Стиль модерн в архитектуре Нижнего Новгорода

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 23:14, доклад

Краткое описание

В Нижний Новгород модерн пришел на рубеже столетий. В это время налицо был кризис эклектики, все более обнаруживалось ее несоответствие потребностям времени. В России уже получило развитие производство новых строительных материалов и конструкций, появлялись новые типы зданий и сооружений, которые все менее нуждались в пышных декоративных одеждах.

Файлы: 1 файл

Стиль модерн в архитектуре Нижнего Новгорода.docx

— 1.30 Мб (Скачать)

Стиль модерн в архитектуре  Нижнего Новгорода.

 

В  Нижний  Новгород  модерн  пришел  на  рубеже  столетий.  В  это время  налицо был кризис эклектики, все  более обнаруживалось ее несоответствие потребностям времени. В России уже  получило развитие производство новых  строительных материалов и конструкций, появлялись новые типы зданий и сооружений, которые все менее нуждались  в пышных декоративных одеждах.

Здания, выполненные в модерне в Нижнем Новгороде, представляют отдельные  единичные вкрапления или фрагменты  в сплошной, в основном эклектичной, застройке рассматриваемого периода. Нижний Новгород по-своему генерировал  самобытность, создавая местную вариацию модерна. Тип свободной постановки зданий в модерне здесь достаточно редок, так как историческая среда, особенно центральной его части, составлена сплошной, зачастую брандмауэрной, застройкой. Тем не менее постройки нижегородского модерна стали заметной составляющей архитектурного облика многих улиц и переулков. Они органично вошли в историческую ткань города.

Для модерна  как нового стилистического направления  было характерно  стремление  к  известной  целостности  всей  композиции,  и отсюда поиски выразительной  объемно-пространственной формы, которая, в свою очередь, строилась на продуманной  организации внутренних функциональных пространств. Хотя модерн имел антиэклектическую направленность,    он    был    связан    с    предыдущим    этапом    развития архитектуры, он воспринял все его достижения.

Модерн  декларативно отказывается от элементов, присущих архитектурным стилям прошлого, его мастера ищут новую трактовку  архитектурных  деталей,  в  частности  опираясь  на  пластические возможности  новых строительных материалов. Отвергая историзм, модерн открывает  дорогу  живописным  композициям,  предоставляет  широкие возможности   индивидуальному   творчеству   и   фантазии.   Он   первым нарушил статическое впечатление от архитектурной формы, господствовавшее  в  эклектике,  привнеся  в  архитектуру  идею непрерывного движения, пульсирующего ритма, эмоционального начала.

Появление   декоративного   модерна   в   Нижнем   Новгороде   было связано  с реконструкцией доходного дома коридорного типа с магазинами в  первом  этаже  (ул.  Маяковского,  2),  принадлежавшего  Городскому обществу. Проект реконструкции в 1896 г. выполнил архитектор В. Лемке. Архитектура его копирует образцы австрийского модерна: симметричный фасад построен по классической схеме с пилястрами и антаблементом и украшен    античными    женскими    масками,    лентами,    растительным орнаментом. В том же стиле выдержаны интерьеры главных помещений. Наблюдается явное противоречие между асимметричной планировкой внутренних помещений и симметричностью фасада. Архитектура этого здания представляет собой сочетание эклектики и западного модерна.

В 1902-1904 гг. в городе было построено сразу  несколько крупных общественных зданий, архитектура которых носит  характерные черты модерна, Дом  трудолюбия, Народный дом.

 

 

 

Рис. 1. Здание Народного  дома

 

В это  же время строится и клуб инженеров  и служащих Сормовского завода. Несмотря на почти одновременное сооружение зданий, их архитектура отличалась по своей творческой направленности. Клуб  инженеров  и  служащих  построен  в  1901-1903  гг.  на центральной площади Сормова. Фасад клуба, обращенный в сторону площади,   решен   в    духе    раннего    декоративного   модерна.    Облик трехэтажного здания не повторяет традиционных форм. Несмотря на наличие симметрии, здесь создается ощущение движения. Общая композиция фасада клуба четкая и простая. Детали носят явный характер модерна: криволинейный карниз, орнаментальный пояс между  вторым  и  третьим  этажами,  балконные  решетки.  Целостность фасада несколько нарушает вход: он измельчен, и формы его несозвучны

фасаду в целом.

 

 

 

Рис.2. Клуб инженеров  и служащих

 

Оригинальностью и крупномасштабностью отличается архитектура двухэтажного жилого дома и конюшен С. Рукавишникова, построенных  архитектором   Л.   Полтановым   (ул.   Семашко,   9).   Торцовый   фасад крестообразных в плане конюшен имеет необычный вид полуовала, образованный  сводчатым  покрытием  также  овальной  формы.  Такой  же полуовал есть в боковом фасаде, прорезанном невысокими полуциркульными  окнами  с  короткими  полуколоннами  в  простенках.

Необычный вид фасадов, их пластичность, крупные  сочные детали делают облик здания неповторимым и легко запоминающимся. В архитектуре рядом стоящего жилого дома автор проекта также  использовал крупные криволинейные  формы, чем в известной степени  добился единства всего микроансамбля.

Трехэтажное здание банка Рукавишниковых стоит  в плотном ряду домов на ул. Маяковского – дом № 23. Оно было построено в 1908 г. по проекту одного из крупнейших представителей модерна московского архитектора Ф. Шехтеля.

Романтическая ветвь модерна наиболее ярко выражена в четырех постройках: банке Рукавишниковых (1913-1916 гг., архит. Ф. Шехтель) на Нижневолжской набережной, 11, двух портовых павильонах на той же набережной (1912 г., архит. Н. Вешников), домах № l6 и № 19 в здании частной клиники на ул. Свердлова. 40 (автор неизвестен). Архитектура их напоминает архитектуру готических и романских построек средневековья.

Наиболее  ярким  представителем декоративного модерна в Н.Новгороде был архитектор С. Левков, активно работавший здесь в 1903-1912 гг. и построивший в этом стиле много как кирпичных, так и деревянных домов. Характерными для его творчества являются доходные дома Д. Казанского – № 2 и № 4 на Театральной площади (1907-1908 гг.). Планировка трехэтажного дома № 41 с полуподвалом рациональна и удобна. Композиция симметричного фасада выявляет внутреннее проявление во внешних формах: полукруглый эркер определяет положение главных комнат, а балконы – спален, часть фасада украшена лепным растительным орнаментом.

 

Анализ лучших сооружений в стиле рационального модерна  показывает, что в них наблюдается  единство утилитарной и художественной формы, соответствий внешнего облика внутренней структуре, а также предусматривается  возможность обозрения их с точек, в наибольшей  степени  выявляющих  объемно-пространственное  решение здания. Именно эти качества позволяют рассматривать модерн как первый этап развития рациональной архитектуры новейшего времени. Однако в массовом строительстве многие принципы, декларированные модерном, нарушались. Выявились также и другие недостатки названного стиля. Постоянное обновление форм, характерное для модерна, не позволяло создать  стилевую  традицию,  затрудняло  унификацию  строительных деталей  и  организацию  их  промышленного  изготовления,  тормозило развитие технологии строительного производства. В нижегородских зданиях стиля модерн практически не использовались приемы включения в их архитектуру живописных произведений, объединения пространств с помощью металлических решеток. Несмотря на стилевую целостность отдельных зданий, почти полностью отсутствует визуальная связь между ними, что затрудняет, а порою делает невозможным создание ансамблей.

Сложившаяся сеть улиц с плотной периметральной обстройкой кварталов затрудняла всестороннюю обозреваемость зданий и способствовала развитию «фасадничества», т. е. архитектурного оформления только главного фасада, нарушению принципа соответствия внешних форм внутреннему содержанию. По существу,модерн носил характер поиска, эксперимента, иногда и не дававшего прямых положительных результатов. Все это привело к кратковременности его существования, и все-таки в Н. Новгороде модерн не только получил широкое распространение, но и представлен многими образцами высокого качества.

 

 Название: Сборник трудов аспирантов и магистрантов. Архитектура. Науки о Земле. Экология - сборник (С.В. Соболь, Н.Д. Жилина)


Информация о работе Стиль модерн в архитектуре Нижнего Новгорода