Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 20:03, доклад
Человек с его анатомическим строением, физиологическим и психическими особенностями представляет собой высший этап эволюции органического мира. Соответственно, он имеет наиболее эволюционно развитые органы и системы органов.
Анатомия изучает строение тела и его отдельных частей и органов. Знание анатомии необходимо для изучения физиологии, поэтому изучение анатомии должно предшествовать изучению физиологии.
↑ Перейти в оглавление
10. Учение А.А. Ухтомского
о доминанте. Формирование
Определение
Доминанта - это устойчивый очаг нервного возбуждения, подчиняющий себе другие очаги.
Субдоминанта - это подчинённый очаг возбуждения, который усиливает доминанту.
Доминирующий очаг тормозит
деятельность других очагов возбуждения
и как бы перехватывает у них
возбуждение. Это выражается в том,
что при возбуждении не-
Принцип доминанты был сформулирован выдающимся отечественным физиологом А.А. Ухтомским, учеником Введенского, в 1924 году.
Для деятельности нервной
системы характерно наличие в
каждый данный момент преобладающих, господствующих
очагов возбуждения. Временно господствующий,
главенствующий в текущий момент
очаг устойчивого длительного
Доминантный очаг возбуждения имеет свойство привлекать к себе поступающие в другие центры волны возбуждения и за их счёт усиливаться. В это время другие, не входящие в его состав нервные центры и соответствующие рефлексы затормаживаются, поэтому при наличии в ЦНС доминантного очага координационные отношения меняются. Доминантный очаг изменяет и подчиняет себе работу других центров.
В процессе нервной
деятельности одна доминанта
сменяет другую. Возникновение в
ЦНС более сильной доминанты
затормаживает ранее вызванную
доминанту по типу
По мнению А.А. Ухтомского,
принцип доминанты является
Законы формирования доминанты и её динамика (развитие во времени):
1. Генерализация возбуждения
- это распространение его на
большие территории головного
мозга. Доминантный очаг в
2. Концентрация возбуждения
(локализация) - это "стягивание"
возбуждения в один
3. Консолидация - укрепление
доминанты, приобретение ей
4. Констелляция -создание
целого "созвездия" из отдельных
доминантных очагов на разных
уровнях мозга, связанных друг
с другом и работающих
5. Изоляция - частичное отделение доминантного очага от других возбуждённых участков мозга, приобретение им автономности.
6. Разрушение доминанты
- прекращение существования
↑ Перейти в оглавление
11. Динамический стереотип и его роль в обучении и воспитании
Динамический стереотип -
это форма целостной
Динамический стереотип
нелегко вырабатывается, но в
жизни он необходим, поскольку
даёт нам возможность
Если условно-рефлекторные
раздражители предъявляются в
определённой
При выработке динамического
стереотипа, связанного с умыванием,
ребёнку приходится
В основе навыка
лежит динамический стереотип,
выработанный в результате
С точки зрения получаемых
результатов привычки могут
К полезным привычкам
следует отнести выполнения
↑ Перейти в оглавление
12. Слово как условный раздражитель. Развитие речи у детей
Слово может быть сигналом, это первичный сигнал. Слово несёт вторичную информацию. Вторая сигнальная система - восприятие смысла слов. Слово - это сигнал о других сигналах.
Уже сравнительно рано
(с 1,5 месяца) ребёнок реагирует
на слова, произнесённые
Понимание слов развивается
в следующем порядке: сначала
воспринимаются названия
Развитие моторной
речи начинается с 1,5 - месячного
возраста. Дети постепенно издают
всё более сложные
Для правильного развития
речи чрезвычайно важно
В формировании речи
необходимо участие слуха.
Речь ребёнка начинается
с того момента, когда
На 2- м году жизни
начинается усиленное развитие
речи, усвоение ребёнком
Речь ребёнка - дошкольника становится более сложной, с богатым запасом слов.
↑ Перейти в оглавление
13. Определение ВНД, её
типы. Связь типов ВНД с
Понятие ВНД имеет следующие значения:
обеспечивает взаимодействие
организма с окружающей средой;
ВНД употребляется чаще всего
как высшие психические
имеет значение сила
процесса; подвижность или мобильность;
и преобладание одного
Типы ВНД:
тип сильный, но
тип сильный, уравновешенный,
с большой подвижностью
тип сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов;
тип слабый, характеризующийся
быстрой истощаемостью нервных
клеток, приводящей к потере
Слабый тип соответствует меланхолическому темпераменту; сильный неуравновешенный тип - холерическому темпераменту; сильный уравновешенный, подвижный тип - сангвинистическому темпераменту; сильный уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов - флегматическому темпераменту.
Выделяют четыре типа нервной деятельности у детей:
Сильный, уравновешенный,
оптимально возбудимый, быстрый
тип. Характеризуется быстрым
образованием условных
Сильный, уравновешенный,
медленный тип. У детей этого
типа условные связи
Сильный, неуравновешенный,
повышенно возбудимый, безудержный
тип. Характеризуется
Слабый тип с пониженной
возбудимостью. Условные
↑ Перейти в оглавление
14. Межполушарная функциональная
ассиметрия и латерализация
В зависимости от взаимодействия, уравновешенности сигнальных систем И.П. Павлов наряду с четырьмя общими для человека и животных типами выделил специально человеческие типы ВНД:
Художественный тип,
Характеризуется преобладанием
первой сигнальной системы над
второй. К этому типу относятся
люди, непосредственно
Мыслительный тип. Это люди с преобладанием второй сигнальной системы, "мыслители", с выраженной способностью к абстрактному мышлению.
Большинство людей
относится к среднему типу
с уравновешенной
Существует теория
ассиметрии двух полушарий
В правом и левом
полушариях используется
активное левое полушарие,
оно контролирует правую часть
тела (правша отражает это
активирование правого
полушария (левша, леворукость)
смешанный тип - примерно равное владение обеими руками - амбидекстр.
Левши думают по
другому, быстрее реагируют,
Правши быстрее реагируют словесно (вербально).
Функции больших полушарий головного мозгаЛевое полушарие Правое полушарие
Доминирующее Субдоминантное (подчинённое)
Последовательное мышление
Логика Образы (образное мышление)
Чувство времени (прошлое, настоящее, будущее) Нет
Детализация (анализ, подробности) Целостная картина, связь в систему, синтез
Объяснение Внутреннее понимание
Мужское Женское
Речевое и логическое воспроизведение Творчество, создание нового
Обращение к прошлому опыту, стандартам и стереотипам Создание новых комбинаций, конструирование новых образов