Возрастная физиология и анатомия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 20:03, доклад

Краткое описание

Человек с его анатомическим строением, физиологическим и психическими особенностями представляет собой высший этап эволюции органического мира. Соответственно, он имеет наиболее эволюционно развитые органы и системы органов.



Анатомия изучает строение тела и его отдельных частей и органов. Знание анатомии необходимо для изучения физиологии, поэтому изучение анатомии должно предшествовать изучению физиологии.

Файлы: 1 файл

Общие сведения о строении организма человека.docx

— 85.47 Кб (Скачать)

Рассудок  Чувства, эмоции

Планирование на будущее (активно в привычных ситуациях) "Здесь и сейчас" (активируется при стрессе)

 

 

 

 Таблица №      (продолжение)

 

 Возрастная динамика:

 Дети в основном  правополушарные существа, леворукость  может проявляться с младенчества. Формирование асимметрии происходит  до 12 лет. В период полового  созревания активизируется правое  полушарие.

 Межполовые различия:

 У женщин облегчено  переключение с левополушарной  деятельности на  правополушарную  и наоборот. У женщин мозолистое  тело, связывающее два полушария,  на 40% мощнее, чем у мужчин.

 

Сенсорные модальности

 Типы людей по доминированию  сенсорных модальностей (по системам  восприятия - зрение, слух, обоняние, осязание, тепло и т.д.):

1. Зрительная система  - визуалы.

2. Слуховая система - аудиалы.

3. Кинестетика - кинестетики  (информация от кожи и внутренних  органов).

4. Логическая система  - дискреты, дигиталы или логики.

 Большинство людей  относятся к визуалам, меньше - кинестетики,  затем - аудиалы, и совсем мало - дискретов-логиков.

 

↑ Перейти в оглавление

 

15. Физиологические основы  памяти, её виды и возрастные  особенности

 

Запечатлённая мозгом информация хранится более или менее длительно. Отсюда и возникло деление памяти на краткосрочную и долговременную. Полагают, что в корковых клетках, участвующих в образовании временной  связи, при кратковременном сохранении её происходят определённые функциональные сдвиги. Возбуждение условным и безусловным  раздражителями цепи нейронов вовлекаются  в круговую ритмическую активность по петлям обратных связей, и эта  циркуляция нервных импульсов по замкнутым нейронным цепям лежит  в основе кратковременной памяти.

 Длительное удержание  нервных связей ("долгосрочная  память") связано, видимо, со структурными  изменениями в синаптическом  аппарате или в теле нервных  клеток.

 Высказываются предположения,  что долгосрочная память связана  с изменением трофических процессов,  затрагивающих синтез медиаторов, передающих нервное возбуждение.  Следы памяти связывали с перераспределением  ионов, регулирующих уровень возбудимости  нейронов, с перестройкой ферментных  систем. В последние годы широкое  распространение получили взгляды  о роли нуклеиновых кислот  и белка как вероятного материального  носителя следов памяти. Многие  исследователи склоняются к той  точке зрения, что материальным  субстрактом долговременной памяти  следует считать ДНК ядра нервной  клетки.

 Память складывается  из трёх процессов:

 усвоение информации;

 хранение информации;

 воспроизведение ("слВиды  памяти:

 мгновенная;

 кратковременная;

 долговременная.

 По восприятию память  делится на:

 зрительная;

 слуховая;

 моторная;

 эйдетическая (память  на образы).

 

 

16. Сон, гигиена сна,  значение его продолжительности  для здоровья детей. Физиология  сна

 

Согласно представлениям И.П. Павлова, сон по своей физиологической  сущности является торможением, распространившимся по коре и подкорковым образованиям мозга. При этом активный сон развивается  под влиянием тормозных условных раздражителей, а пассивный - при  ограничении потока афферентных  импульсов в кору больших полушарий  головного мозга.

 Наступление сна связывают  с возбуждением структур, расположенных  в области таламуса. Эти структуры  подавляют активность ретикулярной  функции.

 Во время сна меняется  физиологическая активность организма.  У спящего человека расслабляется  мускулатура и, если человек  засыпает сидя, его голова опускается  на грудь, туловище сползает  с сиденья, снижаются кожная  чувствительность, зрение, слух, обоняние, условные рефлексы заторможены.  Дыхание у спящего человека  редкое, обмен веществ, величина  кровяного давления, частота сердечных  сокращений снижены.

 У взрослых людей  быстрый сон составляет до 25% от  общего периода сна, а у новорожденных  - 65/85%.

 О природе и значении  сновидений высказано много гипотез.  Сторонники одной из гипотез  считают, что сновидения связаны  с психологической защитой организма  от травмирующих факторов. Сновидения  позволяют нам эмоционально разрядиться,  отреагировать на обстоятельства, на которые мы не смогли  должным образом ответить в  состоянии бодрствования.

 Непосредственно перед  отходом ко сну не рекомендуется  чтение, напряжённая умственная  работа, подвижные шумные игры  и развлечения. Всё это возбуждаёт  нервную систему и препятствует  своевременную засыпанию, ведёт  к поверхностному, неглубокому сну.

 

↑ Перейти в оглавление

 

17. Зрительный анализатор

 

Глаз расположен в углублении черепа - глазнице. Сзади и с боков  он защищён от внешних воздействий  костными стенками глазницы, а спереди - веками. Внутренняя поверхность век  и передняя часть глазного яблока, за исключением роговицы, покрыта  слизистой оболочкой - конъюнктивной. У наружного края глазницы расположена  слезная железа, которая выделяет жидкость, предохраняющую глаз от высыхания. Равномерному распределению слезной  жидкости по поверхности глаза способствует мигание век.

 Форма глаза шаровидная. Рост глазного яблока продолжается  после рождения. Интенсивнее всего  оно растёт первые пять лет  жизни, менее интенсивно - 9-12 лет.

 Глазное яблоко состоит  из трёх оболочек - наружной, средней  и внутренней.

 Наружная оболочка  глаза - склера. Это плотная непрозрачная  ткань белого цвета, толщиной  около 1 мм. В передней части  она переходит в прозрачную  роговицу.

 Хрусталик - это прозрачное  эластичное образование, имеющее  форму двояковыпуклой линзы. Хрусталик  покрыт прозрачной сумкой; по  всему его краю к ресничному  телу тянутся тонкие, но очень  упругие волокна. Они сильно  натянуты и держат хрусталик  в растянутом состоянии.

 В центре радужки  имеется круглое отверстие - зрачок. Величина зрачка изменяется, отчего  в глаз может попадать большее  или меньшее количество света.

 Ткань радужной оболочки  содержит особое красящее вещество - меланин. В зависимости от  количества этого пигмента цвет  радужки колеблется от серого  и голубого до коричневого,  почти чёрного. Цветом радужки  определяется цвет глаз. Внутренняя  поверхность глаза выстлана тонкой(0,2-0,3 мм), весьма сложной по строению  оболочкой - сетчаткой. Она содержит  светочувствительные клетки, названные  из-за их формы колбочками и  палочками. Нервные волокна, отходящие  от этих клеток, собираются вместе  и образуют зрительный нерв, который  направляется в головной мозг.

 Ребёнок в первые  месяцы после рождения путает  верх и низ предмета.

 Глаз способен приспосабливаться  к чёткому видению предметов,  находящихся от него на различных  расстояниях. Эту способность  глаза называют аккомодацией.

 Аккомодация глаза  начинается уже тогда, когда  предмет находится на расстоянии  около 65 м от глаза. Отчётливо  выраженное сокращение ресничной  мышцы начинается на расстоянии  предмета от глаза 10 и даже 5 м. Если предмет продолжается  приближаться к глазу, аккомодация  всё более усиливается и, наконец,  отчётливое видение предмета  становится не возможным. Наименьшее  расстояние от глаза, на котором  предмет ещё отчётливо виден,  называют ближайшей точкой ясного  видения. У нормального глаза  дальняя точка ясного видения  лежит в бесконечности.

 

↑ Перейти в оглавление

 

18.  Гигиена зрения

 

При работе за столом нужно  следить, чтобы от карандаша, руки и  других предметов не падала тень на текст. Резкая смена освещённости вызывает непрерывную работу мышцы, сужающей и расширяющей зрачок, что вредно отражается на зрении. Наклон книги  должен быть таким, чтобы от верхних  и нижних строк, расположенных на данной странице, было одинаковое расстояние. Абажур должен скрывать от глаз светящуюся нить накала лампочки. После 20-30 мин  работы следует отрываться от текста и несколько минут смотреть вдаль. Этот простой приём позволяет  предотвратить утомление глаз. Полезно  выполнить и ряд упражнений, снимающих  усталость и восстанавливающих  остроту зрения.

 Начинать выполнять  домашние задания следует с  не очень трудного предмета. Задания  по наиболее сложным предметам  надо делать позднее, а в  конце работы переходить к  самым лёгким предметам. При  переходе от предмета к предмету  полезно делать 5-10 - минутные перерывы, заполняя их либо физкультурными  паузами, либо работой по дому.

 Непосредственно перед  отходом ко сну не рекомендуется  чтение, напряжённая умственная  работа, подвижные шумные игры  и развлечения. Всё это возбуждает  нервную систему и препятствует  своевременному засыпанию, ведёт  к поверхностному, неглубокому сну.

 

 

19. Требования к осанке. Гигиеническое обеспечение правильной  осанки. Профилактика сколиозов,  кифозов

 

Осанкой называют привычное  положение тела при стоянии, ходьбе, сидении. Оно зависит от изгибов  позвоночника, наклона таза и развития мышц туловища. Физиологические изгибы позвоночника обычно формируются у  детей к 6-7 - летнему возрасту. При  правильной осанке голова и туловище находится на одной вертикальной линии, плечи развёрнуты и немного опущены, лопатки прижаты, грудь слегка выпукла, живо втянут, изгибы позвоночника нормальны. Чаще всего нарушение осанки возникает вследствие неправильного сидения: дети, подростки слишком низко наклоняются над столом, изгибают туловище в сторону и пр. К нарушениям осанки могут привести даже неудачно подобранные упражнения. Если в работу вовлекаются не все мышцы рук, туловища, спины, то нарушается симметрия движений, а это может отразиться на позвоночнике и плечевом поясе - фигура становится асимметричной.

 При неправильной осанке  голова выдвинута вперёд, грудная  клетка уплощена, плечи сведены  кпереди, живот выпячен, а грудь  западает, ноги разогнуты в коленных  суставах. Поясничный лордоз и  грудной кифоз сильней подчёркнуты.  Часто неправильная осанка сопровождает  сколиозы, т.е. боковые искривления  позвоночного столба. При сколиозах  плечи, повышенная утомляемость. Для формирования правильной  осанки большое значение имеет  развитие мышц туловища. Напряжение  этих мышц формирует и удерживает  осанку, а уменьшение их напряжения  нарушает её. У детей мышцы  туловища ещё слабо развиты,  поэтому их осанка неустойчива.

 Формирование осанки - одна из задач физического  воспитания школьников. Главным  здесь является равномерное упражнение  и гармоническое развитие всех  мышечных групп. К 18 годам осанка  стабилизируется, после чего исправлять  её весьма трудно.

 Что ведёт к нарушению  осанки? Детям труднее, чем взрослым, длительное время сохранять правильное  положение тела при стоянии  или сидении. Быстро утомляясь,  дети меняют положение тела  на неправильное. Это сначала  ведёт к нарушению осанки, а  затем к ослаблению мышц спины  и искривлению растущего позвоночного  столба. Поэтому физические упражнения, подвижные игры, прогулки, правильно  подобранная мебель, чередование  видов мышечной деятельности  предупреждают нарушения осанки. Не следует детям разрешать  переносить тяжести. Ношение книг  в портфеле может искривлять  позвоночник. Предпочтительнее ученикам  книги и тетради носить в  заплечных ранцах. Не рекомендуется  детям спать в очень мягкой  или прогибающейся под тяжестью  их тела кровати.

 Во время занятий  и приёма пищи надо следить  за правильной посадкой детей.  А это возможно лишь тогда,  когда мебель соответствует росту  и пропорциям тела ребёнка.

 Физические упражнения  и спортивная тренировка, организованные  с учётом возрастных особенностей  детей и подростков, способствуют  устранению нарушений осанки.

 

20. Профилактика плоскостопия

 

Плоскостопием называют деформацию стопы, при которой уплощаются её своды. При поперечном плоскостопии нога опирается на все плюсневые  косточки, а не на первую и пятую, как должно быть в норме. При продольном плоскостопии уплощается продольный свод стопы. Причиной заболевания могут  быть неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, заболевания  ног с нарушением кровообращения.

 При плоскостопии страдает  мышечный и связочный аппарат  стопы, она расплющивается, отекает.  Пятки разворачиваются в стороны,  большие пальцы поворачиваются  в сторону мизинца и деформируют остальные. Проявляется болезнь ноющими болями в стопе, мышцах голени, пояснице, бедре. Нарушается походка.

 Ходьба босиком, правильно  подобранная обувь, специальные  упражнения способствуют профилактике  плоскостопия. Суть лечения плоскостопия  заключается в следующем: раздражение  подошвы ног вызывает безусловные  рефлексы, поднимающие свод стопы.  Эти движения, как правило, не  подчиняются волевым усилиям,  но сохраняются у большинства  больных.

 

↑ Перейти в оглавление

 

21. Роль основных желез  внутренней секреции (гипофиза, щитовидной  железы, надпочечников)

 В организме есть  железы, которые не имеют выводных  протоков и выделяют образующиеся  в них секреты прямо в кровь.  Это железы внутренней секреции, или эндокринные железы.

 Щитовидная железа  располагается впереди гортани  и состоит из двух боковых  долей и перешейка. Железа богато  снабжена кровеносными и лимфатическими  сосудами.

 Крупные железистые  клетки щитовидной железы образуют  фолликулы, заполненные коллоидным  веществом. Сюда поступают вырабатываемые  железой гормоны, представляющие  собой соединения йода с аминокислотами.

 Масса железы у новорожденного  ребёнка около 1 г, в 5-10 лет  - 10 г, к 12-15 годам масса железы  заметно увеличивается, достигая  у взрослого 25-35 г.

 Гормон щитовидной  железы тироксин содержит до 65% йода. Тироксин - мощный стимулятор  обмена веществ в организме;  он ускоряет обмен белков, жиров  и углеводов, активирует окислительные  процессы в митохондриях, что  ведёт к усилению энергетического  обмена. Особенно важна роль гормона  в развитии плода, в процессах  роста и дифференцировки тканей.

Информация о работе Возрастная физиология и анатомия