Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 09:20, доклад
Деонтологический либерализм как теоретическое основание теории справедливости Ролза представляет собой в определенном смысле противоположность утилитаризму как учению, предполагающему, с одной стороны, консеквенциализм, а с другой стороны телеологию. Деонтология прямо противоположна им обоим. Деонтология не только представляет собой этическое учение, в соответствии с которым поступок является моральным лишь в том случае, если он мотивирован выполнением долга. Деонтология – это еще и особый способ обоснования морали посредством сведения ее к должному, а не к благу
как честности» близка ценностям социализма, что соответствует ее
статусу как неолиберальной теории. Одним из этих оснований явля-
ется убеждение в
щественными институтами общезначимых и общеприемлемых прин-
ципов справедливости. Но в отличие от научного социализма, с его
мифическим принципом распределения по труду, принципы Ролза
теоретически обоснованы и могут удовлетворить самым взыска-
тельным нормативным и научным требованиям.
94
2. Теория Ролза, в отличие от утилитаризма, дает надежные гаран-
тии от авторитаризма и тоталитаризма, ибо первый из его принципов
предполагает равенство в отношении основных прав и свобод, кото-
рые ни при каких обстоятельствах не могут быть принесены в жертву
каким бы то ни было экономическим и социальным приобретениям
общества.
3. Теория Ролза не является
ригористической и не
слишком жестких требований на индивидов, несмотря на свой деон-
тологический характер. Жесткие требования справедливости возлага-
ются на власть имущих. Особенностью «теории справедливости» яв-
ляется ее «конгруэнтность», т. е. совпадение теории должного и тео-
рии блага, а также повышенное внимание к проблеме индивидуально-
го блага.
4. Теория Ролза способна
удовлетворить сакральную
индивида и общества. Ее принципы и пафос достаточно возвышенны
и даже коммунитарны (чего нельзя сказать о многих других либе-
ральных теориях справедливости), что вполне соответствует духу
нашего народа, который просто не сможет смириться с жизнью во
имя собственного эгоистического интереса. Теория Ролза не навязы-
вает эгоистического поведения. Она предполагает индивидуальную
автономию, но рекомендует гражданские добродетели.
5. Теория Ролза является в высшей степени гуманной. Ее прин-
ципы предполагают необходимость специальных программ, направ-
ленных на возмещение незаслуженного неравенства как результата
слепой игры природного и общественного случая. Всякое умноже-
ние благосостояния отдельных представителей общества возможно и
допустимо лишь в том случае, если результатом этого умножения
является благоденствие всех и в особенности наименее преуспе-
вающих членов общества.
6. Наконец, «теория
оспоримое преимущество, что может найти себе горячих сторонни-
ков в рядах российской бюрократии. Принципы справедливости Рол-
за предполагают необходимость значительного государственного
регулирования отношений распределения и весьма сильной соци-
альной политики. Это обстоятельство не может не придать нашему
«всеобщему сословию» столь необходимое для его существования
нравственное оправдание, которое оно ныне безуспешно пытается
найти в «национальной идее».
В силу всего перечисленного, в особенности последнего, теория
Ролза имеет немалый потенциал как теория справедливости для России.__