Возрастная физиология и анатомия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 20:03, доклад

Краткое описание

Человек с его анатомическим строением, физиологическим и психическими особенностями представляет собой высший этап эволюции органического мира. Соответственно, он имеет наиболее эволюционно развитые органы и системы органов.



Анатомия изучает строение тела и его отдельных частей и органов. Знание анатомии необходимо для изучения физиологии, поэтому изучение анатомии должно предшествовать изучению физиологии.

Файлы: 1 файл

Общие сведения о строении организма человека.docx

— 85.47 Кб (Скачать)

1. Первый критический период  в развитии зародыша человека  относится к 1-й и началу 2-й  недели после зачатия.

2. Второй критический период - это 3-5-я неделя развития. С  этим периодом связано образование  отдельных органов эмбриона человека.

 

В эти периоды наряду с  повышенной смертностью зародышей  встречаются локальные (местные) уродства и пороки развития.

 

3. Третий критический период - это формирование детского места  (плаценты), которое происходит у  человека между 8-й и 11-й неделями  развития зародыша. В этот период  у зародыша могут проявляться  общие аномалии, включая ряд врождённых  заболеваний.

 В критические периоды  развития повышена чувствительность  зародыша к недостаточному снабжению  его кислородом  и питательными  веществами, к охлаждению, перегреванию, ионизирующей радиации. Попадание  в кровь тех или иных вредных  для него веществ (лекарственные  вещества, алкоголь и другие ядовитые  вещества, образующиеся в организме  при заболеваниях матери, и т.д.) может вызвать серьёзные нарушения  в развитии ребёнка. Какие?  Замедление или остановку развития, появление разнообразных уродств,  высокую смертность зародышей.

 Отмечено, что голод  или недостаток в пище матери  таких компонентов, как витамины  и аминокислоты, приводят к гибели  зародышей или к аномалиям  их развития.

 Инфекционные заболевания  матери представляют серьёзную  опасность для развития плода.  Действие на плод таких вирусных  заболеваний, как корь, оспа, краснуха, грипп, полиомиелит, свинка, проявляется  преимущественно в первые месяцы  беременности.

 Другая группа заболеваний,  например дизентерия, холера, сибирская  язва, туберкулёз, сифилис, малярия,  оказывает действие на плод  большей частью во вторую и  последнюю треть беременности.

 Одним из факторов, особенно вредно и сильно действующих  на развивающийся организм, является  ионизирующее излучение (радиация).

 

Непрямое, косвенное, действие радиации на плод (через организм матери) связано с общими нарушениями  физиологических функций матери, а также с изменениями, наступившими в тканях и сосудах плаценты. Наибольшей чувствительностью к лучевым  воздействиям отличаются клетки нервной  системы и кроветворных органов  эмбриона.

 Таким образом, зародыш  чрезвычайно чувствителен к изменению  условий внешней среды, в первую  очередь к изменениям, которые  происходят в материнском организме.

 Часто нарушается зародышевое  развитие в тех случаях, когда  отец или мать страдает алкоголизмом. У хронических алкоголиков дети  часто рождаются с ослабленными  умственными способностями. Наиболее  характерно то, что младенцы ведут  себя беспокойно, повышена возбудимость  их нервной системы. Алкоголь  оказывает пагубное действие  уже на половые клетки. Таким  образом он причиняет вред  будущему потомству как до  оплодотворения, так и в период  развития эмбриона и плода.

 

 

4. Периоды постнатального  развития. Факторы, влияющие на  развитие. Акселерация.

 Организм ребёнка после  рождения непрерывно растёт и  развивается. В процессе онтогенеза  возникают специфические анатомические  и функциональные особенности,  получившие название  возрастных. Соответственно жизненный цикл  человека может быть разделён  на периоды, или этапы. Между  этими периодами нет чётко  очерченных границ, и они в  значительной степени условны.  Однако выделение таких периодов  необходимо, так как дети одного  и того же календарного (паспортного), но разного биологического возраста  по-разному реагируют на спортивные  и трудовые нагрузки; при этом  их работоспособность может быть  большей или меньшей, что важно  для решения ряда практических  вопросов организации учебно-воспитательного  процесса в школе.

Постнатальный период развития - это период жизни от рождения до смерти.

 

Периодизация возраста в  постнатальном периоде:

 

- младенчество (до 1 года);

- преддошкольный (1-3 лет);

- дошкольный (3-7 лет);

- младший школьный (7-11-12-лет);

- средний школьный (11-12-15 лет);

- старший школьный (15-17-18 лет);

- зрелость (18-25)

 

В 18 лет наступает физиологическая  зрелость.

 

Биологическая зрелость - способность  иметь потомство (с 13 лет). Полная физическая зрелость наступает в 20 лет, а для  мужчин - в 21-25 лет.

 

Критерии такой периодизации включали в себя комплекс признаков  — размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желёз внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу.

 Организм ребёнка развивается  в конкретных условиях среды,  непрерывно действующей на организм  и в значительной мере определяющей  ход его развития. Ход морфологических  и функциональных перестроек  организма ребёнка в разные  возрастные периоды подвержен  воздействию как генетических  факторов, так и факторов среды.  В зависимости от конкретных  условий среды процесс развития  может быть ускорен или замедлен, а его возрастные периоды могут  наступать раньше или позже  и иметь разную продолжительность.  Качественное своеобразие организма  ребёнка, изменяющееся на каждой  ступени индивидуального развития, проявляется во всём, и прежде  всего в характере его взаимодействия  с окружающей средой. Под влиянием  внешней среды, особенно её  социальной стороны, те или  иные наследственные качества  могут быть реализованы и развиты,  если среда способствует этому,  этому, или, наоборот, подавлены.

 

Акселерация

Акселерация (акцелерация) - это ускоренный рост целого поколения  людей за какой-либо исторический период времени.

 

Акселерация - это ускорение  возрастного развития путем сдвига морфогенеза на более ранние стадии онтогенеза.

 

Различают два вида акселерации  – эпохальную (secular trend, т.е. "тенденция  века", она присуща всему нынешнему  поколению) и внутригрупповую, или  индивидуальную – это ускоренное развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.

 

Ретардация – это задержка физического развития и формирования функциональных систем организма. Она  противоположна акселерации.

 

Децелерация - это процесс  отмены акселерации, т.е. замедление процессов  биологического созревания всех органов  и систем организма. Децелерация  в настоящее время сменяет  акселерацию.

 

 Термин «акселерация»  (от латинского слова acceleratio —  ускорение) предложен немецким  врачом Koch в 1935 году. Сущность акселерации  состоит в более раннем достижении  определенных этапов биологического  развития и завершении созревания  организма.

 

Имеются данные о том, что  в связи с внутриутробной акселерацией плода могут рождаться полноценные  зрелые новорожденные с весом  свыше 2500 г и длиной тела больше 47 см при сроках беременности менее 36 недель.

 

Удвоение веса тела у грудных  детей (по сравнению с весом при  рождении) происходит сейчас к 4, а не к 6 мес., как было в начале ХХ века. Если "перекрест" величин окружности груди и головы в начале ХХ века регистрировался к 10 - 12-му месяцу, в 1937 г. - уже на 6-м месяце, в 1949 г. - на 5-м, то в настоящее время окружность груди становится равной окружности головы в возрасте между 2-м и 3-м  месяцами жизни. У современных грудных  детей раньше прорезываются зубы. К году жизни у современных  детей длина тела на 5 - 6 см, а вес  на 2,0 - 2,5 кг выше, чем они были в  начале века. Окружность груди увеличилась  на 2,0 - 2,5 см, а головы - на 1,0 - 1,5 см.

 Акселерация развития  заметна также у детей ясельного  и дошкольного возраста. Развитие  современных 7-летних детей соответствует  8,5 - 9 годам у детей конца XIX века.

 В среднем у детей  дошкольного возраста длина тела  за 100 лет увеличилась на 10-12 см. Раньше  прорезываются и постоянные зубы.

 

В дошкольном возрасте акселерация  может быть гармоничной. Так называют те случаи, когда отмечается соответствие уровня развития не только психической  и соматической сфере, но и отдельных  психических функций. Но гармоничная  акселерация встречается исключительно  редко. Чаще наряду с ускорением психического и физического развития отмечаются выраженные соматовегетативные дисфункции (в раннем возрасте) и эндокринные  нарушения (в более старшем). В  самой психической сфере наблюдается  дизгармония, проявляющаяся ускорением развития одних психических функций (например, речи) и незрелостью других (например, моторики и социальных навыков), а иногда соматическая (телесная) акселерация  опережает психическую. Во всех этих случаях имеется в виду дизгармоничная акселерация. Типичным примером дизгармоничной акселерации является сложная клиническая  картина, отражающая сочетание признаков  акселерации и инфантилизма ("детскости").

 

Акселерация в раннем детском  возрасте имеет ряд особенностей. Ускорение психического развития по сравнению с возрастной нормой даже на 0,5-1 год всегда делает ребенка "трудным", уязвимым к стрессовым, особенно к  психологическим ситуациям, которые  не всегда улавливаются взрослыми.

 

В период полового созревания, который начинается у современных  девочек в 10 - 12, а у мальчиков  в 12 - 14 лет, скорость роста сильно увеличивается. Раньше наступает и половое созревание.

 

В больших городах половое  созревание подростков наступает несколько  раньше, чем в сельской местности. Темпы акселерации сельских детей  также ниже, чем в городах.

 

В ходе акселерации средний  рост взрослого человека за каждое десятилетие увеличивается примерно на 0,7 - 1,2 см, а вес - на 1,5 - 2,5 кг.

 

Высказывались опасения, что  связанные с акселерацией сокращение периода роста и ускорение  полового созревания могут повлечь  за собой более раннее увядание и  сокращение продолжительности жизни. Эти опасения не подтвердились. Продолжительность  жизни современных людей увеличилась, более длительно сохраняется  трудоспособность. У женщин менопауза  отодвинулась к 48 - 50-му году жизни (в  начале ХХ века менструации прекращались в 43 - 45 лет). Следовательно, удлинился  детородный период, что также можно  отнести к проявлениям акселерации. В связи с более поздним  наступлением климакса и старческих изменений "передвинулись" на более  старший возраст болезни обмена, атеросклероз и рак. Полагают, что  более лёгкое течение таких болезней, как скарлатина и дифтерия связано  не только с успехами медицины, но и  с акселерацией благодаря изменению  реактивности организма. В результате акселерации реактивность детей  младшего возраста приобрела черты, которые прежде были свойственны  старшим детям (подросткам).

 В связи с ускорением  физического и полового созревания  особое значение приобрели проблемы, связанные с ранней половой  активностью и ранними браками.

 

Основные проявления акселерации  по Ю. Е. Вельтищеву и Г. С. Грачевой (1979):

увеличенная длина и масса  тела новорожденных по сравнению  с аналогичными величинами 20—30-х  годов нашего века; в настоящее  время рост годовалых детей в  среднем на 4—5 см, а масса тела на 1—2 кг больше, чем 50 лет назад

более раннее прорезывание первых зубов, смена их на постоянные происходит на 1—2 года раньше, чем у детей  прошлого столетия;

более раннее появление ядер окостенения у мальчиков и  девочек, а в целом окостенение  скелета у девочек заканчивается  на 3 года, а у мальчиков — на 2 года раньше, чем в 20— 30-е годы нашего столетия;

более раннее увеличение длины  и массы тела детей дошкольного  и школьного возраста, причем, чем  старше ребенок, тем в большей  степени он отличается по размерам тела от детей прошлого столетия;

увеличение длины тела у нынешнего поколения на 8—10 см по сравнению с предшествующим;

половое развитие мальчиков  и девочек заканчивается на 1,5—2 года раньше, чем в начале XX века, за каждые 10 лет наступление менструации  у девочек ускоряется на 4—6 месяцев.

 

Истинная акселерация  сопровождается увеличением продолжительности  жизни и репродуктивного периода  взрослого населения (И. М. Воронцов, А. В. Мазурин, 1985).

 

На основании учета  соотношений антропометрических показателей  и уровня биологической зрелости выделяются гармонический и дизгармонический типы акселерации. К гармоническому типу относятся те дети, у которых  антропометрические показатели и уровень  биологической зрелости выше средних  значений для этой возрастной группы, к дизгармоническому типу - дети, у которых отмечается усиленный  рост тела в длину без одновременного ускорения полового развития или  раннее половое созревание без усиленного роста в длину.

 

Теории причин акселерации

 

1. Физико-химические:

1) гелиогенная (влияние  солнечной радиации), её выдвинул  немецкий школьный врач Е. Кох,  который и ввел в начале 30-х  гг. термин «акселерация»;

2) радио-волновая, магнитная  (влияние магнитного поля);

3) космическая радиация;

4) повышенная концентрация  углекислого газа, вызванная ростом  производства;

 

5) удлиннение светового  дня за счёт искусственного  освещения помещений.

 

2. Теории отдельных факторов  условий жизни: 

1) алиментарная (улучшение  питания);

2) нутрицевтическая (улучшение  структуры питания);

 

3) влияние гормональных  стимуляторов роста, поступающих  вместе с мясом животных, выращенных  на этих стимуляторах (гормоны  для ускорения роста животных  начали применять с 1960-х годов);

4) повышенный поток информации, повышенное сенсорное воздействие  на психику.

 

3. Генетические:

1) циклические биологические  изменения; 

2) гетерозис (смешение  популяций).

 

4. Теории комплекса факторов  условий жизни: 

1) урбаническое (городское)  влияние; 

2) комплекс социально-биологических  факторов.

 

Таким образом, относительно причин акселерации до настоящего времени  не сформировано общепринятой точки  зрения. Выдвинуто много гипотез. Большинство учёных считают изменение  в питании определяющим фактором во всех сдвигах развития. Связывается  это с увеличением количества потребляемых полноценных белков и  натуральных жиров на душу населения.

Информация о работе Возрастная физиология и анатомия