Возрастная физиология и анатомия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 20:03, доклад

Краткое описание

Человек с его анатомическим строением, физиологическим и психическими особенностями представляет собой высший этап эволюции органического мира. Соответственно, он имеет наиболее эволюционно развитые органы и системы органов.



Анатомия изучает строение тела и его отдельных частей и органов. Знание анатомии необходимо для изучения физиологии, поэтому изучение анатомии должно предшествовать изучению физиологии.

Файлы: 1 файл

Общие сведения о строении организма человека.docx

— 85.47 Кб (Скачать)

Общие сведения о строении организма человека. Системы органов

 

Человек с его анатомическим  строением, физиологическим и психическими особенностями представляет собой  высший этап эволюции органического  мира. Соответственно, он имеет наиболее эволюционно развитые органы и системы  органов.

 

Анатомия изучает строение тела и его отдельных частей и  органов. Знание анатомии необходимо для  изучения физиологии, поэтому изучение анатомии должно предшествовать изучению физиологии.

 

Физиология изучает течение  жизненных процессов на уровне всего  организма, отдельных органов и  систем органов, а также на уровне отдельных клеток и молекул. На современном  этапе развития физиологии она вновь  объединяется с науками, когда-то отделившимися  от неё: биохимией, молекулярной биологией, цитологией и гистологией.

 

Терминология

 

Анатомия и физиология пользуются общими терминами для  описания строения и работы организма. Большинство из них имеют латинское  или греческое происхождение.

 

Основные термины:

 

Дорзальный (дорсальный) - расположенный  на спинной стороне.

 

Вентральный - расположенный  на брюшной стороне.

 

Латеральный - расположенный  сбоку.

 

Медиальный - расположенный  в середине, занимающий центральное  положение. Помните медиану из математики? Она тоже в середине.

 

Дистальный - удалённый от центра тела. Слово "дистанция" вам  знакомо? Один корень.

 

Проксимальный - приближенный к центру тела.

 

 

 

Клетки и ткани

 

Характерным для всякого  организма является определенная организация  его структур.

 В процессе эволюции  многоклеточных организмов произошла  дифференциация клеток, т.е. появились  клетки различных размеров, формы,  строения и функций. Из одинаково  дифференцированных клеток образуются  ткани, характерное свойство которых  - структурное объединение, морфологическая  и функциональная общность и  взаимодействие клеток. Различные  ткани специализированы по функциям. Так, характерным свойством мышечной  ткани является сократимость; нервной  ткани - передача возбуждения  и т. д.

 

Цитология изучает строение клеток. Гистология - строение тканей.

 

 

 

Органы

 

Несколько тканей, объединенных в определенный комплекс, образуют орган (почка, глаз, желудок и т.п.). Орган представляет собой часть  тела, которая занимает в нём постоянное положение, имеет определённое строение и форму и выполняет одну или  несколько функций.

 

Орган состоит из нескольких видов тканей, но одна из них преобладает  и определяет его главную, ведущую  функцию. В мышце, например, такой  тканью является мышечная.

 

Органы представляют собой  рабочие аппараты организма, специализированные на выполнение сложных видов деятельности, необходимых для существования  целостного организма. Сердце, например, выполняет функцию насоса, перекачивающего  кровь из вен в артерии; почки - функцию выделения из организма  конечных продуктов обмена веществ  и воды; костный мозг - функцию  кроветворения и т.д.  В теле человека имеется много органов, но каждый из них является частью целостного организма.

 

 

 

Системы органов

 Несколько органов,  совместно выполняющих определённую  функцию, образуют систему органов.

 

Системы органов - это анатомические  и функциональные объединения нескольких органов, участвующих в выполнении какого-либо сложного вида деятельности. 

 

Системы органов:

1. Пищеварительная (ротовая  полость, пищевод, 12-перстная кишка,  тонкий кишечник, толстый кишечник, прямая кишка, пищеварительные  железы).

2. Дыхательная (легкие, воздухоносные  пути - рот, гортань, трахеи, бронхи).

3. Кровеносная (седречно-сосудистая).

4. Нервная (Ц нервная  система, отходящие волокна нервов, вегетативная нервная система,  органы чувств).

5. Выделительная (почки,  мочевой пузырь).

6. Эндокринная (железы  внутренней секреции - щитовидная  железа, паращитовидные железы, поджелудочная  железа (инсулин), надпочечники, половые  железы, гипофиз, эпифиз).

7. Опорно-двигательная (костно-мышечная - скелет, прикреплённая к нему  мускулатура, связки).

8. Лимфатическая (лимфоузлы,  лимфатические сосуды, вилочковая  железа - тимус, селезёнка).

9. Половая (внутренние  и наружные половые органы - яичники  (яйцеклетка), матка, влагалище, грудные  млечные железы, яички, предстательная  железа, половой член).

10. Иммунная (красный костный  мозг в окончаниях трубчатых  костей + лимфоузлы + селезёнка + тимус  (вилочковая железа) - главные органы  иммунной системы);

11. Покровная (покровы  тела).

 

↑ Перейти в оглавление

 

 

 

2. Общие представления  о процессах роста и развития. Основные отличия детского организма  от взрослого

 

Принципиальные отличия  ребёнка от взрослого:

1) уменьшенный рост (уменьшенные  размеры тела, массы тела);

2) интенсивный процесс  роста у детей;

3) пониженная устойчивость  к вредным факторам внешней  среды;

4) улучшенная адаптация  (приспособление) к новой среде;

5) недоразвитая половая  система - дети не могут размножаться.

 

 

Периодизация возраста

1. Младенчество (до 1 года).

2. Преддошкольный период (1-3 лет).

3. Дошкольный (3-7 лет).

4. Младший школьный (7-11-12 лет).

5. Средний школьный (11-12-15 лет).

6. Старший школьный (15-17-18 лет).

7. Зрелость. В 18 лет наступает  физиологическая зрелость; биологическая  зрелость наступает с 13 лет  (способность иметь детей); полная  физическая зрелость у женщин  наступает в 20 лет, а у мужчин  в 21-25 лет. Гражданская (социальная) зрелость в нашей стране наступает  в 18 лет, а в странах Запада - в 21 год. Психическая (духовная) зрелость наступает после 40 лет.

 

 

 

Возрастные изменения, показатели развития

 

1. Длина тела

 

Это наиболее стабильный показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме и в  какой-то мере уровень его зрелости.

 

Длина тела новорожденного ребенка  колеблется от 46 до 56 см. Принято считать, что если новорожденный ребенок  имеет длину тела 45 см и менее, то он недоношен.

 

Длина тела у детей первого  года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. В первом квартале жизни ежемесячная прибавка длины тела составляет 3 см, во втором — 2,5, в третьем — 1,5, в четвертом  — 1 см. Общая прибавка длины тела за 1-й год — 25 см.

 

За 2-й и 3-й годы жизни  прибавки длины тела составляют соответственно по 12—13 и 7—8 см.

 

Длина тела у детей от 2 до 15 лет вычисляется также по формулам, предложенным И. М. Воронцовым, А. В. Мазуриным (1977). Длина тела детей  в 8 лет принимается за 130 см, на каждый недостающий год от 130 см отнимается 7 см, а на каждый превышающий год  прибавляется 5 см.

 

2. Масса тела

 

Масса тела в отличие от длины является более изменчивым показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под  влиянием различных причин экзо- (внешнего) и эндогенного (внутреннего) характера. Масса тела отражает степень развития костной и мышечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки.

 

Масса тела новорожденного составляет в среднем около 3,5 кг. Новорожденные  массой 2500 г и меньше считаются  недоношенными или родившимися  с внутриутробной гипотрофией. Дети, родившиеся с массой тела 4000 г и  более, рассматриваются как крупные.

 

В качестве критерия зрелости новорожденного ребенка используется массо-ростовой коэффициент, который  в норме составляет 60—80. Если его  величина ниже 60 — это свидетельствует  в пользу врожденной гипотрофии, а  если выше 80 — врожденной паратрофии.

 

После рождения в течение 4—5 дней жизни у ребенка происходит потеря массы тела в пределах 5—8 % от исходной, то есть 150—300 г (физиологическое  падение массы тела). Затем масса  тела начинает повышаться и около 8—10-го дня достигает первоначального  уровня. Снижение массы тела более  чем на 300 г нельзя считать физиологическим. Основная причина физиологического падения массы тела — прежде всего  недостаточное введение в первые дни после рождения младенца воды и пищи. Имеет значение потеря массы  тела в связи с выделением через  кожу и легкие воды, а также первородного кала, мочи.

 

Следует учитывать, что у  детей 1-го года жизни увеличение длины  тела на 1 см, как правило, сопровождается прибавкой массы тела на 280—320 г. При расчете массы тела детей 1-го года жизни с массой при рождении 2500—3000 г за исходный показатель принимается 3000 г. Скорость нарастания массы тела детей после года значительно  замедляется.

 

Масса тела у детей старше года определяется по формулам, предложенным И, М. Воронцовым, А. В. Мазуриным (1977).

 Масса тела ребенка  в 5 лет принимается за 19 кг; на  каждый недостающий год до 5 лет  вычитается 2 кг, а на каждый последующий  год прибавляется 3 кг. Для оценки  массы тела детей дошкольного  и школьного возраста в качестве  возрастных норм все шире используются  двухмерные центильные шкалы  массы тела при различной длине  тела, построенные на оценке массы  тела по длине тела внутри  возрастно-половых групп.

 

3. Окружность головы

 

Окружность головы у ребёнка  при рождении в среднем составляет 34 - 36 см.

 

Она особенно интенсивно увеличивается  в первый год жизни, составляя  к году 46 - 47 см. В первые 3 месяца жизни  ежемесячный прирост окружности головы составляет 2 см, в возрасте 3 - 6 месяцев — 1 см, в течение второго  полугодия жизни - 0,5 см.

 

К 6 годам окружность головы увеличивается до 50,5 - 51 см, к 14 - 15 годам - до 53 - 56 см. У мальчиков величина ее несколько больше, чем у девочек.

 Величина окружности  головы определяется по формулам  И. М. Воронцова, А. В. Мазурина (1985). 1. Дети первого года жизни:  окружность головы 6-месячного ребенка  принимается за 43. см, на каждый  недостающий месяц из 43 следует  вычесть 1,5 см, на каждый последующий  - прибавить 0,5 см.

 

2. Дети от 2 до 15 лет: окружность  головы в 5 лет принимается  за 50 см; на каждый недостающий  год следует вычесть 1 см, а  на каждый превышающий год  прибавить 0,6 см.

 

Контроль за изменением окружности головы детей первых трех лет жизни  является важным компонентом врачебной  деятельности при оценке физического  развития ребенка. Изменения окружности головы отражают общие закономерности биологического развития ребенка, в  частности церебральный тип роста, а также развитие ряда патологических состояний (микро- и гидроцефалии).

 

Почему такое значение придаётся окружности головы ребёнка? Дело в том, что ребёнок рождается  уже с полным набором нейронов, таким же, как у взрослого. А  вот вес его мозга составляет всего лишь 1/4 от мозга взрослого  человека. Можно сделать вывод, что  увеличение веса мозга происходит за счет образования новых связей нейронов между собой, а также за счёт увеличения числа глиальных клеток. Рост головы отражает эти важные процессы развития мозга.

 

4. Окружность груди

 

Окружность груди при  рождении в среднем составляет 32—35 см.

 

На первом году жизни она  увеличивается ежемесячно на 1,2—1,3 см, составляя к году 47—48 см.

 

К 5 годам окружность груди  увеличивается до 55 см, к 10 — до 65 см.

 

Окружность груди определяется также по формулам, предложенным И. М. Воронцовым, А. В. Мазуриным (1985).

1. Дети 1-го года жизни:  окружность грудной клетки 6-месячного  ребенка принимается за 45 см, на  каждый недостающий месяц из 45 следует вычесть 2 см, на каждый  последующий — прибавить 0,5 см.

2. Дети от 2 до 15 лет: окружность  груди в 10 лет принимается за 63 см, для детей до 10 лет используется  формула 63 — 1,5 (10 — n), для детей  старше 10 лет —  63 + 3 см (n — 10), где  n — число лет ребенку. Для  более точной оценки величины  окружности грудной клетки используются  центильные таблицы, построенные  на оценке окружности груди  по длине тела внутри возрастно-половой  группы .

 

Окружность груди —  важный показатель, отражающий степень  развития грудной клетки, мышечного  аппарата, подкожного жирового слоя на груди, который тесно коррелирует  с функциональными показателями дыхательной системы.

 

5. Поверхность тела

 

Поверхность тела является одним  из важнейших показателей физического  развития. Этот признак помогает оценить  не только морфологическое, но и функциональное состояние организма. Она имеет  тесную корреляционную взаимосвязь  с рядом физиологических функций  организма. Показатели функционального  состояния кровообращения, внешнего дыхания, почек тесно связаны  с таким показателем, как поверхность  тела. Отдельные медикаменты также  следует назначать в соответствии с этим фактором.

 

Вычисляется поверхность  тела обычно по номограмме с учетом длины и массы тела. Известно, что поверхность тела ребенка, приходящаяся на 1 кг его массы, у новорожденного в три, а у годовалого в два  раза больше, чем у взрослого.

 

6. Половое созревание

 

Оценка степени полового созревания важна для определения  уровня развития ребёнка.

 

Степень полового созревания ребенка является одним из наиболее надежных показателей биологической  зрелости. В повседневной практике она оценивается чаще всего по выраженности вторичных половых  признаков.

 

У девочек это рост волосяного покрова на лобке (Р) и в подмышечных  впадинах (А), развитие грудных желез (Ma) и возраст первой менструации (Me).

 

У мальчиков, кроме роста  волосяного покрова на лобке и  в подмышечных впадинах, оцениваются  мутация голоса (V), оволосение лица (F) и формирование кадыка (L).

Информация о работе Возрастная физиология и анатомия