Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:56, дипломная работа
Тема нашей дипломной работы «Банкротство (несостоятельность) юридических лиц». Институт несостоятельности (банкротства) относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. Тема банкротства предприятий, организаций является очень актуальной в современных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов, завышения налогов и других негативных обстоятельств предприятиям и организациям становиться все труднее не только развиваться, но даже «удержаться на плаву».
Введение
Глава I. Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)
§ 1. Исторические аспекты развития института банкротства (несостоятельности)
§ 2. Национальные особенности института банкротства (несостоятельности) в современных условиях
Глава II. Порядок рассмотрения дел о банкротстве юридических лиц в
Арбитражном суде.
§ 1. Понятие о банкротстве юридических лиц
§ 2. Новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ о банкротстве юридических лиц
Глава III. Процедуры банкротства
§ 1. Наблюдение
§ 2. Финансовое оздоровление
§ 3. Внешнее управление
§ 4. Конкурсное производство
§ 5. Мировое соглашение
Глава IV. Особенности банкротства (несостоятельности) отдельных категорий должников
§ 1. Банкротство кредитных организаций
§ 2. Рассмотрение дела о банкротстве страховой организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Вместе с тем, специфика проблемы такова, что одного только теоретического исследования здесь недостаточно. Необходимо сочетание усилий юристов и специалистов в области банкротства, гражданского и других отраслей права. Само по себе теоретическое исследование законодательства должно быть дополнено практикой работы арбитражных судов. Это тем более важно, что многих из имеющихся в настоящее время пробелов и недостатков законодательства о банкротстве можно было бы избежать, если бы законодатель принимал во внимание практику применения законодательства о банкротстве.
Целью работы является проведение комплексного исследования правового института несостоятельности (банкротства) юридических лиц, выявление правовых проблем, возникающих при применении норм данного института на практике и предложение возможных путей их решения.
Для достижения поставленной исследователем цели предполагается решить следующие задачи:
1. Представить
характеристику правового
2. Раскрыть
понятие несостоятельности (
2. Рассмотреть
признаки несостоятельности (
3. Отразить
процессуальные особенности
4. Рассмотреть
порядок объявления о
5. Охарактеризовать
отдельные процедуры
6. Выявить
проблемы правового
Объект исследования - общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления процедур банкротства в отношении юридического лица.
Предмет исследования – банкротство юридических лиц.
Методологическую основу исследования составляют как общенаучные, так и частноправовые методы.
К общенаучным методам, которые предполагается использовать, относятся, в частности, абстрагирование, анализ и синтез.
В работе будут также использованы частноправовые методы, среди которых: формально-юридический метод; исторический метод.
Нормативную правовую базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации[7], федеральные конституционные законы и федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
В качестве теоретической основы исследования при написании работы предполагается использовать основные положения, содержащиеся в трудах ученых – правоведов и юристов - практиков, таких как С.В. Артеменко, В.С. Белых, В.В. Витрянского, В.В. Долинской, С.А. Карелиной, Е.А. Павлодского, М.Л. Скуратовского, М.В. Телюкиной и других.
Эмпирическую (практическую) базу исследования составляет практика применения положения законодательства о банкротстве юридических лиц.
Научная новизна состоит в том, что в работе содержатся теоретические положения и выводы о банкротстве юридических лиц, которые впервые сформулированы и убедительно обоснованы.
Практическая значимость заключается в формулировании предложений по совершенствованию законодательства о банкротстве юридических лиц.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Необходимо
включить в группу лиц,
2. Считаем
необходимым исключить из
3. Поскольку
выявлена низкая эффективность
процедур внешнего управления
и конкурсного производства, то
необходимо усиление
4. Для повышения
правового обеспечения
5. Поскольку
в Законе о банкротстве
Структура работы определена целями и задачами работы, и состоит из введения, трех глав, объединяющих одиннадцать параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновываются значимость, актуальность и новизна, цели и задачи исследования, краткий обзор литературных источников, методы исследования.
Первая глава
«Правовое обеспечение
Во второй
главе «Характеристика
Третья глава «Процедуры банкротства юридического лица» посвящена изучению отдельных процедур банкротства, а именно: наблюдению, внешнему управлению, финансовому оздоровлению, конкурсному производству, мировому соглашению.
И, наконец, в заключении подведены итоги работы, изложены ее результаты, будут сделаны выводы и даны соответствующие рекомендации по устранению выявленных проблем, предполагается определить основные направления для дальнейшего исследования в рассматриваемой области.
Глава 1. Правовое обеспечение
процедуры банкротства в
1.1. Федеральный закон
«О несостоятельности (
Чтобы определить значение современного Закона о банкротстве необходимо рассмотреть исторические предпосылки формирования законодательства о банкротстве в России.
«Первые законы, регулирующие конкурсные отношения, появились в России в XVII веке, что было связано с бурным ростом капиталистических отношений после реформ Петра I»[8]. Некоторые элементы конкурсных отношений можно наблюдать в Русской Правде, Судебниках XI-XVI в.в., Соборном Уложении 1649 года. Так, в Русской Правде было установлено, что должника, который не в состоянии заплатить нескольким кредиторам, необходимо продать, а полученные средства разделить[9]. В Судебнике Ивана III(1497) указывалось, что должник мог быть выдан кредитору «головою на продажу», что означало предоставление должника на волю кредитора[10]. Подобные нормы о выдаче головою содержались в Судебниках 1550, 1589 гг. и Соборном Уложении 1649 г.
Таким образом,
можно сделать вывод о том,
что уровень экономических
По мере развития экономики вопросы становились все более актуальными.
К XVII веку предприятия, особенно торговые получили достаточно широкое распространение, при этом существовал только общий порядок взыскания, не учитывающий специфику положения самого несостоятельного и его кредиторов. К концу XVII –началу XVIII в.в. отсутствие конкурсного законодательства стало заметным вследствие серьезности возникающих проблем.
А.Х. Гольмстен выделяет
три направления, три струи в развитии
российского конкурсного права - иностранное,
национально-самобытное и канцелярско-кодификационное[
Третье направление развития российского конкурсного права, канцелярско-кодификационное состояло в разработке конкурсных Уставов. К 1740 году был составлен первый Устав о банкротах, в котором можно выделить следующие моменты: применялся к субъектам, ведущим торговую деятельность; использовался критерий неоплатности; были приняты два вида несостоятельности: несчастной и злостной; образование конкурсного суда, кураторов, собрание кредиторов, формирование конкурсной массы; очередность удовлетворения требований кредиторов в соответствии с которым существовало пять классов.
Уставы о банкротах 1763, 1768 г. представляли собой переработанный текст Устава о банкротах. Первый действующий Устав о банкротах появился в России 18 декабря 1800 года. Наиболее важные моменты этого Устава были: определялись различия между торговой и неторговой деятельностью; критерием несостоятельности была неоплатность; определялись три вида несостоятельности несчастная, неосторожная, злостная; устанавливалась обязанность должника заявлять о своем банкротстве; вводились определенные сроки для заявления кредиторами претензий и так далее[12].
Устав 1800 года имел широкое применение, в ходе которого выявились определенные его недостатки. Было принято решение издать новый указ, который появился в 1832 году и назывался «Устав торговой несостоятельности». данный Устав применялся только к случаям несостоятельности лиц, осуществляющих торговлю. Данный Устав действовал до 1917 года. Итак, первый этап развития конкурсного права – этап дореволюционный – продолжался до 1917 года, когда прекратили действие все дореволюционные правовые акты; кроме того, перестали подлежать правовой защите в советских судах все отношения, возникшие до 7 ноября 1917 года. Следующий этап, весьма непродолжительный по времени можно назвать советским, конкурсные отношения, безусловно, не могли существовать в первые годы советской власти, это стало возможно только после введения в 1921 году новой экономической политики, когда возник весьма свободный товарный оборот и стали распространенными случаи неплатежа долгов. 28 ноября 1927 года Декретом ВЦИК и СНК РСФСР Гражданский процессуальный кодекс РСФСР был дополнен главами «О несостоятельности частных, физических и юридических лиц» и «О несостоятельности кооперативных организаций»[13]. Наиболее ярко выраженной особенностью советского конкурсного права был отказ от начал диспозитивности при назначении должностных лиц конкурсного процесса, кредиторы были устранены от участия в процессе. Таким образом, можно сделать вывод о том, что конкурсное законодательство советского периода представляло собой аномалию конкурсных отношений, поскольку защищало не законные интересы кредиторов и должников, а хозяйственный результат, что совершенно не свойственно нормальному конкурсному праву.
Третий этап развития российского конкурсного права – современный ведет свое начало с 1992 года. По мнению А. Бобрышева, А. Кузенкова, Д. Остапенко, «до 1998 года нормативная база по проблемам банкротства по своему многообразию и глубине проработки была сравнима, пожалуй, лишь с налоговым законодательством»[14].
Российский Федеральный
закон «О несостоятельности «
Однако с принятием Федерального закона от 08.01.1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[18] положение изменилось. Резкий крен в сторону судебных процедур работы с предприятиями- должниками, применение критериев оценки несостоятельности сделали практически ненужным обширный багаж нормативной документации. Закон, вступивший в силу с 1 марта 1998, имел другую крайность – оказался «прокредиторским» (далее по тексту - Закон о банкротстве 1998). Для возбуждения процедуры банкротства достаточно было неуплаты в течение трех месяцев долга размеров в 500 МРОТ.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 года - третий закон о банкротстве. Столь стремительное обновление законодательства о банкротстве, по мнению В.Ф. Яковлева, объясняется тем, что в стране достаточно быстрыми темпами осуществляются экономические преобразования[19]. Практика применения арбитражными судами Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 года свидетельствовала о необходимости внесения в него изменений и дополнений, направленных на определение новых критериев банкротства, установление дополнительных гарантий от произвольных действий кредиторов по инициированию дел о банкротстве в арбитражных судах, обеспечению повышения роли государства в определении судьбы организаций- должников, более полному учету особенностей организаций оборонно-промышленного комплекса и т.п. Закон о банкротстве 2002 г. является принципиально новым актом законодательства о банкротстве. Он ввел в эту сферу новые правовые понятия, изменил прежний порядок проведения процедур банкротства. Закон о банкротстве дает возможность хозяйствующему субъекту вести нормальную деятельность в период проведения в отношении него процедур банкротства.
Информация о работе Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)