Принципы конституционализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 10:50, доклад

Краткое описание

В Восточно-Казахстанской области на реализацию 4-х инвестиционных направлений Дорожной карты в 2009 году выделено 16 916,3 миллиона тенге, в том числе из республиканского бюджета 13 920,7 миллиона тенге и местного бюджета - 2 995,6 миллиона тенге.
Сущность и основные принципы конституционализма.
Совокупность принципов, ограничивающих властное могущество государства и определяющих взаимоотношения между гражданским обществом и властью, в западной политологии отражает понятия конституционализма.

Файлы: 1 файл

Сущность и основные принципы конституционализма.docx

— 77.02 Кб (Скачать)

Для новых независимых  государств и Казахстана, в частности, в силу сложившихся исторических условий позитивный опыт либерально-демократических  систем является востребованным в качестве поиска решений по целому комплексу  внутренних проблем. Однако механический перенос даже самого позитивного  опыта без учета объективной  национальной специфики не всегда дает желаемые результаты. В этом плане  показательны политические кризисы, которые  переживают Украина, Кыргызстан и Грузия. Казахстан, продолжающий свое следование по пути глубоких демократических преобразований, опирается на опыт западных стран, учитывая все базовые составляющие демократических  систем, выстраивая собственную национальную модель.

Последние конституционные изменения в Казахстане призваны решить сразу четыре стратегические задачи, нацеленные на повышение эффективности политической системы РК. Заключаются они в следующем: построение сбалансированного механизма сдержек и противовесов между тремя властными ветвями, укрепление системы партийного представительства, усиление местной системы самоуправления, повышение эффективности судебной системы.

С началом нового столетия в процесс глобальной демократизации вовлечены практически все страны мира. Путь, выбранный Казахстаном, приоритет экономики над политикой  и поэтапная политическая модернизация как нельзя лучше соответствуют  местной специфике и общей  мировой тенденции. 

 

№ 105 (16253) от 14.06.2007

Сауле ЛУКПАНОВА, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник КазИСИ при президенте РК, Алматы

 

 

1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

1.1 Краткие итоги  социально -экономического развития

КРАТКОСРОЧНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНДИКАТОР

Краткосрочный экономический  индикатор в январе 2010г. к январю 2009 г. составил 108,5%. Расчет краткосрочного

экономического индикатора осуществляется для обеспечения оперативности  и базируется на изменении индексов

выпуска по базовым отраслям: сельское хозяйство, промышленность, строительство, торговля, транспорт и связь,

составляющих 67‑68 % от ВВП.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Среднедушевые номинальные  денежные доходы населения по оценке в декабре 2009 г. составили 39806 тенге.

Прирост по сравнению с декабрем 2008г. составил 13,2 % по номинальным и 6,6 % по реальным денежным доходам.

РЫНОК ТРУДА И  ОПЛАТА ТРУДА

Численность безработных по оценке в январе 2010г. составила 542,9 тыс. человек. Уровень безработицы достиг

6,4 % к численности экономически  активного населения. Численность  лиц, зарегистрированных в органах  занятости

в качестве безработных, на конец января 2010г. составила 63,4 тыс. человек или 0,7 % к численности экономически

активного населения. Уровень скрытой  безработицы по оценке составил 0,7 % от экономически активного населения.

Среднемесячная номинальная  заработная плата, начисленная работникам в декабре 2009г. составила 82779

тенге. Прирост к декабрю 2008г. составил 13,6 %. Индекс реальной заработной платы  к декабрю 2008г. составил

106,9 %.

ЦЕНЫ

Индекс потребительских  цен в январе 2010г., по сравнению с январем 2009г., составил 107,3 %. Цены

на продовольственные товары возросли на 3,9 %, непродовольственные — на 9,4 %, платные услуги — на 10,1 %.

Цены предприятий-производителей промышленной продукции в январе 2010г., по сравнению с январем 2009г.,

повысились на 48,6 %.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Объем валового внутреннего  продукта, по оперативным данным, в январе-декабре 2009г. составил в текущих

ценах 15887,8 млрд. тенге. По сравнению с аналогичным периодом 2008г. реальный ВВП вырос на 1,2 %. В структуре

ВВП доля производства товаров составила 43,8 %, услуг — 54,8 %.

Объем инвестиций в основной капитал в январе 2010г. составил 175,9 млрд. тенге, что на 2,9 % больше,

чем за аналогичный период прошлого года.

ТОРГОВЛЯ

Объем розничного товарооборота за отчетный период составил 221138,5 млн. тенге (без оборота общественного

питания) и увеличился на 11,8 %, по сравнению  с январем 2009г.

Объем оптового товарооборота за отчетный период составил 424961,9 млн. тенге и увеличился на 17,1 %

по сравнению с январем 2009г.

Внешнеторговый оборот Казахстана (данные Комитета таможенного контроля Министерства финансов

Республики Казахстан, без учета  неорганизованной торговли) в январе-декабре 2009г. составил 71604,4 млн.

долларов CША и по сравнению с январем-декабрем 2008г. уменьшился на 34,4 %, в том числе экспорт — 43195,7

млн. долларов США (на 39,3 % меньше), импорт — 28408,7 млн. долларов США (на 25 % меньше).

РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

Объем промышленного производства в январе 2010г. составил 884,6 млрд. тенге в действующих ценах,

что на 10,3 % больше, чем в январе 2009г. В горнодобывающей промышленности и разработке карьеров

производство возросло на 5 %, обрабатывающей промышленности — на 24,5 %, электроснабжении, подаче газа,

пара и воздушном кондиционировании — на 4,6 %.

Объем валовой продукции  сельского хозяйства в январе 2010г. составил 45,1 млрд. тенге, увеличившись

на 2,1 % к январю 2009г.

Объем грузооборота в январе 2010г. составил 25,8 млрд. ткм (с учетом оценки объема грузооборота

нетранспортными организациями и  предпринимателями, занимающимися  коммерческими перевозками) и вырос

на 1,3 % по сравнению с соответствующим  периодом 2009г.

Количество зарегистрированных юридических лиц составило 299008 единиц, по состоянию на 1 февраля 2010г.

и увеличилось, по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года, на 5,0 %, в том  числе 283505 единиц

с численностью работников менее 50 человек. Количество действующих юридических  лиц составило 188924,

среди которых малые предприятия  составляют 174401 единиц. Количество субъектов  малого бизнеса в республике

составило 216170 единиц и увеличилось  по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года на 6,0 %.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

Поступления государственного бюджета на 1 января 2010г. составили 3510,3 млрд. тенге, расходы — 4003,0

млрд. тенге, дефицит бюджета — 492,7 млрд. тенге. По сравнению с соответствующим  периодом 2008г. поступления

уменьшились на 13,1 %, расходы на 8,5 %.

Финансовый результат  крупных и средних предприятий за IIІ квартал 2009г. определился как прибыль в сумме

966,9 млрд. тенге, что на 37,1 % ниже  уровня аналогичного периода  2008г. Уровень рентабельности составил 24,8 %.

Доля убыточных предприятий среди общего числа отчитавшихся составила 38,4 %.

Кредитные вложения банков второго уровня в отрасли экономики на конец декабря 2009г. составили 7644,1 млрд.

тенге и увеличились, по сравнению  с соответствующим периодом прошлого года, на 2,5 %. В общей сумме кредитов

удельный вес долгосрочных кредитов составил 84,1 %, кредитов в иностранной  валюте — 48,4 %. Объем депозитов

в депозитных организациях составил 6473,0 млрд. тенге, что на 19,7 % больше, чем  в соответствующем месяце

прошлого года, депозиты физических лиц составили 1893,1 млрд. тенге и  увеличились на 28,5 %

 

В Восточном Казахстане начата разработка региональной Карты индустриализации

Координационный совет по рассмотрению инвестиционных проектов под председательством  акима области Бердыбека Сапарбаева провел свое заседание. В его рамках были обсуждены перспективы реализации 31 инвестиционного проекта.

Областной центр представил на рассмотрение членов Координационного совета 19 проектов, Семей – 7, Управление энергетики и коммунального хозяйства  – 5. Практически все они отличаются высокой степенью готовности к реализации, за исключением проекта по строительству  мусороперерабатывающего завода в  г.Семей. Также выяснилось, что некоторые инвестиционные проекты по энергетике, предложенные отраслевым управлением, не до конца отработаны в соответствующих республиканских ведомствах.

Напомним, что на  сегодняшний день одной из ключевых государственных программ является Программа форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы. На основе данной Программы Министерством экономики и бюджетного планирования РК совместно с Министерством индустрии и торговли РК разрабатывается Карта индустриализации Казахстана с включением в нее схемы рационального размещения производственных мощностей.  
Всего в Восточном Казахстане заявлено 295 инвестиционных проектов на общую сумму 907,3 млрд. тенге с учетом проектов городов, районов, управлений области, а также АО «НК «СПК «Ертіc».

Однако, согласно требованиям  Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан в Карту  индустриализации должны входить инвестиционные проекты, стоимость которых свыше 1 млн. долларов США (150 млн.тенге). В этой связи, на рассмотрение Координационного совета вынесены 100 инвестиционных проект,  представленных городами, районами, областными управлениями и АО «НК «СПК «Ертіc» на общую сумму 793,7 млрд. тенге.

В целом, на заседании была отмечена работа акиматов г.г.Курчатова, Риддера, Катон-Карагайского и Глубоковского районов по разработке инвестиционных проектов. Вместе с тем, аким области сделал общее замечание органам исполнительной власти по слабой организации данного процесса.

 

Информация по инвестиционным проектам, размещенным на Карте индустриализации Казахстана на 2010-2020 гг.

В настоящее время Министерством  экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан по городу Алматы в Карту индустриализации Казахстана на 2010-2020 годы включены 6 крупных инновационных проектов на общую сумму 123,3 млрд. тенге.

Данные проекты в области  индустриально-инновационного развития и сельского хозяйства в настоящее  время находятся на стадии реализации.

В рамках Программы «30 корпоративных  лидеров Казахстана» по городу Алматы реализовываются 2 прорывных проекта.

«Развитие горнолыжного курорта  «Медеу-Шымбулак». Данный проект предусматривает обеспечение спортивными сооружениями международного стандарта для приема и проведения крупных соревнований и мероприятий в целях обеспечения города Алматы развитой индустрией туристических услуг. Срок реализации I этапа намечен на 4 кв. 2009 г., II этапа – на 3 кв. 2010 г.

ТОО «GEGA» осуществляется проект «Продовольственный логистический центр класса «А+» по переработке и хранению пищевых продуктов. Мощность проекта составляет 600 тыс. тонн продукции в месяц. Ввод в эксплуатацию I очереди проекта запланирован на 4 кв. 2009 г, II очереди – на 2 кв. 2010 г.

В соответствии со стратегией индустриально-инновационного развития АО « Glotur Invest », в рамках СЭЗ «Парк информационных технологий» осуществляет проект по производству мониторов и телевизоров. Общая стоимость проекта – 2,9 млрд. тенге. Срок ввода в эксплуатацию – 2010 г.

По линии развития агропромышленного  комплекса реализуются 3 проекта.

ТОО «Green Land Alatau» осуществляет строительство тепличного комплекса в Илийском районе Алматинской области общей стоимостью 3,1 млрд. тенге. Площадь комплекса составляет 5 га.

АО «Зеленстрой» осуществляет проект по тепличному комплексу в Турксибском районе города Алматы общей стоимостью 1,8 млрд. тенге. Проектная мощность производства составляет 4 тыс. тонн продукции в год.

ТОО «Vita Industry» реализует проект строительства цеха по глубокой переработке сои и кукурузы. Основной целью является глубокая переработка сои и кукурузы, для использования в виде сырья. Мощность производства составит 205 тыс. тонн кукурузы и 205 тыс. тонн сои в год. Окончательный срок ввода в эксплуатацию – 2015 год. При этом будет создано 10 тыс. рабочих мест.

Также продолжаются работы по выявлению инновационных проектов для дальнейшей  в реализации Карты индустриализации Казахстана.

 

План совместных действий Правительства Республики Казахстан,Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009 – 2010 годы

Содержание

Введение 
Принятые меры в 2007 – 2008 годах 
Цель и направления Плана 
Стабилизация финансового сектора 
Решение проблем на рынке недвижимости 
Поддержка малого и среднего бизнеса 
Развитие агропромышленного комплекса 
Реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов 
Заключение

Введение  
Нестабильность на мировых финансовых рынках, начавшаяся во второй половине 2007 года, повлияла на темпы развития Казахстана. Это проявилось в снижении возможностей отечественных банков привлекать внешние финансовые ресурсы, а, следовательно, сокращении объемов кредитования внутренней экономики. Помимо этого, в результате резкого скачка цен на мировом рынке продовольственных товаров существенно усилилось инфляционное давление на экономику. 
Правительством, Национальным Банком и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Республики Казахстан оперативно был принят и реализован комплекс первоочередных мер, направленных на смягчение негативных последствий нестабильности на мировых финансовых и товарных рынках.  
Вторая волна финансового кризиса, спровоцировавшая глобальный дефицит ликвидности, вышла за рамки мировой финансовой системы и оказала существенное негативное влияние на реальный сектор. В результате этого наблюдается значительное замедление темпов роста мировой экономики и, как следствие, снижение глобального спроса на товары и услуги.  
Это требует принятия новых дополнительных мер по стабилизации и оздоровлению отечественной экономики.  
Настоящий План совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Республики Казахстан по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009 – 2010 годы (далее – План) разработан во исполнение поручений Президента Республики Казахстан и определяет комплекс мер, направленных на смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста.

Принятые меры в 2007 – 2008 годах 
Осенью прошлого года Казахстан столкнулся с первой волной финансового кризиса. 
В октябре 2007 года Правительство, Национальный Банк и Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее – Агентство по финансовому надзору) приняли ряд первоочередных мер для смягчения негативных последствий нестабильности на международных финансовых и продовольственных рынках. С осени 2007 года из государственного бюджета было выделено около 550 млрд. тенге. 
В целях обеспечения жильем граждан, которые вложили собственные или заемные средства в долевое строительство, застройщикам было выделено через банки второго уровня 184,7 млрд. тенге.  
Для поддержания деловой активности малого и среднего бизнеса было обеспечено финансирование их проектов на сумму порядка 155 млрд. тенге. 
На развитие агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности было выделено 135 млрд. тенге.  
В дополнение к этим мерам была оперативно решена проблема дефицита ликвидности и обеспечен необходимый уровень готовности национальной банковской системы к последующим внешним рискам. 
С учетом реализации комплекса первоочередных мер за 9 месяцев текущего года прирост ВВП составил около 4 %. Уровень безработицы сохраняется на невысоком уровне и не превышает 7 %. Удалось стабилизировать рост потребительских цен. Уровень инфляции за 10 месяцев текущего года составил 8,8 %, что соответствует годовому прогнозу не более 10 %. Казахстанские банки успешно выполняют все свои внутренние и внешние обязательства. Кредитование экономики банками второго уровня сохранилось на уровне конца прошлого года. Депозиты в банках за 10 месяцев текущего года увеличились почти на 21,8 %, в том числе депозиты населения – на 2 %. 
С начала текущего года Правительство, Национальный Банк и Агентство по финансовому надзору усилили мониторинг экономической ситуации на внешних и внутренних рынках и превентивно уже предусмотрели ряд мер.  
Был разработан и принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам устойчивости финансовой системы» (далее – Закон), которым ужесточены меры административной и уголовной ответственности за умышленное доведение финансовых организаций до неплатежеспособности. Правительство получает право на приобретение и принудительный выкуп акций банка, приобретая, тем самым, необходимые рыночные инструменты для вмешательства в деятельность финансовых организаций, нарушающих установленные пруденциальные нормативы. В свою очередь банки наделены правом на досрочный выкуп выпущенных облигаций и приобретение акций создаваемого Фонда стрессовых активов.  
В целях сохранения доверия к банкам Законом предусмотрено увеличение суммы гарантированного возмещения по вкладам физических лиц с ранее предусмотренных 700 тыс. до 1 млн. тенге, а до 2012 года (в течение 3 лет) - до 5 млн. тенге.  
С 18 ноября текущего года снижены минимальные резервные требования по внутренним обязательствам с 5 % до 2 %, по иным обязательствам – с 7 % до 3 %. Это позволит банкам увеличить их ресурсную базу в объеме около 350 млрд. тенге.  
С 1 января 2009 года будет введен в действие новый Налоговый кодекс, в рамках которого предусмотрено существенное снижение налоговой нагрузки, в первую очередь, для несырьевого сектора экономики.  
В 2009 году корпоративный подоходный налог будет поэтапно снижен с 30 % до 20 %, в 2010 году до 17,5 %, в 2011 году до 15 %. 
Ставка налога на добавленную стоимость со следующего года также будет снижена с 13 % до 12 %. Увеличивается в 2 раза минимальный объем оборота, необлагаемого НДС (до 38 млн. тенге).  
Вместо регрессивной шкалы ставок социального налога будет введена единая ставка в размере 11 %.  
Для всех предприятий экономики предусмотрены налоговые преференции для осуществления инвестиций. В частности, для недобывающих секторов предусмотрена ускоренная амортизация, для недропользователей – двойная норма амортизации.  
Для предприятий малого и среднего бизнеса отменяется требование об уплате авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу.  
Также предусмотрен перенос сроков убытков для всех предприятий с 3 до 10 лет.  
В целом снижение налоговой нагрузки позволит предприятиям только в 2009 году высвободить порядка 500 млрд. тенге и направить их на развитие экономики.  
В третьем квартале текущего года был оперативно принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О государственных закупках». Для стимулирования внутреннего спроса и поддержки отечественных предприятий государственные закупки будут ориентированы преимущественно на казахстанских поставщиков. Для принятия оперативных решений, оказания реальной помощи отечественному бизнесу за счет предоставления гарантий долговременных заказов государственные холдинги и национальные компании выведены из-под действия законодательства, регулирующего государственные закупки. 
Правительством прагматично сформирован проект республиканского бюджета на 2009 – 2011 годы с учетом возможного ухудшения ситуации на мировых финансовых и сырьевых рынках. Доходы бюджета на этот период рассчитаны исходя из мировой цены на нефть 60 долл. США за баррель. Правительство скорректировало параметры проекта республиканского бюджета на 2009 – 2011 годы с учетом необходимости обеспечения фискальной устойчивости в среднесрочном периоде. Доходы бюджета в 2009 году уточнены с учетом снижения мировой цены до 40 долл. США за баррель. Сокращены неприоритетные расходы, а финансирование некоторых программ перенесено на более поздние сроки. При этом социальные расходы не сокращены.  
Дефицит республиканского бюджета в 2009 – 2010 годах будет запланирован в размере 3,4-3,5 % к ВВП, а в 2011 году уже будет снижен до 2,4 % к ВВП.  
Трехлетний республиканский бюджет в текущих условиях становится ключевым инструментом поддержания экономической активности. Совокупный спрос и деловая активность будут обеспечены за счет сохранения высокого уровня бюджетных расходов, направляемых, в первую очередь, на финансирование приоритетных инфраструктурных и индустриальных проектов, развитие сельского хозяйства, обеспечивающих спрос на продукцию отечественных предприятий и занятость в экономике, а также на развитие человеческого капитала. 
В целом, за 2009 – 2011 годы инвестиции из государственного бюджета возрастут на более чем 1,5 трлн. тенге.

Информация о работе Принципы конституционализма