Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 09:20, доклад
Деонтологический либерализм как теоретическое основание теории справедливости Ролза представляет собой в определенном смысле противоположность утилитаризму как учению, предполагающему, с одной стороны, консеквенциализм, а с другой стороны телеологию. Деонтология прямо противоположна им обоим. Деонтология не только представляет собой этическое учение, в соответствии с которым поступок является моральным лишь в том случае, если он мотивирован выполнением долга. Деонтология – это еще и особый способ обоснования морали посредством сведения ее к должному, а не к благу
вичных благ, которые не могут быть урегулированы при помощи пер-
вой части, должны иметь место только при том условии, что они слу-
жат улучшению шансов наименее преуспевающих членов общества
или, точнее, «репрезентативного члена» наименее преуспевающей
группы. Только такое положение дел может служить оправданием
неравенства. Эту идею Ролз разделяет с утилитаристами. Либераль-
ный утилитаризм также выдвигает требование фактического матери-
альное равенства, отступление от которого может быть оправдано
только общей пользой неравенства. Утилитаристы полагают, что не-
равенство может иметь место, если неравное распределение увеличи-
вает общую или среднюю пользу общества в целом. Ролз же говорит
не об обществе в целом, а о пользе наименее преуспевающих. Это об-
стоятельство позволяет выдвинуть против Ролза обвинение в скрытом
утилитаризме, своеобразном утилитаризме пользы наименее преуспе-
вающих. Но в отличие от утилитаристов, которых интересует только
общий результат распределения, Ролза интересует также и то, кто
именно получает преимущества, что весьма существенно.
Нетрудно заметить, что два принципа справедливости Ролза не
выходят за рамки общей либеральной установки, которая предполага-
ет, что общество есть не более чем арена конфликтов отдельно взятых
индивидов. Необходимость в справедливости заключается главным
образом в смягчении этих конфликтов. Два принципа справедливости
позволяют заменить конфликт сотрудничеством. Интуитивное пред-
ставление о справедливом сотрудничестве, из которого исходит Ролз,
предполагает, что сотрудничество может быть честным лишь в том
случае, если все его участники выигрывают от сотрудничества. Осо-
бенности представлений Ролза заключаются в следующем.
Во-первых, сотрудничество охватывает всех членов общества не-
зависимо от их участия или неучастия в рыночных отношениях.
Иными словами, базовой моделью общества является скорее семья,
чем рынок, поскольку именно в семье люди заботятся о тех, кому
нечего предложить в корзину общего блага и кто не может ничего
сделать взамен предоставляемых ему благ. Во-вторых, сотрудниче-
ство не предполагает обмен эквивалентов. В этом смысле оно не
является тем, что мы в нашей первой главе назвали обменивающей
84
справедливостью на основе арифметического равенства. Это скорее
обменивающая справедливость на основе геометрического равенст-
ва, поскольку сильные и способные должны дать больше. Справед-
ливость заключается не в том, чтобы обменивать равное на равное,
но как раз в неравном обмене, позволяющем, чтобы слабые и безза-
щитные смогли улучшить свое положение. Таким образом, смыслом
общественного взаимодействия становится достижение реального
равенства благ, которое
выступает как идеал
лений. Эта особенность эгалитаризма Ролза позволяет утверждать,
что он пытается ввести новое концептуальное понимание фундамен-
тального принципа равенства как основополагающей ценности.
Институты справедливого общества
Во второй части «Теории
справедливости» предметом
становится возможность воплощения двух принципов справедливо-
сти в деятельности общественных институтов. Проблематика стано-
вится очень обширной: свобода совести и правовое государство,
справедливость распределения материальных благ и справедливость
в отношениях между поколениями, гражданский долг и гражданское
неповиновение, политическая терпимость и свобода совести. В этой
части автор спускается с высот философских абстракций на уровень
политологии, теории права и экономики. Главная цель, которую
преследует Ролз, заключается в доказательстве, что его принципы
представляют собой не пустую абстракцию, но рабочую гипотезу и
на основе этих принципов вполне возможно создать работающие
институты основной структуры общества. Институты, которые про-
возглашает Ролз, – это традиционные институты конституционной
либеральной демократии, поскольку именно эти институты вытека-
ют из двух принципов справедливости. Этот процесс постепенной
кристаллизации справедливых институтов протекает в четыре прие-
ма. В результате появляются справедливая политическая конститу-
ция, справедливое экономическое устройство, а также механизмы по
преодолению несправедливости в этом несовершенном мире. По
мере постепенного продвижения от ступени к ступени занавес неве-
дения постепенно приподнимается и участники гипотетической кон-
венции приобретают все более обширные знания в отношении обще-
ства и самих себя до тех пор, пока по прошествии четвертой ступени
этот занавес не спадает вовсе.
85
После того, как основные принципы справедливости выбраны, о
чем шла речь выше, наступает черед второй ступени - справедливой
политической конституции, закрепляющей основные права и свобо-
ды. На этой ступени участники конвенции уже знают принятые ра-
нее принципы справедливости. Они также получают информацию о
наиболее общих фактах своего собственного общества. Справедли-
вая конституция предполагает обширную свободу, которая не будет
определяться никакими перфекционистскими принципами и, в осно-
ве которой не будет лежать никакой религиозный идеал. Это, в част-
ности, означает, что «…правительство не имеет ни права, ни долга
выполнять свои собственные
пожелания или пожелания
ва относительно вопросов морали и религии»1. То же самое следует
сказать в отношении идеи. В этом обществе не может быть общей
национальной идеи. Роль идеи играет справедливость.
В определенных случаях правительство может ограничить свобо-
ду. Но только в интересах самой свободы и исходя из необходимо-
сти поддержания безопасности. Это означает, что свобода совести не
может быть ограничена ни при каких обстоятельствах. В частности,
принципы толерантности обязаны действовать даже в отношении
нетолерантных2. Принцип равного гражданства предполагает, что
граждане получают возможность свободного участия в политиче-
ском процессе. С этой целью понадобится разделение властей, а
также сдержки и противовесы, направленные против возможных
злоупотреблений властей, понадобится и билль о правах как гаран-
тия их сохранения. Справедливая политическая конституция это та,
которая ограничивает власть правительства, но оставляет ему доста-
точно полномочий поддерживать закон.
Затем следует третья, законодательная ступень, где рассматрива-
ются справедливые законы
и закладываются механизмы
ской и социальной политики. На этой ступени индивиды выбирают
основные экономические и социальные устройства государства благо-
состояния. Справедливый экономический порядок в основном следует
второму принципу справедливости. Ролз полагает, что социализм и
капитализм могут в равной степени соответствовать второму принци-
пу справедливости3. Речь идет о том, как можно максимально вопло-
тить в жизнь принципы различия и честного равенства возможностей.
1 Rawls, J. A Theory of Justice. P. 212.
2 Ibid. P. 219.
3 Ibid. P. 271.
86
Стремление правительства обеспечить равный доступ к образованию
и культуре путем субсидий
общественному образованию
ет честное, а не формальное равенство возможностей. Оно обеспечи-
вает равные условия соревнования. Оно предотвращает образование
монополий и гарантирует всем социальный минимум.
Экономическая справедливость, которая необходима на третьей
ступени кристаллизации принципов, предполагает деятельность четы-
рех ветвей правительственной власти. Инвестиционная ветвь поддер-
живает соревновательную систему цен и препятствует образованию
«неразумной рыночной власти»1. Стабилизационная ветвь поддержи-
вает полную занятость и способствует эффективности рыночной эко-
номики. Трансфертная ветвь способствует поддержанию социального
минимума. Распределительная ветвь «сохраняет приблизительную
справедливость посредством налогообложения и необходимых усо-
вершенствований в правах собственности. Во всем этом действуют
традиционные средства государства благосостояния. Одно сущест-
венное дополнение заключается в том, что справедливость не позво-
ляет одному поколению жить за счет других путем поглощения чрез-
мерного количества ресурсов. Одним из последствий принципа раз-
личия нu1103 является принцип справедливых сбережений. Он требует от
каждого поколения заботиться о благосостоянии других поколений.
Ролз уделяет внимание
также поддержанию
справедливости. Он понимает, что в реальной жизни институцио-
нальная справедливость не может быть реализована со всей полно-
той, и отвечает на наши сомнения следующим образом:
«…несправедливость закона не является достаточным основанием,
чтобы не соблюдать его, если ценность самого законодательства яв-
ляется достаточным основанием, чтобы ему следовать»2. Участники
гипотетического соглашения не только выбирают принципы, они
также дают обязательства
следовать юридическим
из них вытекающим. Все они понимают, что не может быть абсо-
лютно справедливого общества. Любой закон может быть соверше-
нен лишь до определенных пределов. Речь идет о справедливой, но
несовершенной процедуре. В связи с тем, что несправедливость все
же будет иметь место и источником ее будут как сами законы, так и
граждане, эти законы нарушающие, полная теория справедливости
должна решать вопросы теории наказаний, компенсаторной спра-
1 Rawls, J. A Theory of Justice. P. 276.
2 Ibid. P. 350–351.
87
ведливости, гражданского неповиновения, но все это выходит за
рамки общей теории самого Ролза и ждет своих исследователей.
На четвертой ступени, когда занавес неведения уже совершенно
отсутствует, рассматриваются проблемы формальной справедливо-
сти – беспристрастного применения справедливых правил и законов
судьями и чиновниками.
Институты Ролза – это
институты конституционной
ярко выраженной социальной политикой и акцентированными
функциями распределения благ. Справедливость основных институ-
тов рождает политические обязанности граждан, требуя подчинения
справедливым законам и допуская лишь ограниченные формы про-
теста вроде демонстраций и кампаний гражданского неповиновения.
Два принципа справедливости и проблема стабильности
Хорошо организованное общество – это общество, которое удовле-
творяет следующим основным условиям: «… (1) все признают и
знают, что другие признают одни и те же принципы справедливости,
и (2) основные общественные институты в основном удовлетворяют,
что общеизвестно, этим принципам»1. Ролз полагает, что его прин-
ципы справедливости имеют все шансы создать общественное рав-
новесие. Но самое главное преимущество его принципов заключает-
ся в том, что такое
общество приобретает большую
нежели другие разновидности либеральных обществ, например, ути-
литаризм или либертаризм. Ролз предпринял специальные теорети-
ческие усилия по изучению условий стабильности общественной
конструкции, которую создал. «Справедливые порядки могут ока-
заться выведенными из состояния равновесия по той причине, что
честные поступки могут представлять собой далеко не лучший ответ
на поступки других. Для того, чтобы обеспечить стабильность, люди
должны иметь чувство справедливости или заботу об обделенных
ими, а лучше и то и другое вместе. В случае, если эти чувства доста-
точно сильны и способны преодолеть соблазн нарушения правил,
справедливая схема
Следование долгу и выполнение обязанностей отныне воспринима-
ется всеми как правильный ответ на действия других. К этому выво-
ду приводит рациональный жизненный план, основанный на чувстве
1 Rawls, J. A Theory of Justice. P. 5.
88
справедливости»1. В «Теории справедливости» Ролз поставил задачу
доказать три основных положения. 1. Общество двух принципов
справедливости являет собой благо в себе, оно уже есть реализация
концепции блага. 2. Воплощение двух принципов справедливости
рождает сильное ответное чувство общественной справедливости,
которое выступает как мощный фактор стабильности. 3. Принципы
справедливости не противоречат, а, напротив, способствуют инди-
видуальным концепциям блага членов этого общества. Иными сло-
вами, Ролз стремится доказать, что его теория «коренится в челове-
ческих мыслях и чувствах и имеет связь с нашими целями»2.
С этой целью он предпринимает исследование природы блага.
Теория Ролза деонтологическая, поскольку он утверждает, что не-
что является благом только в том случае, если соответствует уже
имеющимся принципам должного. Должное имеет приоритет по
отношению к благу. Но Ролз также хочет показать, что должное не
противоречит благу, поскольку в противном случае мы рискуем по-