Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:08, реферат
В конце XIX в начале XX в. в появляется совершенно новый современный стиль – модерн. Основной признак – декоративность; основной мотив – вьющееся растение; основной принцип – уподобление рукотворной формы природной и наоборот. Появляется органическое слияние конструктивных и декоративных элементов. Фасады домов были несимметричны.
Содержание :
Введение
Что такое «модерн»?
Основные характеристики модерна и его влияние на архитектуру.
Главные основоположники модерна.
Модерн в России.
Заключительное слово.
Список литературы
Московский архитектурный институт
государственная
академия
Реферат на тему:
«Философские
основы архитектуры модерна.»
Содержание :
В конце
XIX в начале XX в. в появляется совершенно
новый современный стиль –
модерн. Основной признак – декоративность;
основной мотив – вьющееся растение;
основной принцип – уподобление
рукотворной формы природной
и наоборот. Появляется органическое
слияние конструктивных и декоративных
элементов. Фасады домов были несимметричны.
Выразительные особенности интерьеров:
изогнутые очертания карнизов, круглящиеся
дверные и оконные проемы, богатый декор
из резного дерева, цветного стекла, металла.
Новейшие технико-конструктивные средства
и свободная планировка были использованы
для постройки зданий с подчеркнуто индивидуализированным
обликом.
Стиль "модерн" (франц. moderne
— новейший, современный)
Что такое “модерн”?
Модерн
- cтиль в eвpoпeйcкoм
и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн
пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx
эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы,
ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти
и дeкopaтивнocти.
Объeктoм cтилизaции мoдepнa
также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя
нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в
пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя
и плacтичecкaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx
oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx
pacтитeльныe фopмы.
Тecнo cвязaн c мoдepнoм - cимвoлизм, пocлyживший
эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь
нa мoдepн кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx
идeй.
Основные характеристики модерна.
В отличие от
эклектизма 19 в., формально заимствовавшего
отдельные детали исторических и
национальных стилей, модерн путём
стилизации органически усваивал черты
искусства различных эпох и стилей,
в образцах архитектуры прошлого,
а также в природе черпая идеи
целостности, принципы взаимосвязанности
всех частей художественного образа.
Одним из основных выразительных
средств в искусстве модерна
был орнамент характерных криволинейных
очертаний, часто пронизанный
Особенно
широкое распространение
Стиль модерн следует отличать как от общего смысла слова "современный", так и от понятия модернизм. Основной признак стиля модерн - декоративность, основной мотив - вьющееся растение, основной принцип - уподобление рукотворной формы природной и наоборот. Это нашло отражение в архитектуре, в деталях зданий, в орнаменте, получившем необычайное развитие. Линии орнамента несли в себе напряженность духовно-эмоционального и символического смысла.
Идея синтеза
искусств пронизывает стиль модерн.
Основой синтеза виделась архитектура,
объединяющая все другие виды искусства
- от живописи до моделей одежды. В
архитектуре модерна проявилось
органическое слияние конструктивных
и декоративных элементов. Наиболее
целостные примеры синтеза
Главные основоположники модерна.
Родоначальником
модерна считают бельгийского художника-архитектора
Виктора Орта. Тип нового здания,
возникший во времена формирования
модерна как стиля, - универсальный
магазин - наиболее интересен. Он требовал
применения больших остекленных
поверхностей. Новаторским с этой
точки зрения можно назвать магазин
"Инновассион", построенный Орта
в Брюсселе в 1901 году. Сплошь остекленный,
с металлическими переплетами, фасад
этого здания освещал общий торговый
зал первого этажа, торговые галереи
верхних этажей и объединяющую лестницу.
Знаменитый дом Эмиля Тасселя (1892-1893), профессора Брюссельского университета, стал своеобразным манифестом нового стиля. В этом же стиле были построены еще два особняка - Эйтвельд и Сольвейг. Современников, которые совершали специальное паломничествов Брюссель для знакомства с творчеством Орта, поражали безордерность фасада особняка Тасселя, металлические переплеты больших окон эркера, как бы слившиеся с фасадом. Орта показал себя мастером интерьера. Он радикально меняет внутреннее пространство - открывает его, заменяя перегородки хорошо выполненными металлическими конструкциями. Комбинируя стекло и металл так, что образуются как бы прозрачные пленки, он достигает того, что свет проникает повсюду и лестничная клетка превращается в озаренный центр жилого помещения. Комнаты особняка залиты светом - Орта отвел половину площади первого этажа особняка со стороны двора под зимний сад, а непроходные комнаты верхних этажей расположил вокруг центрального холла и внутренней лестницы, освещенной стеклянным световым фонарем. Виктор Орта не только стремился использовать металл и стекло, но и, выявляя их органические качества, придать им новую архитектурно-художественную выразительность. На фасаде, который иначе выглядел бы почти классическим, каменные углы железных оконных "фонарей" выполнены так, чтобы подчеркнуть наличие внутреннего металлического каркаса. Он искал и нашел новый стиль, который по существу стал выражением материального благополучия нарождающегося класса буржуазии, индивидуальности и утонченности. В особняке
Тассель Орта впервые применил линию,
названную "удар бича". Она явилась
образным выражением напряжения металла,
воплощением нервного, напряженного
духа эпохи, его эмблемой. Изящество
ее изгиба стало образцом графического
искусства и стилизации в окнах
и витражах зданий стиля модерн.
В Германии новый стиль распространился несколько позже, чем в других странах Европы. Он получил название "югендстиль" ("Югенд" - художественный журнал, вокруг которого группировались сторонники этого течения). Программной постройкой немецкого модерна можно по праву считать фотоателье "Эльвира" (1897-1898) архитектора Августа Энделя. Как и в других странах, с появлением железобетона получило развитие строительство крытых рынков, выставочных павильонов, залов для празднеств. Были созданы оригинальные пространственные решения фасадов и интерьеров с широким применением стекла и металла. Наиболее интересным в этом отношении является немецкий архитектор Бруно Таут (1880-1938). Его "Железный дом" - выставочный павильон -был сооружен на строительной выставке в Лейпциге в 1913 году, в виде поставленных друг на друга, постепенно уменьшающихся объемов, увенчанных куполом. Каждая грань павильона отделена широкой полосой металла и со стороны воспринималась, как гигантская остекленная клетка. Другой павильон, сооруженный Таутом для выставки Веркбунда в Кельне и получивший название "Стеклянный дом", представлял собой прозрачный двенадцатигранный объем с большим куполом, состоящим из стеклянных пластин ромбовидной формы. В творчестве архитектора Ганса Пельцига (1869-1936) заметна подчеркнутая экспрессивность. Это вертикали больших окон в построенном им конторском здании (1911) в Бреслау, ритмически разнообразные по размеру и очертаниямокна промышленной химической фабрики в Леобане, близ Познани. Архитектурное течение ар-нуво внесло в архитектуру Франции свежую струю поиска и, что было особенно существенным, оказалось первым стилистическим течением, порвавшим с подражательскими стилями. Первый салон под название "Ар-нуво" открылся в Париже в 1895 г. Здесь соседствовали живопись и скульптура (Роден), прикладное искусство, стекло Галле и Тиффани, ювелирные изделия Лолика, графика Бодслея, Брэдли, Макинтоша. Главным представителем модерна в архитектуре Франции был Гектор Гимар.В 1899 году он получил заказ на строительство станций парижского метрополитена. В этих необыкновенно легких, повторяющих органические формы павильонах из стекла и металла, сочетание конструктивных и декоративных элементов было особенно удачным. Стиль модерн оказал свое влияние также на строительство Венского метрополитена. Отто Вагнер, выразитель идей "сецессиона", руководитель кафедры архитектуры в Академии пластических искусств, стремился к созданию нового стиля, который избавился бы от повторений прошлого и был созвучен времени. Станции метро, спроектированные и построенные Вагнером, отличаются простотой и чистотой линий модерна, изящно очерченными линиями оконных и дверных проемов, большими плоскостями остекления, использованием металла. При обращении к модерну, расхожая фраза - "окна - глаза зданий" - приобретает особый смысл. Причудливые окна и витражи модерна смотрят на мир загадочным взглядом экзотической красавицы. Антонио
Гауди-и-Корнет - самый необычный
и своеобразный архитектор стиля
модерн. Средитечений модерна его
творчество было настолько обособлено,
что его выделили особым названием
- "антониогаунд".Его творчество,
пожалуй, одно из самых противоречивых
явлений в европейской Модерн а России. Эпоха модерна
в России, казалось бы, синхронная с
явлениями искусства в развитых
странах Европы и в США, имела
свои особенности, каковые обретали
решающее значение в отдельных видах
искусства и как умонастроение
у различных слоев общества. Модерн
в архитектуре в России - это
первый буржуазный стиль, даже в большей
мере купеческий, явление, впервые наблюдаемое
в странах Западной Европы в эпоху
Возрождения и вполне вызревшее
в России на рубеже XIX-XX столетий.
Модерн
на новом историческом этапе как
бы повторяет развитие новой русской
архитектуры от барокко, с обращением
к древнерусской архитектуре, до
классицизма, с преодолением романтизма
достигшей высоты ренессансной классики
в Золотой век русской |
Заключение.
Творцы модерна свободно прибегают к асимметричным формам и композициям. Оконные и дверные проемы их заполнения причудливыми изгибами органично вплетаются в живую пластику зданий нового стиля.
Модерн
был не только элитарным явлением.
Он стал зачинателем массовой культуры.
Если рационализм получил широкое
распространениеза 50 лет, то семена модерна
разлетелись по миру буквально за
одну неделю благодаря появлению
ротационных машин и, как следствие,
массовому распространению
В период модерна происходило стремительное переосмысление старых и открытие новых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства. Художники модерна дерзко ломали привычные нормы и границы. Заложенные на рубеже веков основы модерна, выраженные в произведениях мастеров этого стиля, дали мощный импульс для его дальнейшего развития в ХХ веке. До сих пор формы стиля модерн, даже растиражированные современными мастерами, неизменно привлекают внимание, так как человеческому глазу, уставшему от жестких прямых линий, углов и унылого облика современного окружения, хочется отдохнуть глядя на живые, изящные, красивые формы в стиле модерна.
Список
литературы:
Стернин Г. Ю. Русская художественная культура 2-й половины 19- начала XX века. М.,1984.
Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Л.,1992.
Костылев Р. П., Пересторонина Г. Ф. Петербургские архитектурные стили (XVIII — начало XX века). — СПб.: «Паритет», 2007. — 256 с
Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / cост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова — СПб.: Лениздат, 1998. — 1070 с.
Нащокина, М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты — Издание 3-е. — М.: Жираф, 2005. — 535 с. — 2 500 экз.