Роль и место государства в обеспечении безкризисного развития экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:16, реферат

Краткое описание

Отправные целевые установки государственного антикризисного регулирования и способы их реализации содержатся в программных документах Правительства РФ, где государство, как главный орган исполнительной власти страны, также призвано координировать и контролировать ход и результаты мер применяемых для обеспечения устойчивого бескризисного развития экономики страны.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………………………………….3

2. Роль государства в обеспечении устойчивого бескризисного развития экономики……………………………………………………………………………………………….4
3. Особенности антикризисного регулирования на макроуровне экономики………………………………………………………………………………………………..8
4. Рычаги государственного воздействия на кризисные предприятия….10
5. Механизмы антикризисного управления…………………………………………….12
6. Заключение …………………………………………………………………………………………..14
7. Список литературы………………………………………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

антикризисное управление.docx

— 35.37 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

 

ТЕМА  РЕФЕРАТА: «РОЛЬ И МЕСТО ГОСУДАРСТВА  В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕСКРИЗИСНОГО  РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ»

 

 

 

 

Кафедра менеджмента

 преподаватель

 Зубенко Андрей Вячеславович.

Подготовила студентка 5 курса

заочного  отделения по специальности

Менеджмент  организации

Федосеева Наталья  Александровна 

 

 

Москва 2012г.

Содержание 

 

 

  1. Введение………………………………………………………………………………………………….3

 

  1. Роль государства в обеспечении устойчивого бескризисного развития экономики……………………………………………………………………………………………….4

 

  1. Особенности антикризисного регулирования на макроуровне экономики………………………………………………………………………………………………..8

 

  1. Рычаги государственного воздействия на кризисные предприятия….10

 

  1. Механизмы антикризисного управления…………………………………………….12

 

  1. Заключение …………………………………………………………………………………………..14

 

  1. Список литературы………………………………………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

      Антикризисное управление - это процесс применения форм, методов и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности отдельного предпринимателя, предприятия, отрасли, создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния. Основными кризисами, которым подвержена финансово-хозяйственная деятельность субъектов экономики, считаются стратегический кризис, тактический кризис и кризис платежеспособности. Причиной всех кризисов является управление (неадекватное, непрофессиональное, злоупотребление или откровенное мошенничество в результате воровства или рейдерства, манипуляций, действий по сговору, коррупция) направленное на преследование целей за пределами задач проекта.

     Отправные целевые установки  государственного антикризисного регулирования и способы их реализации содержатся в программных документах Правительства РФ, где государство, как главный орган исполнительной власти страны, также призвано координировать и контролировать ход и результаты мер применяемых для обеспечения устойчивого бескризисного развития экономики страны.

      Необходимо отметить, что динамика выхода из кризиса, а затем и экономического роста определяется не силой государства, а эффективностью его косвенного воздействия и регулирования институциональных форм в рыночной среде, стимулирования конкуренции, завершения структурной перестройки экономики. За кризисом, представляющим собой разрушение всего устаревшего и ведущего к пересмотру прежних представлений, важно увидеть основы нового уровня развития национальной хозяйственной системы.

     Эта функция государства реализуется путем развития демократии, поддержания социально ориентированного характера реформ, осуществления политики в интересах общества в целом, а не каких либо групп и элит. Речь идет об интеграции государственной власти в структурный механизм общества, предполагающий регулярную смену администраций в соответствии с волей избирателей и защищающий общество от монополизации власти. Решить эту задачу можно лишь при наличии государственного и общественного контроля над властью.

 

 

 

 

 

Роль государства в  обеспечении устойчивого бескризисного  развития экономики

 

     Всякое здоровое хозяйствование  осуществляется в рамках экономического  пространства, очерченного и структурированного  государством или обществом государств. «Больное» (деформированное) хозяйствование  имеет место за пределами этого  экономического пространства либо  как хозяйственная деятельность  в теневой сфере, либо как  ее теневая составляющая.(1,стр.34)

     Относительно замкнутая  хозяйственная сфера теневой  экономики может быть нейтральна  к государству, что бывает сравнительно  редко. Чаще всего дельцы теневой  экономики, пользуясь коррумпированностью  государственных чиновников, деформируют  экономическую деятельность государства,  направляя ее на одностороннюю  выгоду отдельных, преимущественно  коммерческих, структур (как теневых,  так и легитимных), за счет ущемления  государственных интересов, перераспределения  материальных и денежных ценностей,  изначально принадлежащих обществу, в пользу отдельных лиц.

     Если в здоровой  экономике всякая хозяйственная  теневая деятельность является  патологией, деформацией, то в  больной экономике часть теневой  деятельности компенсирует изъяны  легитимной экономики и в экономическом  плане ее необходимо оценить  положительно. Например, в советский  период в условиях неповоротливости  централизованного материально  – технического снабжения без  армии «толкачей», теневым образом  выбивающих производственные поставки  для своих предприятий, производство  в стране остановилось бы из  – за массового срыва поставок сырья, материалов, полуфабрикатов и т.п. В ходе радикальных рыночных реформ 1992 – 1999гг., в условиях многократного сжатия денежной массы в результате проведения так называемой жесткой финансовой политики, если бы предприятия не перешли на безденежные поставки (бартер, взаимозачеты, вексельный  оборот и т.п.), то производство остановилось бы на всей территории страны.

     Значительная часть  теневого сектора носит паразитарный  характер, усугубляя болезненное  состояние легитимного сектора.

     Еще в древнем Китае  говорили о том, что в стране, в которой господствует справедливость  и закон, позорно быть бедным, несчастным, покинутым. В стране, в которой не существует справедливости  и закона, напротив, стыдно быть  богатым и процветающим. Предпосылка  оздоровления экономики страны  – это организация правового  пространства хозяйственной деятельности.

,

  • Первое условие для создания этой предпосылки – разработка и введение правовых норм хозяйствования на всех уровнях экономики.
  • Второе условие – это создание действительных стимулов, моральных и материальных, для соблюдения легитимных норм хозяйствования.
  • Третье условие – четкое определение и применение санкций, причем адресных и конкретных, за нарушение правовых норм.
  • Четвертое условие – введение ограничений теневой экономики в сочетании со стимулами к легитимному хозяйствованию, для того чтобы открытая экономическая деятельность становилась более привлекательной и выгодной, чем теневая, и тем более криминальная. При этом экономические интересы необходимо изъять из теневой экономики и криминальной сферы и переместить их в правовое пространство.
  • Пятое условие – правовые нормы, вводимые государством, должны быть разумны и эффективны с позиции гармоничного сочетания интересов личности, социальных групп и трудовых коллективов,  общества в целом, государства как инструмента, выражающего интегрированный интерес общества.

 

     Важно, чтобы все названные  выше условия действовали одновременно. Достаточно отсутствия любого  из них, чтобы в корне подорвать  всю систему правовых норм  государства в хозяйственной  сфере. В частности, если правовые  нормы окажутся неразумными или  экономические интересы будут  сконцентрированы в теневой сфере,  то здоровая система правовых  норм хозяйствования в принципе  не может функционировать.

     Необходимо обеспечить эффективное  воздействие государства на собственность,  что выражается в следующем:

  1. Обеспечение первоначального присвоения объектов собственности и установление в соответствии с таким присвоением правового института собственности в качестве фиксации прав на нее, обеспечиваемых силой и авторитетом государства.
  2. Защита прав собственности.
  3. Эффективное структурирование объектов собственности при  обеспечении их оптимального распределения между государством, частными структурами и лицами, а также при развитии смешанных предприятий, в праве собственности на которые участвует государство совместно с частными владельцами. Такое структурирование несовместимо с крайностями, как явного преобладания государственной собственности, так и частной (например, лишение государства на большую часть земельных угодий и природных ресурсов неизбежно приведет к краху российской государственности и распаду страны).
  4. Необходимое перераспределение объектов собственности в случае существенных изменений условий хозяйствования как в форме приватизации объектов собственности, так и в форме их национализации.
  5. Содействие подбору эффективных частных собственников и передаче предприятий в их владение.
  6. Создание организационных условий и материальных стимулов для привлечения к управлению объектами госсобственности талантливых менеджеров при формировании таких механизмов управления, при которых честное, инициативное, эффективное исполнение госслужащими своих обязанностей становится и в материальном плане более выгодным, чем обогащение за счет коррупции.
  7. Антимонопольное  воздействие на монопольные структуры с недопущением свойственного им паразитизма и загнивания. Просьба не путать с навязываемой лже идеей расчленения крупных корпораций и недопущения образования особо крупных структур, что наносит вред нашему государству, так как лицо эффективной экономики всякой современной станы составляют именно крупные корпорации, а на мировом рынке господствуют именно ТНК.
  8. Антикризисное регулирование экономики на макроуровне.
  9. Воздействие на мезоуровень экономики в направлении определения кризисных явлений.
  10. Создание правовых и экономических механизмов, обеспечивающих антикризисное управление «больными» предприятиями с их санацией и отбором потенциально дееспособных.

     С целью обеспечения высокоэффективного  развития страны государство  должно обеспечить все хозяйствующие  звенья и население устойчивой  денежной единицей.

     Это предполагает, во – первых, оптимизацию при помощи эмиссии (или изъятия их из обращения в ряде случаев) денежной массы (в среднем на уровне 80% ВВП, что имеет место в индустриально развитых странах Запада).

     Во – вторых, обеспечение оптимальной  структуры денежной массы страны  в части:

А) «Длинных»  инвестиционных денег, вложенных в  долгосрочные проекты и программы  в производственной сфере, которые  охватывают не только материальное, но и интеллектуально – информационное производство (в том числе и  образование). И «коротких» денег, обеспечивающих текущий товарооборот и текущие  платежи (с учетом длительного оборота  инвестиционных денег, исчисляемого рядом  лет, их масса должна в несколько  раз превышать массу «коротких» денег).

     Б) Соотношения наличной и безналичной  денежной массы.

     В) Массы общегосударственных  денежных единиц и коммерческих  денежных знаков (векселей и т.п.).

     Г) Оптимальной доли зарплаты  в национальном доходе страны  и добавленной стоимости на  предприятии (в районе 60%), что  обеспечивает массовый платежеспособный  спрос на внутреннем рынке  и создает благоприятные условия  для воспроизводства трудовых  ресурсов – главной производительной  силы общества.

     Д) Соотношение массы общенациональной  валюты с золотовалютными резервами  страны, а также с иностранной  валютой, пребывающей на банковских  депозитах или на руках граждан.

     Денежная эмиссия в нормальных  условиях хозяйствования должна  применяться в рамках:

  1. Прироста массы товаров и общественно полезных (производительных) услуг.
  2. Наличия (или вскрытия) неиспользуемых производственных мощностей, простаивающих из – за нехватки денежной массы на стороне финансирования производства или на стороне платежеспособного спроса, тем более нехватки денег на этих двух сторонах одновременно.

     Государству следует соблюдать  интересы национальной безопасности  при установлении правил оборота  и обмена национальной и иностранной  валюты, в особенности при переводе  за рубеж. В ряде случаев жизненно необходима монополия государства на расчеты в иностранной валюте за пределами страны.

Информация о работе Роль и место государства в обеспечении безкризисного развития экономики