Древнерусское государство и право (IX—ХП вв.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Как историческая наука история государства и права есть часть истории развития человечества, органически связанная с историей хозяйственной деятельности, культуры, как материальной так и духовной. Данный предмет сохраняет свою относительную самостоятельность развития и имеет четко выраженный объект исследования. В то же время история и права наука юридическая. Она является одной из фундаментальных правовых дисциплин. Она анализирует развитие всех аспектов государственного строительства, развитие государственного механизма, форм государственной власти.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3
Образование Древнерусского государства……………………………………..4
Общественный строй…………………………………………………………......6
Государственный строй………………………………………………………......9
Развитие древнерусского феодального права………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………….17
Список используемой литературы……………………………………………...18

Файлы: 1 файл

ИОГП.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки

Российской Федерации


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ

      УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

Дисциплина История отечественного государства и права

 

 

 

 

Контрольная работа

 

На тему:

Древнерусское государство и право (IX—ХП вв.).

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Уварова В.А.

Студентка группы 1ЮВПР1

 

Проверил: Твердов В.И.

Доцент, КЮН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………......3

Образование Древнерусского государства……………………………………..4

Общественный строй…………………………………………………………......6

Государственный строй………………………………………………………......9

Развитие древнерусского феодального права………………………………….11

Заключение……………………………………………………………………….17

Список используемой литературы……………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

Введение

 
        Как историческая наука история государства и права есть часть истории развития человечества, органически связанная с историей хозяйственной деятельности, культуры, как материальной так и духовной. Данный предмет сохраняет свою относительную самостоятельность развития и имеет четко выраженный объект исследования. В то же время история и права наука юридическая. Она является одной из фундаментальных правовых дисциплин. Она анализирует развитие всех аспектов государственного строительства, развитие государственного механизма, форм государственной власти. 
         История — это непрерывное и в общем-то поступательное движение. Однако изучить это движение с точки зрения теории единого потока практически невозможно.

Государство и право - сравнительно недавнее изобретение людей: возраст того и другого исчисляется всего тысячелетиями. Историко-правовая наука абстрагируется от догосударственной эпохи развития человечества, ее интересует лишь тот момент, когда начинается формирование государственности у народов нашей страны. Требуется установление определенных временных и территориальных пределов. В контексте этих понятий и рассматривается Древнерусское государство и право как порождение совокупности новых политических, правовых, социальных и идеологических явлений на рубеже первого и второго тысячелетий новой эры. 
       Действительно, как же появилась наша великая страна? Каким образом стала единым государством?  
На эти вопросы я и  постараюсь ответить в своей работе.

 

 

 

 

Образование Древнерусского государства.

 

Большинство историков относит образование Древнерусского государства к IX в., но до сих пор идет спор между ними о том, как же оно образовалось.

Закономерности образования государства у восточных славян были в основном теми же, что и у других народов: разложение первобытно-общинного строя, упорядочение границ, формирование государственного механизма, принятие нормативных актов для руководства административной деятельностью, введение налогов и т.д. Но каждый этнос имел свои особенности развития, что находило отражение в формировании его государственных институтов. На возникновение государства, а также права у восточных славян повлияли следующие факторы:

  • особенности географических условий (огромные слабонаселенные пространства, изрезанность территории многочисленными реками и озерами, которые затрудняли формирование государственных институтов);
  • этнические особенности (размещение на территории восточноевропейской равнины наряду со славянскими племенами финноугорских и балтских, что создавало предпосылки для образования государства с полиэтническим составом населения);
  • на возникновение государства и права у восточных славян оказывали влияние их постоянные взаимосвязи с соседними народами и государствами.

 

В этом мы должны ознакомиться с норманнской теорией, которая приписывает норманнам — скандинавским викингам (на Руси их называли варягами) создание Древнерусского государства. Родоначальником этой теории был немецкий историк Байер. Основанием для норманнской теории послужила древнерусская летопись XII века «Повесть временных лет», где говорилось о призвании на княжение на русскую землю варяжских князей Рюрика - в Новгороде, Трувора- в Изборске, Синеуса - в Белоозере.

Большинство отечественных ученых ее опровергают, считая трактовку многих событий вымыслом, не соответствующим действительности. Факты говорят о том, что в момент приглашения варяжских князей, которые должны были выступить в роли арбитров в междоусобице между славянскими племенами, восточнославянское общество было уже в стадии создания государственности. К тому же современная наука не может согласиться со столь примитивным объяснением сложного процесса образования любого государства. Государство не может организовать один человек или несколько самых выдающихся мужей.

Датой образования Древнерусского государства считается 882 год, когда новгородский князь Олег захватил Киев и объединил эти две важнейшие группы русских земель. Затем ему удалось присоединить и остальные русские земли, создав громадное по тем временам государство.

Русская православная церковь пытается увязать возникновение государственности на Руси с введением христианства. Конечно, крещение Руси имело большое значение для укрепления феодального государства, благо церковь освящала подчинение христиан эксплуататорскому государству. Однако крещение произошло не менее чем через столетие после образования Киевского государства, не говоря уже о более ранних восточнославянских государствах.

В Древнерусское государство вошли кроме славян и некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным. Однако основу его составляла древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов- русских (великороссов), украинцев и белорусов. Она не может быть отождествлена ни с одним из этих народов в отдельности. Украинские националисты еще до революции пытались изобразить Древнерусское государство украинским. Эта идея подхвачена в наше время в националистических кругах, старающихся поссорить три братских славянских народа. Между тем Древнерусское государство ни по территории, ни по населению не совпадало с современной Украиной, у них была лишь общая столица - город Киев. В IX и даже в XII в. еще нельзя говорить о специфически украинских культуре, языке и пр. Все это появится позже, когда в силу объективных исторических процессов древнерусская народность распадется на три самостоятельные ветви.

 

 

Общественный строй

 

Социальная структура Древнерусского государства была сложной, но уже вполне отчетливо вырисовывались основные черты феодальных отношений. Формировалась феодальная собственность на землю - экономическая основа феодализма. Соответственно складывались основные классы феодального общества - феодалы и феодально-зависимые крестьяне.

Наиболее крупными феодалами были князья. Источники указывают на наличие княжеских сел, где жили зависимые крестьяне, работавшие на феодала под надзором его приказчиков, старост, в том числе специально наблюдавших за полевыми работами. Крупными феодалами были и бояре - феодальная аристократия, богатевшая за счет эксплуатации крестьян и грабительских войн.

С введением христианства коллективным феодалом становятся церковь, монастыри. Не сразу, но постепенно церковь приобретает землю, князья жалуют ей десятину - десятую часть доходов с населения и иные, включая судебные, доходы.

Низший слой класса феодалов составляли дружинники и слуги, княжеские и боярские. Они формировались из вольных людей, но иногда даже и из холопов.

Основную массу трудящегося населения составляли смерды. Смерды жили общинами-вервями, которые выросли из родового строя, но в Древнерусском государстве имели уже не кровнородственный, а территориальный, соседский характер. Вервь была связана круговой порукой, системой взаимопомощи.

В Древнерусском государстве появляется фигура типичного феодально-зависимого крестьянина - закупа. Закуп имеет свое собственное хозяйство, но нужда заставляет его идти в кабалу к господину. Он берет у феодала купу - денежную сумму или натуральную помощь и в силу этого обязан работать на хозяина. Труд закупа не идет в счет уплаты долга, он выступает как бы в качестве только уплаты процентов по долгу. Поэтому отработать купу закуп не может и практически остается пожизненно у господина.

В многоукладном древнерусском обществе существовала и невольная челядь. Русская Правда называет несвободного мужчину холопом или челядином, а несвободную женщину - рабой, объединяя тех и других общим понятием челядь.

Челядь была почти полностью бесправной. Русская Правда приравнивает ее к скоту: «от челяди плод любо от скота», - говорит одна из ее статей. Русская Правда выделяет категории холопов, жизнь которых защищалась более высоким наказанием. Это всякого рода обслуживающий персонал княжеского и боярского двора - слуги, воспитатели детей, ремесленники и пр. С течением времени развивается и процесс превращения холопов в феодально-зависимых крестьян. Они стали первыми крепостными.

В Древнерусском государстве еще отсутствовало закрепощение крестьян. Феодальная зависимость исторически может существовать в разных формах. Для данной стадии развития феодализма характерно отсутствие прикрепления крестьянина к земле и личности феодала. Даже закуп, если он как-то изловчится набрать денег для уплаты долга, может немедленно уйти от своего господина.

В Древнерусском государстве существовали большие и многочисленные города. Уже в IX - X вв. их было не менее 25. В следующем веке прибавилось еще свыше 60 городов, а к моменту монголо-татарского нашествия на Руси было около 300 городов. Среди городского населения выделялись купцы, бывшие привилегированной категорией людей. Это особенно относится к гостям, ведшим иностранную торговлю. В Киеве, Новгороде и других городах жили также искусные ремесленники, возводившие великолепные храмы и дворцы для знати, изготовлявшие оружие, украшения и т.п.

Города являлись центрами культуры. Древнерусская деревня долгое время была неграмотной. Но в городах грамотность была распространена широко, причем не только среди купцов, но и среди ремесленников. Об этом свидетельствуют как многочисленные берестяные грамоты, так и авторские надписи на бытовых предметах.

Как видим, в Древнерусском государстве уже складываются сословия, т.е. большие группы людей, объединенные единством правового статуса. Поэтому вряд ли можно согласиться с некоторыми отечественными и зарубежными авторами, полагающими, что сословный строй был свойствен только западному феодализму.

 

Государственный строй.

Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. С образованием Древнерусского власть великого князя усиливалась и принадлежала старшему среди Рюриковичей.

Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Отношения сюзеренитета-вассалитета ставили всех подчиняющихся князю феодалов в положение служилых людей. В наибольшей зависимости от князя находились младшая дружина и «слуги под дворским». Крупные феодалы-землевладельцы пользовались большей автономией.

Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (XI―XII вв.) вызывает  появление новой формы и нового органа власти- Феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. В этот период продолжает существовать численная или десятичная система управления, которая зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно-административную систему. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений (сборы с местного населения).

В своей деятельности князь опирался на совет, состоявший из бояр и княжих мужей. Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства.

В этот момент десятичная система управления заменяется дворцово-вотчинной, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику). Складывались два центра власти: княжеский дворец и боярская вотчина, принцип этот устанавливается в ходе дальнейшего процесса феодальной раздробленности.

В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняет народное собрание(вече). Выросшее из традиции племенных сходов, оно приобретает более формализованные черты: для него готовится «повестка дня», подбираются кандидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра действуют «старцы градские»(старейшины).

Определяется компетенция веча: при участии всех свободных (правоспособных) жителей города (посада) и примыкающих поселений (слобод) решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались князья (в Новгороде). Исполнительным органом веча был совет, состоявший из «лучших людей» (городского патрициата, старейшин). Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община (вервь). В ее компетенцию входили земельные переделы (перераспределение земельных наделов), полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решением судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний.

Информация о работе Древнерусское государство и право (IX—ХП вв.)