Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 10:50, доклад
В Восточно-Казахстанской области на реализацию 4-х инвестиционных направлений Дорожной карты в 2009 году выделено 16 916,3 миллиона тенге, в том числе из республиканского бюджета 13 920,7 миллиона тенге и местного бюджета - 2 995,6 миллиона тенге.
Сущность и основные принципы конституционализма.
Совокупность принципов, ограничивающих властное могущество государства и определяющих взаимоотношения между гражданским обществом и властью, в западной политологии отражает понятия конституционализма.
Для новых независимых
государств и Казахстана, в частности,
в силу сложившихся исторических
условий позитивный опыт либерально-демократических
систем является востребованным в качестве
поиска решений по целому комплексу
внутренних проблем. Однако механический
перенос даже самого позитивного
опыта без учета объективной
национальной специфики не всегда дает
желаемые результаты. В этом плане
показательны политические кризисы, которые
переживают Украина, Кыргызстан и Грузия.
Казахстан, продолжающий свое следование
по пути глубоких демократических
Последние конституционные изменения в Казахстане призваны решить сразу четыре стратегические задачи, нацеленные на повышение эффективности политической системы РК. Заключаются они в следующем: построение сбалансированного механизма сдержек и противовесов между тремя властными ветвями, укрепление системы партийного представительства, усиление местной системы самоуправления, повышение эффективности судебной системы.
С началом нового столетия
в процесс глобальной демократизации
вовлечены практически все
№ 105 (16253) от 14.06.2007
Сауле ЛУКПАНОВА, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник КазИСИ при президенте РК, Алматы
1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
1.1 Краткие итоги социально -экономического развития
КРАТКОСРОЧНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНДИКАТОР
Краткосрочный экономический индикатор в январе 2010г. к январю 2009 г. составил 108,5%. Расчет краткосрочного
экономического индикатора осуществляется для обеспечения оперативности и базируется на изменении индексов
выпуска по базовым отраслям: сельское хозяйство, промышленность, строительство, торговля, транспорт и связь,
составляющих 67‑68 % от ВВП.
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
Среднедушевые номинальные денежные доходы населения по оценке в декабре 2009 г. составили 39806 тенге.
Прирост по сравнению с декабрем 2008г. составил 13,2 % по номинальным и 6,6 % по реальным денежным доходам.
РЫНОК ТРУДА И ОПЛАТА ТРУДА
Численность безработных по оценке в январе 2010г. составила 542,9 тыс. человек. Уровень безработицы достиг
6,4 % к численности экономически
активного населения.
в качестве безработных, на конец января 2010г. составила 63,4 тыс. человек или 0,7 % к численности экономически
активного населения. Уровень скрытой безработицы по оценке составил 0,7 % от экономически активного населения.
Среднемесячная номинальная заработная плата, начисленная работникам в декабре 2009г. составила 82779
тенге. Прирост к декабрю 2008г. составил 13,6 %. Индекс реальной заработной платы к декабрю 2008г. составил
106,9 %.
ЦЕНЫ
Индекс потребительских цен в январе 2010г., по сравнению с январем 2009г., составил 107,3 %. Цены
на продовольственные товары возросли на 3,9 %, непродовольственные — на 9,4 %, платные услуги — на 10,1 %.
Цены предприятий-
повысились на 48,6 %.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Объем валового внутреннего продукта, по оперативным данным, в январе-декабре 2009г. составил в текущих
ценах 15887,8 млрд. тенге. По сравнению с аналогичным периодом 2008г. реальный ВВП вырос на 1,2 %. В структуре
ВВП доля производства товаров составила 43,8 %, услуг — 54,8 %.
Объем инвестиций в основной капитал в январе 2010г. составил 175,9 млрд. тенге, что на 2,9 % больше,
чем за аналогичный период прошлого года.
ТОРГОВЛЯ
Объем розничного товарооборота за отчетный период составил 221138,5 млн. тенге (без оборота общественного
питания) и увеличился на 11,8 %, по сравнению с январем 2009г.
Объем оптового товарооборота за отчетный период составил 424961,9 млн. тенге и увеличился на 17,1 %
по сравнению с январем 2009г.
Внешнеторговый оборот Казахстана (данные Комитета таможенного контроля Министерства финансов
Республики Казахстан, без учета неорганизованной торговли) в январе-декабре 2009г. составил 71604,4 млн.
долларов CША и по сравнению с январем-декабрем 2008г. уменьшился на 34,4 %, в том числе экспорт — 43195,7
млн. долларов США (на 39,3 % меньше), импорт — 28408,7 млн. долларов США (на 25 % меньше).
РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
Объем промышленного производства в январе 2010г. составил 884,6 млрд. тенге в действующих ценах,
что на 10,3 % больше, чем в январе
2009г. В горнодобывающей
производство возросло на 5 %, обрабатывающей промышленности — на 24,5 %, электроснабжении, подаче газа,
пара и воздушном
Объем валовой продукции сельского хозяйства в январе 2010г. составил 45,1 млрд. тенге, увеличившись
на 2,1 % к январю 2009г.
Объем грузооборота в январе 2010г. составил 25,8 млрд. ткм (с учетом оценки объема грузооборота
нетранспортными организациями и предпринимателями, занимающимися коммерческими перевозками) и вырос
на 1,3 % по сравнению с соответствующим периодом 2009г.
Количество зарегистрированных юридических лиц составило 299008 единиц, по состоянию на 1 февраля 2010г.
и увеличилось, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, на 5,0 %, в том числе 283505 единиц
с численностью работников менее 50 человек. Количество действующих юридических лиц составило 188924,
среди которых малые предприятия составляют 174401 единиц. Количество субъектов малого бизнеса в республике
составило 216170 единиц и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 6,0 %.
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
Поступления государственного бюджета на 1 января 2010г. составили 3510,3 млрд. тенге, расходы — 4003,0
млрд. тенге, дефицит бюджета — 492,7 млрд. тенге. По сравнению с соответствующим периодом 2008г. поступления
уменьшились на 13,1 %, расходы на 8,5 %.
Финансовый результат
крупных и средних предприятий
966,9 млрд. тенге, что на 37,1 % ниже
уровня аналогичного периода
2008г. Уровень рентабельности
Доля убыточных предприятий среди общего числа отчитавшихся составила 38,4 %.
Кредитные вложения банков второго уровня в отрасли экономики на конец декабря 2009г. составили 7644,1 млрд.
тенге и увеличились, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, на 2,5 %. В общей сумме кредитов
удельный вес долгосрочных кредитов составил 84,1 %, кредитов в иностранной валюте — 48,4 %. Объем депозитов
в депозитных организациях составил 6473,0 млрд. тенге, что на 19,7 % больше, чем в соответствующем месяце
прошлого года, депозиты физических лиц составили 1893,1 млрд. тенге и увеличились на 28,5 %
В Восточном Казахстане начата разработка региональной Карты индустриализации
Координационный совет по рассмотрению инвестиционных проектов под председательством акима области Бердыбека Сапарбаева провел свое заседание. В его рамках были обсуждены перспективы реализации 31 инвестиционного проекта.
Областной центр представил на рассмотрение членов Координационного совета 19 проектов, Семей – 7, Управление энергетики и коммунального хозяйства – 5. Практически все они отличаются высокой степенью готовности к реализации, за исключением проекта по строительству мусороперерабатывающего завода в г.Семей. Также выяснилось, что некоторые инвестиционные проекты по энергетике, предложенные отраслевым управлением, не до конца отработаны в соответствующих республиканских ведомствах.
Напомним, что на сегодняшний
день одной из ключевых государственных
программ является Программа форсированного
индустриально-инновационного развития
на 2010-2014 годы. На основе данной Программы
Министерством экономики и бюджетного
планирования РК совместно с Министерством
индустрии и торговли РК разрабатывается
Карта индустриализации Казахстана с
включением в нее схемы рационального
размещения производственных мощностей.
Всего в Восточном Казахстане заявлено
295 инвестиционных проектов на общую сумму
907,3 млрд. тенге с учетом проектов городов,
районов, управлений области, а также АО
«НК «СПК «Ертіc».
Однако, согласно требованиям Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан в Карту индустриализации должны входить инвестиционные проекты, стоимость которых свыше 1 млн. долларов США (150 млн.тенге). В этой связи, на рассмотрение Координационного совета вынесены 100 инвестиционных проект, представленных городами, районами, областными управлениями и АО «НК «СПК «Ертіc» на общую сумму 793,7 млрд. тенге.
В целом, на заседании была отмечена работа акиматов г.г.Курчатова, Риддера, Катон-Карагайского и Глубоковского районов по разработке инвестиционных проектов. Вместе с тем, аким области сделал общее замечание органам исполнительной власти по слабой организации данного процесса.
Информация по инвестиционным проектам, размещенным на Карте индустриализации Казахстана на 2010-2020 гг.
В настоящее время Министерством экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан по городу Алматы в Карту индустриализации Казахстана на 2010-2020 годы включены 6 крупных инновационных проектов на общую сумму 123,3 млрд. тенге.
Данные проекты в области
индустриально-инновационного развития
и сельского хозяйства в
В рамках Программы «30 корпоративных лидеров Казахстана» по городу Алматы реализовываются 2 прорывных проекта.
«Развитие горнолыжного курорта «Медеу-Шымбулак». Данный проект предусматривает обеспечение спортивными сооружениями международного стандарта для приема и проведения крупных соревнований и мероприятий в целях обеспечения города Алматы развитой индустрией туристических услуг. Срок реализации I этапа намечен на 4 кв. 2009 г., II этапа – на 3 кв. 2010 г.
ТОО «GEGA» осуществляется проект «Продовольственный логистический центр класса «А+» по переработке и хранению пищевых продуктов. Мощность проекта составляет 600 тыс. тонн продукции в месяц. Ввод в эксплуатацию I очереди проекта запланирован на 4 кв. 2009 г, II очереди – на 2 кв. 2010 г.
В соответствии со стратегией индустриально-инновационного развития АО « Glotur Invest », в рамках СЭЗ «Парк информационных технологий» осуществляет проект по производству мониторов и телевизоров. Общая стоимость проекта – 2,9 млрд. тенге. Срок ввода в эксплуатацию – 2010 г.
По линии развития агропромышленного комплекса реализуются 3 проекта.
ТОО «Green Land Alatau» осуществляет строительство тепличного комплекса в Илийском районе Алматинской области общей стоимостью 3,1 млрд. тенге. Площадь комплекса составляет 5 га.
АО «Зеленстрой» осуществляет проект по тепличному комплексу в Турксибском районе города Алматы общей стоимостью 1,8 млрд. тенге. Проектная мощность производства составляет 4 тыс. тонн продукции в год.
ТОО «Vita Industry» реализует проект строительства цеха по глубокой переработке сои и кукурузы. Основной целью является глубокая переработка сои и кукурузы, для использования в виде сырья. Мощность производства составит 205 тыс. тонн кукурузы и 205 тыс. тонн сои в год. Окончательный срок ввода в эксплуатацию – 2015 год. При этом будет создано 10 тыс. рабочих мест.
Также продолжаются работы по выявлению инновационных проектов для дальнейшей в реализации Карты индустриализации Казахстана.
План совместных действий Правительства Республики Казахстан,Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009 – 2010 годы
Содержание
Введение
Принятые меры в 2007 – 2008 годах
Цель и направления Плана
Стабилизация финансового сектора
Решение проблем на рынке недвижимости
Поддержка малого и среднего бизнеса
Развитие агропромышленного комплекса
Реализация инновационных, индустриальных
и инфраструктурных проектов
Заключение
Введение
Нестабильность на мировых финансовых
рынках, начавшаяся во второй половине
2007 года, повлияла на темпы развития Казахстана.
Это проявилось в снижении возможностей
отечественных банков привлекать внешние
финансовые ресурсы, а, следовательно,
сокращении объемов кредитования внутренней
экономики. Помимо этого, в результате
резкого скачка цен на мировом рынке продовольственных
товаров существенно усилилось инфляционное
давление на экономику.
Правительством, Национальным Банком
и Агентством по регулированию и надзору
финансового рынка и финансовых организаций
Республики Казахстан оперативно был
принят и реализован комплекс первоочередных
мер, направленных на смягчение негативных
последствий нестабильности на мировых
финансовых и товарных рынках.
Вторая волна финансового кризиса, спровоцировавшая
глобальный дефицит ликвидности, вышла
за рамки мировой финансовой системы и
оказала существенное негативное влияние
на реальный сектор. В результате этого
наблюдается значительное замедление
темпов роста мировой экономики и, как
следствие, снижение глобального спроса
на товары и услуги.
Это требует принятия новых дополнительных
мер по стабилизации и оздоровлению отечественной
экономики.
Настоящий План совместных действий Правительства,
Национального Банка и Агентства по регулированию
и надзору финансового рынка и финансовых
организаций Республики Казахстан по
стабилизации экономики и финансовой
системы на 2009 – 2010 годы (далее – План)
разработан во исполнение поручений Президента
Республики Казахстан и определяет комплекс
мер, направленных на смягчение негативных
последствий глобального кризиса на социально-экономическую
ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой
основы для будущего качественного экономического
роста.
Принятые меры в 2007 – 2008 годах
Осенью прошлого года Казахстан столкнулся
с первой волной финансового кризиса.
В октябре 2007 года Правительство, Национальный
Банк и Агентство по регулированию и надзору
финансового рынка и финансовых организаций
(далее – Агентство по финансовому надзору)
приняли ряд первоочередных мер для смягчения
негативных последствий нестабильности
на международных финансовых и продовольственных
рынках. С осени 2007 года из государственного
бюджета было выделено около 550 млрд. тенге.
В целях обеспечения жильем граждан, которые
вложили собственные или заемные средства
в долевое строительство, застройщикам
было выделено через банки второго уровня
184,7 млрд. тенге.
Для поддержания деловой активности малого
и среднего бизнеса было обеспечено финансирование
их проектов на сумму порядка 155 млрд. тенге.
На развитие агропромышленного комплекса
и обеспечение продовольственной безопасности
было выделено 135 млрд. тенге.
В дополнение к этим мерам была оперативно
решена проблема дефицита ликвидности
и обеспечен необходимый уровень готовности
национальной банковской системы к последующим
внешним рискам.
С учетом реализации комплекса первоочередных
мер за 9 месяцев текущего года прирост
ВВП составил около 4 %. Уровень безработицы
сохраняется на невысоком уровне и не
превышает 7 %. Удалось стабилизировать
рост потребительских цен. Уровень инфляции
за 10 месяцев текущего года составил 8,8
%, что соответствует годовому прогнозу
не более 10 %. Казахстанские банки успешно
выполняют все свои внутренние и внешние
обязательства. Кредитование экономики
банками второго уровня сохранилось на
уровне конца прошлого года. Депозиты
в банках за 10 месяцев текущего года увеличились
почти на 21,8 %, в том числе депозиты населения
– на 2 %.
С начала текущего года Правительство,
Национальный Банк и Агентство по финансовому
надзору усилили мониторинг экономической
ситуации на внешних и внутренних рынках
и превентивно уже предусмотрели ряд мер.
Был разработан и принят Закон Республики
Казахстан «О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные акты Республики
Казахстан по вопросам устойчивости финансовой
системы» (далее – Закон), которым ужесточены
меры административной и уголовной ответственности
за умышленное доведение финансовых организаций
до неплатежеспособности. Правительство
получает право на приобретение и принудительный
выкуп акций банка, приобретая, тем самым,
необходимые рыночные инструменты для
вмешательства в деятельность финансовых
организаций, нарушающих установленные
пруденциальные нормативы. В свою очередь
банки наделены правом на досрочный выкуп
выпущенных облигаций и приобретение
акций создаваемого Фонда стрессовых
активов.
В целях сохранения доверия к банкам Законом
предусмотрено увеличение суммы гарантированного
возмещения по вкладам физических лиц
с ранее предусмотренных 700 тыс. до 1 млн.
тенге, а до 2012 года (в течение 3 лет) - до
5 млн. тенге.
С 18 ноября текущего года снижены минимальные
резервные требования по внутренним обязательствам
с 5 % до 2 %, по иным обязательствам – с 7
% до 3 %. Это позволит банкам увеличить
их ресурсную базу в объеме около 350 млрд.
тенге.
С 1 января 2009 года будет введен в действие
новый Налоговый кодекс, в рамках которого
предусмотрено существенное снижение
налоговой нагрузки, в первую очередь,
для несырьевого сектора экономики.
В 2009 году корпоративный подоходный налог
будет поэтапно снижен с 30 % до 20 %, в 2010
году до 17,5 %, в 2011 году до 15 %.
Ставка налога на добавленную стоимость
со следующего года также будет снижена
с 13 % до 12 %. Увеличивается в 2 раза минимальный
объем оборота, необлагаемого НДС (до 38
млн. тенге).
Вместо регрессивной шкалы ставок социального
налога будет введена единая ставка в
размере 11 %.
Для всех предприятий экономики предусмотрены
налоговые преференции для осуществления
инвестиций. В частности, для недобывающих
секторов предусмотрена ускоренная амортизация,
для недропользователей – двойная норма
амортизации.
Для предприятий малого и среднего бизнеса
отменяется требование об уплате авансовых
платежей по корпоративному подоходному
налогу.
Также предусмотрен перенос сроков убытков
для всех предприятий с 3 до 10 лет.
В целом снижение налоговой нагрузки позволит
предприятиям только в 2009 году высвободить
порядка 500 млрд. тенге и направить их на
развитие экономики.
В третьем квартале текущего года был
оперативно принят Закон Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в
Закон Республики Казахстан «О государственных
закупках». Для стимулирования внутреннего
спроса и поддержки отечественных предприятий
государственные закупки будут ориентированы
преимущественно на казахстанских поставщиков.
Для принятия оперативных решений, оказания
реальной помощи отечественному бизнесу
за счет предоставления гарантий долговременных
заказов государственные холдинги и национальные
компании выведены из-под действия законодательства,
регулирующего государственные закупки.
Правительством прагматично сформирован
проект республиканского бюджета на 2009
– 2011 годы с учетом возможного ухудшения
ситуации на мировых финансовых и сырьевых
рынках. Доходы бюджета на этот период
рассчитаны исходя из мировой цены на
нефть 60 долл. США за баррель. Правительство
скорректировало параметры проекта республиканского
бюджета на 2009 – 2011 годы с учетом необходимости
обеспечения фискальной устойчивости
в среднесрочном периоде. Доходы бюджета
в 2009 году уточнены с учетом снижения мировой
цены до 40 долл. США за баррель. Сокращены
неприоритетные расходы, а финансирование
некоторых программ перенесено на более
поздние сроки. При этом социальные расходы
не сокращены.
Дефицит республиканского бюджета в 2009
– 2010 годах будет запланирован в размере
3,4-3,5 % к ВВП, а в 2011 году уже будет снижен
до 2,4 % к ВВП.
Трехлетний республиканский бюджет в
текущих условиях становится ключевым
инструментом поддержания экономической
активности. Совокупный спрос и деловая
активность будут обеспечены за счет сохранения
высокого уровня бюджетных расходов, направляемых,
в первую очередь, на финансирование приоритетных
инфраструктурных и индустриальных проектов,
развитие сельского хозяйства, обеспечивающих
спрос на продукцию отечественных предприятий
и занятость в экономике, а также на развитие
человеческого капитала.
В целом, за 2009 – 2011 годы инвестиции из
государственного бюджета возрастут на
более чем 1,5 трлн. тенге.