Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 20:03, доклад
Человек с его анатомическим строением, физиологическим и психическими особенностями представляет собой высший этап эволюции органического мира. Соответственно, он имеет наиболее эволюционно развитые органы и системы органов.
Анатомия изучает строение тела и его отдельных частей и органов. Знание анатомии необходимо для изучения физиологии, поэтому изучение анатомии должно предшествовать изучению физиологии.
1. Первый критический период в развитии зародыша человека относится к 1-й и началу 2-й недели после зачатия.
2. Второй критический период
- это 3-5-я неделя развития. С
этим периодом связано
В эти периоды наряду с повышенной смертностью зародышей встречаются локальные (местные) уродства и пороки развития.
3. Третий критический период
- это формирование детского
В критические периоды
развития повышена
Отмечено, что голод
или недостаток в пище матери
таких компонентов, как
Инфекционные заболевания
матери представляют серьёзную
опасность для развития плода.
Действие на плод таких
Другая группа заболеваний, например дизентерия, холера, сибирская язва, туберкулёз, сифилис, малярия, оказывает действие на плод большей частью во вторую и последнюю треть беременности.
Одним из факторов,
особенно вредно и сильно
Непрямое, косвенное, действие
радиации на плод (через организм матери)
связано с общими нарушениями
физиологических функций
Таким образом, зародыш
чрезвычайно чувствителен к
Часто нарушается зародышевое
развитие в тех случаях, когда
отец или мать страдает
4. Периоды постнатального развития. Факторы, влияющие на развитие. Акселерация.
Организм ребёнка после
рождения непрерывно растёт и
развивается. В процессе
Постнатальный период развития - это период жизни от рождения до смерти.
Периодизация возраста в постнатальном периоде:
- младенчество (до 1 года);
- преддошкольный (1-3 лет);
- дошкольный (3-7 лет);
- младший школьный (7-11-12-лет);
- средний школьный (11-12-15 лет);
- старший школьный (15-17-18 лет);
- зрелость (18-25)
В 18 лет наступает физиологическая зрелость.
Биологическая зрелость - способность иметь потомство (с 13 лет). Полная физическая зрелость наступает в 20 лет, а для мужчин - в 21-25 лет.
Критерии такой периодизации включали в себя комплекс признаков — размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желёз внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу.
Организм ребёнка развивается
в конкретных условиях среды,
непрерывно действующей на
Акселерация
Акселерация (акцелерация) - это ускоренный рост целого поколения людей за какой-либо исторический период времени.
Акселерация - это ускорение возрастного развития путем сдвига морфогенеза на более ранние стадии онтогенеза.
Различают два вида акселерации – эпохальную (secular trend, т.е. "тенденция века", она присуща всему нынешнему поколению) и внутригрупповую, или индивидуальную – это ускоренное развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.
Ретардация – это задержка физического развития и формирования функциональных систем организма. Она противоположна акселерации.
Децелерация - это процесс отмены акселерации, т.е. замедление процессов биологического созревания всех органов и систем организма. Децелерация в настоящее время сменяет акселерацию.
Термин «акселерация»
(от латинского слова
Имеются данные о том, что
в связи с внутриутробной акселерацией
плода могут рождаться
Удвоение веса тела у грудных детей (по сравнению с весом при рождении) происходит сейчас к 4, а не к 6 мес., как было в начале ХХ века. Если "перекрест" величин окружности груди и головы в начале ХХ века регистрировался к 10 - 12-му месяцу, в 1937 г. - уже на 6-м месяце, в 1949 г. - на 5-м, то в настоящее время окружность груди становится равной окружности головы в возрасте между 2-м и 3-м месяцами жизни. У современных грудных детей раньше прорезываются зубы. К году жизни у современных детей длина тела на 5 - 6 см, а вес на 2,0 - 2,5 кг выше, чем они были в начале века. Окружность груди увеличилась на 2,0 - 2,5 см, а головы - на 1,0 - 1,5 см.
Акселерация развития
заметна также у детей
В среднем у детей
дошкольного возраста длина
В дошкольном возрасте акселерация
может быть гармоничной. Так называют
те случаи, когда отмечается соответствие
уровня развития не только психической
и соматической сфере, но и отдельных
психических функций. Но гармоничная
акселерация встречается
Акселерация в раннем детском возрасте имеет ряд особенностей. Ускорение психического развития по сравнению с возрастной нормой даже на 0,5-1 год всегда делает ребенка "трудным", уязвимым к стрессовым, особенно к психологическим ситуациям, которые не всегда улавливаются взрослыми.
В период полового созревания,
который начинается у современных
девочек в 10 - 12, а у мальчиков
в 12 - 14 лет, скорость роста сильно увеличивается.
Раньше наступает и половое
В больших городах половое созревание подростков наступает несколько раньше, чем в сельской местности. Темпы акселерации сельских детей также ниже, чем в городах.
В ходе акселерации средний
рост взрослого человека за каждое
десятилетие увеличивается
Высказывались опасения, что
связанные с акселерацией сокращение
периода роста и ускорение
полового созревания могут повлечь
за собой более раннее увядание и
сокращение продолжительности жизни.
Эти опасения не подтвердились. Продолжительность
жизни современных людей
В связи с ускорением
физического и полового
Основные проявления акселерации по Ю. Е. Вельтищеву и Г. С. Грачевой (1979):
увеличенная длина и масса тела новорожденных по сравнению с аналогичными величинами 20—30-х годов нашего века; в настоящее время рост годовалых детей в среднем на 4—5 см, а масса тела на 1—2 кг больше, чем 50 лет назад
более раннее прорезывание первых зубов, смена их на постоянные происходит на 1—2 года раньше, чем у детей прошлого столетия;
более раннее появление ядер
окостенения у мальчиков и
девочек, а в целом окостенение
скелета у девочек
более раннее увеличение длины и массы тела детей дошкольного и школьного возраста, причем, чем старше ребенок, тем в большей степени он отличается по размерам тела от детей прошлого столетия;
увеличение длины тела у нынешнего поколения на 8—10 см по сравнению с предшествующим;
половое развитие мальчиков и девочек заканчивается на 1,5—2 года раньше, чем в начале XX века, за каждые 10 лет наступление менструации у девочек ускоряется на 4—6 месяцев.
Истинная акселерация
сопровождается увеличением продолжительности
жизни и репродуктивного
На основании учета
соотношений антропометрических показателей
и уровня биологической зрелости
выделяются гармонический и
Теории причин акселерации
1. Физико-химические:
1) гелиогенная (влияние
солнечной радиации), её выдвинул
немецкий школьный врач Е. Кох,
2) радио-волновая, магнитная (влияние магнитного поля);
3) космическая радиация;
4) повышенная концентрация углекислого газа, вызванная ростом производства;
5) удлиннение светового дня за счёт искусственного освещения помещений.
2. Теории отдельных факторов условий жизни:
1) алиментарная (улучшение питания);
2) нутрицевтическая (улучшение структуры питания);
3) влияние гормональных
стимуляторов роста,
4) повышенный поток информации,
повышенное сенсорное
3. Генетические:
1) циклические биологические изменения;
2) гетерозис (смешение популяций).
4. Теории комплекса факторов условий жизни:
1) урбаническое (городское) влияние;
2) комплекс социально-
Таким образом, относительно причин акселерации до настоящего времени не сформировано общепринятой точки зрения. Выдвинуто много гипотез. Большинство учёных считают изменение в питании определяющим фактором во всех сдвигах развития. Связывается это с увеличением количества потребляемых полноценных белков и натуральных жиров на душу населения.