Принципы конституционализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 10:50, доклад

Краткое описание

В Восточно-Казахстанской области на реализацию 4-х инвестиционных направлений Дорожной карты в 2009 году выделено 16 916,3 миллиона тенге, в том числе из республиканского бюджета 13 920,7 миллиона тенге и местного бюджета - 2 995,6 миллиона тенге.
Сущность и основные принципы конституционализма.
Совокупность принципов, ограничивающих властное могущество государства и определяющих взаимоотношения между гражданским обществом и властью, в западной политологии отражает понятия конституционализма.

Файлы: 1 файл

Сущность и основные принципы конституционализма.docx

— 77.02 Кб (Скачать)

В Восточно-Казахстанской области  на реализацию 4-х инвестиционных направлений  Дорожной карты в 2009 году выделено 16 916,3 миллиона тенге, в том числе  из республиканского бюджета 13 920,7 миллиона тенге и местного бюджета -  2 995,6 миллиона тенге.

Сущность и  основные принципы конституционализма.

Совокупность принципов, ограничивающих властное могущество государства  и определяющих взаимоотношения  между гражданским обществом  и властью, в западной политологии  отражает понятия конституционализма.  
 
С формально-правовой стороны конституционализм означает, что в обществе имеется основной закон государства (конституция), призванный правовым путем регламентировать взаимоотношения общества и личности с властью. Однако с содержательной точки зрения под конституционализмом понимается не просто система установленных в обществе конституционных порядков, а конституционный режим функционирования государства. Это означает, что определенные нормы и процедуры ограничивают осуществление власти. Основной закон определяет меру и масштабы допустимого вторжения власти в какую-либо сферу общественной жизни, а государство функционирует на основе и в рамках, определенных конституцией.  
 
Другими словами, в стране может быть конституция, но может не быть конституционализма, поскольку последний – это совокупность таких социально- экономических, политических, правовых, психологических, этических, культурно -исторических и иных условий, при которых конституция функционирует как достаточно эффективный ограничитель государственной власти.  
 
Конституционализм – это многоаспектное понятие. Его можно рассматривать как политико-философскую теорию, как практику упорядочения политического процесса и социально-политических институтов на основе конституции, а также как способ организации государственной власти, распределение ее отраслей, элементов и их взаимного уравновешивания.  
 
Поскольку конституционализм является достаточно сложным понятием, кратко рассмотрим его содержательные характеристики. В Западной политологии обычно выделяют следующие основополагающие принципы конституционализма: принцип суверенитета народа; принцип законности или господства права (принцип правового государства); принцип разделения властей; принцип консенсуса; принцип легитимности; принцип плюрализма.  
 
Принцип суверенитета народа. В гражданском обществе народ суверенен, т.е. над ним не довлеет никакой власти, кроме власти собственной воли и силы объединения. Пространство государственной власти определено общественным договором, конкретным воплощением которого является конституция.  
 
Принцип господства права или принцип правового государства. Этот принцип означает, что в обществе и государстве существует приоритет, т.е. верховенство права над властью. Там, где конституционализм является определяющей чертой политического режима, конституция первична.  
 
Принцип разделения властей предполагает организационную независимость трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Согласно этому принципу никакая ветвь власти не может пользоваться правами, предоставленными конституцией для другой ветви власти.  
 
Принцип консенсуса предполагает согласие населения с данной формой правления, с данной конституционной политической системой. Степень консенсусности основана на том, как долго общество развивается без революционных потрясений.  
 
Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением. Принцип легитимности связан с принципом консенсуса: если в обществе преобладает консенсус (т.е. согласие населения с данной формой правления, конституционной системой в целом), то существующая форма и режим правления легитимны.  
 
Принцип плюрализма означает, что в данном обществе все социальные группы, за исключением незаконных, имеют организационные (институциональные) возможности для выражения своих интересов через своих представителей.  
 
 

 

Казахстан на пути к демократическому обществу

   

 

С момента обретения независимости  одним из главных направлений  развития Республики Казахстан стало  строительство стабильной, эффективно функционирующей политической системы. Уже в самом начале выбор общества в этом вопросе пал на демократию, что было обусловлено как внушительной демонстрацией глобальных достижений этого типа политической системы, так  и желанием казахстанцев воспользоваться соответствующим мировым опытом для вхождения в когорту успешных стран. Следует, однако, отметить, что формирование политической системы, основанной на ценностях и принципах современной демократии, оказалось достаточно сложным процессом, сопряженным с влиянием на характер и линейность его развития ряда внутренних и внешних факторов.  
 
Тем не менее, благодаря достигнутым успехам в реформировании экономики и политической системы, казахстанская модель демократического транзита сегодня по праву признается одним из наиболее наглядных примеров эффективного строительства современного демократического государства.  
В ее концептуальной основе лежат принципы эволюционности и поэтапности осуществления общественных преобразований (известный тезис президента РК Н. Назарбаева: «Сначала - экономика, потом - политика»), соблюдения универсальных законов демократии и учета национально-культурных особенностей при развитии демократических процессов.  
Сбалансированная реализация этих ключевых положений позволила Казахстану решить задачу преобразования базисных экономических и политических отношений и сформировать прочный фундамент демократического развития. В частности, в предыдущие годы было осуществлено формирование рыночных отношений с соответствующей нормативно-правовой базой; Казахстан вышел на траекторию устойчивого экономического развития; последовательно происходил подъем уровня социально-экономического благосостояния граждан. Казахстанскими реалиями также стали выборность власти, многопартийная система и плюралистическое общество; была достигнута общественная стабильность; произошло укрепление независимости и суверенитета государства, укрепилась его роль на международной арене.  
Вместе с тем достигнутые результаты не означали приостановку на пути продвижения к демократическому обществу, а, наоборот, стали катализатором осуществления новых преобразований, ведущих к укреплению демократических начал в жизни республики. В этом плане очередным этапом демократизации стали конституционные реформы 2007 года, ознаменовавшие собой выход Казахстана на принципиально новый уровень своего развития. Их судьбоносность определяется тем, что они обеспечили становление новой структуры политических отношений, отвечающих главным стандартам современного демократического государства.  
В этой связи конституционной реформой была предусмотрена реализация ряда мер по следующим направлениям: перераспределение властных полномочий и ответственности в сторону повышения роли парламента; укрепление роли политических партий через введение пропорционального принципа выборов в мажилис и предоставление права партии парламентского большинства формировать правительство; развитие местного самоуправления; повышение независимости судебной системы; обеспечение межнационального согласия и укрепление конституционного статуса Ассамблеи народа Казахстана путем предоставления депутатской квоты; дальнейшее развитие институтов гражданского общества; укрепление системы защиты прав и свобод граждан. Вместе с тем в целях сохранения контроля над политическими процессами были расширены и властные полномочия президента как главного гаранта стабильности в стране. 
В целом конституционные новации привели к формированию новой конструкции политического устройства РК, в которой более четко отражен принцип конституционализма (разделения и взаимоконтроля ветвей власти), а также существенно усилен принцип народного суверенитета. Можно также сказать, что переход к новой архитектуре политических отношений способствовал существенному повышению демократического потенциала общества и государства и стал переломным моментом в эволюционном продвижении к устойчивой демократии.  
Вместе с тем, как показывает жизнь, динамика происходящих общественных процессов требует осуществления дальнейших шагов, направленных на закрепление и углубление достигнутых позитивных результатов. В этой связи совершенно логичными и своевременными выглядят изложенные главой государства Н. Назарбаевым 29 июня текущего года на открытии 17-й Ежегодной сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Астане новые предложения по развитию и совершенствованию демократической модели в Казахстане. 
Они включают четыре основных момента. Это: создание правового механизма, позволяющего сформировать парламент с участием не менее двух партий; обеспечение более благоприятных условий для государственной регистрации политических партий; совершенствование процедурных моментов электорального процесса; снятие излишних бюрократических барьеров, регулирующих деятельность средств массовой информации. 
Вполне очевидно, что их реализация придаст новый импульс демократическим процессам в Казахстане. Можно смело прогнозировать, что политическими последствиями этих предложений станут оживление политической жизни в результате усиления партийной конкуренции, повышение качества работы парламента, расширение многопартийности, повышение объективности результатов голосования, укрепление свободы слова и увеличение доступа к разноплановым источникам информации. Не исключено, что конституционный запрет на монопартийность парламента и либерализация политического пространства приведут к налаживанию диалога власти с оппозицией, что будет только способствовать укреплению общественно-политической стабильности в стране. Думается, что взятые в комплексе эти моменты в значительной степени приблизят нас к международным демократическим стандартам, оправдывая тем самым справедливость выбора РК в качестве председателя ОБСЕ на 2010 год.  
Следует отметить, что осуществляемые в Казахстане политические реформы имеют и международный контекст. Благодаря последним политическим новациям Казахстан еще раз продемонстрировал возможность создания удачной модели демократического транзита, сочетающей в себе как национальную специфику, так и следование основным закономерностям современного цивилизационного развития. В отличие от многих других стран, которым так и не удалось благополучно осуществить переход к устойчивой демократии, Казахстан на своем примере доказал, что при наличии выверенной стратегии и сильной политической воли указанная цель вполне достижима. В этой связи нет сомнений в том, что Казахстан может стать базовым образцом для транзитных стран, заинтересованных так же, как и мы, в демократическом будущем и социально-экономическом процветании. 
Кроме того, следует указать и на то обстоятельство, что значение происходящей в РК демократизации в немалой степени определяется все возрастающей ролью респуб-лики в глобальных геоэкономических и геополитических процессах. С учетом этой роли формирование в Казахстане устойчивой демократической системы будет способствовать большей открытости и предсказуемости поведения страны на международной арене, усилению ее интеграции с международным сообществом, а следовательно, укреплению режима политической и экономической стабильности и безопасности не только в нашей стране, но и во всем мире. 
Таким образом, новое расширение демократических прав и свобод в Казахстане является свидетельством неуклонной решимости политического руководства РК следовать курсом демократии, мира и социального прогресса. 
 
Е. Сейлеханов «Логика перемен. Казахстанский путь продвижения к демократическому обществу» // Литер, 3 июля 2008 года


 

Логика реформ 

 

Наша страна сегодня вступила в полосу серьезных политических реформ. Их необходимость диктуется  самой логикой успешного развития и взаимодействия на региональном и  мировом уровнях. События последних  десятилетий позволяют выделить ряд общемировых тенденций в  модернизации политических систем, которые  сопровождают и процесс казахстанской  конституционно-правовой реформы. 

 

Конституционные изменения  обычно происходят в периоды радикальных  перемен существующих экономических, политических и социальных институтов. В таких случаях приходится говорить не просто об отдельных реформах, а  о новом качестве разворачивающихся  процессов, носящих, скорее, революционный  характер. Для Казахстана таким периодом стал рубежный 1995 год, тогда была принята  Конституция РК. По сути, она и  закрепила фундамент казахстанской  государственности, заложив основу демократического развития.

Среди западных стран подобная тенденция проявила себя через опыт конституционных преобразований во Франции на рубеже перехода от Четвертой  к Пятой республике в 1958 году. Тогда от парламентской системы с ее правительственными отставками по 5-7 раз в год и неспособностью остановить сползание страны к гражданской войне пришлось перейти к президентской. Свою историческую роль сыграл в тот критический для французов момент президент Шарль де Голль. И для Казахстана, и для Франции конституции, рожденные подобными обстоятельствами, изначально заключали в себе возможность корректировок и пересмотров для лучшего соответствия новому балансу политических сил.

Проведение конституционной  реформы и принятие новой Конституции  часто происходят и в результате преодоления глубокого экономического и политического кризиса. В подобных случаях властным структурам приходится иметь дело с таким масштабом  преобразований, которые выступают  за существующие или традиционные для  данной страны правовые рамки. Нам пришлось преодолеть сложный период перехода от болезненных экономических кризисов к стабильной социально-экономической  системе через укрепление полномочий по вертикали исполнительной власти. Приоритет экономического развития при осознанной государственной  поддержке помог обществу не допустить  дестабилизации страны.

Казахстан использовал в  своей практике общественно-политического  устройства конституционный опыт Французской  Республики, остановившись на президентской  форме правления. Совпал и выбранный  для президентов срок работы в  качестве главы государства, первоначально  определенный семью годами. Французы и по сей день с большим уважением  относятся к первому президенту Пятой республики Ш. де Голлю. Во французском Основном Законе нет статьи, лимитирующей право на переизбрание.

Сокращение срока полномочий французского президента в 2000 году с 7 до 5 лет было вызвано необходимостью сбалансировать сроки пребывания у  власти главы государства и парламента, с одной стороны, и избежать повторения опыта длительного "сосуществования" правого президента (голлистская партия) с левым (социалистическим) большинством в парламенте - с другой. Для Казахстана решение о сокращении президентского мандата до 5 лет соответствует задаче усиления роли парламента, передачи ему части властных полномочий в период перехода к смешанной, президентско-парламентской форме политической системы.

Необходимо учесть и тот  факт, что в современном мире конституционно-правовое устройство становится все более  динамичным, и для его устойчивости, как показывает опыт западных стран, необходима модификация в соответствии с общемировой тенденцией. При  этом политические реформы могут  осуществляться как в рамках действующей  Конституции, так и с частичным  или полным ее изменением. Индивидуальная практика зависит от конкретной политической ситуации в стране и от наличия (или  отсутствия) традиций конституционализма. Понятно, что конституционно-правовая система более устойчива и  гибка в западных странах. Казахстан, осуществляя конституционные реформы, продолжает следовать по пути политической модернизации, и вносимые изменения  в Основной Закон способствуют его  устойчивости и повышению адаптивности.

В Казахстане Государственная  комиссия по разработке демократических  реформ, работавшая в течение года, подготовила пакет предложений, на основе которых и были внесены  поправки в наш Основной Закон. Для  обеспечения его стабильности как  незыблемой основы политической системы  президент предложил усложнить  порядок принятия поправок в Конституцию, вместе с тем оставляя возможности  для ее своевременной модификации. Например, в США Основной Закон  остается достаточно жестким, за всю  его историю было внесено всего 27 поправок, причем 17 из них внесены  в Конституцию во второй половине ХХ века. Только с начала 2001 года в  конгресс США поступило порядка 2000 предложений о необходимости  внести поправки или принять нормативную  регламентацию в отношении норм частного и публичного права.

Если смотреть шире, то политическая модернизация с началом нового столетия приобрела общемировой характер. Она затрагивает государственную  структуру как стран со сложившимися традициями демократии, так и выходящих  из-под действия тоталитарной системы. Для каждой из этих групп политическая модернизация ставит свои задачи, и соответственно решаться они могут по-разному.

Для западного мира актуальными  становятся вопрос баланса между  внутренними и внешними проблемами, большая ответственность за проводимую международную политику перед собственными гражданами (США, Великобритания, страны ЕС). Для Казахстана ключевой остается проблема преемственности власти, сохранение внутриполитической стабильности, устойчивого  роста экономики и благосостояния населения, углубление демократических  традиций многонационального и многоконфессионального общества.

Перечисленные тенденции  дают основание прийти к заключению, что глубокие изменения социально-экономического характера рубежа ХХ-ХХI веков неминуемо влекут за собой соответствующие изменения в социально-правовой структуре. Мировая практика здесь так же разнообразна, как и сам мир.

В странах СНГ просматривается  общая тенденция к демократизации, поддержке и развитию партийной  системы, активному привлечению  избирателей в дела местных органов  управления и самоуправления. Казахстан  становится лидером не только по экономическим  показателям, а реально демонстрирует  построение мобильного гражданского общества.

США принимают поправки и  законы, еще более расширяющие  представительные функции местных  органов. В британском обществе идут дискуссии о конституционной  реформе и упразднении палаты лордов. В странах ЕС происходит движение к созданию единой наднациональной  конституции, вносятся изменения в  национальные конституции стран-участниц с приоритетностью общих норм ЕС над внутренним законодательством.

Казахстанская конституционная  реформа порождена особенностями  и логикой всего предшествующего  этапа и направлена на перспективу  успешного развития, отвечающую характерным  для ХХI века глобальным экономико-информационным сдвигам. Наше общество идет по пути формирования политико-правовой модели, не имеющей реальных прецедентов ни в собственном историческом прошлом, ни в нынешнем мировом.

Таким образом, проблема демократизации политических систем одинаково актуальна  и для стран с развитой демократией, и для новых независимых государств. Казахстан на сегодня занял собственное  место в мировой палитре демократической  трансформации. Ставя перед собой  цели построения открытого гражданского общества на основе партийной системы  представительства и усиления авторитета местных органов, наша страна инициирует возможность движения по демократическому пути для всего региона Центральной  Азии.

Современный процесс развития общественно-политических систем сталкивается со многими проблемами. Имеются они  и у западных стран. Поэтому необходимо учитывать то, что достигнутый  ими на сегодня уровень демократии представляет собой очередную степень  в глобальном развитии либерально-демократических  принципов. Потрясения, переживаемые французскими пригородами, нерешенные проблемы с  сепаратистами в Испании и  Великобритании, проблемы Косово, мусульманских  общин в Евросоюзе - все является показателем того, что и западный мир находится в процессе поиска оптимальной модернизации политической системы, способной адекватно реагировать  на вызовы времени.

Информация о работе Принципы конституционализма