Возрастная физиология и анатомия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 20:03, доклад

Краткое описание

Человек с его анатомическим строением, физиологическим и психическими особенностями представляет собой высший этап эволюции органического мира. Соответственно, он имеет наиболее эволюционно развитые органы и системы органов.



Анатомия изучает строение тела и его отдельных частей и органов. Знание анатомии необходимо для изучения физиологии, поэтому изучение анатомии должно предшествовать изучению физиологии.

Файлы: 1 файл

Общие сведения о строении организма человека.docx

— 85.47 Кб (Скачать)

 

↑ Перейти в оглавление

 

10. Учение А.А. Ухтомского  о доминанте. Формирование очага  доминанты. Роль доминанты в  обучении и воспитании

 

Определение

 

Доминанта - это устойчивый очаг нервного возбуждения, подчиняющий  себе другие очаги.

 

Субдоминанта - это подчинённый  очаг возбуждения, который усиливает  доминанту.

 

Доминирующий очаг тормозит деятельность других очагов возбуждения  и как бы перехватывает у них  возбуждение. Это выражается в том, что при возбуждении не-доминантного участка мозга усилится возбуждение  в доминантном очаге и ответная реакция будет та, которую контролирует именно доминантный очаг, а не тот, который возбуждался первоначально. Так, например, у одного знаменитого  древнеримского сенатора была доминанта  на вражеское государство - Карфаген. И о чём бы он не начинал свою речь в сенате, заканчивал он её всегда одинаково: "Карфаген должен быть разрушен!".

 

Принцип доминанты был  сформулирован выдающимся отечественным  физиологом А.А. Ухтомским, учеником Введенского, в 1924 году.

 

Для деятельности нервной  системы характерно наличие в  каждый данный момент преобладающих, господствующих очагов возбуждения. Временно господствующий, главенствующий в текущий момент очаг устойчивого длительного возбуждения  называют доминантой. Принцип доминанты - один из основных в координационной  деятельности нервная система. Благодаря  ему при непрерывном воздействии  на организм самых разнообразных  внешних раздражителей достигается  определённая приспособительная, осуществляется избирательная деятельность ЦНС.

 Доминантный очаг возбуждения  имеет свойство привлекать к  себе поступающие в другие  центры волны возбуждения и  за их счёт усиливаться. В  это время другие, не входящие  в его состав нервные центры и соответствующие рефлексы затормаживаются, поэтому при наличии в ЦНС доминантного очага координационные отношения меняются. Доминантный очаг изменяет и подчиняет себе работу других центров.

 В процессе нервной  деятельности одна доминанта  сменяет другую. Возникновение в  ЦНС более сильной доминанты  затормаживает ранее вызванную  доминанту по типу отрицательной  индукции. Чем моложе ребёнок,  тем менее устойчива доминанта  и тем легче она тормозится.

 По мнению А.А. Ухтомского, принцип доминанты является физиологической  основой акта внимания и предметного  мышления. Интересный и эмоциональный  рассказ учителя, хорошо выполненная  таблица, опыт, поставленный учениками,  кадры кинофильма способствуют  созданию доминантных отношений  во время процесса обучения, что  имеет немаловажное значение  в усвоении знаний.

Законы формирования доминанты  и её динамика (развитие во времени):

1. Генерализация возбуждения  - это распространение его на  большие территории головного  мозга. Доминантный очаг в этот  период очень большой.

2. Концентрация возбуждения  (локализация) - это "стягивание" возбуждения в один доминантный  очаг.

 

3. Консолидация - укрепление  доминанты, приобретение ей устойчивости, подчинение ей других очагов  возбуждения.

4. Констелляция -создание  целого "созвездия" из отдельных  доминантных очагов на разных  уровнях мозга, связанных друг  с другом и работающих совместно.

 

5. Изоляция - частичное отделение  доминантного очага от других  возбуждённых участков мозга,  приобретение им автономности.

6. Разрушение доминанты  - прекращение существования данного  очага возбуждения.

 

↑ Перейти в оглавление

 

11. Динамический стереотип  и его роль в обучении и  воспитании

 

Динамический стереотип - это форма целостной деятельности головного мозга, выражением которой  является определённый, зафиксированный  порядок условно-рефлекторных действий высших животных и человека.

 Динамический стереотип  нелегко вырабатывается, но в  жизни он необходим, поскольку  даёт нам возможность привычную  работу осуществлять автоматически.  Как правило, процессы одевания, умывания происходят автоматически и только тогда, когда возникают какие-то трудности, когда мы сталкиваемся с непривычными обстоятельствами, нам приходится их анализировать и находить какие-то новые решения.

 Если условно-рефлекторные  раздражители предъявляются в  определённой последовательности, то через некоторое время вырабатывается  динамический стереотип. Он считается  сформированным, когда при предъявлении  первого условного раздражителя  развёртывается вся цепочка условно-рефлекторных  реакций.

 При выработке динамического  стереотипа, связанного с умыванием,  ребёнку приходится поэлементно  показывать, как мыть руки, лицо, уши. Затем он выполняет эти  действия по команде, и, наконец  наступает время, когда одно  словесное побуждение "Иди умойся" - вызывает всю цепочку рассмотренных  действий. Вот с этого момента  мы и можем говорить о том,  что у ребёнка выработан динамический  стереотип, или навык, умывания.

 В основе навыка  лежит динамический стереотип,  выработанный в результате сознательного  многократного повторения одних  и тех же движений или решения  типовых задач в производственной  или учебной деятельности.

 С точки зрения получаемых  результатов привычки могут быть  полезными и вредными. Употреблять  слова - паразиты, свистеть, грызть  ногти, разбрасывать вещи - всё  это примеры вредных привычек.

 К полезным привычкам  следует отнести выполнения гигиенических  процедур, уборку помещения, подготовку  рабочего места к началу работы  и приведение его в порядок  после её окончания. Если вредные  привычки доставляют неприятности  окружающим, вредят здоровью, ведут  к неоправданной потере времени,  то полезные привычки делают  человека аккуратным и собранным,  экономят время, содействуют укреплению  здоровья и повышению работоспособности.

 

↑ Перейти в оглавление

 

12. Слово как условный  раздражитель. Развитие речи у  детей

 

Слово может быть сигналом, это первичный сигнал. Слово несёт  вторичную информацию. Вторая сигнальная система - восприятие смысла слов. Слово - это сигнал о других сигналах.

 Уже сравнительно рано (с 1,5 месяца) ребёнок реагирует  на слова, произнесённые окружающими.  При этом реакция возникает  на человека, его мимику, а не  только на звуки слова. Если  к ребёнку этого возраста обращать  слова так, чтобы он не видел  артикуляционной мимики взрослого,  то он не даёт на них реакции.

 Понимание слов развивается  в следующем порядке: сначала  воспринимаются названия окружающих  ребёнка вещей, названия игрушек,  имён взрослых, позже изображений  предметов, затем - названий частей  тела и лица.

 Развитие моторной  речи начинается с 1,5 - месячного  возраста. Дети постепенно издают  всё более сложные звукосочетания, которые называют предречевыми  голосовыми реакциями. В них  можно различить много звуков, которые позже станут элементами  членораздельной речи.

 Для правильного развития  речи чрезвычайно важно участие  двигательного анализатора. Ограничение  общей подвижности ребёнка отрицательно  сказывается на развитии речевой  функции и всего психического  развития ребёнка.

 В формировании речи  необходимо участие слуха. Нарушение  слуха до того момента, как  ребёнок научился говорить, ведёт  к глухонемоте.

 Речь ребёнка начинается  с того момента, когда произносимые  им отдельные речевые звуки  или комбинации становятся такими  же сигналами непосредственных  раздражителей, как и слова,  произносимые окружающими. Это  происходит к концу первого  - началу второго года жизни  ребёнка. С этого времени слово  становится сигналом сигналов.

 На 2- м году жизни  начинается усиленное развитие  речи, усвоение ребёнком грамматического  строя языка.

 Речь ребёнка - дошкольника  становится более сложной, с  богатым запасом слов.

 

↑ Перейти в оглавление

 

13. Определение ВНД, её  типы. Связь типов ВНД с темпераментом  и характером детей

 

Понятие ВНД имеет следующие  значения:

 обеспечивает взаимодействие  организма с окружающей средой; ВНД употребляется чаще всего  как высшие психические функции  и процессы; НД у разных людей  может протекать по разному,  это зависит от процессов возбуждения  и торможения;

 имеет значение сила  процесса; подвижность или мобильность;  и преобладание одного процесса  над другим И.П. Павлов назвал  варианты соотношения и возбуждения;  оказалось, что они соответствуют  четырём темпераментам.

 Типы ВНД:

 тип сильный, но неуравновешенный  с преобладанием возбуждения  над торможением;

 тип сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных  процессов;

 тип сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных  процессов;

 тип слабый, характеризующийся  быстрой истощаемостью нервных  клеток, приводящей к потере работоспособности.

 Слабый тип соответствует  меланхолическому темпераменту; сильный  неуравновешенный тип - холерическому  темпераменту; сильный уравновешенный, подвижный тип - сангвинистическому  темпераменту; сильный уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов - флегматическому темпераменту.

 Выделяют четыре типа  нервной деятельности у детей:

 Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый  тип. Характеризуется быстрым  образованием условных рефлексов,  прочность этих рефлексов значительная. Дети этого типа способны к  выработке тонких дифференцировок.  Безусловнорефлекторная деятельность  их регулируется функционально  сильной корой. Дети этого типа  имеют хорошо развитую речь, с  богатым словарным составом.

 Сильный, уравновешенный, медленный тип. У детей этого  типа условные связи образуются  медленнее, угасшие рефлексы восстанавливаются  также медленно. Дети этого типа  характеризуются выраженным контролем  коры над безусловными рефлексами  и эмоциями. Они быстро обучаются  речи, только речь у них несколько  замедленная. Активны и стойки  при выполнении сложных заданий.

 Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный  тип. Характеризуется недостаточностью  тормозного процесса, сильно выраженной  подкорковой деятельностью, не  всегда контролируемой корой.  Условные рефлексы у таких  детей быстро угасают, а образующиеся  дифференцировки неустойчивы. Дети  такого типа отличаются высокой  эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью, аффектами. Речь у детей этого  типа быстрая, с отдельными  выкрикиваниями.

 Слабый тип с пониженной  возбудимостью. Условные рефлексы  образуются медленно, неустойчивы,  речь часто замедленная. Легкотормозимый  тип. Характерна слабость внутреннего  торможения при сильно выраженных  внешних тормозах, чем объясняется  трудность привыкания детей к  новым условиям обучения, их изменениям. Дети этого типа не переносят  сильных и продолжительных раздражений,  легко утомляются.

 

↑ Перейти в оглавление

 

14. Межполушарная функциональная  ассиметрия и латерализация функций

 

В зависимости от взаимодействия, уравновешенности сигнальных систем И.П. Павлов наряду с четырьмя общими для  человека и животных типами выделил  специально человеческие типы ВНД:

 Художественный тип,  Характеризуется преобладанием  первой сигнальной системы над  второй. К этому типу относятся  люди, непосредственно воспринимающие  действительность, широко пользующиеся  чувственными образами.

 Мыслительный тип. Это  люди с преобладанием второй  сигнальной системы, "мыслители", с выраженной способностью к  абстрактному мышлению.

 Большинство людей  относится к среднему типу  с уравновешенной деятельностью  двух сигнальных систем. Им свойственны  как образные впечатления, так  и умозрительные заключения.

 Существует теория  ассиметрии двух полушарий головного  мозга - функциональная ассиметрия  головных полушарий.

 В правом и левом  полушариях используется разный  способ обработки информации. Мозг  работает, как целостный орган,  но с возрастом происходит  специализация на выполнение  разных функций. Есть 3 варианта:

 активное левое полушарие,  оно контролирует правую часть  тела (правша отражает это состояние), праворукость;

 активирование правого  полушария (левша, леворукость);

 смешанный тип - примерно  равное владение обеими руками - амбидекстр.

 Левши думают по  другому, быстрее реагируют, физически,  эмоционально.

 Правши быстрее реагируют  словесно (вербально).

 

 

Функции больших полушарий  головного мозгаЛевое полушарие Правое полушарие

Доминирующее Субдоминантное (подчинённое)

Последовательное мышление Параллельное, одновременное

Логика Образы (образное мышление)

Чувство времени (прошлое, настоящее, будущее) Нет

Детализация (анализ, подробности) Целостная картина, связь в систему, синтез

Объяснение Внутреннее понимание

Мужское Женское

Речевое и логическое воспроизведение Творчество, создание нового

Обращение к прошлому опыту, стандартам и стереотипам Создание новых комбинаций, конструирование новых образов

Информация о работе Возрастная физиология и анатомия