Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:33, реферат
Мотивация – побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотивация имеет под собой интеллектуальную подоснову, эмоции лишь косвенно влияют на процесс (применительно только к человеку).
Введение 1
Теория справедливости Адамса. 2
Заключение 7
Источники 8
Выполнила
Студентка С1205 группы
Прокопец Дарья
Оглавление
Введение 1
Теория справедливости Адамса. 2
Заключение 7
Источники 8
Мотивация – побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотивация
имеет под собой
Предопределяет
мотивацию такое понятие, как
мотив. Мотив – это материальный
или идеальный предмет, достижение
которого выступает смыслом
Мотивационный менеджмент – это мотивация как действие, как процесс.
Мотивационный менеджмент – это управление, построенное на приоритетах мотивации делового поведения, т.е. создании условий заинтересованности в результате рабочей деятельности и стремлении к достижению целей организации.
Процессуальные теории не отражают влияния потребностей на поведение людей, однако считают, что поведение определяется и формируется не только под влиянием потребностей. Соответственно процессуальным теориям мотивации поведение человека есть также функцией ее восприятия и ожиданий. Эти теории анализируют, как человек распределяет усилие для достижения определенных целей и как выбирает конкретный вид поведения.
Упрощенная
концепция процессуальных теорий мотивации
состоит в том, что работник, осознав
задачи и возможные вознаграждения
за их решение, соотносит эту информацию
со своими потребностями, возможностями,
готовностью сделать
Рассмотрим теорию справедливости Стейси Адамса.
Джон Стейси Адамс, психолог, изучавший поведение и рабочую среду, выдвинул свою теорию справедливости в мотивации труда в 1963 году.
В своей теории справедливости Джон Стейси Адамс рассматривает мотивацию работника с точки зрения его оценки ситуации и складывающегося у него в этой связи представления о справедливости отношений между ним и организацией. При этом он сравнивает себя с другими людьми, сопоставляя свой вклад с их вкладом, свое вознаграждение за работу с их вознаграждением.
Тот человек, с которым работник склонен сравнивать себя, должен занимать сходную должность, решать схожие задачи или выполнять аналогичную работу.
Основой суждений человека относительно справедливости или несправедливости своих отношений с организацией является сравнение двух отношений: того, что работник получил от работы, к тому, что им было реально сделано, то есть к его вкладу в работу, с таким же отношением того человека, с которым работник сравнивает себя. При этом возможны три варианта итоговой оценки таких сравнений:
недоплата,
справедливая оплата,
переплата.
Адамс называет личные вложения и получаемые результаты и другие подобные понятия, соответственно “входы” и “выходы”.
Входы – это, очевидно, что
мы вкладываем в нашу работу.
Выходы это все, что мы
Эти термины помогают подчеркнуть, что то, что люди вкладывают в работу, является многофакторным понятием, также как и то, что они получают от работы, содержит множество разных факторов, кроме заработной платы.
Адамс использовал термин "референтный
другой" для описания тех людей,
которые могут быть
Теория
Адамса предполагает, что работники
стремятся к установлению справедливых
отношений с другими и
Ощущение
несправедливости при недоплате
возникает тогда, когда, по мнению работника,
его соотношение результат/
Ощущение переплаты возникает тогда, когда, по мнению работника, его соотношение результат/вклад больше, чем соотношение результат/вклад того человека, с которым он сравнивает себя. Люди, которым переплатили, могут испытывать чувство неловкости или вины. Ощущение переплаты может вызывать также повышенные внутренние обязательства и готовность работника к дополнительным усилиям, способным уравнять отношение результат/вклад.
Ощущение
справедливости оплаты возникает тогда,
когда, по мнению работника, соотношение
пропорции результат/вклад
Исследователи выделили три группы рабочих. Первой группе сказали, что они получат больше, чем другие работники, выполняющие такую же работу («переплата»); второй группе – что они получат меньше, чем другие работники, выполняющие такую же работу («недоплата»); третьей группе — что они получат равную оплату с теми работниками, которые выполняют такую же работу («справедливая оплата»). В этом эксперименте были получены следующие результаты: работники, которые были уверены в том, что им переплачивали по сравнению с другими, демонстрировали более высокую производительность труда, чем две другие группы. Работники, которые считали, что им недоплачивают, показали самую низкую производительность труда. При этом и работники, которым недоплачивали, и те, кому переплачивали, продемонстрировали более низкую удовлетворенность своей работой, чем те работники, которые получали справедливую оплату.
Часто ощущение справедливости или несправедливости обменов, осуществляющихся между организацией и работниками, возникает у работников в ситуации использования тех или иных форм дополнительных выплат. Это могут быть премии за выполнение конкретных заданий, за определенный период времени (месяц, квартал или год) и т. д. Возможны три типа восприятия человеком справедливости дополнительных выплат:
относительное равенство,
абсолютное равенство,
уравнительное равенство.
Относительное равенство. Надбавка воспринимается как справедливая, если работники получают равный процент надбавки к зарплате в сравнении с их коллегами.
Абсолютное равенство. Это надбавки, равные в денежном выражении, независимо от размера получаемой зарплаты.
Уравнительное равенство. Работники, имеющие одинаковые заслуги, теоретически должны получать одинаковую оплату. Это значит, что если два человека добились одинаковых результатов по итогам года, а зарплата одного ниже, чем зарплата другого, то первый может ожидать большую надбавку (как в денежном, так и в процентном выражении), которая сравняет их отношение результат/вклад.
Теория справедливости Адамса имеет нечеткие границы - совсем не просто оценить вложения и результаты. Теория справедливости добавляет важную дополнительную характеристику для сравнения с «референтным другим» (люди рассматриваются в сопоставимых, подобных ситуациях).
Теория справедливости помогает объяснить, почему заработная плата и рабочие условия сами по себе не определяют мотивацию.
С точки зрения того, как теория применима к работе и управлению, следует сказать, что каждый из нас пытается найти оптимальный баланс между тем, что мы вкладываем в нашу работу, и что мы от нее получаем. Но как мы можем решить, что является этим справедливым балансом?
Ответ лежит в теории справедливости. Важно внести в наши измерения справедливость - баланс - путем сравнения нашего баланса вложений и результата, а также других вкладываемых и получаемых факторов, - соотношения входа и выхода - с балансом или отношением, используемым другими людьми, которых мы считаем референтными или образцами («референтные другие»).
Самое главное это означает, что теория справедливость не подразумевает зависимости только от нашего самостоятельного соотношения входов и выходов - она также подразумевает сравнение между аналогичным соотношением у других.
Мы
формируем представление о том,
что представляет собой справедливое
соотношение (баланс) входов и выходов
путем сравнения нашей
Поэтому теория Адамса является гораздо более сложной, и соответствует мотивационной модели, которая образуется путем сравнения вложений (входов) и результатов (выходов).
Истинное
чувство баланса или
Этот сравнительный аспект теории справедливости дает намного больше подвижности и динамичности оценке мотивации, чем обычно возникает в мотивационных теориях и моделях, основанных на оценке собственно одного человека.
Например,
теория справедливости объясняет, почему
люди могут быть счастливы и мотивированы
ситуацией определенный промежуток
времени, но без изменения рабочих
условий или положения, становиться
несчастными и теряют мотивацию,
если они узнают, например, что их
коллега (или того хуже - в группа)
получают в результате более высокое
соотношение результат/
Это также объясняет, почему один человек, получая продвижения по службе, или повышение платы, может лишиться мотивации под влиянием других.
Отметим
также немаловажный момент, что речь
идет о соотношении, а не просто о
суме результатов и вложений как
таковых. Это объясняет, например, почему
сотрудники, работающие на полный рабочий
день, при сравнении своего соотношения
с соотношением сотрудников, работающими
неполный рабочий день, зарабатывающими
меньше, иногда получают меньше мотивации,
когда оказывается, что у частично
занятых общая
Помните также, что такие
Входы | Типичные входы: усилия, лояльность, трудолюбие, целеустремленность, умение, способность к адаптации, гибкость, терпимость, решимость, сердце и душа, энтузиазм, вера в руководителя, поддержка коллег и подчиненных, личные жертвы и т.д. |
Баланс - зависит от сравнения собственного соотношения входов/ выходов с соответствующим соотношением референтных других | Люди должны чувствовать, что есть справедливое равновесие между входами и выходами. Важно, справедливость путем сравнения собственного баланса или соотношения между входами и выходами, с аналогичным соотношением референтных других. |
Выходы | Типичные выходы: все финансовые вознаграждения - оплата, зарплата, расходы, льготы, пособия, пенсионное обеспечение, бонусы и комиссии - плюс нематериальные активы - признание, репутация, похвала и благодарность, ответственность, стимулирование, путешествия, обучение, развитие, чувство достижения и продвижения, поощрения и т.д. |