Роль и место государства в обеспечении безкризисного развития экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:16, реферат

Краткое описание

Отправные целевые установки государственного антикризисного регулирования и способы их реализации содержатся в программных документах Правительства РФ, где государство, как главный орган исполнительной власти страны, также призвано координировать и контролировать ход и результаты мер применяемых для обеспечения устойчивого бескризисного развития экономики страны.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………………………………….3

2. Роль государства в обеспечении устойчивого бескризисного развития экономики……………………………………………………………………………………………….4
3. Особенности антикризисного регулирования на макроуровне экономики………………………………………………………………………………………………..8
4. Рычаги государственного воздействия на кризисные предприятия….10
5. Механизмы антикризисного управления…………………………………………….12
6. Заключение …………………………………………………………………………………………..14
7. Список литературы………………………………………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

антикризисное управление.docx

— 35.37 Кб (Скачать)

     Государству необходимо оказывать  всемерный протекционизм национальной  экономике, особенно ее реальному  сектору. В число протекционистских  мер входят:

  • Защита отечественных предприятий от импортной продукции таможенными барьерами.
  • Субсидии национальным производителям с целью помочь им завоевать устойчивые ниши сбыта на мировом рынке.
  • Ограничения для иностранных физических и юридических лиц в приватизации госимущества, а также в активности в определенных сферах и отраслях хозяйствования страны (например, в банковской сфере, оборонной промышленности).

 

    Государство должно активно воздействовать  на формирование и развитие  системы следующих экономических  институтов:

  • Банковской системы, а также системы денежного обращения и расчетов.
  • Системы бирж (товарных, трудовых ресурсов, фондовых, валютных).
  • Органов финансовой системы, в том числе налоговой службы.
  • Звеньев системы страхования имущества и сделок.
  • Системы защиты хозяйственного права и обеспечения хозяйственной ответственности, в том числе системы арбитражей и судов.
  • Системы органов государственного планирования, программирования и регулирования.
  • Системы органов, регулирующих трудовые отношения в стране.
  • Системы, которая обеспечивает всестороннюю экологию производственной деятельности, а также сферы личного потребления граждан.
  • Системы крупных многоотраслевых корпораций, прежде всего сконцентрированных на разработке и производстве наукоемкой продукции.
  • Системы органов антикризисного управления.

     Государству важно разъяснять  народу цели и пути экономического  развития страны. Нужен постоянный  диалог власти и общественности. Должны существовать действенные  механизмы контроля над государственным  аппаратом со стороны общества. Государство должно всемерно  защищать национальные интересы  страны в условиях свободного  потока информации в обществе. Защита национальной безопасности  государства не должна давать  повода для перекрытия свободных  потоков информации. Более того, перекрытие информационных потоков  само по себе наносит безопасности  государства фундаментальный урон, так как препятствует переходу  страны на информационную стадию  развития производительных сил,  тем самым обрекая ее на  отсталость в общем цивилизационном развитии, со всеми вытекающими из этого последствиями для национальной безопасности. В тоже время государство должно установить в каждом конкретном случае жесткую ответственность за корыстное распространение в обществе дезинформации. Это необходимо не только для обеспечения безопасности государства и общества, но и для беспрепятственных потоков подлинной информации, в отношении которой дезинформация, в особенности целенаправленная, оказывает крайне отрицательное воздействие.

 

 

Особенности антикризисного регулирования  на макроуровне экономики

 

     Государству крайне необходимо  осуществлять меры антикризисного  регулирования на макроуровне экономики, причем не только с позиции преодоления уже имеющих место кризисных явлений, но и на предмет их профилактики. Все меры государственного регулирования экономики, направленные на обеспечение ее эффективного устойчивого развития и достижение заранее заданных параметров роста, в том числе научно – образовательных и технико – технологических, являются одновременно также и мерами антикризисного регулирования именно в аспекте предупреждения возникновения кризисных явлений. Кроме того, часть мер государственного регулирования экономики носит сугубо антикризисный характер,  имея в виду как недопущение возникновения конкретных кризисных явлений, вызревающих потенциально, так и преодоление уже возникших кризисных ситуаций. Уровень вмешательства государства в экономику зависит от социально – экономической системы общества. При всей индивидуальной исторической конкретности общественных систем в странах мира, все эти системы, так или иначе, сводятся к трем основным типам:

  1. Планово – распределительная система, существовавшая в СССР и странах – членах СЭВ до сравнительно недавнего времени.
  2. Рыночно – капиталистическая система, характеризуемая полным саморазвитием рынка, при минимизации государственного воздействия на экономику, управляемую «невидимой рукой рынка» (определение А.Смита). Эта система существовала в индустриально развитых странах Запада в прошлом, в эпоху домонополистического капитализма, а в настоящее время существует только в экономически слабо развитых странах, выполняющих роль сырьевого придатка мирового рынка.
  3. Смешанная система (лучше ее было бы назвать интегрированной системой), соединяющая в себе наиболее приемлемые черты как рыночно – капиталистической, так и планово – распределительной систем хозяйствования, причем набор элементов из двух крайних систем (плановой и рыночной) и их взаимодействие (институциональное и функциональное) осуществляются индивидуально конкретно, применительно к той или иной стране мира. Соответственно, смешанные экономики таких стран, как США, Германия, Япония, Франция, Швеция, Швейцария и других, при наличии многих общих черт в очень сильной степени отличаются друг от друга.

     Структура смешанной экономики  может быть представлена следующим  образом:

  1. Рыночно – капиталистический механизм хозяйствования в качестве базы для развития отраслей экономики, ориентированных в конечном итоге на потребительский сектор.
  2. Широкий спектр вмешательства государства в экономику по линии стратегического планирования, регулирования, программирования.
  3. Планово – распределительный механизм без его деформации рыночными целями и стимулами, существующий в рамках решения мобилизационных задач.

     Характерно, что даже крайние  либералы в экономике признают  необходимость активного воздействия  государства на экономические процессы, правда, только в рамках основных монетарных показателей. Воздействие государства на экономические процессы,  сводится к трем блокам:

  • Государственное планирование
  • Государственное программирование
  • Государственное регулирование

     Государственное планирование применяется  во всех развитых странах мира. Только понимание планирования  здесь нельзя ограничивать его  тотальным директивным вариантом,  характерным для бывшего СССР.

     Государственное планирование, реализация  которого осуществляется не директивным  путем, а через рычаги экономического  давления, называется косвенным,  или индикативным планированием.

     Государственное программирование  экономики – это разработка  и осуществление государством  социально – экономических программ. Допустимо также смешанное финансирование  программ – из государственных  и частных источников. Государственные  программы являются важнейшим  каналом осуществления государственной  стратегии и планов.(1,стр.42)

     Государственное регулирование  экономики – это регулирование  темпов развития экономики и  ее пропорций с применением  различных рычагов воздействия как в их широком спектре, так и в узком (последнее – в рамках регулирования основных монетарных макроэкономических показателей).

     В отдельных случаях в зависимости  от конкретных обстоятельств,  в той или иной стране могут  применяться и другие способы  госрегулирования.

     За всеми методами государственного  планирования, программирования, регулирования  стоит процесс масштабного перераспределения  государством национального дохода, что осуществляется посредством  государственного бюджета.

 

Рычаги государственного воздействия  на кризисные предприятия

 

     Гражданский кодекс РФ предусматривает,  что лицо, которое не в состоянии  удовлетворять требования кредиторов, может быть признано по решению  суда несостоятельным (банкротом).(2,стр448)

     Государство формирует систему  правовых актов, регламентирующих  воздействие на кризисные предприятия.  Кроме того, государством могут  утверждаться специальные органы  исполнительной власти, в функции  которых входит работа с кризисными  предприятиями.

     В отношении государственных  предприятий государство может  принять меры антикризисного  воздействия (от финансовой помощи  до продажи на аукционе и ликвидации) даже без решения арбитражного суда. К частному предприятию (или предприятию, основанному на групповой собственности частных лиц) все возможные меры антикризисного воздействия могут быть приняты только в соответствии с решением арбитражного суда или на основе добровольного соглашения между предприятием – должником и его кредиторами.

     Арбитражный суд с елью сохранности  имущества предприятия, попавшего  в ситуацию денежной несостоятельности,  а также для более эффективного  правления его имуществом и  деятельностью, при недоверии  к прежнему руководству назначат (по рекомендации собрания кредиторов  предприятия) управляющего со  стороны. В зависимости от возложенных  на них задач различают несколько  типов управляющих:

  1. Временный управляющий, который не вмешивается в процесс управления предприятием до тех пор, пока действия администрации не создают угрозу потери имущества предприятия. В случае такой угрозы временный управляющий отменяет соответствующие решения администрации предприятия.
  2. Внешний управляющий берет на себя все функции управления предприятием на срок, определенный арбитражным судом. Целевая установка внешнего управляющего – вывести предприятие из состояния кризиса. При введении внешнего управления прежние руководители предприятия остаются на своих местах.
  3. Конкурсный управляющий руководит предприятием при полном отстранении прежнего руководства. Целевая установка для управляющего этого типа – довести предприятие до завершающей процедуры банкротства и за счет вырученных от продажи его имущества средств погасить долги перед кредиторами,  причем в очередности, установленной законом.

 

    К предприятию, попавшему в  кризисную ситуацию, в зависимости  от глубины и масштабов кризиса,  а также возможных перспектив  на оздоровление могут быть  применены различные методы воздействия,  инициируемые государством, кредиторами  предприятия – должника и самим  кризисным предприятием:

  1. Оказание предприятию финансовой помощи со стороны собственника или органа власти федерального, регионального и местного уровней.
  2. Реорганизация и реконструкция предприятия. Изменение системы и методов управления, а также инвестиционной политики.
  3. Продажа части имущества предприятия с направлением вырученных денег  на погашение задолженностей перед кредиторами.
  4. Продажа предприятия на открытом аукционе.
  5. Продажа предприятия по инвестиционному конкурсу.
  6. Ликвидация предприятия по решению арбитражного суда.
  7. Добровольное соглашение с кредиторами.

 

     Воздействие государства на кризисное  предприятие осуществляется в  соответствии с законодательством,  в котором особо важную роль  играет Федеральный закон «О  несостоятельности (банкротстве)»  от 26 октября 2002г. № 127 – ФЗ. В этом законе подробно описан  арбитражный процесс в отношении  кризисного предприятия.

     Само воздействие государства  на кризисные предприятия уже  предполагает взаимосвязь макро  – и микроуровней экономики, поэтому антикризисное управление, осуществляемое даже в отношении отдельно взятого предприятия, нельзя относить исключительно к микроуровню экономики. Кроме того, взаимодействие несостоятельного предприятия с его кредиторами относится к мезоуровню экономики.

     Еще одна важнейшая особенность  антикризисного управления: усилия  государства концентрируются также  на макроуровне, но при этом необходимо разрабатывать антикризисные макроэкономические меры также и в ракурсе их взаимодействия на микро – и мезоуровни экономики.

     Третья важнейшая составляющая  антикризисного управления со  стороны государства нацелена  на мезоуровень экономики. Но при этом необходимо учитывать также и то, каким образом антикризисные мероприятия государства на мезоуровне скажутся на микро – и макроуровнях. Например, проблема огромного разрастания взаимных неплатежей предприятий относится к мезоуровню экономики и требует соответствующего воздействия государства. Однако и сама эта проблема, и ее антикризисные управленческие решения имеют также четко выраженные микро – и макроэкономические измерения.

 

 

Механизм антикризисного управления

 

     Объектом воздействия государства  на неплатежеспособные предприятия  является такой механизм управления  ими, все звенья которого нацелены  на преодоление кризисных явлений.

     С учетом сказанного очертим  основные подсистемы антикризисного  управления предприятием:

  1. Подсистема диагностики и прогнозирования финансового состояния предприятия в единстве с оценкой технико – технологических параметров производства с учетом морального и физического износа. Важна диагностика кризисных явлений на самом предприятии, что позволяет быстрее и с меньшими потерями осуществить антикризисное вмешательство.

Еще более эффективным является прогнозирование возможных кризисных  явлений, и принятие предупредительных  мер.

Информация о работе Роль и место государства в обеспечении безкризисного развития экономики