Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 09:20, доклад
Деонтологический либерализм как теоретическое основание теории справедливости Ролза представляет собой в определенном смысле противоположность утилитаризму как учению, предполагающему, с одной стороны, консеквенциализм, а с другой стороны телеологию. Деонтология прямо противоположна им обоим. Деонтология не только представляет собой этическое учение, в соответствии с которым поступок является моральным лишь в том случае, если он мотивирован выполнением долга. Деонтология – это еще и особый способ обоснования морали посредством сведения ее к должному, а не к благу
72
Глава 3.
«Теория справедливости» Джона Ролза
Деонтологический либерализм
как теоретическое основание
теории справедливости Ролза представляет
собой в определенном смысле противоположность
утилитаризму как учению, предполагающему,
с одной стороны, консеквенциализм, а с
другой стороны телеологию. Деонтология
прямо противоположна им обоим. Деонтология
не только представляет собой этическое
учение, в соответствии с которым поступок
является моральным лишь в том случае,
если он мотивирован выполнением долга.
Деонтология – это еще и особый способ
обоснования морали посредством сведения
ее к должному, а не к благу. Основания
деонтологии как этического учения и деонтологического
либерализма как политической философии
были заложены Кантом. Деонтологический
либерализм долгое время оставался невостребованным
как теория общей справедливости. В XIX
веке ему пришлось отступить
перед бурным натиском утилитаризма. В
начале
ХХ века и вплоть до середины 50-х годов,
в период торжест-ва позитивизма,
деонтологический
либерализм, как и все иные нор-мативные
системы политической философии, переживал
период почти полного забвения.
Его бурное возрождение в рамках амери-канской
аналитической философии началось в 70-х
годах прошлого
века и было связано с именем профессора
Гарвардского университе-та Джона
Ролза. 73Книга Ролза «Теория справедливости»
была издана в 1971 году.
Судьба книги была счастливой. Её ждали
немедленное признание и
мировая известность. Можно без преувеличения
сказать, что Ролз –
настоящий патриарх современной
политической философии, кото-рая
с его легкой руки стала в значительной
степени философией
справедливости. Но главное, пожалуй, это
то, что известность «Тео-рии» вышла
далеко за рамки академических кругов
и достигла каби-нетов практических
политиков. Успех «Теории справедливости»
как философского явления был связан
с кризисом
позитивизма. Созна-тельно отказываясь
от решения нормативных проблем, ограничивая
свою задачу
только исследованием языка морали, эта
философия к 60-м годам исчерпала
себя. Не менее исчерпала себя и этика
утили-таризма, нормативные выводы
которой не могли более удовлетво-рить
новое поколение. Ролзу удалось соединить
наиболее сильные
стороны нормативной философии либерализма.
Кантовская деонто-логия удачно
сочеталась с утилитарной телеологией
всеобщего сча-стья. То и другое
вместе было основано на твердом фундаменте
лок-ковских постулатов незыблемых
прав человека.
Главную свою заслугу Ролз видит в разработке
содержательных
принципов справедливости.
Примененная им при этом методология
одновременно традиционна и оригинальна.
Теория общественного
договора, известная из трудов Гоббса
и Локка, получает у Ролза до-полнение
в виде математической теории игр. Как
уже было отмечено
ранее, можно говорить о трех главных парадигмах теорий справед-
ливости. Теория справедливости Ролза представляет собой один из
наиболее ярких образцов применения распределительной парадигмы
общей справедливости.
Гипотетический выбор и «занавес неведения»
Акцент на общую справедливость или справедливость основных
общественных институтов есть первая главная особенность полити-
ческой философии Ролза. Традиционные системы политической фи-
лософии, которые мы находим в трудах Локка, Руссо и Канта, счи-
тали своей главной
задачей обоснование
политических обязанностей. Концепция справедливости присутст-
вовала в их трудах в виде некоторого естественного фона, на кото-
ром не заострялось внимание, да и та сводилась индивидуальному
чувству или воле. Что касается утилитаризма, то поскольку он явля-
74
ется телеологическим учением, принципы справедливости, как
принципы должного, выводились в нем из принципов блага (всеоб-
щего счастья) и потому были обречены играть второстепенную роль.
Возрождая кантовскую деонтологию, Ролз стремился поднять статус
справедливости на недостижимую прежде высоту: «Справедливость
есть первая добродетель общественных институтов, как истина –
систем мышления. Самая элегантная и экономичная теория должна
быть отвергнута, если она не верна; таким же точно образом должны
быть отвергнуты даже самые эффективные законы и институты, ес-
ли они несправедливы»1.
Ролз предполагал вполне определенный предмет этой справедли-
вости, а именно «основные общественные институты». К основным
институтам следует отнести свободный рынок, систему защиты ос-
новных прав и свобод, моногамную семью, частную собственность.
Основные общественные институты имеют прямое отношение к об-
щей справедливости, потому что касаются всех и их влияния невоз-
можно избежать. Несмотря на очевидную расплывчатость определе-
ния основного общественного института, что позже станет одним из
критических аргументов, основная идея понятна. Принципы полити-
ческой справедливости должны применяться не ко всем вообще от-
ношениям между людьми, а лишь к тем, которые имеют сущност-
ный характер.
Одна из главных особенностей «Теории справедливости» – это
тщательно продуманная система доказательств провозглашаемых
принципов. Система доказательств Ролза предполагает действие
двух взаимосвязанных методов. Первый из них – метод рефлектив-
ного равновесия, а второй
– метод гипотетического
ма. Оба метода были заимствованы Ролзом у Канта, но существенно
модернизированы. Напомним, что Кант, создавая свою теорию мо-
рали, предложил как бы на время отложить в сторону бесконечные
скептические сомнения и допустить существование морали в том
виде, как она есть. В качестве следующего шага Кант исследовал
условия, при которых мораль возможна, если она существует. После
того как он обнаружил возможность существования этих условий в
нашем собственном практическом разуме, он пришел к выводу, что
мораль должна существовать.
Согласно методу рефлективного равновесия философ должен
проверять свои обоснованные интуиции путем создания теоретиче-
1 Rawls, J. A Theory of Justice. P. 3.
75
ских конструкций, которые
могут максимально
этим интуициям. Теоретические конструкции, в свою очередь,
должны уточнять интуиции философа. Так продолжается до тех пор,
пока все противоречия между ними не будут устранены и пересмот-
ренные интуиции не придут в полную гармонию с теоретическими
конструкциями. При этом следует иметь в виду, что речь идет не об
индивидуальной интуиции философа, а лишь о той, которую, как
можно разумно ожидать, разделяют все. Рефлективное равновесие в
теории Ролза немало позаимствовало из логики и лингвистики. Хо-
рошая теория справедливости позволяет выразить наши интуитив-
ные чувства справедливости подобно тому, как лингвистика выра-
жает наше чувство грамматической правильности. Наши суждения о
справедливости должны находиться в равновесии с нашими же
принципами справедливости. Некоторые обоснованные суждения о
справедливости могут не соответствовать принципам. В этом случае
следует направить теоретические усилия на пересмотр суждений или
пересмотр принципов.
Метод гипотетического договора в первоначальном положении
играет роль главной конструкции, на которую опирается рефлектив-
ное равновесие. Договор Ролза, в отличие от предшествующей дого-
ворной традиции, применяется не для легитимации политического
режима, но играет эвристическую роль теста на желательность и
достижимость принципов. Контрактуализм Ролза опирается на
вполне определенную традицию в рамках договорной теории. Ролз
утверждает, что он движется в том же направлении, что Руссо, Локк
и Кант. В этой компании не нашлось места для Гоббса. Исходная
интуиция, которую применяет Ролз, отвергает столь шаткий фунда-
мент теории справедливости, как эгоизм. В числе исходных и наибо-
лее общих интуиций Ролза – представление об индивиде как свобод-
ном и равном существе, обществе как кооперативном предприятии,
создаваемом с целью взаимной пользы, и рациональности как мак-
симизации рационального интереса.
Гипотетический договор Ролза представляет собой мысленный
эксперимент, который может проделать каждый, кто склонен разде-
лять те же самые исходные интуиции. Сам Ролз не без основания
полагает, что вышеуказанные интуиции являются достаточно широ-
ко распространенными, поскольку соответствуют современности и
могут обеспечить общее взаимопонимание участников договора или,
что одно и то же, мысленного эксперимента. Далее Ролз приглашает
нас принять участие в этом мысленном эксперименте. Для этого нам
76
нужно поочередно рассмотреть сначала исходные основания, а затем
и процесс договора. И то и другое заключено в понятии «первона-
чальное положение». Основания включают в себя объективные и
субъективные обстоятельства заключения контракта. В качестве
объективных обстоятельств заключения договора Ролз использует
известную, либеральную по сути, концепцию Юма «обстоятельств
справедливости». Согласно этой концепции необходимость в спра-
ведливости возникает только в связи с «относительной недостаточ-
ностью» распределяемых ресурсов. Если они представлены в изоби-
лии или их совершенно недостаточно, вопрос о справедливости их
распределения снимается сам собой.
Субъективным условием заключения договора является то, что
Юм называл «ограниченным альтруизмом». Договор заключают ин-
дивиды, которые хотя и не являются эгоистами, но вполне «равно-
душны к судьбе других» в том смысле, что не являются и альтруи-
стами. Будь они эгоистами или альтруистами, вопрос о справедливо-
сти также не может возникнуть. В первом случае они просто схватят
друг друга за горло еще до начала всяких переговоров, и вся спра-
ведливость сведется к гоббсовской «войне всех против всех». Во
втором случае они будут наперебой жертвовать собой для других,
что тоже сделает справедливость излишней.
Но Ролз не ограничивается условиями, заимствованными у Юма, и
вносит свои условия первоначального положения. Именно они полу-
чили в его теории справедливости название «занавеса неведения», и
именно они составляют наиболее оригинальную и наиболее спорную
часть его концепции. Индивиды Ролза (он называет их партиями, по-
скольку они представляют семьи), выводят принципы справедливо-
сти, находясь под «занавесом неведения». «Я полагаю, что партии
находятся под занавесом неведения. Они не знают, как различные
альтернативы смогут повлиять на их частный случай, и они вынужде-
ны оценивать принципы исключительно на основе общих соображе-
ний. Прежде всего, никто не знает своего места в обществе, своего
классового положения или социального статуса, никто не знает своего
места в распределении природных достоинств или способностей,
уровня своего интеллекта, физической силы и тому подобное. Никто
не знает также своей концепции блага, частностей своего рациональ-
ного жизненного плана, особенностей своего психологического
строения, как-то склонность к риску или расположенность к оптимиз-
му или пессимизму. Более того, я предполагаю, что партии не знают
частных особенностей своего собственного общества… Но предпола-
77
гается, что они имеют общие сведения о человеческом обществе. Они
понимают политические проблемы и принципы экономической тео-
рии; они знают основы социальной организации и законы человече-
ской психологии. Действительно, партии должны знать лишь самые
общие факты, которые могут повлиять на их выбор»1. Договариваю-
щиеся индивиды должны быть беспристрастны, а потому лишены тех
знаний, которые являются причиной пристрастности. Мы должны
представить, что заключающие договор индивиды поражены своеоб-
разной амнезией. Занавес неведения не дает им возможности полу-
чить информацию о своих
собственных частных
туитивный смысл подобной конструкции тот же, что и во всякой во-
обще игре: мы должны прежде
согласиться в отношении
вости правил, еще не зная, какие карты нам достанутся. В подобном
предположении, при всей его неординарности, нет ничего из ряда вон
выходящего. Подобного рода занавес неведения должен опускаться и
для присяжных на время судебного заседания. Они должны судить
беспристрастно и, следовательно, забывать о своем собственном по-
ложении и личных пристрастиях, которые из этого вытекают.
Что касается процесса договора, то он представляет собой не более
чем разновидность рациональной сделки, но совершают его в услови-
ях все того же занавеса неведения. Для того, чтобы понять, как будет
протекать договор, необходимо дать характеристику мотивации и це-
ли его участников. Мотивация участников гипотетического договора
связана с их определением Ролзом, во-первых, как моральных, а во-
вторых, как рациональных субъектов, пусть и наделенных ограничен-
ными знаниями. Будучи моральным субъектами, индивиды Ролза яв-
ляются равными и свободными и обладают каждый своей концепцией
блага и концепцией должного (знают, что обладают, но не знают, ка-
кой именно, в силу действия занавеса неведения). Свобода означает,
кроме всего прочего, и то, что индивиды автономны и независимы в