Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:56, дипломная работа

Краткое описание

Тема нашей дипломной работы «Банкротство (несостоятельность) юридических лиц». Институт несостоятельности (банкротства) относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. Тема банкротства предприятий, организаций является очень актуальной в современных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов, завышения налогов и других негативных обстоятельств предприятиям и организациям становиться все труднее не только развиваться, но даже «удержаться на плаву».

Оглавление

Введение
Глава I. Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)
§ 1. Исторические аспекты развития института банкротства (несостоятельности)
§ 2. Национальные особенности института банкротства (несостоятельности) в современных условиях
Глава II. Порядок рассмотрения дел о банкротстве юридических лиц в
Арбитражном суде.
§ 1. Понятие о банкротстве юридических лиц
§ 2. Новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ о банкротстве юридических лиц
Глава III. Процедуры банкротства
§ 1. Наблюдение
§ 2. Финансовое оздоровление
§ 3. Внешнее управление
§ 4. Конкурсное производство
§ 5. Мировое соглашение
Глава IV. Особенности банкротства (несостоятельности) отдельных категорий должников
§ 1. Банкротство кредитных организаций
§ 2. Рассмотрение дела о банкротстве страховой организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

бонкротство.docx

— 252.14 Кб (Скачать)

3. В третью очередь удовлетворяются  требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества  должника. В прежнем Законе имущество,  являющееся предметом залога, не  включалось в конкурсную массу.  Сейчас требования кредиторов  по обязательствам, обеспеченным  залогом имущества должника, подлежат  удовлетворению за счет всего  имущества должника.

4. В четвертую очередь  удовлетворяются требования кредиторов  по обязательным платежам. При  определении размера этих требований  учитывается задолженность (недоимки), образовавшаяся на момент принятия  арбитражным судом заявления  о признании должника банкротом.  Если должником после принятия  арбитражным судом заявления  о признании должника банкротом  не в полном объеме уплачены  обязательные платежи, суммы,  не выплаченные до принятия  арбитражным судом решения о  признании должника банкротом  и об открытии конкурсного  производства, включаются в общую  сумму задолженности должника  перед кредиторами четвертой  очереди. Законом предусмотрено,  что суммы штрафов (пени) и иных  финансовых (экономических) санкций  подлежат удовлетворению в составе  требований кредиторов пятой  очереди.

5. К требованиям кредиторов  пятой очереди отнесены требования  по гражданско-правовым обязательствам, не вошедшие в предыдущие очереди.  При определении размера требований  кредиторов пятой очереди учитываются  требования по гражданско-правовым  обязательствам, за исключением  требований граждан о возмещении  вреда, причиненного жизни и  здоровью, требований кредиторов  по обязательствам, обеспеченным  залогом имущества должника, и  требований учредителей (участников) должника— юридического лица, вытекающих  из такого участия.

В том случае если после  окончательного расчета с кредиторами  у должника осталось нераспределенное имущество, то оно передается собственнику или учредителю (участникам) юридического лица.

Законом о несостоятельности (банкротстве) предусмотрено положение, согласно которому кредиторы, чьи требования не были удовлетворены, вправе требовать  возмещения от третьих лиц, незаконно  получивших имущество должника. Это  требование может быть заявлено в  течение 10 лет после окончания  производства по делу о банкротстве.

После завершения всех расчетов с кредиторами конкурсный управляющий  обязан представить арбитражному суду отчет о результатах проведения конкурсного производства с приложением  документов, подтверждающих продажу  имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера  погашенных требований и документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

Конкурсное производство завершается после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного  управляющего и вынесения судом  определения. Это определение конкурсный управляющий в десятидневный  срок должен представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию  юридического лица, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации должника— юридического лица.

Конкурсное производство считается завершенным с момента  внесения в единый государственный  реестр юридических лиц записи о  ликвидации должника, а должник— юридическое  лицо ликвидированным.

3. Мировое соглашение

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве  должник и кредиторы вправе заключить  мировое соглашение.

Заключение мирового соглашения, предусматривающего отсрочку или рассрочку  исполнения обязательства, уступку  прав требований должника, исполнение обязательств должника третьими лицами, скидку с долгов и т.п.,- вполне приемлемый способ окончания дела о банкротстве.

Смысл мирового соглашения заключается  в быстром окончании дела на взаимоприемлемых для должника и кредитора условиях. Это дает возможность должнику, как  правило, продолжать свою предпринимательскую  деятельность, направляя получаемую прибыль для погашения долгов. В случае невыполнения должником  обязательств, предусмотренных мировым  соглашением, кредиторы вправе предъявить ему требования только в объеме, предусмотренном мировым соглашением. В случае возбуждения нового дела о банкротстве права кредиторов будут определяться условиями заключенного ими мирового соглашения.

Действовавший ранее закон  содержал положение, согласно которому в течение двух недель после утверждения  мирового соглашения арбитражным судом  кредиторы должны были получить удовлетворение своих требований в размере не менее 35 % суммы долга.

Новый Закон снимает это  и другие препятствия на пути достижения мирового соглашения, которое становится предметом свободного волеизъявления сторон. Единственное условие утверждения  арбитражным судом мирового соглашения—  погашение должником задолженности  перед кредиторами первой и второй очереди: по требованиям граждан, перед  которыми должник несет ответственность  за причинение вреда жизни или  здоровью; по расчетам по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским  договорам. Утверждение арбитражным  судом мирового соглашения влечет прекращение  производства по делу о банкротстве. Если мировое соглашение заключается  на стадии конкурсного производства, принятое арбитражным судом решение  о признании должника банкротом  и открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.

Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.dist-cons.ru/

Банкротство - одно из оснований ликвидации юридического лица. По решению суда юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, кроме казенного предприятия, а также юридическое лицо, которое действует в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может быть признано банкротом, если оно не способно удовлетворить требования кредиторов.

Казенное предприятие  не может быть ликвидировано вследствие несостоятельности (банкротства), так  как при недостатке имущества  предприятия по обязательствам субсидиарную ответственность несет собственник  имущества (РФ, субъект РФ или муниципальное  образование).

К признакам несостоятельности (банкротства) юридического лица относятся:

1) неспособность  удовлетворения требований кредиторов  по денежным обязательствам;

2) неспособность  исполнения обязанности по уплате  обязательных платежей (налогов,  сборов и иных обязательных  взносов в бюджет и государственные  внебюджетные фонды) ;

3) обязательства  и (или) обязанность не исполнены  юридическим лицом в течение  трех месяцев с даты, когда  они должны были быть исполнены.

Юридическое лицо совместно  с кредиторами может подать решение  об объявлении своего банкротства и  о добровольной ликвидации.

Если после принятия решения о ликвидации юридического лица обнаружен недостаток стоимости  имущества для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в  арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Заявление о признании  должника банкротом в арбитражный  суд подается собственником имущества  должника, учредителем (участником) должника или руководителем должника после  принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей  очередности:

1) требования граждан,  перед которыми юридическое лицо  несет ответственность за причинение  вреда жизни или здоровью, путем  капитализации соответствующих  повременных платежей;

2) расчеты по  выплате выходных пособий, оплате  труда с лицами, которые работают  по трудовому договору, контракту,  и по выплате вознаграждений  по авторским договорам;

3) требования кредиторов  по обязательствам, обеспеченным  залогом имущества ликвидируемого  юридического лица,

4) задолженность  по обязательным платежам в  бюджет и во внебюджетные фонды;

5) расчеты с другими  кредиторами.

К неплатежеспособному  юридическому лицу применяются процедуры  несостоятельности (банкротства) и  комплекс мер по предупреждению банкротства  и восстановлению платежеспособности юридического лица.

При применении процедур банкротства:

1) все дела должника  передаются введение специально  назначаемого лица (арбитражного  управляющего) ;

2) активы юридического  лица объединяются в единое  целое;

3) формируется собрание  кредиторов;

4) прекращается  индивидуальное удовлетворение  требований кредиторов;

5) всем кредиторам  предоставляется равные условия  удовлетворения их требований  в соответствии с установленными  законом очередностью и принципами.

Введение. 4

Глава 1. Правовое обеспечение процедуры  банкротства в Российской федерации.. 10

1.1. Федеральный закон «О несостоятельности  (банкротстве)». 10

1.2. Производство в Арбитражном  суде РФ по делам о несостоятельности  (банкротстве) 22

Глава 2. Характеристика несостоятельности (банкротства) юридического лица.. 31

2.1. Понятие несостоятельности (банкротства)  юридического лица. 31

2.2. Признаки несостоятельности  (банкротства) юридического лица. 39

2.3. Процессуальные особенности  несостоятельности (банкротства)             юридического лица. 44

Глава 3. Процедуры банкротства  юридического лица.. 52

3.1. Наблюдение. 52

3.2. Внешнее управление. 58

3.3. Финансовое оздоровление. 62

3.4. Конкурсное производство. 67

3.5. Мировое соглашение. 81

Заключение. 91

Глоссарий.. 96

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 100

Список сокращений.. 109

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Введение

 

Актуальность  темы обусловлена рядом объективных факторов. Существование института  несостоятельности (банкротства) обусловлено несколькими причинами.  Необходимо оградить  экономический оборот  и его участников  от последствий неэффективной  работы тех из них, кто проявил  неспособность надлежащим образом  исполнять принятые на себя  обязательства, если эта неспособность  приобретает стойкий характер. Таким образом, возникает необходимость устранение из оборота  такого его участника.  Объявление юридического лица банкротом - институт завершающий систему мер, организующих и обеспечивающих конкурентную борьбу субъектов рынка, ведущих хозяйственную деятельность на свой риск и под свою ответственность, то есть на началах предпринимательства.     

Предпринимательство как способ хозяйствования находится  в постоянном движении и развитии. Все более широко проникая в российскую экономику, он обогащается новыми чертами  и качествами. Соответственно изменяется его нормативно-правовая основа, обновляются  еще недавно принятые федеральные  законы, указы Президента и иные акты. 

В последние годы произошло  существенное развитие экономического законодательства. Федеральным законом  «О несостоятельности (банкротстве)»  от 26 октября 2002 года № 127- ФЗ[1] в большей степени защищены интересы собственников. Получили развитие регулирующие функции государства, стало невозможным необоснованное возбуждение дел о банкротстве. Вводится финансовое обеспечение  деятельности арбитражных управляющих и процедур банкротства отсутствующего должника.

При изучении несостоятельности (банкротства) как  феномена нашей экономики надлежит, прежде всего, отчетливо усилить  нынешнюю специфику его правового  регулирования, нашедшую отражение  в законодательстве о банкротстве, которое закрепило сложившуюся  в настоящее время качественно  новую систему реальных общественных отношений по поводу несостоятельности (банкротства) юридических лиц. 

Поэтому процессы несостоятельности (банкротства) юридических  лиц направлены прежде всего на  прекращение  их правосубьектности как перестающих функционировать хозяйствующих субъектов.

Изложенные  выше обстоятельства  обусловили выбор темы  исследования, практическую ценность  и научную актуальность данного исследования.

Степень разработанности  темы исследования. Предметом большинства публикаций по вопросам банкротства являются отдельные вопросы применения законодательства, например, Е.А. Павлодского и О.Р. Зайцева[2], рассматривающих вопросы правового положения  кредитора  в деле о банкротстве; М.В. Телюкиной[3], рассматривающей  процедуры несостоятельности (банкротства) юридических лиц; Г. Лайтмана[4], определяющего роль суда в процессе банкротства и другие.

В большинстве книг и публикаций, посвященных вопросам  банкротства, будь то экономическая или юридическая сторона, авторы касаются главным образом, практического аспекта, без анализа теоретических проблем, которые неизбежно возникают на пути развития любого общественно- правового института. Причем значение научного подхода возрастает в период реформирования всей российской правовой системы, которая переживает беспрецедентный динамизм, в формировании и развитии  новых общественно- правовых явлений. На проблемах законодательства о банкротстве останавливаются Р.С. Вахитов, Е.В. Севостьянов[5], уделяющих внимание проблеме судейского усмотрения и проблемам его реализации,  В.В. Степанов[6],  сравнивающий  процессы банкротства в России, Франции, Англии и Германии и других юристов.

Информация о работе Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)