Возрастная физиология и анатомия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 20:03, доклад

Краткое описание

Человек с его анатомическим строением, физиологическим и психическими особенностями представляет собой высший этап эволюции органического мира. Соответственно, он имеет наиболее эволюционно развитые органы и системы органов.



Анатомия изучает строение тела и его отдельных частей и органов. Знание анатомии необходимо для изучения физиологии, поэтому изучение анатомии должно предшествовать изучению физиологии.

Файлы: 1 файл

Общие сведения о строении организма человека.docx

— 85.47 Кб (Скачать)

 

Ускорение физического развития ребенка требует рационализации трудовой деятельности и физической нагрузки. В связи с акселерацией должны периодически пересматриваться регионарные нормативы, которыми мы пользуемся для оценки физического  развития детей.

 

Децелерация

 

Процесс акселерации пошёл  на спад, средние размеры тела нового поколения людей вновь уменьшаются.

 

Децелерация - это процесс  отмены акселерации, т.е. замедление процессов  биологического созревания всех органов  и систем организма. Децелерация  в настоящее время сменяет  акселерацию.

 

Намечающаяся в настоящее  время децелерация является следствием влияния комплекса природных  и социальных факторов на биологию современного человека, так же как  и акселерация.

 

За последние 20 лет стали  регистрироваться следующие изменения  физического развития всех слоев  населения и всех возрастных групп: уменьшилась окружность грудной  клетки, резко снизилась мышечная сила. Но имеются две крайние тенденции  в изменении массы тела: недостаточная, ведущая к гипотрофии и дистрофии; и избыточная, ведущая к ожирению. Все это расценивается как  негативные явления.

Причины децелерации:

 

- экологический фактор;

 

- генные мутации;

 

- ухудшение социальных  условий жизни и, прежде всего,  структуры питания;

 

- всё тот же рост  информационных технологий, который  начал приводить к перевозбуждению  нервной системы и в ответ  на это к её торможению;

 

- снижение физической  активности.

 

↑ Перейти в оглавление

 

 

5. Общие принципы строения  нервной системы и её функции.  Нейрон как структурная и функциональная  единица нервной системы. Синапсы,  их строение и значение

 

 

Значение нервной системы

 

Строение нервной системы 

 

Функции нервной системы

 

Вегетативная нервная  система

 

Нейрон

 

6. Рефлекс как основной  акт нервной деятельности. Рефлекторная  дуга, роль каждого из её звеньев

 

Основной формой нервной  деятельности являются рефлексы.

 

 Рефлекс (смотрите также  Рефлекс)

 

Рефлекс - это ответная реакция  организма на раздражение из внешней  или внутренней среды, осуществляемая при посредстве нервной системы (ЦНС) и имеющая приспособительное  значение.

 

Например, раздражение кожи подошвенной части ноги у человека вызывает рефлекторное сгибание стопы  и пальцев. Это подошвенный рефлекс. Прикосновение к губам грудного ребёнка вызывает сосательные движения у него - сосательный рефлекс. Освещение  ярким светом глаза вызывает сужение  зрачка - зрачковый рефлекс.

 Благодаря рефлекторной  деятельности организм способен  быстро реагировать на различные  изменения внешней или внутренней  среды.

 Рефлекторные реакции  весьма многообразны. Они могут  быть условными или безусловными.

 Во всех органах  тела располагаются нервные окончания,  чувствительные к раздражителям.  Это рецепторы. Рецепторы различны  по строению, местоположению и  функциям.

 Исполнительный орган,  деятельность которого изменяется  в результате рефлекса, называют  эффектором. Путь, по которому проходят  импульсы от рецептора к исполнительному  органу, называют рефлекторной дугой.  Это материальная основа рефлекса.

 Говоря о рефлекторной  дуге, надо иметь в виду, что  любой рефлекторный акт осуществляется  при участии большого количества  нейронов. Двух - или трёхнейронная  дуга рефлекса всего лишь схема.  В действительности рефлекс возникает  при раздражении не одного, а  многих рецепторов, расположенных  в той или иной области тела. Нервные импульсы при любом  рефлекторном акте, приходя в ЦНС, широко распространяются в ней, доходя до разных её отделов. Поэтому правильнее говорить, что структурную основу рефлекторных реакций составляют нейронные цепи из центростремительных, центральных, или вставочных, и центробежных нейронов.

 В связи с тем  что в любом рефлекторном акте  принимают участие группы нейронов, передающие импульсы в различные  отделы мозга, в рефлекторную  реакцию вовлекается весь организм. И действительно, если вас неожиданно  укололи булавкой в руку, вы  немедленно её отдёрнете. Это  рефлекторная реакция. Но при  этом не только сократятся  мышцы руки. Изменится дыхание,  деятельность сердечно - сосудистой  системы. Вы словами отреагируете  на неожиданный укол. В ответную  реакцию включился практически  весь организм. Рефлекторный акт  - координированная реакция всего  организма.

 

7. Отличия условных (приобретённых)  рефлексов от безусловных. Условия  образования условных рефлексов

 

Таблица. Различия между безусловными и условными рефлексами

 

№ Рефлексы

  Безусловные Условные

    

1 Врожденные Приобретенные

2 Наследуются Вырабатываются

3 Видовые Индивидуальные

4 Нервные связи постоянные Нервные связи временные

5 Более сильные Более слабые

6 Более быстрые Более медленные

7 Трудно тормозятся Легко тормозятся

 

 

 

 

 В осуществлении безусловных  рефлексов принимают участие  в основном подкорковые отделы  ЦНС (мы их называем также  "низшие нервные центры". Поэтому  эти рефлексы могут осуществляться  у высших животных и после  удаления у них коры больших  полушарий. Однако удалось показать, что после удаления коры больших полушарий характер протекания безусловнорефлекторных реакций меняется. Это дало основание говорить о корковом представительстве безусловного рефлекса.

  Количество безусловных  рефлексов сравнительно невелико. Они сами по себе не могут  обеспечить приспособления организма  к постоянно меняющимся условиям  жизни. Условных рефлексов вырабатывается  в течение жизни организма  великое множество, многие из  них утрачивают своё биологическое  значение при изменении условий  существования, угасают, вырабатываются  новые условные рефлексы. Это  даёт возможность животным и  человеку наилучшим образом приспосабливаться  к меняющимся условиям среды.

 Условные рефлексы  вырабатываются на базе безусловных.  Прежде всего нужен условный  раздражитель, ли сигнал. Условным  раздражителем может быть любой  раздражитель из внешней среды  или определённое изменение внутреннего  состояния организма. Если ежедневно  в определённый час кормить  собаку, то к этому часу у  неё ещё до кормления начинается  секреция желудочного сока. Здесь  условным раздражителем стало  время. Условные рефлексы на  время вырабатываются у человека  при соблюдении режима труда,  приёма пищи в одно и тоже  время, постоянном времени отхода  ко сну.

 Чтобы выработался  условный рефлекс, условный раздражитель  надо подкреплять безусловным  раздражителем, т.е. таким, который  вызывает безусловный рефлекс.  Звон ножей в соловой вызовет  отделение слюны у человека  лишь в том случае, если этот  звон один или несколько раз  подкреплялся едой. Звон ножей  и вилок в нашем случае является  условным раздражителем, а безусловным  раздражителем, вызывающим слюноотделительный  безусловный рефлекс, является  пища.

 При образовании условного  рефлекса условный раздражитель  должен предшествовать действию  безусловного раздражения. 

 

 

 

8. Закономерности процессов  возбуждения и торможения в  ЦНС. Их роль в деятельности  нервная система. Медиаторы возбуждения  и торможения. Торможение условных  рефлексов и его виды

 

Согласно представлениям И. П. Павлова, образование условного  рефлекса связано с установлением  временной связи между двумя  группами клеток коры - между воспринимающими  условное и воспринимающими безусловное  раздражение.

 При действии условного  раздражителя в соответствующей  воспринимающей зоне больших  полушарий возникает возбуждение.  При подкреплении условного раздражителя  безусловным в соответствующей  зоне больших полушарий возникает  второй, более сильный очаг возбуждения,  который, видимо, принимает характер  доминантного очага. Вследствие  притягивания возбуждения из  очага меньшей силы в очаг  большей силы происходит проторение  нервного пути, суммация возбуждения.  Между обоими очагами возбуждения  образуется временная нервная  связь. Эта связь становится  тем прочнее, чем чаще одновременно  возбуждаются оба участка коры. После нескольких сочетаний связь оказывается настолько прочной, что при действии одного лишь условного раздражителя возбуждение возникает и во втором очаге.

 Так за счёт установления  временной связи вначале индифферентный  для организма условный раздражитель  становится сигналом определённой  врождённой деятельности. Если собака  впервые услышит звонок, она на  него даст общую ориентировочную  реакцию, но слюны при этом  отделяться не будет. Подкрепим  теперь звучащий звонок едой. При этом в коре больших  полушарий возникнут два очага  возбуждения - один - в слуховой  зоне, а другой - в пищевом центре. После нескольких подкреплений  звонка едой в коре больших  полушарий между двумя очагами  возбуждения возникает временная  связь

 Условные рефлексы  способны тормозиться. Происходит  это в тех случаях, когда  в коре больших полушарий при  осуществлении условного рефлекса  возникает новый, достаточно сильный  очаг возбуждения, не связанный  с данным условным рефлексом.

 Различают:

 внешнее торможение (безусловное);

 внутреннее (условное).

 

 Внешнее

 Внутреннее

 Безусловный тормоз - новый  биологически сильный сигнал, угнетает  осуществление рефлекса

 Угасательное торможение  при многократном повторении  УР без подкрепления рефлекс  угасает

 Ориентировочное; новый  раздражитель предшествует раздражению  рефлекса

 Дифференцировочное - при  повторении похожего раздражителя  без подкрепления рефлекс угасает

 Запредельное торможение (сверхсильные раздражители тормозят  осуществление рефлекса)

 Запаздывательное

 Утомление - тормозит  осуществление рефлекса

 Условный тормоз - при  сочетании раздражителей не даётся  подкрепление, один раздражитель  служит для другого тормозом

 

 В ЦНС отмечается  одностороннее проведение возбуждения.  Это связано с особенностями  синапсов, передача возбуждения  в них возможна только в  одном направлении - от нервного  окончания, где высвобождается  при возбуждении медиатор, к постсинаптической  мембране. В обратном направлении  возбуждающий постсинаптический  потенциал не распространяется.

 Каков же механизм  передачи возбуждения в синапсах? Приход нервного импульса в  пресинаптическое окончание сопровождается  синхронным выбросом в синаптическую  щель медиатора из синаптических пузырьков, расположенных в непосредственной близости от неё. В пресинаптическое окончание приходит серия импульсов, частота их возрастает при увеличении силы раздражителя, приводя к увеличению выделения медиатора в синаптическую щель. Размеры синаптической щели очень малы, и медиатор, быстро достигая постсинаптической мембраны, взаимодействует с её веществом. В результате этого взаимодействия структура постсинаптической мембраны временно изменяется, проницаемость её для ионов натрия повышается, что приводит к перемещению ионов и как следствие, возникновению возбуждающего постсинаптического потенциала. Когда это потенциал достигает определённой величины, возникает распространяющееся возбуждение -  потенциал действия.

 Через несколько миллисекунд  медиатор разрушается специальными  ферментами.

 В настоящее время  подавляющее большинство нейрофизиологов  признаёт существование в спинном  мозге и в различных отделах  головного мозга двух качественно  различных типов синапсов - возбуждающих  и тормозящих.

 Под влиянием приходящего  по аксону тормозящего нейрона  импульса в синаптическую щель  выделяется медиатор, который вызывает  специфические изменения в постсинаптической  мембране. Медиатор торможения, взаимодействуя  с веществом постсинаптической  мембраны, увеличивает её проницаемость  для ионов калия и хлора.  Внутри клетки относительное  число анионов увеличивается.  В результате происходит не  снижение величины внутреннего  заряда мембраны, а повышение  внутреннего заряда постсинаптической  мембраны. Происходит её гиперполяция . Это ведёт к возникновению  тормозного постсинатического потенциала, в результате чего возникает  торможение.

 

9. Иррадиация и индукция

 

Импульсы возбуждения, возникшие  при раздражении того или иного  рецептора, поступая в центральную  нервную систему, распространяются на соседние её участки. Это распространение  возбуждения в ЦНС называют иррадиацией. Иррадиация тем шире, чем сильнее  и длительнее нанесённое раздражение.

 Иррадиация возможна  благодаря многочисленным отросткам  в центростремительных нервных  клетках и вставочных нейронах, связывающих различные участки  нервная система. Иррадиация хорошо  выражена у детей, особенно  в раннем возрасте. Дети дошкольного  и младшего школьного возраста  при появлении красивой игрушки  раскрывают рот, прыгают, смеются  от удовольствия.

 В процессе дифференцирования  раздражителей торможение ограничивает  иррадиацию возбуждения. В результате  возбуждение концентрируется в  определённых группах нейронов. Теперь вокруг возбуждённых нейронов  возбудимость падает, и они приходят  в состояние торможения. Это явление  одновременной отрицательной индукции. Концентрацию внимания можно  рассматривать как ослабление  иррадиации и усиление индукции. Рассеивание внимания можно рассматривать  также как результат индукционного  торможения, наведённого новым очагом  возбуждения в результате возникшей  ориентировочной реакции. В нейронах, которые были возбуждены, после  возбуждения возникает торможение  и, наоборот, после торможения  в тех же нейронах возникает возбуждение. Это последовательная индукция. Последовательной индукцией можно объяснить усиленную двигательную активность школьников во время перемен после длительного торможения в двигательной области коры больших полушарий в течение урока. Отдых на перемене должен быть активным и подвижным.

Информация о работе Возрастная физиология и анатомия