Модерн в архитектуре Санкт-Петербурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:29, творческая работа

Краткое описание

Фирма «Зингер» планировала свой петербургский офис как первый в городе небоскрёб на американский манер. Однако по правилам высотного регламента в центре города запрещалось строить жилые здания выше Зимнего дворца (23,5 метра). Тогда архитектор Павел Сюзор создал иллюзию высотного здания, украсив его башней-фонарём с огромным стеклянным глобусом в виде земного шара. Шар-глобус являлся рекламой фирмы «Зингер» и олицетворял великий размах работы компании.

Файлы: 1 файл

Творческая работа.docx

— 25.63 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  государственный политехнический  университет

Институт  международных образовательных  программ

Кафедра распределённых интеллектуальных систем

 

 

 

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема:  «Модерн в архитектуре  Санкт-Петербурга. Невский проспект»

Дисциплина: «История искусств»

 

 

Работу выполнила

   

студентка гр. 4144/10

 

                 В.И. Быкова

     

Работу принял

 

                 Н.А.Нарышкина 


 

 

  «_____»________2012 г.

 

Санкт-Петербург

2012 г 

Дом Зингера

Фирма «Зингер» планировала  свой петербургский офис как первый в городе небоскрёб на американский манер. Однако по правилам высотного  регламента в центре города запрещалось  строить жилые здания выше Зимнего  дворца (23,5 метра). Тогда архитектор Павел Сюзор создал иллюзию высотного  здания, украсив его башней-фонарём  с огромным стеклянным глобусом в  виде земного шара. Шар-глобус являлся  рекламой фирмы «Зингер» и олицетворял  великий размах работы компании.

Само здание было выстроено  в шесть этажей и седьмой мансардный. В отделке используются текучие, «органические» линии, интерьер украшен растительным орнаментом из кованой бронзы. Модерновый вид зданию придают громадные окна-витрины, затейливый силуэт купола угловой башни, богатая отделка, обилие стилизованной декоративной скульптуры на фасадах дома, которая была выполнена по моделям скульпторов А. Л. Обера и А. Г. Адамсона. Скульптуры символизируют прогресс и швейную индустрию:  это девы-валькирии, одна из которых держит в руках веретено и швейную машинку, а другая – гарпун; это атрибуты Меркурия (Гермеса), мифологического бога торговли, –  жезл, обвитый двумя змеями, и дорожная шляпа с крыльями. А стеклянный шар поддерживает скульптурная группа, символизирующая мореплавание.

Стоит отметить, что при  строительстве здания были использованы различные технические новшества. Так, впервые в России был применен металлический каркас, а крыша  здания автоматически очищалась  от снега при помощи пара.

На стеклянном куполе Дома Зингера сидит, расправив крылья, орёл с американского герба. Интересна  история его возникновения и  сам факт его наличия. Во время  первой мировой войны компанию «Зингер» стали обвинять в шпионаже. Название компании ассоциировалось у народа с Германией, хотя мало кто знал, что именно «Зингер» шила форму для  российской армии. Тогда владельцы  фирмы сдали нижний этаж здания под  консульство США и стали всячески подчеркивать, что «Зингер» - это американская компания. Скорее всего, именно в этот период на куполе появился американский орёл. Интересно, что одноглавый орёл уцелел в 1917 году, когда по всему городу сносили символы самодержавия – орлов двуглавых. Таким образом, получалось, что самый высокий герб, парящий над Петербургом, был не русским двуглавым орлом, а американским. Правда, в 1920-е годы орёл все-таки таинственно исчез, восстановили его в наши дни реставраторы. Скульптуру воссоздали по фотографиям и чертежам начала XX века.

Обновленный во время последнего ремонта Дом Книги выглядит не менее богато, чем в начале прошлого столетия. Полностью воссоздана центральная  лестница из каррарского мрамора. Ее реставрация обошлась в 1 млн. долларов. Снова нанесена «венецианская» штукатурка, а декоративные элементы выполнены  с нанесением сусального золота.

В настоящее время Дом  Книги размещен на трёх этажах. Торговая площадь магазина составляет 2800 кв. метров, в залах представлено более 100 тысяч наименований книг, которые  распределены по разделам.

Чтобы не запутаться в таких  просторах и быстро найти необходимую  книгу, имеет смысл посмотреть план магазина на его официальном сайте. Кроме того, в Доме Книги работает специальная справочная служба и  работники в залах.

Дом Книги на Невском проспекте  вот уже 90 лет является самым крупным  в городе книжным магазином. Его  знает и ценит каждый петербуржец, его по праву можно назвать  одним из символов культурной жизни  Петербурга.

 

 

 

 

 

Магазин купцов Елисеевых

Дом был построен в 1902—1903 годах архитектором Гавриилом Васильевичем Барановским для магазина колониальных товаров торгового товарищества «Братья Елисеевы». Здание выделяется на фоне классической архитектуры Невского проспекта своими витражами, скульптурами и роскошью отделки.

В 1903 году Елисеев открыл здесь свой фирменный магазин. Стиль  здания был призван показать богатство  товарищества и привлечь внимание потенциальных  покупателей. Витраж, покрывающий несколько  этажей, создает впечатление одной  громадной витрины. В вертикальном угловом проеме расположены друг над другом магазин и театр. Конструктивной основой служит протокаркасная структура: мощные пилоны и металлические балки. На пилоны опираются плоские плиты  перекрытий и купольное завершение. Боковой фасад прорезан высокими прямоугольными проемами, а главный  почти полностью раскрыт гигантской аркой. Арка – главный элемент  фасада. На фасаде установлены скульптуры А. Г. Адамсона «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука».

Черты модерна проявились и в щедром использовании металла  для конструкций и декора, и  в сочетании розовой гранитной  облицовки с зеленью металлических  деталей, и в контрасте мощных пилонов и легкого металлического декора, завершающего строение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дом Мертенса

Первое здание на этом участке Невского проспекта было построено в 1740-х годах. Тогда оно принадлежало купцу Серебрякову. В 1847 году дом был перестроен по проекту А. Робена. 

 Здание строилось как  торговый дом меховой фирмы купца Ф.Л. Мертенса и его наследников. Фирма обосновалась на этом месте ещё в 1870-х годах. А шикарный магазин шуб и мехов был возведён в 1911-1912 годах по проекту архитектора М.С. Лялевича, перестроившего предыдущее строение, расположенное на этом участке. Ренессансная аркада, увеличенная до размеров 5-этажного дома, выделяется даже в весьма разнообразной застройке Невского.

Зодчий соединил черты  рационального модерна (обратите внимание на абрис железобетонных междуэтажных перекрытий, выведенных на фасад в  просветах арок) с неоренессансом. Реальная стоечно-балочная конструкция  колоссальных пролётов, и мыслимых-то лишь в железобетоне, противопоставлена  воображаемой арочной - и в то же время полифонически совмещена  с ней совершенно парадоксальным образом. Возникает яркий контраст монументальных ордерных форм и прозрачных плоскостей остекления. Богатая «венецианская» пластика архитектурных деталей и сочных орнаментов дополнена в замковых камнях фигурами титанов, оберегающих лис и медведей (скульптор С.С. Кузнецов). Белый медведь - торговый знак фирмы, его каменное изваяние украшает фонтан во дворе дома.

 Старожилы утверждают, что ещё в блокаду он был действительно белым. Изображение белого медведя купец Мертенс выбрал как торговую марку своего торгового дома, где продавали меха и меховую одежду. Выбор кажется странным, если учесть, что мех белого медведя никогда не использовался в промышленных масштабах. Кроме того, лицо фирмы логичнее было поместить на фасаде дома вместо человеческих фигур и барашков. Так или иначе, но вот уже 90 лет этот странный медведь остаётся в тени прочих обитателей Невского проспекта. Несколько лет назад ему не повезло. Водитель не рассчитал и ударил Мишку. С тех пор фонтанчик переместился ещё ближе к застеклённой стене магазина одежды.

Тройная аркада Дома Мертенса замыкает перспективу Большой Конюшенной улицы и отчётливо видна на всём её протяжении. Так что замысел Лялевича включал ещё и точный градостроительный расчёт. Мариан Станиславович на зрелом этапе своего творчества полюбил тройные аркады. Этот приём стал знаком мастера. Аркады найдём мы и на особняке Покотиловой, и на закруглённом фасаде дома на Каменноостровском, и на Мичуринской. Своеобразная аркада выделяет дом на Пантелеймоновской. Но только на Невском проспекте эта композиция приобретает такую грандиозность и такой художественный замысел. Аркада Дома Мертенса в градостроительном отношении взаимодействует не только с Конюшенной улицей, но и перекликается с центральным ризалитом соседнего Строгановского дворца и арочной нишей костёла Св. Екатерины на противоположной стороне проспекта.

Поразительно, но это здание, возведённое в век стали и  бетона, в котором использованы новейшие конструкции, где вообще «отменена» фасадная стена, превращённая в сплошную стеклянную «лоджию», возведено с  сохранением старых стен (кроме лицевой). Причём не только всех брандмауэров по периметру, но и важнейших внутренних! А ведь по петербургской традиции эти стены наверняка включали в себя значительные объёмы кладки ещё елизаветинских времён (первый дом был здесь построен в 1740-х  годах).

Крылатые Фортуны - богини удачи и преуспеяния, - балансируя каждая на своём неизменном шаре, осеняют  магическими жезлами лавровый венок. Этот бронзовый рельеф, повторён трижды над входными порталами дома Мертенса. Один венчает вход в некогда знаменитый рыбный магазин. Два других - над  входами в модный дом. 

Ленинградцы знали  это необычное здание как Дом  моделей. Полное название - «Ленинградский Дом моделей одежды». Это учреждение было создано в 1944 году. Война ещё  не кончилась, но люди хотели красиво  одеваться - прежде всего. Конечно, женщины. Они устали от войны: «сапоги, ну куда от них денешься, и зелёные крылья погон». А тут трофейные фильмы: «Большой вальс», «Девушка моей мечты».  
В СССР всё было централизовано, и для швейной отрасли Ленинграда был нужен уже не просто Ленлегпромснаб и Леншвейсбыт, а управление модой.

Дом моделей собрал под своей крышей модельеров и  мастеров, которые разрабатывали  модели и целые направления для  швейных фабрик. Здесь создавались  выкройки и пилотные образцы, включая  все аксессуары. Делали не только pret-a-porte, но и haute couture (после «оттепели» успешно  показывали коллекции за рубежом). Выпускались  свои издания. Быт 1950-х годов в  каждой семье включал мамины журналы  мод как непременную составляющую. 

В конце ХХ века на 3-м и 4-м этажах здания вспыхнул сильный пожар. Огонь удалось  потушить, но скульптурное убранство  одной из арок осталось местами оплавленным. Через несколько лет была проведена  реставрация. 

В 2000 году на аттике этого здания появилась надпись  «ДОМ МЕРТЕНСА» - почти как до революции (тогда была «ДОМЪ МЕРТЕНСЪ»).

В середине 2008 года здание было отреставрировано и было отдано в аренду - в нём открылся флагманский магазин «Zara» в  Санкт-Петербурге

 

 

К творческой работе прилагается презентация.

 


Информация о работе Модерн в архитектуре Санкт-Петербурга