Древнерусское государство и право (IX—ХП вв.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Как историческая наука история государства и права есть часть истории развития человечества, органически связанная с историей хозяйственной деятельности, культуры, как материальной так и духовной. Данный предмет сохраняет свою относительную самостоятельность развития и имеет четко выраженный объект исследования. В то же время история и права наука юридическая. Она является одной из фундаментальных правовых дисциплин. Она анализирует развитие всех аспектов государственного строительства, развитие государственного механизма, форм государственной власти.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3
Образование Древнерусского государства……………………………………..4
Общественный строй…………………………………………………………......6
Государственный строй………………………………………………………......9
Развитие древнерусского феодального права………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………….17
Список используемой литературы……………………………………………...18

Файлы: 1 файл

ИОГП.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

Длительный процесс возникновения древнерусской государственности продолжался с VII по XI в. Сложились основные признаки государства: аппарат управления с великим князем во главе; свод законов «Русская Правда» (первая половина XI в.); границы русского государства признавались в договорах с большинством соседей; власть государства признавали 5-7 млн. жителей Древней Руси X-XI вв.

 

 

Развитие древнерусского феодального права.

 

В Древнерусском государстве источником права, как и во многих раннефеодальных государствах, является правовой обычай, унаследованный от первобытнообщинного строя. В «Повести временных лет» отмечается, что племена имели «обычаи свои и законы отцов своих». В источнике имеются в виду нормы обычного права, и понятия употреблены как синонимы.

С развитием феодализма и обострением классовых противоречий обычное право теряет свое значение. Во времена Владимира Святославовича (978/980-1015 гг.) все большее значение приобретает законодательство, выражающее интересы феодалов, утверждающее феодальные принципы и влияние церкви.

Первым правовым документом, дошедшим до нас, был устав князя Владимира Святославовича "О десятинах, судах и людях церковных". Устав создан на рубеже X-XI вв. в виде короткой уставной грамоты, которая была придана церкви Святой Богородицы. Оригинал до нас не дошел. Известны лишь списки, составленные в XII в. (Синодальные и Оленецкие редакции).

Распространенные в Древнерусском государстве сборники византийского церковного права (номоканоны) имели большое значение. Впоследствии на их основе с привлечением норм из русских и болгарских источников на Руси были составлены "кормчие" (руководящие) книги как источники церковного права.

Таким образом, после принятия христианства (988 г.) церковь выступает как элемент государства.

В IX в. получает развитие и светское право. Появляются сборники права, содержащие накопленный княжеским и общинным судом правовой материал. До нас дошло таких сборников более 110 в различных списках. Эти сборники получили название «Русская правда» или «Закон русский».

Кроме Русской правды источниками светского права на Руси являются русско-византийские договоры, содержащие не только нормы международного права, но и нормы, регулирующие внутреннюю жизнь. Известны 4 договора Руси с Византией: 907, 911, 944 и 971 гг. Договоры свидетельствуют о высоком международном авторитете Древнерусского государства. Много внимания в них уделено регулированию торговых отношений.

Основным источником древнерусского феодального права является "Русская правда". Основная часть ее посвящена уголовному и процессуальному праву, вместе с тем имеются статьи, содержащие нормы гражданского права, особенно обязательственного и наследственного.

Кратко рассмотрим содержание "Русской правды" по схеме:

    • право собственности;
    • обязательственное право;
    • наследственное право;
    • процессуальное право;
    • преступление и наказание.

В Краткой правде нет общего термина, обозначающего право собственности, т.к. содержание этого права было различным в зависимости от того, кто был субъектом и что подразумевалось под объектом права собственности. Вместе с тем проводилась грань между правом собственности и правом владения.

В «Русской правде» значительное внимание уделено охране частной собственности феодалов. Предусматривается строгая ответственность за порчу межевых знаков, перепахивание межи, за поджог, порубку бортного дерева. Из имущественных преступлений большое внимание уделено краже ,т.е. тайному похищению вещи.

В Пространной правде закреплено право собственности феодалов на холопов, в том числе порядок отыскания, задержания, возвращения беглого холопа, установлена ответственность за укрывательство холопа.

В связи с развитием частной собственности формируется и развивается наследственное право. В нормах наследственного права отчетливо просматривается стремление законодателя сохранить имущество в данной семье. С его помощью богатства, накопленные многими поколениями собственников, оставались в руках одного и того же класса.

По закону наследовать могли только сыновья. Отцовский двор без раздела переходил к младшему сыну. Дочери были лишены права наследовать, т.к. выходя замуж, они могли забрать имущество за пределы своего рода. Этот обычай существовал у всех народов в переходный период от первобытнообщинного строя к классовому обществу. Он нашел отражение и в «Русской правде».

До совершеннолетия наследников наследственным имуществом распоряжалась их мать. Если мать-вдова выходила замуж, то получала часть имущества «на прожиток». В этом случае назначался опекун из ближайших родственников. Имущество передавалось при свидетелях. Если опекун терял часть имущества, то должен был возместить.

Различалось наследование по закону и по завещанию. Отец мог разделить имущество между сыновьями по своему усмотрению, но не мог завещать дочерям.

Господство частной собственности обусловило появление обязательственного права. Оно было развито сравнительно недостаточно. Обязательства возникали не только из договоров, но и из причинения вреда: повреждение изгороди, недозволенная езда на чужом коне, порча одежды или оружия, гибель господского коня по вине закупа и др. В этих случаях возникал не гражданский иск (возмещение), а штраф. Обязательства распространялись не только на имущество должника, но и на его личность.

В «Русской правде» нашло свое отражение и обязательство из договоров. Договоры, как правило, заключались устно в присутствии послухов или мытника (свидетелей). В «Русской правде» были известны договоры: купли-продажи, займа, поклажи (договор займа между купцами), личного найма, закупничества.

Уголовное право в Древнерусском государстве сформировалось как право-привилегия, но сохранились оттенки более раннего периода. Оно отражено в русско-византийских договорах и Русской правде.

Особенностью «Русской правды» является то, что она карает только за умышленные преступления или причинение вреда. (Преступления, совершенные по неосторожности нашли отражение только в XVII в. в «Соборном уложении»). В «Русской правде» преступление называется «обидой», под которой понимается причинение морального, материального или физического ущерба. Со становлением феодализма возмещение ущерба за преступление (обиду) шло не в пользу общества, а князя.

Ответственность несли только свободные люди. За холопов отвечал хозяин. «Если же воры будут холопы..., которых князь не карает продажей, потому что они не свободные люди, то за холопью кражу платить двойные урочные цены и вознаграждение за убытки».

Виды преступлений, предусмотренные "Русской правдой", можно разделить на:

а) преступления против личности;

б) преступления против собственности или имущественные преступления;

К первой группе относится убийство, оскорбление действием, телесные повреждения, побои.

Различалось убийство в ссоре (драке) или в состоянии опьянения (на пиру) и убийство разбоем, т.е. умышленное убийство. В первом случае виновный платил уголовный штраф вместе с общиной, а во втором случае община не только не платила штраф, а обязана была выдать убийцу вместе с женой и детьми на «поток и разорение».

Оскорбление действием, физическое оскорбление (удар палкой, жердью, рукой, мечом и т.д.) каралось «Русской правдой», а оскорбление словом рассматривалось церковью.

К телесным повреждениям относились ранение руки, повреждение ноги, глаза, носа, отсечение пальцев руки. К побоям относились избиение человека до крови и синяков.

К преступлениям против чести относились вырывание усов, бороды, за что взыскивался большой штраф (12 гривен серебра).

Ко второй группе относятся преступления: разбой, кража (татьба), истребление чужого имущества, порча межевых знаков и др.

Разбой, связанный с убийством, наказывался "потоком и разорением". Кражей по «Русской правде» считается похищение коня, холопа, оружия, одежды, скота, сена, дров, ладьи и др.

Наказания по «Русской правде» предусматривали прежде всего возмещение ущерба. В Правде Ярослава была предусмотрена кровная месть со стороны родственников потерпевшего. Ярославичи кровную месть отменили.

Среди денежных взысканий за убийство - вира в пользу князя и головничество (как правило вира) в пользу семьи убитого, за иные преступления - продажа в пользу князя и урок в пользу потерпевшего. «Дикая вира» взыскивалась с общины в случае отказа выдать преступника.

Высшей мерой наказания по Русской правде было поток и разорение - обращение (продажа) в рабство и конфискация имущества в пользу князя. Это наказание применялось за 4 вида преступления: конокрадство, поджог, убийство разбоем и злостное банкротство.

Судопроизводство носило состязательный характер. Главная роль в суде принадлежала сторонам. Процесс представлял собой тяжбу (спор) сторон перед судьей. Суд выступал в роли арбитра и выносил решение в устной форме. Доказательствами выступали показания послухов, видаков, ордалии, судебные поединки, присяга.

 

 

 

Заключение.

 

Возникновение Древнерусского государства и права в курсе истории отечественного государства и права несет огромное значение.

Выбранная мною тема рассматривает становление древнерусской народности, процесс объединения восточно-славянских племен в единое древнерусское государство. Этот период характеризуется:

    • формированием феодальных общественных отношений;
    • становлением общественного и государственного строя раннефеодального государства;
    • созданием вооруженных сил;
    • возникновением и развитием государственно-правовых институтов;
    • введением на Руси христианской религии;
    • возникновением и развитием государственно-правовых институтов и т.д.

Важность изучения становления государства и права древнерусского государства заключается в том, что государственные и правовые институты, созданные в этот период, легли в основу формирования последующих форм государства в России и других государств.

Понятие «общественный строй» включает в себя: экономическое развитие страны, классовую структуру общества, правовое положение классов и социальных групп населения.

Первым правовым документом, дошедшим до нас, был устав князя Владимира Святославовича "О десятинах, судах и людях церковных". Первый правовой источник "Русская правда" послужил базой для создания последующих правовых документов русского государства.

Список используемой литературы.

 

 

  1. Гордиенко Н.С. "Крещение Руси": факты против легенд и мифов. Л., 1986.
  1. Титов Ю.П. История государства и права России.  М.: 2003

  1. Чистяков О.И. Часть 1: учебник, издание третье, переработанное и дополненное - Юристъ, 2004.
  2. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953.
  3. Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М., 1949 .
  4. Юшков С.В. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси. М., 1989.
  5. См.: Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России. Социально-экономические проблемы. М., 1980.

 

 


 



Информация о работе Древнерусское государство и право (IX—ХП вв.)