Земельные отношения в Древнерусском государстве (IХ-ХII вв.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 06:44, лекция

Краткое описание

Каждому способу общественного производства, уровню развития производительных сил и производственных отношений соответствуют определенные земельные отношения, обусловленные господствующей формой собственности на землю и другие средства производства, а также свойственные им формы и содержание землеустройства. Чтобы правильно понять сущность и основные пути повышения эффективности землеустройства, обосновать его содержание и вскрыть закономерности развития для использования их в будущем, необходимо проследить его историческую связь с другими явлениями и конкретный исторический опыт.

Оглавление

1.Возникновение землеустройства (землемерия и первые землеустроительные действия.
2. Образование Древнерусского государства и формирование его территории
3. Землевладение и межевание в государстве Русь

Файлы: 1 файл

лекция 1.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

Лекция 1    Земельные отношения в Древнерусском государстве

(IХ-ХII вв.)

План

1.Возникновение землеустройства (землемерия и первые землеустроительные действия.

2. Образование Древнерусского государства и формирование его территории

3. Землевладение и межевание в государстве Русь

 

1. Возникновение землеустройства (землемерия и первые землеустроительные действия.

 

Каждому способу общественного  производства, уровню развития производительных сил и производственных отношений соответствуют определенные земельные отношения, обусловленные господствующей формой собственности на землю и другие средства производства, а также свойственные им формы и содержание землеустройства. Чтобы правильно понять сущность и основные пути повышения эффективности землеустройства, обосновать его содержание и вскрыть закономерности развития для использования их в будущем, необходимо проследить его историческую связь с другими явлениями и конкретный исторический опыт.

В основе возникновения и развития человеческого общества лежит производство материальных благ. Чтобы жить, люди должны иметь пищу, жилище, одежду и многое другое. Первоисточником материальных благ являются продукты природы. Поэтому взаимодействие человека и природы, целесообразная деятельность людей, направленная на приспособление к человеческим потребностям продуктов природы путем изменения их форм или естественного потребления, есть вечное условие человеческой жизни.

В основе возникновения и развития человеческого общества и всякого  производства, материальных благ лежит труд.

Земля является продуктом природы, естественной основой, первой материальной предпосылкой и условием процесса производства и труда. Для осуществления процесса производства необходимо приложить труд к земле посредством различных средств производства.

Поэтому на всех этапах исторического  развития человеческого общества происходило  соединение и взаимоприспособление земли (территории) в процессе труда  и различных средств производства.

В первобытном обществе это соединение и приспособление носило относительно случайный характер, заключающийся в разграничении сфер использования земель для различных целей. Люди жили ^большими группами, главным образом, за счет сбора даров природы (грибов, плодов, ягод и др.) и охоты, которые осуществлялись коллективно при помощи простейших орудий. В ряде случаев между отдельными группами людей происходили столкновения, так как большое количество народа не могло на ограниченной территории прокормиться вместе. По этой причине происходило разделение и освоение новых территорий.

Впоследствии с развитием орудий производства, ростом населения осуществлялось освоение новых земель для скотоводства и земледелия.

С появлением собственности и развитием  общественного разделения труда между пастушескими и земледельческими племенами, родовыми общинами появилась необходимость отграничивать земли, т. е. устанавливать границы используемых территорий. Сначала при этом отграничении земель использовались естественные рубежи (большие реки, озера, границы угодий, балки и другие элементы рельефа). Затем стали применяться специально обусловленные знаки и пометки, устанавливаемые на межах (камни, столбы, дороги и др.). С возникновением частной собственности и классов, разложением первобытнообщинного строя, а в дальнейшем с развитием новых общественно-экономических формаций, соединение и взаимоприспособление земли, различных средств производства и живого труда превращается в форму сознательной деятельности людей по целенаправленной организации использования земель и регулированию земельных отношений. Данная деятельность получила разные названия: сначала — землемерие и межевание, а потом, в настоящее время — землеустройство.

Необходимость проведения землемерных  работ возникла у человечества в глубокой древности. Народы Индии, Египта, Греции и других стран за несколько тысячелетий до нашей эры делили земельные массивы на части, вели строгий учет земель, осуществляли различные измерения для строительства каналов, возведения сооружений, производили отграничения и обмеры земель, учет ее качества для обложения налогом.

Греческий историк Геродот, например, писал о египетском царе Сесотрисе (1878-1841 гг. до н. э.), который  разделил землю между своими подданными, дав каждому из них квадратные участки равной величины и обязав их платить ежегодно земельную подать. В случае размыва земель водами Нила царь Сесотрис направлял посыльных для измерения ущерба, чтобы снижать размер этой подати. Геродот считал, что "при этом-то и было изобретено землемерное искусство и затем перенесено в Элладу (Грецию)" [1, с. 112]. В древнем Риме с целью закрепления прав собственности на землю было проведено описание земель, начало которого приписывается Сервию Туллию (IV в. до н. э.). Для этого были заведены специальные реестры, в которые заносились сведения о размере земельных участков, способе их обработок, качестве и доходности земель. На бронзовые таблицы наносились планы, названия, границы и размеры землевладений, сведения о качестве земель и о самом хозяйстве. Указанные принципы учета использования земель и организации землевладения распространялись на все земли Римской империи и другие государства. Например, в Галин, как и в других римских колониях, перепись земель первоначально была проведена при Юлии Цезаре (100—44 гг. до н. э.). Преемник Цезаря Октавиан Август (63—44 гг. до н. э.) ввел точное измерение земель с составлением их описаний, карт, определением качества, что позволило вдвое увеличить налог деньгами и натурой [2, с. 9].

Основой производственных отношений феодального общества являлась собственность феодала на землю, которую захватила родовая; знать, начальники и духовенство, а также их приближенные в перл од распада рабовладельческого строя. На этой основе феодалы присваивали весь прибавочный продукт путем эксплуатации зависимых крестьян. Наряду с феодальной собственностью существовала единоличная собственность крестьянина и ремесленника, основанная на их личном труде.

Основу землевладений  составляли земли дворянства, духовенства, а также надельные крестьянские земли, которые феодал отдавал крестьянам в пользование с правом наследования на кабальных условиях, ставя, таким образом, крестьян в зависимость на долгие годы. За пользование землей крестьяне платили земельную ренту: отработочную (барщина), натуральную или денежную (оброк).

Государство охраняло право собственности феодалов на землю и всячески способствовало его укреплению, жестоко подавляя выступления крестьян. В истории хорошо известны крестьянские войны: во Франции (XIV в.), которая вошла в историю под названием "Жакерия"; в Англии (конец XIV в.) во главе с Уотом Тайлером, когда громились помещичьи усадьбы и монастыри; в Германии (XIV в.) под руководством Томаса Мюнцера; в России под предводительством Степана Разина (XVII в.) и Емельяна Пугачева (XVIII в.). Огромные по своим масштабам крестьянские войны и восстания происходили и в Китае. Восстание тайпинов в эпоху Цинской династии (XIX в.) охватило многомиллионные массы крестьянства, которые провозглашали равенство в пользовании землей и другим имуществом. Общими требованиями, выдвигавшимися в ходе крестьянских выступлений в эпоху феодализма, являлись отмена крепостного права и предоставление большей самостоятельности во владении и пользовании землей на основе ее справедливого распределения.

Землеустроительные действия в средние века уже носили государственный характер и были связаны, в первую очередь, с учетом (кадастром) земель, их разделением между землевладельцами и отграничением (установлением и закреплением границ земельной собственности).

К средневековым кадастрам  в Западной Европе относят учет земель короля франков Карла Великого (742-814 гг.), английскую "Книгу страшного суда" времен Вильгельма Завоевателя (1066-1087 гг.), содержащие подробные сведения о количестве и качестве земель, сицилийский кадастр Фридриха II (1194-1250 гг.), кадастр Калабрии (1375 г.) и др.

Первые действия, относящиеся  к измерениям и описаниям земель, определила география (от греческих слов "гео" — земля, "графо" — пишу). Поэтому неудивительно, что карты появились на свет гораздо раньше возникновения письменности. Необходимость в создании карт возникла уже у древнейших людей, В первобытном обществе причиной тому послужило стремление человека лучше ориентироваться на местности, знать расположение 
мест охоты, богатых пастбищ, леса, соседних поселении и т. д., лучше запоминать и передавать эту информацию. Для этих целей на картах были ориентиры: тропы, дороги, реки.

Таким образом, "мысленная  карта" племенной территории, которая первоначально складывалась в голове человека на основе запечатленных им образов местности, стала отображаться им на коре и дереве, кости, бересте, коже оленей, камне, а позже — на металле.

Самые древние карты  в виде наскальных рисунков, найденных  археологами, датируются бронзовым  веком. На территории Греции были найдены  карты — фрески, относящиеся примерно к 1500 г. ДО н. 9. Уже в это время карты начинали составляться таким образом, чтобы по ним можно было не только определять направление, но и измерять расстояние и устанавливать время в пути.

 

2. Образование  Древнерусского государства и формирование его территории

История Древнерусского государства связана с образованием Киевской Руси и ее трехвековым существованием. Самое древнее из дошедших до нас исторических сочинений о Руси — "Повесть временных лет", написанная в начале XII в. летописцем Нестором, — начинается с трех вопросов: "Откуда есть пошла Русская земля? Кто в Киеве нача первее княжити? И с коих пор Русская земля стала есть?".

Первый вопрос — основной. Русская  земля — это и территория, и  богатство, и самое главное — государство.

В IX веке Восточная Европа была уже достаточно освоенной и оживленной территорией. Именно здесь проходили торговые пути "из варяг в греки", соединявшие Балтийское и Черное моря посредством рек бассейна Волхова и Невы, с одной стороны, и Днепра — с другой. Здесь соединялся караванными путями и торговал мусульманский Восток и христианский Запад. Развитие торговых отношений сначала поддерживалось с юга греками, а с севера — норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли "варягами"), затем, начиная с VIII в., — хазарами, которые поселились в Прикаспийских степях, в низовьях Волги и объединились в Хазарский каганат.

Благодаря крепким торговым связям в это время среди славянских племен, проживавших вблизи Днепровско-Волховского пути, стали развиваться более прогрессивные формы быта, существенно отличавшиеся от родового строя, которым продолжали жить племена древлян, вятичей и др. населяющих отдаленные от этого пути территории.

Вдоль великого речного  пути появились сначала временные торговые поселения (центры), которые позднее превратились в древние русские города: Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Новгород и др. Торговый город становился на место прежних родовладений и подчинял себе окрестную, часто довольно значительную, имеющую границы, территорию, население которой признавало власть городских старейшин.

Между Черным морем и  лесной полосой Русской равнины  в древности простирались бескрайние степи. Через эти степи проходили пути в Европу воинственных кочевников, орды которых шли из Азии один раз в полтора-два столетия, нападая и разоряя города восточных славян.

Многие кочевые племена  пытались задержаться и закрепиться на этих землях. Тогда им приходилось вступать в борьбу с оседлыми жителями пограничья между Лесом и Степью, для которых плодородная земля степей, дававшая им огромный урожай, была бесценным богатством. Оседлые землевладельцы готовы были упорно отстаивать эту пашню. Кочевников пашня не интересовала, но они нуждались в пастбищах. Одна и та же территория одновременно не могла использоваться в интересах землевладельцев и скотоводов, что служило причиной их постоянного противоборства и передела земель на протяжении тысячелетий.

Славянские народы, живущие  оседло, были, как правило, цивилизованнее и богаче кочевников. Богатство землевладельцев, веками накапливающееся за счет их работы на полях и торговли, и сосредоточенное в городах, манило племенную знать кочевников, считавших грабеж самым легким способом приобретения жизненных благ.

Однако в истории известны длительные периоды вполне мирных и даже дружественных отношений между землевладельческими и скотоводческими племенами. Породняясь и торгуя, живя практически рядом, в процессе многолетнего взаимовлияния, они создавали новое евразийское сознание, позволяющие жить мирно на своих территориях.

Тем не менее, противоборство землевладельцев и кочевников редко заканчивалось миром. Так, защищая свои границы, славяне несли людские потери, и были обложены данью со стороны более сильных соседей не только на юге и востоке, но и на севере.

Хазарам на востоке подчинялись  и платили дань поляне, северяне, радимичи и вятичи. На севере с территории скандинавских стран и Северной Германии постоянные набеги совершали варяги. Они подчинили себе северных славян и финно-угорские племена (словян новгородских, кривичей, чудь и мерю).

В конце концов, славяне  изгнали со своей территории варягов. "Повесть временных лет" не сообщает, когда и при каких  обстоятельствах это произошло. Можно лишь предположить, что перед лицом варяжской опасности сложился мощный военный союз племенных объединений восточных и северных славян. Однако вскоре между освободившимися племенами начались межусобицы: "И воевати почаша сами на ся". Славяне, кривичи, чудь и меря были не в силах справиться со своими внутренними проблемами. Они решили отправить посольство к варягам, вчерашним врагам, и найти князя, который бы "володел и правил... по праву". Послы обратились к варягам со словами: "Земля наша велика обильна, а наряда в ней нет — да пойдите княжить и володити нами". Три брата — Рюрик, Синеус и Трувор — "с роды своими" откликнулись на предложение. Рюрик стал княжить с 862 г. в Новгороде (по другим сведениям — в Старой Ладоге), Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске [4, с. 133-134].

Информация о работе Земельные отношения в Древнерусском государстве (IХ-ХII вв.)