, и на Мичуринской. Своеобразная аркада выделяет дом на Пантелеймоновской. Но только на Невском проспекте эта композиция приобретает такую грандиозность и такой художественный замысел. Аркада Дома Мертенса в градостроительном отношении взаимодействует не только с Конюшенной улицей, но и перекликается с центральным ризалитом соседнего Строгановского дворца и арочной нишей костёла Св. Екатерины на противоположной стороне проспекта.
Поразительно, но это здание, возведённое в век стали и бетона, в котором использованы новейшие конструкции, где вообще «отменена» фасадная стена, превращённая в сплошную стеклянную «лоджию», возведено с сохранением старых стен (кроме лицевой). Причём не только всех брандмауэров по периметру, но и важнейших внутренних! А ведь по петербургской традиции эти стены наверняка включали в себя значительные объёмы кладки ещё елизаветинских времён (первый дом был здесь построен в 1740-х годах).
Крылатые Фортуны - богини удачи и преуспеяния, - балансируя каждая на своём неизменном шаре, осеняют магическими жезлами лавровый венок. Этот бронзовый рельеф, повторён трижды над входными порталами дома Мертенса. Один венчает вход в некогда знаменитый рыбный магазин. Два других - над входами в модный дом.
Ленинградцы знали
это необычное здание как Дом
моделей. Полное название - «Ленинградский
Дом моделей одежды». Это учреждение
было создано в 1944 году. Война ещё
не кончилась, но люди хотели красиво
одеваться - прежде всего. Конечно, женщины.
Они устали от войны: «сапоги, ну куда
от них денешься, и зелёные крылья погон». А
тут трофейные фильмы: «Большой вальс»,
«Девушка моей мечты».
В СССР всё было централизовано, и для
швейной отрасли Ленинграда был нужен
уже не просто Ленлегпромснаб и Леншвейсбыт,
а управление модой.
Дом моделей собрал
под своей крышей модельеров и
мастеров, которые разрабатывали
модели и целые направления для
швейных фабрик. Здесь создавались
выкройки и пилотные образцы, включая
все аксессуары. Делали не только pret-a-porte,
но и haute couture (после «оттепели» успешно
показывали коллекции за рубежом). Выпускались
свои издания. Быт 1950-х годов в
каждой семье включал мамины журналы
мод как непременную
В конце ХХ века на 3-м и 4-м этажах здания вспыхнул сильный пожар. Огонь удалось потушить, но скульптурное убранство одной из арок осталось местами оплавленным. Через несколько лет была проведена реставрация.
В 2000 году на аттике этого здания появилась надпись «ДОМ МЕРТЕНСА» - почти как до революции (тогда была «ДОМЪ МЕРТЕНСЪ»).
В середине 2008 года здание было отреставрировано и было отдано в аренду - в нём открылся флагманский магазин «Zara» в Санкт-Петербурге
К творческой работе прилагается презентация.