Возрастная физиология и анатомия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 20:03, доклад

Краткое описание

Человек с его анатомическим строением, физиологическим и психическими особенностями представляет собой высший этап эволюции органического мира. Соответственно, он имеет наиболее эволюционно развитые органы и системы органов.



Анатомия изучает строение тела и его отдельных частей и органов. Знание анатомии необходимо для изучения физиологии, поэтому изучение анатомии должно предшествовать изучению физиологии.

Файлы: 1 файл

Общие сведения о строении организма человека.docx

— 85.47 Кб (Скачать)

 

Оценку половой зрелости должен проводить врач, а не учитель. При оценке степени половой зрелости обнажать детей, особенно девочек, рекомендуется  по частям ввиду повышенного чувства  стыдливости. Если необходимо, то ребенка  следует раздевать полностью.

 

Общепринятые схемы оценки степени развития вторичных половых  признаков у детей по областям тела:

 

Развитие волосяного покрова  на лобке: отсутствие волос — Р0; единичные волосы — Р1; волосы на центральном участке лобка более  густые, длинные — Р2; волосы на всем треугольнике лобка длинные, вьющиеся, густые — Р3; волосы расположены по всей области лобка, переходят на бедра и распространяются вдоль белой линии живота —Р4t.

 Развитие волосяного  покрова в подмышечной впадине:  отсутствие волос — А0; единичные  волосы — А1; волосы редкие  на центральном участке впадины  — А2; волосы густые, вьющиеся  по всей впадине — А3.

 Развитие молочных  желез: железы не выдаются над  поверхностью грудной клетки  — Ма0; железы несколько выдаются, околососковый кружок вместе  с соском образует единый конус  — Ma1; железы значительно выдаются, вместе с соском и околососковым  кружком имеют форму конуса  — Ма2; тело железы принимает  округлую форму, соски приподнимаются  над околососковым кружком —  Ма3.

 Развитие волосяного  покрова на лице: отсутствие оволосения  — F0; начинающееся оволосение  над верхней губой — F1; жесткие  волосы над верхней губой и  на подбородке — F2; распространенное  оволосение над верхней губой  и на подбородке с тенденцией  к слиянию, начало роста бакенбардов  — F3; слияние зон роста волос  над губой и в области подбородка, выраженный рост бакенбардов  — F4.

 Изменение тембра голоса: детский голос — V0; мутация  (ломка) голоса— V1; мужской тембр  голоса — V2.

 

Рост щитовидного хряща (кадыка): отсутствие признаков роста  — L0; начинающееся выпячивание хряща  — L1; отчетливое выпячивание (кадык) — L2.

 

При оценке степени полового созревания детей основное внимание обращается на выраженность показателей Ma, Me, P как более стабильных. Другие показатели (A, F, L) более вариабельны  и менее надежны. Состояние полового развития принято обозначать общей  формулой: А, Р, Ma, Me, в которой соответственно указываются стадии созревания каждого  признака и возраст наступления  первой менструации у девочек; например А2, P3, Ма3, Ме13. При оценке степени  полового созревания по развитию вторичных  половых признаков отклонением  от средневозрастных норм считается  опережение или отставание при сдвигах  показателей половой формулы  на год и больше.

 

7. Физическое развитие (методики  оценки)

 

Физическое развитие ребенка  является одним из важнейших критериев  в оценке его состояния здоровья.

 Из большого числа  морфологических и функциональных  признаков для оценки физического  развития детей и подростков  в каждом возрасте используются  различные критерии.

 

Кроме особенностей морфофункционального состояния организма при оценке физического развития в настоящее  время принято использовать и  такое понятие, как биологический  возраст.

 

Известно, что отдельные  показатели биологического развития детей  в различные возрастные периоды  могут быть ведущими или вспомогательными.

 

Для детей младшего школьного  возраста ведущими показателями биологического развития являются число постоянных зубов, скелетная зрелость, длина  тела.

 

При оценке уровня биологического развития детей среднего и старшего возраста большее значение имеют  степень выраженности вторичных  половых признаков, оссификация  костей, характер ростовых процессов, меньшее значение — длина тела и развитие зубной системы.

 

Для оценки физического развития детей используются различные методы: метод индексов, сигмальных отклонений, оценочные таблицы-шкалы регрессии  и в последнее время — центильный метод. Антропометрические индексы  представляют собой соотношение  отдельных антропометрических признаков, выраженных в виде формул. Доказана неточность и ошибочность использования  индексов для оценки физического  развития растущего организма, поскольку  в результате исследований возрастной морфологии показано, что отдельные  размеры тела ребенка увеличиваются  неравномерно (гетерохронновть развития), а значит, антропометрические показатели изменяются непропорционально. Широко используемые в настоящее время  для оценки физического развития детей метод сигмальных отклонений и шкалы регрессии основываются на предположении соответствия исследуемой  выборки закону нормального распределения. Между тем исследование формы  распределения ряда антропометрических признаков (масса тела, окружность груди, мышечная сила рук и др.) указывает  на асимметрию их распределения, чаще правостороннюю. В силу этого границы  сигмальных отклонений могут искусственно завышаться или занижаться, искажая  истинный характер оценки.

 

Центильный метод оценки физического развития

 

Этих недостатков лишен  основанный на непараметрическом статистическом анализе центильный метод, который  в последнее время все шире используется в педиатрической литературе. Так как центильный метод не ограничен  характером распределения, он приемлем для оценки любых показателей. Метод  прост в работе, в силу того что  при использовании центильных таблиц или графиков исключаются всякие расчеты. Двухмерные центильные шкалы  — «длина тела — масса тела», «длина тела — окружность груди», в  которых рассчитываются значения массы  тела и окружности груди на должную  длину тела, позволяют судить о  гармоничности развития.

 

Обычно для характеристики выборки применяются 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й центили. 3-й центиль  — это такая величина показателя, меньше которой он наблюдается у 3% членов выборки; величина показателя меньше 10-го центиля — у 10 % членов выборки и т. д. Промежутки между  центилями названы центильными  коридорами. При индивидуальной оценке показателей физического развития определяется уровень признака по его  положению в одном из 7 центильных коридоров. Показатели, попавшие в 4—5-й  коридоры (25—75-я центили), следует  считать средними, в 3-й (10— 25-я центили) — ниже средних, в 6-й (75—90-я центили) — выше средних, во 2-й (3—10-я центили) — низкими, в 7-й (90—97-я центили) —  высокими, в 1-й (до 3-й центили) — очень  низкими, в 8-й (выше 97-й центили) —  очень высокими.

 

Гармоничным является физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди соответствуют  длине тела, то есть попадают в 4—5-е  центильные коридоры (25—75-я центили) .

 

Дизгармоничным считается  физическое развитие, при котором  масса тела и окружность груди  отстают от должных (3-й коридор, 10— 25-я центили) или больше должных (6-й  коридор, 75—90-я центили) за счет повышенного  жироотложения.

 

Резко дизгармоничным следует  считать физическое развитие, при  котором масса тела и окружность груди отстают от должных (2-й коридор, 3—10-я центили) или превышают должную  величину (7-й коридор, 90— 97-я центили) за счет повышенного жироотложения.

 

"Квадрат гармоничности" (Вспомогательная таблица для  оценки физического развития)

  Процентные (Центильные) ряды

3,00% 10,00% 25,00% 50,00% 75,00% 90,00% 97,00%

Масса тела по возрасту 97,00%           Гармоничное развитие опережающее возраст

90,00%         

75,00%     Гармоничное развитие соответствующее возрасту   

50,00%       

25,00%       

10,00% Гармоничное развитие ниже возрастных норм         

3,00%         

Длина тела по возрасту

 

 

В настоящее время физическое развитие ребенка оценивается в  определённой последовательности.

 

 

Устанавливается соответствие календарного возраста уровню биологического развития. Уровень биологического развития отвечает календарному возрасту, если большинство показателей биологического развития находится в средневозрастных пределах (М±б). Если же показатели биологического развития отстают от календарного возраста или опережают его, это свидетельствует  о задержке (ретардации) или ускорении (акселерации) темпов биологического развития.

 

После определения соответствия биологического возраста паспортному  оценивается морфофункциональное  состояние организма. Для оценки антропометрических показателей в  зависимости от возраста и пола применяются  центильные таблицы.

 

Применение центильных таблиц позволяет определить физическое развитие как среднее, выше- или нижесреднее, высокое или низкое, а также  гармоничное, дизгармоничное, резко  дизгармоничное. Выделение в группу детей с отклонениями в физическом развитии (дизгармоничных, резко дизгармоничных) обусловлено тем, что у них  часто имеются нарушения деятельности сердечнососудистой, эндокринной, нервной  и других систем, на этом основании  они подлежат специальному углубленному обследованию. У детей с дизгармоничным и резко дизгармоничным развитием  функциональные показатели, как правило, ниже возрастной нормы. Для таких  детей с учетом причины отклонений физического развития от возрастных показателей разрабатываются индивидуальные планы оздоровления и лечения.

 

↑ Перейти в оглавление

 

 

3. Основные этапы развития  человека - оплодотворение, эмбриональный  и плодный периоды. Критические  периоды развития зародыша. Причины  врожденных уродств и дефектов

 

Онтогенез - это процесс  развития организма от момента зачатия  до смерти.

 

Онтогенез делится на пренатальное развитие (дородовое - от зачатия до рождения) и постнатальное (послеродовое).

Оплодотворением называют слияние  мужской и женской половых  клеток, в результате которого возникает  зигота (оплодотворённая яйцеклетка) с диплоидным (двойным) набором хромосом.

 

Оплодотворение

 

Оплодотворение чаще всего  совершается в расширении женского яйцевода (в маточных трубах). Сперматозоиды, излившиеся в составе спермы во влагалище, благодаря своей исключительной подвижности и активности продвигаются в полость матки, проходят через  неё до яйцеводов и в одном  из них встречаются со зрелой яйцеклеткой. Здесь сперматозоид внедряется в  яйцеклетку и оплодотворяет её. Сперматозоид вносит в яйцеклетку наследственные свойства, характерные для мужского организма, содержащиеся в упакованном  виде в хромосомах мужской половой  клетки.

 

Дробление

 

Дробление - это процесс  клеточного деления, в который вступает зигота. Размеры образующихся клеток при этом не увеличиваются, т.к. они  не успевают расти, а только делятся.

 

После того как оплодотворённое  яйцо начинает делиться, его называют эмбрионом. Происходит активация зиготы; начинается её дробление. Дробление  идёт медленно. На 4-е сутки зародыш  состоит из 8-12 бластомеров (бластомеры - это клетки, образующиеся в результате дробления, они всё более мелкие после очередного деления).

 

Морула

 

Морула ("тутовая ягода") - это группа бластомеров, образовавшихся в результате дробления зиготы.

 

Бластула

 

Бластула (пузырёк) - это однослойный  зародыш. Клитки расположены в нём  в один слой.

 

Бластула образуется из морулы за счёт того, что в ней появляется полость. Полость называется первичная  полость тела. Она содержит жидкость. В дальнейшем она заполняется  внутренними органами и превращается в брюшную и грудную полости.

 

Гаструла

Гаструла - это двухслойный  зародыш. Клетки в этом "зародышевом  пузырьке" образуют стенки в два  слоя.

 

Гаструляция (образование  двухслойного зародыша) - это очередной  этап эмбрионального развития. Внешний  слой гаструлы называется эктодерма. Он формируеткожные в дальнейшем покровы  тела и нервную систему. Очень  важно запомнить, что нервная  система происходит из эктодермы (наружного  зародышевого листка), поэтому она  ближе по своим особенностям к  коже, чем к таким внутренним органам, как желудок и кишечник. Внутренний слой называется энтодерма. Он даёт начало пищеварительной системе и дыхательной. Тоже важно запомнить, что дыхательная  и пищеварительная система связаны  общим происхождением.

 

Нейрула

 

Нейрула - это зародыш на стадии формирования нервной трубки.

 

Пузырёк гаструлы вытягивается, а сверху образуется желобок. Этот желобок  из вдавленной эктодермы сворачивается  в трубку - это нервная трубка. Под ним формируется тяж - это  хорда. Вокруг неё с течением времени  будет образовываться костная ткань  и получится позвоночник. Остаточки  хорды можно найти между позвонками рыбы. Ниже хорды энтодерма сворачивается  в кишечную трубку.

 

Комплекс осевых органов - это нервная трубка, хорда и  кишечная трубка.

 

Гисто- и органогенез

 После нейруляции начинается  следующий этап в развитии  зародыша - гистогенез и органогенез,  т.е.  формирование тканей ("гисто-" - это ткань) и органов. На  этом этапе происходит формирование  третьего зародышевого слоя - мезодермы.

 Следует обратить внимание  на то, что с момента формирования  органов и нервной системы,  зародыш называют плодом.

 

Плод, развивающийся в  матке, находится в особых оболочках, образующих как бы мешок, заполненный  околоплодными водами. Эти воды дают возможность плоду свободно  передвигаться в мешке, обеспечивают защиту плода от внешних повреждений и инфекций, а также способствуют нормальному течению родового акта.

 

Критические периоды развития

 

Нормальная беременность продолжается 9 месяцев. За это время  из оплодотворённого яйца микроскопических размеров развивается ребенок массой около 3 кг и более и ростом 50-52 см.

 Наиболее повреждаемые  стадии развития эмбрионов относятся  к тому времени, когда формируется  их связь с материнским организмом - это стадия имплантации (внедрения  зародыша в стенку матки) и  стадия формирования плаценты.

Информация о работе Возрастная физиология и анатомия