При заучивании текста
не пытайтесь читать его подряд
несколько раз. Как правило,
такое повторение неэкономно. Оно
приводит к механическому заучиванию
слов текста нередко без понимания
смысла. Гораздо полезнее попытаться
закрыть книгу и воспроизвести
текст. Затем следует вновь
пробежать его глазами, повторяя
то, что не запомнилось или
воспринялось неверно.
Психические процессы
могут совершенствоваться тренировкой
также, как совершенствуются мускулы
спортсмена, а без упражнений
они деградируют так же, как
деградируют мышцы от бездействия.
↑ Перейти в оглавление
28. Основные факторы, приводящие
к нарушению здоровья детей
и подростков.
Основные вредные факторы
для здоровья в школе:
— недостаток двигательной
активности (гипокинезия), приводит
к болезненному состоянию (гиподинамии
- увеличение кровяного давления,
ожирение и т.д.);
недостаток кислорода
(аэрации) в крови; нужно проветривать
классы, активно проводить на
свежем воздухе;
психические перегрузки
(психоэмоциональный стресс - действие
психической нагрузки превосходящей
обычные адаптивные возможности
психики человека; включаются резервные
механизмы; психическая нагрузка
увеличивается при увеличении
ответственности за результаты
деятельности);
условия обучения, вредящие
здоровью (санитарно-гигиенические
условия).
Осложняющие факторы
для здоровья в школе:
наличие у детей
хронических заболеваний;
интенсивный процесс
развития, которые переживают дети;
уязвимость по отношению
к неблагоприятным факторам.
Внешкольные факторы,
вредящие здоровью:
неправильный режим
дня;
неправильное питание;
нарушение санитарно-гигиенических
норм в быту.
29. Понятие о психоэмоциональном
стрессе. Метод предупреждения
и снятия психоэмоционального
стресса.
Любое переживание,
психическая ли физическая деятельность,
болезнь связаны с напряжением,
вызывающим общую неспецифическую
реакцию организма на трудную
ситуацию. Эту реакцию канадский
учёный Ганс Селье назвал стрессом.
"Стресс - этосостояние
напряжения у человека в условиях
перестройки его деятельности
на более высокий уровень, необходимый
для успешного решения возникающих
перед ним задач", - писал канадский
физиолог и врач в книге
"Стресс без дистресса".
Стресс начинается
с состояния тревоги. На этой
стадии происходит мобилизация
защитных сил организма. В кровь
выделяются адреналин, норадреналин
и другие гормоны, которые усиливают
обмен веществ. В это время
интенсивнее работают сердце, мышцы,
органы дыхания, печень и другие
системы. Затем наступает вторая
стадия стресса - приспособление
к новому, более высокому уровню
деятельности. В это момент организм
успешно справляется с трудной
ситуацией. Наконец, при сильном
и длительном стрессе может
наступить истощение. Силы организма
оказываются недостаточными для
продолжения деятельности, и задача,
предложенная человеку, оказывается
для него невыполнимой.
Встаёт вопрос - вреден
ли стресс, надо ли всегда его
избегать, охранять себя от перегрузок,
жить в тепличной обстановке?
Сам автор теории
стресса на этот вопрос отвечает
категорическим "нет". Он пишет:
"Полная свобода от стресса
означает смерть". Ведь человек
всегда деятелен. Всегда ему приходится
решать новые, неизвестные задачи,
а они связаны с напряжением.
Кстати, отсутствие раздражения
для человека также невыносимо,
как и сильная перегрузка.
Стресс не только
полезен, но и необходим для
нормального развития личности.
Если человек попадает в трудные
условия и стремится найти
выход из создавшегося положения,
активно деятелен, состояния дистресса
у него, как правило, не бывает.
Напротив, если человек "сложил
оружие", если ситуация кажется
ему безвыходной и он опускает
руки и пассивно ждёт, что получится,
возникает сильный дистресс, который
часто заканчивается заболеванием.
Следовательно, охранять себя
надо не от стресса - он необходим,
а от истощения, которое может
быть вызвано перенапряжением.
А оно может произойти при
неправильно организованной учёбе,
когда в конце четверти ил
перед экзаменом приходится ночами
восполнять упущенное, когда человек
пытается участвовать в спортивном
или любом состязании без достаточной
подготовки, когда незакалённый
человек пытается дольше всех
загорать на солнце или выскочит
на улицу зимой без головного
убора. Эти совершенно разные
на первый взгляд события могут
вызвать одно и то же - перенапряжение,
истощение, болезнь.
↑ Перейти в оглавление
30. Оценка уровня физического
развития ребёнка. Определение
нарушений физического развития
школьника по соотношению роста
и массы
Жизнь человека - это
непрерывный процесс развития. Первые
шаги и дальнейшее развитие
двигательной функции, первые
слова ребёнка и развитие речевой
функции, превращение ребёнка
в подростка в период полового
созревания, непрерывное развитие
ЦНС, усложнение рефлекторной деятельности
- это только примеры из огромного числа
непрерывных изменений организма.
Характерной особенностью
процесса роста детского организма
являются его неравномерность,
или гетерохранизм, и волнообразность.
Периоды усиленного роста сменяются
его некоторым замедлением.
Наибольшей интенсивностью
рост ребёнка отличается в
первый год жизни и в период
полового созревания, т.е. в 11-15
лет. Если при рождении рост
ребёнка в среднем равен 50 см,
то к концу первого года
жизни он достигает 75-80 см, т.е.
увеличивается более чем на 50%;
масса тела за год утраивается
- при рождении ребёнка она
равна в среднем 3,0-3,2 кг, а
к концу года - 9,5-10 кг. В последующие
годы до периода полвого созревания
темп роста снижается, и ежегодная
прибавка массы составляет 1,5-2 кг,
с увеличением длины тела 4-5 см.
Второй скачок роста
связан с наступлением полового
созревания. За год длина тела
увеличивается на 7-8 и даже 10 см. Причём
с 11-12 лет девочки несколько
опережают в росте мальчиков,
в 13-14 лет девочки и мальчики
растут почти одинаково, а с
14-15 лет юноши обгоняют в росте
девушек, и это превышение роста
у мужчин над женщинами сохраняется
в течение всей жизни.
С периода новорожденности
и до достижения зрелого возраста
длина тела увеличивается в
3,5 раза, длина туловища - в 3 раза,
длина руки - в 4 раза, длина ноги
- в 5раз.
Пропорции тела с
возрастом также сильно меняются.
Новорожденный отличается
от взрослого человека относительно
короткими конечностями, большим
туловищем и большой головой.
С возрастом рост головы замедляется,
а рост конечностей ускоряется.
До начала периода полового
созревания половые различия
в пропорциях тела отсутствуют,
а а в период полового созревания
у юношей конечности становятся
длиннее, а туловище короче
и таз уже, чем у девушек.
Кривые роста отдельных
частей тела, а также многих
органов в основном совпадают
с кривой роста длины тела.
Однако некоторые органы и
части тела имеют иной тип
роста.
В период полового
созревания происходит не только
интенсивный рост, но и формирование
вторичных половых признаков.
Гетерохрония в процессах
развития отдельных систем организма
прослеживается не только при
сопоставлении темпов их роста.
Отдельные части физиологических
систем также созревают неравномерно.
НС всегда функционирует
как единое целое, но её отдельные
части развиваются и формируются
разными темпами и в различные
сроки.
Неравномерность роста
- приспособление, выработанное эволюцией.
Бурный рост тела в длину
на первом году жизни связан
с увеличением массы тела, а
замедление роста в последующие
годы обусловлено проявлением
активных процессов дифференцирования
органов, тканей, клеток.
Развитие приводит
к морфологическим и функциональным
изменениям, а рост - к увеличению
массы тканей, органов и всего
тела. При нормальном развитии
ребёнка оба эти процесса тесно
взаимосвязаны. Однако периоды интенсивного
роста могут не совпадать с периодами
интенсивной дифференцировки.
Усиленная дифференцировка
вызывает замедление роста. Нарастание
массы головного и спинного
мозга в основном заканчивается
к 8-10 годам, почти достигая
массы взрослого; функциональное
совершенствование нервная система
происходит ещё в течение длительного
времени.
Наряду с типичными
для каждого возрастного периода
особенностями имеются индивидуальные
особенности развития. Они варьируют
и зависят от состояния здоровья,
условий жизни, степени развития
нервная система. Резкие индивидуальные
отклонения в развитии проявляются
преимущественно на первом году
жизни, когда они связаны с
врождёнными особенностями и
условиями воспитания.
Для контроля над
ходом физического развития ребёнка
существует 3 показателя:
рост;
масса тела;
окружность грудной
клетки.
Эти показатели сравнивают
с готовыми табличными данными
для соответствующего возраста
и пола.
Различают 5 вариантов
уровня физического уровня физического
развития:
высокий;
выше среднего;
средний;
ниже среднего;
низкий.
Надо сравнить индивидуальное
отклонение развития от табличного
(статистического) значения с
табличным отклонением. Индивидуальное
отклонение следует разделить
на табличное отклонение и
получаем отклонение, выраженное
в сигмах - сигмальное отклонение.
Табличное значение отклонения -
1 сигма. Средний уровень - индивидуальное
отклонение + 1 или - 1 сигма (4 см). Выше
среднего — +1, +2 сигмы. Высокий
— больше +2 сигм. Ниже среднего
— от -1 до -2 сигм. Низкий — меньше
-2 сигм.
Развитие может быть
пропорциональным и непропорциональным.
Если все 3 показателя вписываются
в пределы 1 сигмы, то развитие
называется пропорциональным, если
нет - то непропорциональным.
Дефицит массы тела,
общая задержка развития, идеальное
соотношение, избыточная масса
тела - ожирение 1 степени, ожирение
2 степени.абое место").