Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:32, реферат
С формально-правовой стороны конституционализм означает, что в обществе имеется основной закон государства (конституция), призванный правовым путем регламентировать взаимоотношения общества и личности с властью. Однако с содержательной точки зрения под конституционализмом понимается не просто система установленных в обществе конституционных порядков, а конституционный режим функционирования государства. Это означает, что определенные нормы и процедуры ограничивают осуществление власти. Основной закон определяет меру и масштабы допустимого вторжения власти в какую-либо сферу общественной жизни, а государство функционирует на основе и в рамках, определенных конституцией.
Сущность и
основные принципы конституционализма.
Совокупность принципов, ограничивающих
властное могущество государства и определяющих
взаимоотношения между гражданским обществом
и властью, в западной политологии отражает
понятия конституционализма.
С формально-правовой стороны конституционализм
означает, что в обществе имеется основной
закон государства (конституция), призванный
правовым путем регламентировать взаимоотношения
общества и личности с властью. Однако
с содержательной точки зрения под конституционализмом
понимается не просто система установленных
в обществе конституционных порядков,
а конституционный режим функционирования
государства. Это означает, что определенные
нормы и процедуры ограничивают осуществление
власти. Основной закон определяет меру
и масштабы допустимого вторжения власти
в какую-либо сферу общественной жизни,
а государство функционирует на основе
и в рамках, определенных конституцией.
Другими словами, в стране может быть конституция,
но может не быть конституционализма,
поскольку последний – это совокупность
таких социально- экономических, политических,
правовых, психологических, этических,
культурно -исторических и иных условий,
при которых конституция функционирует
как достаточно эффективный ограничитель
государственной власти.
Главное в конституционализме не наличие
конституции, а принцип исключения полновластия
и всевластия какого-либо лица, группы
людей или органа власти.
Поскольку конституционализм является
достаточно сложным понятием, кратко рассмотрим
его содержательные характеристики. В
Западной политологии обычно выделяют
следующие основополагающие принципы
конституционализма: принцип суверенитета
народа; принцип законности или господства
права (принцип правового государства);
принцип разделения властей; принцип консенсуса;
принцип легитимности; принцип плюрализма.
Во всех федеративных государствах к указанным
принципам добавляется принцип федерализма
и верховенства федерального права над
правом субъектов федерации.
Принцип суверенитета народа. В гражданском
обществе народ суверенен, т.е. над ним
не довлеет никакой власти, кроме власти
собственной воли и силы объединения.
Пространство государственной власти
определено общественным договором, конкретным
воплощением которого является конституция.
Все проблемы, противоречия в экономике,
морали, культуре решаются силами самого
общества без вмешательства государства.
Во всех случаях не государство определяет
жизнь гражданского общества, но гражданское
общество определяет задачи государства.
Отсюда суверенный народ должен обладать
такими социально-экономическими и политическими
средствами, которые обеспечивали бы реальное
участие граждан в управлении делами общества
и государства.
Принцип господства права или принцип
правового государства. Этот принцип означает,
что в обществе и государстве существует
приоритет, т.е. верховенство права над
властью. Там, где конституционализм является
определяющей чертой политического режима,
конституция первична. Принцип господства
права над властью означает, что все государственные
органы и должностные лица – это всего
лишь толкователи и исполнители конституции.
Представительный орган, которому теоретически
принадлежат неограниченные законодательные
полномочия, – это прежде всего инструмент
для придания праву, существующему независимо
от государственной власти, законной формы.
Принцип разделения властей предполагает
организационную независимость трех ветвей
государственной власти: законодательной,
исполнительной и судебной. Согласно этому
принципу никакая ветвь власти не может
пользоваться правами, предоставленными
конституцией для другой ветви власти.
Все три ветви власти, функционируют
автономно друг от друга, обладают механизмами
взаимного контроля и уравновешивания
в процессе их взаимодействия.
Принцип консенсуса предполагает согласие
населения с данной формой правления,
с данной конституционной политической
системой. В политологии в этой связи современные
государства подразделяются на консенсусные,
частично консенсусные и неконсенсусные.
Степень консенсусности основана на том,
как долго общество развивается без революционных
потрясений.
Принцип легитимности связан с обоснованием
правомерности тех решений, которые принимает
власть, и добровольности их выполнения
населением. Термин "легитимность"
не имеет строго юридического содержания
и не фиксируется в конституциях. В отличие
от легальности, которая является юридическим
обоснованием власти, ее норм и законов,
легитимность отражает степень соответствия
власти ценностным представлениям о ней
большинства граждан. Принцип легитимности
связан с принципом консенсуса: если в
обществе преобладает консенсус (т.е. согласие
населения с данной формой правления,
конституционной системой в целом), то
существующая форма и режим правления
легитимны.
Принцип плюрализма означает, что в данном
обществе все социальные группы, за исключением
незаконных, имеют организационные (институциональные)
возможности для выражения своих интересов
через своих представителей. Принцип плюрализма
предполагает многообразие субъектов
экономической, политической и культурной
жизни общества. Многочисленные "заинтересованные
группы", в том числе политические партии,
движения и государственные органы, в
процессе взаимодействия сталкиваются,
конкурируют и уравновешивают друг друга
на основе демократического порядка, соблюдение
которого, обусловленное консенсусом,
является важным условием плюрализма.
Содержание принципа плюрализма можно
кратко выразить как единство в многообразии.
Наличие в обществе плюрализма предотвращает
монополизацию власти в одних руках.
Принцип федерализма характерен только
для государственных территориально -политических
сообществ с федеративным устройством.
Федеративное устройство является высшей
формой автономии частей государства
внутри единого государственного целого.
С точки зрения конституционализма принцип
федерализма обычно рассматривается как
разграничение государственной власти
по вертикали – между центральными (федеральными)
органами и региональными органами власти.
Как и разделение власти между ветвями
правления по горизонтали, принцип федерализма
используется в конституционном государстве
как средство, препятствующее монополизации
и злоупотреблению власти.
Рассмотренные выше принципы составляют
единую теоретическую систему конституционализма,
которой в реальной политической практике
соответствуют конкретно-исторические
модели со свойственной им спецификой
взаимоотношений гражданского общества
и государства. В настоящее время можно
выделить две установившиеся модели конституционализма:
англо-американскую и евроконтинентальную.
На англо-американскую модель конституционализма
наложила свой отпечаток идеология индивидуализма.
В период становления конституционного
правления в этих странах центральной
фигурой гражданского общества становится
свободный человек-собственник, предоставленный
самому себе, способный самостоятельно
решать собственные проблемы. Поэтому
идея суверенитета личности, защита его
естественных прав и свобод, невмешательство
государства в жизнь гражданского общества
составили фундаментальную основу англо-американской
модели конституционализма.
Однако в дальнейшем, когда возникли проблемы
правового регулирования отношений между
трудом и капиталом, предотвращения тенденции
монополизации в какой-либо сфере жизни
общества, активной и эффективной борьбы
с массовой организованной преступностью,
ограждения государственной политики
от проникновения в нее власти денег, предотвращения
разрушающих экономику кризисов, в англо-американской
модели конституционализма нашла свое
отражение идея регулирующего государства.
Принципиально иные отношения между государством
и гражданским обществом складывались
в странах континентальной Европы. Здесь
в XIX в., в отличие от Великобритании и США,
где господствовали традиции слабого
государства, в силу ряда объективных
исторических условий стояла задача укрепления
и усиления государственной власти, способной
поддерживать социальный порядок и защищать
свои территории. Поэтому в основе евроконтинентальной
модели конституционализма лежит идея
сильного государства, которая нашла свое
отражение в концепции правового государства.
Эта концепция была сформулирована и получила
наибольшее распространение в Германии,
которая в XIX в. была центром политической
мысли Центральной и Восточной Европы.
Теория правового государства соединяет
в себе идею гражданских прав и свобод
личности с традицией сильной государственности.
Свобода индивида ставится в зависимость
от мощи государства, поскольку, лишь будучи
сильным, государство способно гарантировать
защиту прав человека, его индивидуальную
свободу, порядок в обществе. Только в
условиях политического порядка личность
имеет возможность свободного развития.
Другими словами, без сильного государства
не может быть подлинной свободы, но государство
призвано поддерживать порядок в обществе
на основе конституции, уважения и защиты
естественных прав личности, разделения
властей, равенства всех перед законом.
Таким образом, несмотря на существенные
различия в рассмотренных выше моделях,
конституционализм является системой
реально существующих, базирующихся на
праве механизмов, определяющих и регулирующих
взаимоотношения между государством и
гражданским обществом, способствующих
сохранению стабильности и поддержанию
социального порядка.
Информация о работе Сущность и основные принципы конституционализма