«Теория справедливости» Джона Ролза

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 09:20, доклад

Краткое описание

Деонтологический либерализм как теоретическое основание теории справедливости Ролза представляет собой в определенном смысле противоположность утилитаризму как учению, предполагающему, с одной стороны, консеквенциализм, а с другой стороны телеологию. Деонтология прямо противоположна им обоим. Деонтология не только представляет собой этическое учение, в соответствии с которым поступок является моральным лишь в том случае, если он мотивирован выполнением долга. Деонтология – это еще и особый способ обоснования морали посредством сведения ее к должному, а не к благу

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 60.49 Кб (Скачать)

как честности» близка ценностям  социализма, что соответствует ее

статусу как неолиберальной теории. Одним из этих оснований  явля-

ется убеждение в необходимости  неукоснительного соблюдения об-

щественными институтами  общезначимых и общеприемлемых прин-

ципов справедливости. Но в  отличие от научного социализма, с  его

мифическим принципом  распределения по труду, принципы Ролза

теоретически обоснованы и могут удовлетворить самым  взыска-

тельным нормативным и  научным требованиям.

94

2. Теория Ролза, в отличие  от утилитаризма, дает надежные  гаран-

тии от авторитаризма и  тоталитаризма, ибо первый из его  принципов

предполагает равенство  в отношении основных прав и свобод, кото-

рые ни при каких обстоятельствах  не могут быть принесены в жертву

каким бы то ни было экономическим  и социальным приобретениям

общества.

3. Теория Ролза не является  ригористической и не накладывает

слишком жестких требований на индивидов, несмотря на свой деон-

тологический характер. Жесткие  требования справедливости возлага-

ются на власть имущих. Особенностью «теории справедливости» яв-

ляется ее «конгруэнтность», т. е. совпадение теории должного и тео-

рии блага, а также повышенное внимание к проблеме индивидуально-

го блага.

4. Теория Ролза способна  удовлетворить сакральную потребность

индивида и общества. Ее принципы и пафос достаточно возвышенны

и даже коммунитарны (чего нельзя сказать о многих других либе-

ральных теориях справедливости), что вполне соответствует духу

нашего народа, который  просто не сможет смириться с жизнью во

имя собственного эгоистического интереса. Теория Ролза не навязы-

вает эгоистического поведения. Она предполагает индивидуальную

автономию, но рекомендует  гражданские добродетели.

5. Теория Ролза является  в высшей степени гуманной. Ее  прин-

ципы предполагают необходимость  специальных программ, направ-

ленных на возмещение незаслуженного неравенства как результата

слепой игры природного и  общественного случая. Всякое умноже-

ние благосостояния отдельных  представителей общества возможно и

допустимо лишь в том случае, если результатом этого умножения

является благоденствие  всех и в особенности наименее преуспе-

вающих членов общества.

6. Наконец, «теория справедливости  как честности» имеет то не-

оспоримое преимущество, что  может найти себе горячих сторонни-

ков в рядах российской бюрократии. Принципы справедливости Рол-

за предполагают необходимость  значительного государственного

регулирования отношений  распределения и весьма сильной  соци-

альной политики. Это обстоятельство не может не придать нашему

«всеобщему сословию»  столь необходимое для его  существования

нравственное оправдание, которое оно ныне безуспешно пытается

найти в «национальной  идее».

В силу всего перечисленного, в особенности последнего, теория

Ролза имеет немалый потенциал  как теория справедливости для России.__


Информация о работе «Теория справедливости» Джона Ролза