Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 23:01, курсовая работа
Право играет едва ли не главную роль в жизни общества, связавшего свою жизнь с государством. Несомненно, что появление права как регулятора общественных отношений было вызвано потребностью времени. Для наилучшего понимания такого феномена общественных отношений необходимо исследовать его источники, именно эту тему я выбрала для написания своей курсовой работы. Она мне показалась интересной, актуальной и неоднозначной.
Вопрос исследования понятия «источник права» является достаточно проблемным для всей юридической науки, что выражается в многочисленных спорах и дискуссиях о сущности понятия «источник права», его взаимосвязи с другими категориями государства и права и его роли в осмыслении самого понятия «право».
При написании курсовой работы была поставлена цель рассмотреть и упорядочить накопленный правовой мыслью опыт в данной сфере, систематизировать научный массив.
Для удобства изучения темы в определённых местах курсовой работы внимание акцентировалось на российской правовой действительности, её правовой базе, имеющей многовековую историю и неопределённые перспективы развития в период становления новых общественных отношений, и экстраординарной активности протекания метаморфозных преобразований в праве. Но и мировая обстановка в проекции исторической прямой не была забыта. Вопросу изучения источников права посвящена обширная научная литература, как в России, СССР, так и за рубежом. Следует отметить существенный интерес ученых к этой теме в своих исследованиях, что свидетельствует о научной актуальности данной проблемы. Однако отсутствие современной общетеоретической проработки не способствовало уяснению вопроса. В своей работе я основывалась на научных статьях периодических изданий, что обусловливается наилучшим динамизмом отражения стремительно меняющихся общественных отношений, актуальностью вопросов, рассматриваемых авторами публикаций, и адекватностью их трудов окружающей действительности.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине « Теория
государства и права)»
ТЕМА: «Источники права»
Введение.
Право играет едва ли не главную роль в жизни общества, связавшего свою жизнь с государством. Несомненно, что появление права как регулятора общественных отношений было вызвано потребностью времени. Для наилучшего понимания такого феномена общественных отношений необходимо исследовать его источники, именно эту тему я выбрала для написания своей курсовой работы. Она мне показалась интересной, актуальной и неоднозначной.
Вопрос исследования понятия «источник права» является достаточно проблемным для всей юридической науки, что выражается в многочисленных спорах и дискуссиях о сущности понятия «источник права», его взаимосвязи с другими категориями государства и права и его роли в осмыслении самого понятия «право».
При написании курсовой работы была поставлена цель рассмотреть и упорядочить накопленный правовой мыслью опыт в данной сфере, систематизировать научный массив.
Для удобства изучения темы в определённых местах курсовой работы внимание акцентировалось на российской правовой действительности, её правовой базе, имеющей многовековую историю и неопределённые перспективы развития в период становления новых общественных отношений, и экстраординарной активности протекания метаморфозных преобразований в праве. Но и мировая обстановка в проекции исторической прямой не была забыта. Вопросу изучения источников права посвящена обширная научная литература, как в России, СССР, так и за рубежом. Следует отметить существенный интерес ученых к этой теме в своих исследованиях, что свидетельствует о научной актуальности данной проблемы. Однако отсутствие современной общетеоретической проработки не способствовало уяснению вопроса. В своей работе я основывалась на научных статьях периодических изданий, что обусловливается наилучшим динамизмом отражения стремительно меняющихся общественных отношений, актуальностью вопросов, рассматриваемых авторами публикаций, и адекватностью их трудов окружающей действительности.
1.1. Понятие источника права.
Будучи одним из фундаментальных понятий теории права, источник права сам по себе и в соотношении с другими, сопредельными категориями и понятиями, имеет большое теоретическое и практическое значение. Именно поэтому сначала римские юристы, а затем и последующие поколения правоведов неизменно уделяли ему повышенное внимание.
Решение вопросов о понятии источника права не является для отечественных и зарубежных авторов делом вчерашнего, а тем более - сегодняшнего дня. Еще в начале XX в. И.В. Михайловский писал, что термин «источник права» до сих пор еще понимается различно, и по поводу его ведутся споры.
Между тем эти споры основаны на недоразумении, нет ничего проще устранить эти недоразумения и согласиться на счет общего понимания термина, которым столь часто пользуется наука. В сущности, почти все ученые одинаково понимают «источники права» как факторы, творящие право, а разногласия начинаются только при решении вопроса, что должно считаться правотворящими факторами. Однако при этом по мнению одних это - объективные условия данной среды, других - что это высший этический закон, третьих - это психические переживания личности, четвертых - это те формы, в которые облекается высшим внешним авторитетом известное содержание.
На основании того, что споры о понятии источника права периодически возникали и продолжают возникать, можно сказать, что данное понятие принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Не только нет общепринятого определения этого понятия, но даже спорным является сам смысл, в котором определяются слова «источник права». И по сей день в отечественной юридической науке отсутствует относительно единое определение этого термина.
Анализируя сложившиеся в отечественной и зарубежной научной литературе представления об источнике права - его понятии, сущности, содержании и назначении, можно заявить о том, что источник права, как и само право, непозволительно определять лишь в одном каком-либо аспекте, однозначно. Это будет неполное, одностороннее его определение и несколько искаженное о нем представление. Так, в юридической науке под источниками права понимают:
а) деятельность государства по созданию правовых предписаний;
б) конкретные исторические памятники, которые когда-то имели значение действующего права. О таких правовых памятниках как об источниках права говорят, когда пользуются в исследованиях Corpus juris civilis, Руссой Правдой и т.п.;
в) материалы, положенные в основу того или иного законодательства.
Данный
смысл источника права
г) силы, творящие право; например, источником права считают волю Бога, волю народную, правосознание, идеи справедливости, свободы, равенства, братства, государственную власть;
д) священные книги и предписания, религии, вероучения как мето- или до-право и как источник права теократических, клерикальных и, даже, светских государств;
е) мораль и нравственность;
ё) общечеловеческие принципы и гуманизм;
ж) определённое стечение обстоятельств, сложившихся в обществе;
з) политические установки, теории и доктрины;
и) судебную и юридическую практику;
й) обычай;
к) правовой договор;
л) судебный и административный прецедент;
м) нормативный акт.
И это далеко не весь список источников права, мной перечислены самые важные и существенные.
Реальность
существования и
В юридической литературе указанное внешнее выражение права, проявление его потенциала вовне в одних случаях называют формой (формами) права, в других – источниками, в-третьих, – проводят тождество между этими терминами.
1.2. Пути формирования источников права.
С
помощью понятия «источник
а) источник права в материальном смысле – «это причины, обусловившие содержание права» (например, материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы, потребности, устремления людей и другие)1;
б) источник
права в идеологическом смысле –
«нематериальные факторы
в) источник права в формально-юридическом смысле – «это форма закрепления и выражения правовых норм, придания им официального общеобязательного характера», складывающаяся и действующая в обществе и предназначенная для регулирования наиболее важных общественных отношений (например, правовые обычаи)3.
При формировании источников права существуют различные направления и способы, которые зависят от специфики отдельных видов прав, особенностей развития различных обществ и цивилизаций, форм государственности, т.е. факторов, оказывающих непосредственное влияние на процесс правообразования и опосредованно – на процесс правотворчества.
Выделяют следующие основные пути формирования источников права:
- непосредственное волеизъявление народа в виде голосования или опроса по проектам юридических актов (решения народных собраний, референдумов и т.д.);
- санкционирование или другими словами одобрение государством в виде общеобязательных правил поведения социальных норм, полезных для него в силу их длительных действий и влияния на население;
- придание
общеобязательной силы
- признание государством юридической силы соглашений между субъектами права с установлением взаимных прав и обязанностей в качестве правовых норм;
- правотворчество – принятие нормативных документов полномочными государственными органами, в том числе органами местного самоуправления, для которых законодательство предусматривает такую возможность, практически приравнивая их в данном процессе к органам государственной власти;
- трансформация
как установленный
2. Классификация источников права.
За многие столетия юридическая теория и практика выработали наряду с классическими источниками права не совсем обычные формы его внешнего закрепления, вписавшиеся в правовые системы современных государств. К основным или, другими словами, ведущим источникам права относятся правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой акт и нормативный договор.
Наряду с этим существует и другая классификация. Источники прав делятся:
При этом необходимо отметить, что государство не творит закон, а только лишь формулирует его, основываясь на объективных законах функционирования общества.
По
субъектам правотворчества
6) правосознание населения - одно из проявлений сознания, которое отражает правовую действительность сквозь призму должного, т. е. того, какой она должна быть. По широте охвата различают: общественное (взгляды, теории, убеждения, которые распространены в данном обществе); групповое (взгляды, теории, убеждения, которые отражают положение данной группы в обществе); индивидуальное (содержит групповое правосознание, скорректированное личным жизненным опытом) правосознание;
7) юридическая доктрина — система научных юридических знаний и основанных на них убеждений.
А теперь более подробно о каждом из вышеперечисленных источников права.
3. Правовой (санкционированный) обычай: историческая роль и современное значение.
3.1. Пути и условия формирования правового обычая.
Под обычаем, как разновидностью социальной нормы, понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений, ставшее привычным и признаваемых обществом. В то же время правовым становится не любой обычай, а лишь тот, который получает официальное признание государства, то есть получает юридическую силу.