Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 23:14, доклад
В Нижний Новгород модерн пришел на рубеже столетий. В это время налицо был кризис эклектики, все более обнаруживалось ее несоответствие потребностям времени. В России уже получило развитие производство новых строительных материалов и конструкций, появлялись новые типы зданий и сооружений, которые все менее нуждались в пышных декоративных одеждах.
Стиль модерн в архитектуре Нижнего Новгорода.
В Нижний Новгород модерн пришел на рубеже столетий. В это время налицо был кризис эклектики, все более обнаруживалось ее несоответствие потребностям времени. В России уже получило развитие производство новых строительных материалов и конструкций, появлялись новые типы зданий и сооружений, которые все менее нуждались в пышных декоративных одеждах.
Здания, выполненные в модерне в Нижнем Новгороде, представляют отдельные единичные вкрапления или фрагменты в сплошной, в основном эклектичной, застройке рассматриваемого периода. Нижний Новгород по-своему генерировал самобытность, создавая местную вариацию модерна. Тип свободной постановки зданий в модерне здесь достаточно редок, так как историческая среда, особенно центральной его части, составлена сплошной, зачастую брандмауэрной, застройкой. Тем не менее постройки нижегородского модерна стали заметной составляющей архитектурного облика многих улиц и переулков. Они органично вошли в историческую ткань города.
Для модерна как нового стилистического направления было характерно стремление к известной целостности всей композиции, и отсюда поиски выразительной объемно-пространственной формы, которая, в свою очередь, строилась на продуманной организации внутренних функциональных пространств. Хотя модерн имел антиэклектическую направленность, он был связан с предыдущим этапом развития архитектуры, он воспринял все его достижения.
Модерн декларативно отказывается от элементов, присущих архитектурным стилям прошлого, его мастера ищут новую трактовку архитектурных деталей, в частности опираясь на пластические возможности новых строительных материалов. Отвергая историзм, модерн открывает дорогу живописным композициям, предоставляет широкие возможности индивидуальному творчеству и фантазии. Он первым нарушил статическое впечатление от архитектурной формы, господствовавшее в эклектике, привнеся в архитектуру идею непрерывного движения, пульсирующего ритма, эмоционального начала.
Появление декоративного модерна в Нижнем Новгороде было связано с реконструкцией доходного дома коридорного типа с магазинами в первом этаже (ул. Маяковского, 2), принадлежавшего Городскому обществу. Проект реконструкции в 1896 г. выполнил архитектор В. Лемке. Архитектура его копирует образцы австрийского модерна: симметричный фасад построен по классической схеме с пилястрами и антаблементом и украшен античными женскими масками, лентами, растительным орнаментом. В том же стиле выдержаны интерьеры главных помещений. Наблюдается явное противоречие между асимметричной планировкой внутренних помещений и симметричностью фасада. Архитектура этого здания представляет собой сочетание эклектики и западного модерна.
В 1902-1904 гг. в городе было построено сразу несколько крупных общественных зданий, архитектура которых носит характерные черты модерна, Дом трудолюбия, Народный дом.
Рис. 1. Здание Народного дома
В это же время строится и клуб инженеров и служащих Сормовского завода. Несмотря на почти одновременное сооружение зданий, их архитектура отличалась по своей творческой направленности. Клуб инженеров и служащих построен в 1901-1903 гг. на центральной площади Сормова. Фасад клуба, обращенный в сторону площади, решен в духе раннего декоративного модерна. Облик трехэтажного здания не повторяет традиционных форм. Несмотря на наличие симметрии, здесь создается ощущение движения. Общая композиция фасада клуба четкая и простая. Детали носят явный характер модерна: криволинейный карниз, орнаментальный пояс между вторым и третьим этажами, балконные решетки. Целостность фасада несколько нарушает вход: он измельчен, и формы его несозвучны
фасаду в целом.
Рис.2. Клуб инженеров и служащих
Оригинальностью
и крупномасштабностью
Необычный
вид фасадов, их пластичность, крупные
сочные детали делают облик здания
неповторимым и легко запоминающимся.
В архитектуре рядом стоящего
жилого дома автор проекта также
использовал крупные
Трехэтажное здание банка Рукавишниковых стоит в плотном ряду домов на ул. Маяковского – дом № 23. Оно было построено в 1908 г. по проекту одного из крупнейших представителей модерна московского архитектора Ф. Шехтеля.
Романтическая ветвь модерна наиболее ярко выражена в четырех постройках: банке Рукавишниковых (1913-1916 гг., архит. Ф. Шехтель) на Нижневолжской набережной, 11, двух портовых павильонах на той же набережной (1912 г., архит. Н. Вешников), домах № l6 и № 19 в здании частной клиники на ул. Свердлова. 40 (автор неизвестен). Архитектура их напоминает архитектуру готических и романских построек средневековья.
Наиболее ярким представителем декоративного модерна в Н.Новгороде был архитектор С. Левков, активно работавший здесь в 1903-1912 гг. и построивший в этом стиле много как кирпичных, так и деревянных домов. Характерными для его творчества являются доходные дома Д. Казанского – № 2 и № 4 на Театральной площади (1907-1908 гг.). Планировка трехэтажного дома № 41 с полуподвалом рациональна и удобна. Композиция симметричного фасада выявляет внутреннее проявление во внешних формах: полукруглый эркер определяет положение главных комнат, а балконы – спален, часть фасада украшена лепным растительным орнаментом.
Анализ лучших сооружений в стиле рационального модерна показывает, что в них наблюдается единство утилитарной и художественной формы, соответствий внешнего облика внутренней структуре, а также предусматривается возможность обозрения их с точек, в наибольшей степени выявляющих объемно-пространственное решение здания. Именно эти качества позволяют рассматривать модерн как первый этап развития рациональной архитектуры новейшего времени. Однако в массовом строительстве многие принципы, декларированные модерном, нарушались. Выявились также и другие недостатки названного стиля. Постоянное обновление форм, характерное для модерна, не позволяло создать стилевую традицию, затрудняло унификацию строительных деталей и организацию их промышленного изготовления, тормозило развитие технологии строительного производства. В нижегородских зданиях стиля модерн практически не использовались приемы включения в их архитектуру живописных произведений, объединения пространств с помощью металлических решеток. Несмотря на стилевую целостность отдельных зданий, почти полностью отсутствует визуальная связь между ними, что затрудняет, а порою делает невозможным создание ансамблей.
Сложившаяся сеть улиц с плотной периметральной обстройкой кварталов затрудняла всестороннюю обозреваемость зданий и способствовала развитию «фасадничества», т. е. архитектурного оформления только главного фасада, нарушению принципа соответствия внешних форм внутреннему содержанию. По существу,модерн носил характер поиска, эксперимента, иногда и не дававшего прямых положительных результатов. Все это привело к кратковременности его существования, и все-таки в Н. Новгороде модерн не только получил широкое распространение, но и представлен многими образцами высокого качества.
Название: Сборник трудов аспирантов и магистрантов. Архитектура. Науки о Земле. Экология - сборник (С.В. Соболь, Н.Д. Жилина)
Информация о работе Стиль модерн в архитектуре Нижнего Новгорода