Шпаргалка по дисциплине " Арбитражный процесс"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:43, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине " Арбитражный процесс".

Файлы: 1 файл

OTVETY_po_Arbitrazhny_Protsess.doc

— 698.50 Кб (Скачать)

 

Вопрос 84. Правила возбуждения кассационного производства

Порядок судопроизводства в суде кассационной инстанции 

 

Проверка законности судебных актов в кассационном порядке является одной из гарантий участников процесса. Главная цель кассации в арбитражном процессе - это проверка законности судебных актов, вступивших в законную силу в порядке, предусмотренном ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Таким образом, решения, вступающие в законную силу немедленно, могут быть обжалованы только в кассационном порядке.

В целях исключения излишней переписки между арбитражными судами АПК РФ предусматривает подачу кассационной жалобы через арбитражный суд, принявший решение. 

Возбуждение кассационного производства

Порядок возбуждения кассационного производства заключается в подаче заинтересованным лицом кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции в письменной форме с обязательным выполнением предписаний АПК РФ. Вынося определение о принятии кассационной жалобы к производству, арбитражный суд кассационной инстанции возбуждает кассационное производство.

Кассационная жалоба может быть подана в течение двух месяцев с даты вступления в силу того судебного решения, постановления, которые лицо, подающее кассационную жалобу, собирается обжаловать (п. 1 ст. 276 АПК РФ).

Однако из этого правила существуют исключения. Для некоторых категорий дел законом определен более короткий срок обжалования. Например, всего один месяц на обжалование решения суда первой инстанции, минуя апелляцию, по делу об оспаривании нормативного правового акта (ч. 7 ст. 195 АПК РФ). Такой же срок установлен и для обжалования определений, принятых при утверждении мирового соглашения, по делам об оспаривании решения третейского суда и о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение такого решения, а также по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов (ч. 8 ст. 141, ч. 5 ст. 234, ч. 5 ст. 240, ч. 3 ст. 245 АПК РФ).

Поскольку для подачи кассационной жалобы определен процессуальный срок, то по общему правилу в случае его истечения для восстановления пропущенного срока необходимо заявление заинтересованного лица. Отсутствие такого ходатайства является поводом для возвращения кассационной жалобы, поданной с нарушением установленного АПК РФ срока.

В качестве уважительных причин пропуска двухмесячного срока на кассационное обжалование могут послужить следующие обстоятельства:

·        получение заявителем копии обжалуемого судебного акта со значительной просрочкой, произошедшей вследствие нарушений, допущенных арбитражным судом либо почтой;

·        временная нетрудоспособность, длительная командировка либо иные причины, вызвавшие отсутствие в месте постоянного проживания заявителя - физического лица или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Чтобы на основании поданной жалобы суд кассационной инстанции мог возбудить кассационное производство, стороне-заявителю необходимо соблюсти одно правило - подаваемый документ по форме и содержанию должен точно соответствовать установленным в законе требованиям (ст. 278 АПК РФ).

Что касается формы, то кассационная жалоба, должна представлять собой письменный документ, подписанный либо тем, кто подает жалобу, либо его представителем, имеющим на то полномочия (ст. 277 АПК РФ). Следует обратить внимание на то, что право на обжалование судебного акта арбитражного суда является специальным полномочием и должно быть оговорено в доверенности (ч. 2 ст. 62 АПК РФ).

 

Вопрос 83,85.

 Полномочия  кассац.инстанции. Основания к изменению  или отмене решения. Федеральный АС округа, рассмотрев дело вправе: 1. оставить решение I инстанции или постановление апел.инстанции без изменения, а жалобу без удовлетворения 2. отменить решение I инстанции или постановление апел.инстанции полностью или в части и принять новое решение 3.изменить решение I инстанции или постановление апел.инстанции 4. оставить в силе одно из ранее принятых решений или постановлений 5. отменить решение I инстанции и постановление апел.инстанции и передать дело на новое рассмотрение в инстанцию АС, решение или постановление которой отменено, если принятое решение или постановление недостаточно обосновано 6. отменить решение I инстанции или постановления апел.инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения полностью или в части 7. давать указания, обязательные для АС, вновь рассматривающего дело. Примечание: 1. Под новым можно принимать решение, противоположное по содержанию решению АС, разрешившего спор. 2. Решение изменяется в тех случаях, когда нарушения привели лишь к необходимости внесения некоторых поправок в резолютивную часть (например, уменьшить или увеличить присужденную сумму), но не к вынесению противоположного  по содержанию решения. 3. В указаниях не должны предрешаться вопросы о достоверности доказательств, о преимуществе одних доказательство перед другими, о том, какая норма материального права должны быть применена и какое решение должно быть принято при новом рассмотрении дела. Федеральный АС округа отменяет или изменяет решение или постановление, если при рассмотрении дела будет установлено: 1. нарушение или неправильное применение норм материального права, т.е. когда а) АС не применил закон, подлежащий применению б). АС применил закон, не подлежащий применению в).АС неправильно истолковал примененный закон 2. нарушение или неправильное применение норм процес.права, т.е когда а) дело рассмотрено АС в незаконном составе б) дело рассмотрено АС в отсуствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте заседания в). при рассмотрении дела были нарушены правила о языке г). в решении или постановлении отсутствует ссылка на закон или иной норм-прав. акт, к-ми руководствовался АС при принятии решения или постановления д). АС принял решение или постановление о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле е) решение или постановление не подписано кем-либо из судей либо подписано не теми судьями, к-ые указаны в решении или постановлении ж). решение принято не теми судьями, к-ые входили в состав суда, рассматривающего дело з). в деле отсутствует протокол судебного заседания или он не подписан.

 

вопрос 86. проверка в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов.

Проверка в порядке надзора вступивших в законную силу решений, постановлений арбитражных судов - это самостоятельная стадия арбитражного процесса и является дополнительной гарантией защиты прав организаций. Как и любая стадия арбитражного процесса пересмотр вступивших в законную силу решений в надзорном порядке имеет свои специфические особенности, отличающие ее от других стадий судопроизводства.

Объектом пересмотра в этой стадии процесса является довольно широкий круг судебных актов, вступивших в законную силу. В порядке надзора могут быть пересмотрены не только вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции, но и постановления, вынесенные апелляционной и кассационной инстанциями. В порядке надзора пересматриваются как вступившие в законную силу решения, вынесенные арбитражными судами субъектов Российской Федерации, так и решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вынесенные им по первой инстанции. Не могут быть предметом пересмотра в порядке надзора только постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 180 АПК РФ).

Из содержания ст. 180 АПК РФ следует, что надзорное производство, в отличие от апелляционного и кассационного, может быть возбуждено только по протестам указанных в законе должностных лиц, а не по жалобам участвующих в деле лиц.

В силу ст. 181 АПК РФ протест в порядке надзора может быть принесен на вступившие в законную силу решения, постановления, определения, вынесенные всеми арбитражными судами первой, второй и третьей инстанций. Могут быть одновременно опротестованы и судебное решение, вынесенное судом первой инстанции, и последующие постановления, которыми оно оставлено без изменения. Постановления судов апелляционной и кассационной инстанций могут опротестовываться и отдельно от решения. Не составляют исключения и постановления апелляционной и кассационной инстанций, которыми решения суда первой инстанции были отменены или изменены. Допустимость пересмотра постановлений, вынесенных судом кассационной инстанции, позволяет, в частности, предупредить при новом рассмотрении дела вынесение ошибочных решений на основе неправильных указаний кассационной инстанции.

Вступившие в законную силу определения арбитражных судов могут быть опротестованы и пересмотрены в порядке надзора отдельно от решений в случаях, когда АПК РФ предусмотрено их обжалование, а также, когда они препятствуют дальнейшему движению дела (ст. 191 АПК РФ).

Арбитражный процессуальный кодекс правом приносить протесты наделяет Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Генерального прокурора Российской Федерации на судебные акты всех арбитражных судов, кроме постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также заместителей указанных высших должностных лиц государства на судебные акты всех арбитражных судов, за исключением решений и постановлений Высшего Арбитражного Суда РФ.

Иные должностные лица (например, председатель федерального арбитражного суда округа, председатель арбитражного суда субъекта Российской Федерации, прокурор субъекта Российской Федерации) права на принесение протестов в порядке надзора на вступившее в законную силу решение, постановление не имеют.

 

Вопрос 87. Стадии надзорного производства.     

 Первой стадией надзорного производства является рассмотрение заявления или представления единолично судьей Высшего Арбитражного Суда РФ в течение пяти дней, в которые не включаются нерабочие дни. Полномочия судьи на этом этапе прохождения обращения состоят только в решении вопроса о принятии или непринятии его к производству. Его течение начинается на следующий день после поступления обращения в Высший Арбитражный Суд РФ и заканчивается в последний рабочий день пятидневного срока. Процессуально принятие заявления или представления к производству оформляется определением в виде отдельного судебного акта. Судья, рассматривающий обращение о пересмотре судебного акта в порядке надзора, проверяет, соблюдены ли требования, содержащиеся в АПК. В случае установления нарушений оно возвращается заявителю с указанием мотивов возврата. Заявление или представление возвращается также по ходатайству, поступившему от заявителя, до вынесения определения о возбуждении надзорного производства.  Обжалование определения о возвращении заявления Кодексом не предусмотрено. Однако повторное обращение допускается с соблюдением всех установленных правил, после того как заявитель устранит недостатки, на которые было указано в определении о возврате.    

 Вторая стадия. После возбуждения надзорного производства заявление или представление направляется в состав судей, который в судебном заседании без извещения участвующих в деле лиц коллегиально рассматривает обращение.      Рассмотрение заявления (или представления) осуществляется в сроки: - если дело не истребовалось в связи с отсутствием к тому оснований — в пределах одного месяца, в который входит время нахождения обращения в Высшем Арбитражном Суде РФ; - в случае истребования дела из суда первой инстанции месячный срок исчисляется со дня поступления его в Высший Арбитражный Суд РФ. Важное значение имеет порядок формирования состава судей, которым заявление или представление передается для рассмотрения. Главная задача, стоящая перед составом судей, рассматривающих обращение, состоит в том, чтобы путем изучения оспариваемых судебных актов и сопоставления их содержания с доводами, приведенными заявителями, сделать вывод о наличии или об отсутствии оснований для надзорного пересмотра. Состав судей, рассматривающий заявление или представление, имеет право передать дело для проверки в кассационном порядке при наличии к тому необходимых оснований и при условии если оно не рассматривалось в кассационной инстанции.      Независимо от того, проверялось или не проверялось дело в кассационном порядке, но если состав судей находит основания, содержащиеся в АПК, направляет дело в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ со своими выводами о необходимости надзорного пересмотра оспариваемых судебных актов.

       Третьей, заключительной стадией надзорного производства является рассмотрение Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ дела, переданного ему коллегией судей.      Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ образован в соответствии со ст. 15 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Он состоит из 18 членов: Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, шести заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, председателей восьми судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ и трех судей Высшего Арбитражного Суда РФ (по состоянию на 1 августа 2003 г.). Извещение направляется лицам, участвующим в деле, не позднее чем за 15 дней до заседания Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ с указанием необходимых сведений, позволяющих реально принять участие в рассмотрении дела. При неявке кого-либо из извещенных Президиум рассматривает дело в их отсутствие. Единственным основанием для принятия к производству дела Президиумом является определение, вынесенное коллегией судей в порядке, установленном ст. 299 АПК.

 

Вопрос 88. Полномочия Президиума ВАС РФ по пересмотру дел в порядке надзора

Статья 187 АПК РФ устанавливает, что Президиум Высшего Арбитражного 
Суда РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:

1) оставить решение, постановление арбитражного суда без изменения, а протест без удовлетворения;

2) отменить решение, постановление  полностью или в части и  направить дело на новое рассмотрение;

3) изменить или отменить  решение, постановление и принять  новое решение, 
не передавая дело на новое рассмотрение;

4) отменить решение, постановление  полностью или в части и  прекратить производство по делу  либо оставить иск без рассмотрения  полностью или в части;

5) оставить в силе одно  из ранее принятых по делу  решений или постановлений.

Круг этих полномочий является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Президиум оставляет решение, постановление арбитражного суда без изменения, а протест без удовлетворения в том случае, если придет к выводу, что вынесенное судом решение или постановление является законным и обоснованным, а мотивы протеста несущественными для дела. Проверяя дело в полном объеме, Президиум может выявить отдельные процессуальные нарушения, не повлиявшие на правильность вынесенного решения, постановления. Не отменяя решения, Президиум в этом случае обязан указать в своем постановлении о выявленных недостатках. При оставлении протеста без удовлетворения в постановлении должны быть указаны мотивы, по которым доводы протеста признаны неправильными или не являющимися основанием к отмене решения арбитражного суда.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине " Арбитражный процесс"