Государство Русь в Х – начале ХII вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 19:04, контрольная работа

Краткое описание

Развитие общественных отношений у восточных славян приводило к формированию новых социальных организмов: союз образовывали племена, которые сами уже входили в племенной союз. Политическая организация таких суперсоюзов ("союзов союзов", "сверхсоюзов") заключала в себе ростки государственности уже в гораздо большей степени, чем предшествующие племенные союзы. Усиливалось значение княжеской власти и дружины, приобретали гораздо большее влияние племенные и межплеменные центры - города.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
Основная часть:
1. Принятие христианства на Руси. Русская православная церковь и её роль…....4
2. Внутренняя и внешняя политика правления Ярослава Мудрого.
"Русская правда"…………………………….………………………………….……9
3. Правление Владимира Мономаха…………………………………………………11
4. Политический строй Киевского государства. Дискуссия о социальном строе
Древней Руси………………………………………..……………………………...13

Список используемой литературы ……………………………………………….

Файлы: 1 файл

КР_История.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине « Отечественная история»

тема 2 Государство Русь в Х – начале ХII вв. 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка гр. КТс-101

Баженова  Алина Анатольевна

факультета заочного отделения

Проверил:

Девяткин Геннадий Тимофеевич

к.и.н 
 
 

Кемерово 2011

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Основная  часть:

1. Принятие христианства на Руси. Русская православная церковь и её роль…....4

2. Внутренняя и внешняя политика правления Ярослава Мудрого.

   "Русская правда"…………………………….………………………………….……9

3. Правление Владимира Мономаха…………………………………………………11

4. Политический строй Киевского государства. Дискуссия о социальном строе 

    Древней Руси………………………………………..……………………………...13

 

Список  используемой литературы ……………………………………………….18

ВВЕДЕНИЕ

     Подобно тому, как языческая религия восточных славян ярка и многоцветна, так и их история первых столетий богата событиями, насыщена племенной и социальной борьбой. Именно в это время закладываются основы русской государственности, народности и культуры. 
    Развитие общественных отношений у восточных славян приводило к формированию новых социальных организмов: союз образовывали племена, которые сами уже входили в племенной союз. Политическая организация таких суперсоюзов ("союзов союзов", "сверхсоюзов") заключала в себе ростки государственности уже в гораздо большей степени, чем предшествующие племенные союзы. Усиливалось значение княжеской власти и дружины, приобретали гораздо большее влияние племенные и межплеменные центры - города. Одним из таких ранних союзов, который включал в себя разноэтничные племена, возник на северо-западе Восточной Европы.

  Основная часть:

1. Принятие христианства  на Руси. Русская  православная церковь  и её роль.

    Крупнейшим событием в политической и духовной жизни Древней Руси стало принятие христианства. Утверждение новой религии было обусловлено ходом исторического развития. Социальное и политическое развитие славянских племен, образование государства, постепенный рост его международного влияния входили в противоречие с языческим мировоззрением. Определенная часть славян знала о христианской вере задолго до крещения Руси. Прежде всего, это были участники походов в Малую Азию, Византию. Возвращаясь из походов, дружинники рассказывали не только о красоте и величии византийских храмов, но и об обычаях этой страны. При князе Игоре в Киеве была построена христианская церковь Св. Ильи. Княгиня Ольга сама приняла христианство и заставила сделать этот шаг многих своих дружинников. Распространению знаний о византийской культуре и религиозных представлениях среди славян-язычников способствовали постоянно расширявшиеся внешнеторговые связи. Другие духовные верования - иудейское, мусульманское, западное христианское (католическое) - были знакомы русскому населению благодаря близости Хазарского каганата, Волжской Болгарии и проповедникам из Западной Европы. Однако все они были отвергнуты князем Владимиром Святославовичем, а православный (византийский) вариант христианства в 988 - 989 гг. стал государственной религией в Киевской Руси.

      Существует несколько преданий о крещении Руси.

  1. По рассказу летописца Нестора, князь Владимир беседовал с представителями различных монотеистических религий, а для большей объективности разослал своих послов в разные страны, чтобы удостовериться в преимуществах той или иной веры. Пышный обряд богослужения, нравственные нормы и философская глубина религиозного убедили его в преимуществах восточного христианства. Из многих религий князь Владимир выбрал лучшую и истинную веру. Летопись запечатлела вполне реальную ситуацию выбора цивилизационной альтернативы, стоявшей перед русским государством, поскольку вера как духовная основа жизни общества определяет общее направление развития культуры, а также особенности политического и экономического строя той или иной страны.
  2. Князь Владимир преследовал личные интересы, собираясь жениться на сестре византийских императоров Анне. Но христианка не могла выйти замуж за язычника. С этим браком были связаны и другие исторические события. Владимир помог византийскому императору подавить мятеж, однако этого оказалось недостаточно для соединения Владимира и Анны. Тогда киевский князь осадил один из главных византийских городов в Крыму - Корсунь (Херсонес), после чего императоры доставили невесту в Корсунь, где были совершены сразу два обряда - крещения Владимира и бракосочетания его с греческой принцессой. В основе этого летописного свидетельства лежат реальные исторические события, которые подтверждаются византийскими хрониками и источниками.
  3. По церковной версии, крещение Владимира стало следствием глубокого нравственного переворота в воззрениях и жизни киевского князя, погрязшего в разврате и многочисленных злодеяниях. Он запятнал себя убийством полоцкого князя Рогволда и его сыновей, которые не воевали с ним, а его дочь, княжну Рогнеду (мать Ярослава Мудрого), взял силой, без ее согласия (известно, что Рогнеда даже хотела убить Владимира, мстя за смерть отца и братьев). Не менее страшным преступлением Владимира стало убийство его собственного брата Ярополка, в результате чего он получил киевский престол и жену Ярополка, гречанку по происхождению. На его репутацию тяжким грузом легла корсунская авантюра. Кроме того, по словам летописца, у Владимира было пять жен и огромный гарем, где содержалось 800 наложниц. Именно этот грешник, услышав глас божий, принял новую веру и нравственно переменился. Согласно этой версии, князь Владимир крестился в 987 г. в Васильеве, под Киевом.
  4. И, наконец, легенда об апостоле Христа Андрее Первозванном, который во время одного их своих путешествий из Византии в Балтийское море оказался у Днепра на том самом месте, где позднее был основан Киев. Он проповедовал среди местных жителей новую веру и в качестве памятного знака поставил на этом месте деревянный крест. В XVIII в. по проекту архитектора В.В.Растрелли здесь была построена церковь Андрея Первозванного. Широкое распространение легенда о Христовом апостоле получила в XV - XVI вв., в период упрочения Московского самодержавия. Царь Иван IV уверял посланника папы римского, что Русь приняла веру из рук брата апостола Петра Андрея Первозванного, когда тот приходил на эти земли по пути в Рим. Таким образом, пытались доказать, что православие возникло раньше католичества и шло от самого Христа.

  Существование различных версий о крещении Руси о том, что это переломное историческое событие имело действительно важное значение. Православие не проповедовало идеи предопределения. Ответственность за собственные грехи ложилась на самого грешника, а этот церковный постулат был понятен язычникам и вполне приемлем ими. Кроме того, принятие христианских норм не было и психологическим насилием для славян, которые привыкли к элементарному противопоставлению добра и зла. Утверждение новой веры завершило процесс формирования единой древнерусской народности и стало важнейшим фактором упрочения Киевского государства. С принятием христианства установилось централизованное церковное управление во главе с митрополитом, которого сначала присылали из Константинополя. Позднее на эту должность византийский патриарх стал назначать местного священнослужителя. В крупные города митрополит назначал епископов, которым подчинялись создававшиеся на местах церкви и монастыри. Четко организованная церковная иерархия способствовала централизации светской власти. Уже при Владимире Святославовиче церковный суд совершался по греческим законам (по т.н. "Кормчей книге"). Это ускорило кодификацию гражданского права и создание в первой половине XI в. кодекса "Русской правды". Христианская религия придала новый статус княжеской власти, божественной по происхождению и предназначению. Это обстоятельство не только повысило авторитет князя, но и возложило на него огромную ответственность. Теперь князья должны были сообразовывать свои действия с положением помазаника божьего.

    Крещение Руси стало поворотным этапом в развитии русской культуры: появился славянский алфавит (кириллица), начался перевод церковных книг на славянский язык, стали развиваться книжное просвещение, литература, появились исторические повествования (летописи), развивались архитектура, строительное искусство, живопись. Церковь оказала огромное влияние на развитие социальных отношений. Христианская мораль не признавала неравенства между людьми, осуждала холопство (рабство), грубое отношение и убийство холопов. Принимая христианство и становясь церковными людьми, холопы получали свободу. По сравнению с холопами князя они были относительно свободны. С крещением Руси в жизни людей утверждались морально-этические нормы христианской религии. Среди верующих церковь провозглашала благотворительность и милосердие. При монастырях устраивались приюты для больных, бездомных и престарелых (богадельни). Христианская мораль и церковь серьезно влияли на семейные отношения - заключение брака, неодобрение разводов, запрет многоженства, взаимоотношения в семье. Под влиянием христианства постепенно в прошлое уходили обычаи кровной мести, смягчались жестокие нравы, присущие язычеству.

    Постепенно в быт внедрялись новые, христианские праздники и обряды. Нередко они как бы подстраивались под языческие. Так в народном праздничном календаре появились пары: Коляда - Рождество Христово, Семик - Троица, Иван Купала - Иоанн Креститель и др. Привычные, традиционные языческие верования смешивались с новыми, христианскими. Происходили напластования, поскольку на христианских святых переносились свойства и дела языческих персонажей. Для большинства населения страны, которое не могло воспринимать православную религию во всей сложности ее вероучения, новая вера выступала в виде некоторого набора доступных понятий и образов, ставших привычными обрядов, повседневных молитв, регулярных посещений церкви.

   Христианская церковь, хотя и вела борьбу с язычеством, на самом деле немало восприняла от него, от его миросозерцания и обрядности. Люди Древней Руси не могли не ощущать сходства новой веры со старой, которое проявлялось прежде всего в понятиях о высшей силе, создавшей мир и управлявшей им, о постоянной борьбе добра и зла, о возможности посредством религиозных обрядов и молитв воздействовать на них. По мнению большинства ученых, в народном сознании произошла не перемена веры, а присоединение новой веры к старой. Язычество частью отмирало, частью сохранялось, постепенно изменяясь, частью внедрялось в народное православие. В результате столь сложных взаимодействий язычества и православия на Руси сложилось такое религиозное, духовное образование, которое принято называть двоеверием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Внутренняя и внешняя  политика правления Ярослава Мудрого. "Русская     правда"

   Во внешней политике Ярослав, как и его отец, больше надеялся на дипломатию, чем на оружие. Он сумел обеспечить для Киевской Руси признание и высокий авторитет среди прочих европейских держав. В ту пору главным путем «евроинтеграции» были династические браки. И лидеры европейских государств были весьма не прочь породниться с Ярославом. На его сестре Доброгневе был женат польский князь Казимир; сын Ярослава Изяслав взял в жены сестру Казимира, другой сын – Всеволод – был женат на греческой царевне, еще двое его сыновей – на немецких княжнах. Норвежский король Гаральд заключил брачный союз с дочерью Ярослава Елизаветой, венгерский король Андрей – с его дочерью Анастасией, французский король Генрих I был женат на третьей дочери – Анне Ярославне. Сам же Ярослав взял в жены Ингигерду (в православии – Ирину),

дочь норвежского короля Олафа.

    Во внутренней политике период правления Ярослава Мудрого ознаменовался расцветом «стольного града» Киева и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Великий князь упорядочил правовые обычаи Руси и начал, выражаясь современным языком, борьбу с правовым нигилизмом. При Ярославе возник первый свод узаконений, регулировавший отношения внутри княжеских владений, названный «Русской правдой». «Устав Ярослава», или древнейшая «Русская правда», был дан Новгороду в 1016 г. Он был основан на старых традициях, устном «Законе русском», который упоминался еще в договорах Руси с Византией. Фактически это был первый письменный сводный кодекс – уголовный, гражданский и административный. Первый русский писаный закон касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилия, бесчинств, драк, которые были нередки в ту эпоху даже в самом изысканном обществе. Конечно, документ был несовершенен. В нем, например, было предусмотрено наказание за удар чашей или рогом, а за повреждение бороды оппонента назначалось наказание, равное штрафу за убийство.  
 
    Важным шагом в духовной и политической жизни Киевского княжества было последовательное стремление Ярослава освободиться от опеки Византии в церковных делах. В 1051 г. при Ярославе на киевскую митрополию впервые был поставлен не греческий, а русский митрополит Илларион – блестящий оратор, автор известного «Слова о законе и благодати». Это произведение утверждало равенство всех народов и прославляло Русскую землю, которая, по мнению его автора, должна была быть «ведома и слышима есть всеми концы земля».  
 
    Ярослав понимал значение христианского просвещения. Главным оружием в борьбе с язычеством он считал книги. Собирая повсюду книгописцев и переводчиков, он умножил количество книг на Руси и постепенно ввел их в повсеместное употребление. Современники отмечали, что Ярослав был сам начитанным в богослужебных книгах человеком и владел большой личной библиотекой. Он, по словам летописца, считал книги «реками, способными напоить мудростью». С этого времени книжная премудрость прочно утвердилась в русских землях. По всей земле собирали при Ярославе детей и обучали их грамоте. Показательно, что сын Ярослава, Всеволод, не выезжая из Киева, выучил пять языков. Похоже, что тогда в столице Руси имелись и возможности, и нужда в овладении иностранными языками. 
 
   Времена Владимира и Ярослава стали эпохой расцвета Киевской Руси, имевшей все основания гордиться не только политической, но и экономической мощью. Не случайно только эти князья могли позволить себе чеканить собственные золотые и серебряные монеты – златники и сребреники. 
 
 
 
 

Информация о работе Государство Русь в Х – начале ХII вв