Архитектура Екатеринбурга 18-19 веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:14, реферат

Краткое описание

Конец XVIII и первая половина XIX в.— яркий период для Екатеринбурга в градостроительном отношении. Возрастает его административное значение как «столицы» Урала. В 1807 г. Екатеринбург объявлен «горным городом», а в 1826 г. сюда переводится все горное правление из Перми.
Российская Академия художеств к этому времени подготовила не мало архитекторов, которые направлялись работать в различные районы страны. Около шестидесяти зодчих работали на уральских заводах в должностях «заводских» архитекторов.

Оглавление

Введение
Архитектура Екатеринбурга 18-19 вв
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

архитектура екат.docx

— 616.71 Кб (Скачать)

                                       Содержание: 

Введение………………………………………………………………..….3

 Архитектура Екатеринбурга  18-19 вв……………………………....…4   

Заключение…………………………………………………………….…11 

Список  литературы……………………………………………………..12

Приложения……………………………………………………………...13     

 

                                             Введение

Конец XVIII и первая половина XIX в.—  яркий период для Екатеринбурга  в градостроительном отношении. Возрастает его административное значение как «столицы» Урала. В 1807 г. Екатеринбург объявлен «горным городом», а в 1826 г. сюда переводится все горное правление  из Перми.

Этот период характерен для Екатеринбурга  и многих других уральских городов-заводов  развитием каменного строительства, перестройкой заводов с деревянных на каменные, формированием архитектурного облика их центров. Все это обусловливалось общим развитием архитектурно-строительного дела в России и ростом городов-заводов. Перестройка заводских зданий с деревянных на каменные совпала с общим прогрессом техники на уральских заводах — внедрением паровых машин, пудлингового производства, совершенствованием воздуходувных устройств, созданием механических мастерских и т. п. Планировка и объемные решения новых каменных зданий с металлическими покрытиями способствовали этому прогрессу.

Российская Академия художеств  к этому времени подготовила  не мало архитекторов, которые направлялись работать в различные районы страны. Около шестидесяти зодчих работали на уральских заводах в должностях «заводских» архитекторов.

 

 

 

 

                          1. Архитектура Екатеринбурга

В конце XVIII в. в Екатеринбурге работали архитекторы С. Хвостов, С. Колокольников, И. Николаев. Наиболее выдающимся зодчим екатеринбургских заводов этого времени был М. П. Малахов (род. 1781 г.). Он окончил академию с аттестатом первой степени со шпагой. В 1815 г. после работы в качестве архитектора в Оренбурге Малахов «по объявленному желанию» зачисляется архитектором на екатеринбургские заводы. В течение 27 лет, т. е. до конца своей жизни (1842 г.), М. П. Малахов проектировал и строил не только для Екатеринбурга, но и для других городов и заводов. Он был экспертом многих проектов и построек и с этой целью выезжал на Златоустовский, Боткинский, Каменский и другие заводы. В Екатеринбурге М. П. Малахов создал архитектурную школу, работы его учеников и помощников 3. Гуляева, И. Галкина, Ф. Пролубникова отличались высоким архитектурным мастерством.

В 1822—1832 гг. М. П. Малахов работал  в тесном контакте с архитектором Пермского горного правления  И. И. Свиязевым, который принимал участие в строительстве зданий в Екатеринбурге. После отъезда И. И. Свиязева в Петербург на должность архитектора уральских заводов назначается М. П. Малахов. В этот период проектирование и строительство на нижне-тагильских заводах возглавлял талантливый архитектор А. 3. Комаров. Эти выдающиеся русские зодчие были основоположниками промышленной архитектуры на Урале. По их проектам и под их руководством построены многочисленные цехи и целые заводы, монументальные здания центров городов. Ими были выработаны практические правила строительства цехов и заводов, основанные на строгой технологической схеме, передовых по тому времени методах строительства, экономике.

И. И. Свиязев писал, что «цель горнозаводских сооружений есть, без всякого сомнения, польза — необходимость, и поэтому главнейшие их условия: 1—прочность и экономичность, 2 — вместительность, 3 — удобность и 4 — правильность». Именно на этих принципах и была основана вся творческая деятельность архитектора М. П. Малахова.

М. П. Малахов прибыл в Екатеринбург в то время, когда здесь необходимо было построить много зданий, вести  борьбу за осуществление «высочайше опробованного» в 1804 г. плана города. Начиная с 1770-х гг., как известно, в России проводилась большая работа по разработке генеральных планов многих городов, в том числе и ряда городов Урала. К концу XVIII в. составлен был и первый генеральный план Екатеринбурга. Нет сомнения в том, что разработка проекта осуществлялась работавшими в конце века в Екатеринбурге архитекторами И. Н. Николаевым и С. А. Колокольниковым. В 1804 г. генеральный план Екатеринбурга, очевидно, был доработан комиссией, занимавшейся составлением генеральных планов городов в Петербурге, подписан одним из руководителей этой комиссии архитектором Гесте и утвержден императором. Этот генеральный план — первый план, утвержденный - правительством.

Генеральным планом Екатеринбурга  решались вопросы значительного  увеличения территории города, упорядочения застройки, особенно на его окраинах. При этом планом предлагалась строгая  прямоугольная сетка с 335 кварталами. План города имел прямоугольную форму. Длинная сторона его простиралась вдоль Исети, по направлению север  — юг. Центром города оставалась старая его часть. Важной особенностью нового плана были реконструкция  и расширение Главного проспекта (современный  проспект Ленина), а также создание ряда новых площадей: Сенной, Хлебной  и др.

Как уже упоминалось, к 1743 г. западная сторона крепости приобрела форму  ломаной линии, что повлекло за собой  застройку прилегающей к ней  части города по радиальной схеме. Примеры, когда крепость своей конфигурацией определяла систему планировки города, мы наблюдаем во многих русских городах. Но в Екатеринбурге начавшаяся радиальная застройка в северо-западной части города не была вызвана жизненной необходимостью, она нарушала уже принятую прямоугольную систему. Поэтому в новом генеральном плане она частично сохранялась только в густо застроенных кварталах. Таким образом, генеральный план 1804 г. — важный документ, составленный на реальной основе с учетом особенностей, определивших дальнейшее развитие города.

При проведении в жизнь нового плана  велась борьба между застройщиками  и главной конторой екатеринбургских заводов. Мещане, полицейские приставы, заводчики пытались самовольно строить  дома «в неположенных по плану местах». Дело доходило до применения административных мер и даже сноса построенных  домов. Особенно строго обходились с  нарушителями правил застройки на Главном  проспекте.

Ко многим документам того времени, связанным с осуществлением строгой  градостроительной дисциплины, прилагались  выкопировки из генерального плана, подписанные архит. М. П. Малаховым. Это свидетельствует о его роли в проведении градостроительных мероприятий. М. П. Малахову принадлежат дальнейшее исправление и разработка генерального плана города, который был утвержден 23 марта 1845 г. после смерти зодчего.

К 1807 г. население города составляло 10 023 чел., в 1820 г.—13026, в 1836 г.—14973, а в 1851 г.—15471 чел.

  Застройка города состояла в основном из одноэтажных деревянных домов, расположенных поквартально и обращенных фасадом на улицы. Кварталы, вытянутые в направлении с севера на юг, имели дома с хорошей ориентацией по странам света, а также удобные индивидуальные участки. Дома разрешалось строить только по проектам. Особое внимание обращалось на внешний вид фасадов по главным улицам. Контора екатеринбургских заводов затребовала из Петербурга «высочайше утвержденные для частных строений фасады».

Среди деревянной застройки стали  появляться каменные одноэтажные и  двухэтажные дома заводовладельцев, золотопромышленников, административные и заводские здания. Силуэт завершали церкви, акцентирующие наиболее важные планировочные узлы города.

К числу замечательных творений уральских зодчих первой половины XIX в. можно отнести монументальный ансамбль бывшего дома Л. И. Расторгуева, ныне Дворец пионеров. Имя строителя  этого здания, к сожалению, до сего времени документально установить не удалось. Комплекс усадьбы состоит  из главного корпуса, флигелей и ворот  с красивыми коваными решетками. Все это дополнено парком, расположенным  на живописном рельефе, прудом, лестницами и беседками. Использование классических композиционных приемов и архитектурных  форм выразилось в своеобразном решении  общей композиции комплекса зданий, постановке их на высоком рельефе, необычной  трактовке портиков, в хорошо найденных  пропорциях целого и деталей. Не имеют  аналогии и ворота ансамбля, отличающиеся новизной композиции и изяществом. Впоследствии здесь был построен еще корпус, характер архитектуры  которого свидетельствует о несомненном  участии в его проектировании и строительстве архитектора  М. П. Малахова.

К работам М. П. Малахова относится  комплекс больницы Верх-Исетского завода, состоящий из четырех небольших корпусов. Эти здания имели четкую планировку с прямоугольными помещениями хороших пропорций. Центральный корпус украшен восьмиколонным портиком коринфского ордера с оригинальными окнами на боковых фасадах и купольным завершением. Прямоугольные в плане боковые корпуса с портиками дорических колонн, фронтонами и куполами вместе с центральным корпусом составляли единый архитектурный ансамбль. Все корпуса соединялись оградой с решетками художественного чугунного литья. Комплекс имел трехчастную композицию, характерную для крупных произведений архитектуры русского классицизма и особенно для произведений московских архитекторов О. И. Бове, Д. И. Жилярди и А. Г. Григорьева. Здание больницы построено по проекту, который разработан М. П. Малаховым как типовой. На проекте указано, что госпиталь рассчитан на 36 больных (для двух заводов). М. П. Малахов — автор главной горной аптеки (ныне Дом областных организаций общества «Знание» и Союза писателей, строительство 1820—1821 гг.), жилого дома, гранильной фабрики, дома главного горного начальника, реконструировал здание горного правления. В здании горного правления (ныне консерватория) М. П. Малахов надстроил третий этаж, украсив его четырехколонными портиками с фронтонами, балконами и красивыми решетками художественного чугунного литья. Это здание — составная часть большого ансамбля нынешней площади им. 1905 года.

Из крупных зданий этого периода  необходимо отметить контору Верх-Исетского завода, бывший дом Рязанова, дом главного начальника уральских заводов, дом на Сенной площади. Контора на Верх-Исетском заводе была запроектирована в таком виде, как она выглядит в настоящее время (если не считать перестройки). Найденный в архиве подробный план завода свидетельствует о том, что здание по замыслу архитектора состояло из центрального и двух боковых двухэтажных объемов, соединенных одноэтажными частями. Особенностями его являются своеобразное сочетание ионического и дорического ордеров, а также их смелая трактовка применительно к композиции конкретного здания. Капители и базы колонн, розетки отлиты из чугуна с высоким художественным мастерством.

Художественное чугунное литье  широко применялось в архитектуре  Урала, особенно в первой половине XIX в. Производством его занимались многие чугунолитейные заводы, в том  числе Каменский, Верх-Исетский и знаменитый Каслинский завод.

Важными архитектурными элементами города, располагавшегося на р. Исети и ее притоках, были мосты. К 1801г. было построено  четырнадцать деревянных мостов, в  последующие годы сооружались каменные мосты через р. Ольховку (1860 г.), а  также через р. Исеть (1847 г.) вблизи монетного двора (ныне ул. Малышева). В 1890 г. по проекту архитекторов Р. И. Карвовского и С. С. Козлова выстроен каменный так называемый Александровский мост через р. Исеть.

Значительного успеха по сравнению  с XVIII в. достигла и строительная техника. Стены зданий стали возводить  меньшей толщины, применяя в них  металлические связи. Широкое распространение  получили металлические конструкции.

Большинству значительных по своей  величине и архитектуре зданий правильно  найдено место в городе, они  окружены зеленью, которая хорошо сочетается с белизной их колонн. Например, дом  Харитонова поставлен на самой высокой  отметке центра города; дом главного начальника — на изгибе городского пруда; контора Верх-Исетского завода своим главным фасадом обращена к пруду; здание аптеки — к площади и т. п. Удачное размещение зданий позволяло воспринимать их из многих точек, и этим самым создавалось впечатление архитектурного единства города.

Застройка города с прямыми улицами  и площадями, умелая постановка зданий и сооружений, использование рельефа  и водных пространств прудов характерны не только для Екатеринбурга первой половины XIX в., но и для ряда других уральских городов-заводов. Это было и общим явлением для многих городов России как итог градостроительных работ, начавшихся в конце XVIII в.

Англичанин Мурчисон, посетивший в 1840 г. Урал, в том числе и Екатеринбург, писал: «Ни одно географическое или статистическое сочинение не может передать ясного понятия о блестящем состоянии этих средоточий промышленности, каждое из них более населено и находится в более цветущем состоянии, нежели многие города, обозначенные на карте крупными буквами».

К 1840 г. время подъема архитектуры  Екатеринбурга заканчивается. С 1840 г. архитектором Екатеринбургского  округа назначается Э. X. Сарториус, получивший в 1835 г. в Академии художеств звание свободного художника за проект загородного помещичьего дома. Сарториус прослужил до 1846 г. и построил ряд зданий на екатеринбургских заводах, в том числе большой пристрой к механической фабрике.

Архитектора Э. X. Сарториуса сменил А. Н. Спиринг, которому принадлежат облицовка гранитом набережной правой части пруда и постройка госпиталя.

С 1841 г. работает архитектор К- Г. Турский, который был членом строительного комитета уральских заводов в период с 1847 по 1883 г.

К 60-м годам XIX столетия в Екатеринбурге  построено еще несколько зданий, в том числе театр (в октябре 1847 г. в нем состоялась первая постановка). Облик этих сооружений свидетельствует  о начале упадка архитектуры классицизма  на Урале, вырождении лучших ее традиций и появлении эклектики.

 

                                                Заключение

Итак, первая половина XIX в.— период большого по тому времени подъема  архитектуры Екатеринбурга. Наряду с возрастанием его экономического и культурного значения город  резко увеличивается в размерах; планировка приобретает четкую регулярную систему; оформляются главные магистрали и площади; в центре города строятся монументальные каменные здания. Лучшие из них обращены к Городскому пруду  — ядру современного общественного  центра Свердловска, помогают формировать  его объемно-пространственную композицию, сохраняющую своеобразные, индивидуальные черты уральского города.

Информация о работе Архитектура Екатеринбурга 18-19 веков