Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Проблема формирования нравственной основы личности в семье в наши дни стала чрезвычайно актуальна. Эта тема широко рассматривается в сфере педагогики, психологии и других наук.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование влияния семейного воспитания на формирование нравственной основы личности. 6
§ 1.1. Нравственная основа личности и условия её формирования. 6
§ 1.2. Дошкольной возраст, период становления нравственной основы личности. 10
§ 1.3. Семейное воспитание как основной фактор становления нравственной основы личности. 14
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению нравственных качеств личности. 19
§ 2.1 Методическая база экспериментальной работы. Описание методической базы и результатов экспериментальной работы. 19
§ 2.2. Рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста по формированию нравственной основы личности. 24
Заключение 27
Список литературы 29
Приложения 32

Файлы: 1 файл

Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

     Формирование  нравственных чувств чаще всего начинается с привычки. Воспитание нравственных привычек можно начать очень рано, когда ребёнку ещё не исполнилось  года и когда он ещё не в состоянии  понять объяснения взрослых. В таком  возрасте его просто приучают быть добрым. [6]

     Когда ребёнок совершает в определённой ситуации поступки, ставшие привычными, то он испытывает радостные чувства. Когда же  что-либо препятствует выполнению этих поступков, ребёнок  переживает беспокойство, которое в  дальнейшем развивается в чувство стыда.

     Нравственные  привычки, приобретённые ребёнком, лежат в основе нравственного  поведения. Нравственное поведение  – это поведение глубоко социальное, основанное на принятых человеком моральных  принципов, на его мировоззрении. [18]

     Привычка  нравственно поступать в соответствии с нравственными правилами вырабатывается у ребёнка только в том случае, если требования со стороны взрослых в семье будут предъявляться ребёнку постоянно. [6]

     Таким образом, в привычных поступках, отвечающих принятым в нашем обществе моральным нормам, формируется характер будущего гражданина.

     Поскольку нравственное воспитание ведётся с  расчётом на будущее, с расчётом на того человека, которым ребёнок станет, повзрослев, надо уметь видеть за малым  большое, уметь различать перспективу. Поэтому необходимо обратиться к вопросу, что мы понимаем под словами «честность», «правдивость»?

     Честность и правдивость являются для маленького ребёнка как бы «врождёнными». В  этом возрасте (3-4 года), в силу своей  непосредственности, он не умеет ни скрывать свои чувства, ни утаивать возникшие мысли. Поэтому главная задача родителей развить это качество, постепенно переводя его, конечно, в более взрослые рамки. [8]

     Так же этот возраст характеризуется  тем, что в этот период происходит развитие моральных эмоций и формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности: появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами. Ребёнок усваивает определённую систему нравственных норм и правил поведения в обществе. [20]

     Авдулова  Т.П. выделяет в сфере нравственного  развития в дошкольном возрасте 3 составляющие:

    1. нравственное сознание (оценка, суждение)
    2. нравственное поведение (добровольное следование нормам в отсутствии внешнего контроля)
    3. нравственное переживание (стыд, сопереживание)

     В дошкольном возрасте развитие нравственных оценок по-прежнему неразрывно связано  с оценками взрослого. Влияние взрослого  на ребёнка осуществляется главным  образом в процессе деятельности, в деятельности значения приобретают  личностный смысл.

     В процессе нравственного развития, нормы  постепенно превращаются из внешних  требований во внутренние мотивы поведения. Когда ребёнок начинает применять  по отношению к себе те формы поведения, которые обычно применяют взрослые по отношению к нему, появляется нравственная мотивация поведения, нравственность «интериорицируется». [1]

     Решающее  значение для формирования нравственного  сознания в дошкольном возрасте играет появление произвольного поведения, соподчинение мотивов. Способность  действовать по социально-принятому намерению, является основополагающей для нравственного поступка. [2]

     Так как дошкольный возраст, это возраст  существенного изменения человека во всех отношениях, то в связи с  этим, многие авторы по-разному относятся  к этому периоду, как к периоду становления нравственной основы личности. В этом периоде они выделяют несколько этапов, которые характеризуются каждый по-своему.

     Лебедев в этом периоде выделяет несколько  стадий, по которым осуществляется становление нравственной основы личности.

     Во-первых, это вненравственный период, т.к. в 3-4 года дитя не есть нравственное существо. Здесь ребёнок только приобретает  разные привычки, приучается к исполнению приказаний

     Во-вторых, это донравственный период, который  характеризуется развитием у детей симпатических чувствований. Развитие симпатии совершается сначала в пределах семьи, тех лиц и отношений, которые встречаются в семье, а затем, с течением времени, с возрастом ребёнка, симпатия переходит границы семьи.

     В донравственном периоде Лебедев выделяет также такое явления как выполнение маленьких обязанностей, т.е. приучение детей к соблюдению определённого порядка в их жизни и деятельности. В семье детей приучают вставать вовремя, вести себя надлежащим образом, приучают детей к сдержанности и т.д. Это выполнение маленьких обязанностей может прямо побуждать детей к борьбе со своими недостатками. [13]

     Таким образом, вненравственный и донравственный периоды являются зачатками в  становлении нравственной личности.

     Лихачёв в своей философии воспитания даёт иное развитие нравственных основ личности в дошкольном возрасте. Так, он выделяет 3 периода:

     Первый  период характеризуется господством  естественного эгоизма. Ребёнок  рождается не нравственным существом (это сближает его с Лебедевым) и некоторое время ребёнок находится по ту строну добра и зла. Это период постепенного накопления опыта социальных отношений. Здесь происходит подготовка сознания к восприятию и усвоению норм, требований морали, перехода  от внеморальности в мир осуществлённой морали. В обыденном воспитании естественный эгоизм ребёнка вызывал стихийную реакцию взрослого: систему запретительных воздействий и наказаний. Педагогическим фундаментом этого является авторитет воспитателя, любовь, интерес уважение к нему со стороны детей.

     Второй период – это социализация ребёнка, его нравственное воспитание, введение в систему норм общественной морали. Они поддерживаются силой общественного мнения. Здесь наступает прозрение, что аморальные поступки осудит общественное мнение, а противоправные покарает закон. Система общественного нравственного воспитания представляет собой свободно-принудительное приобщение детей к общественным нормам отношений, обеспечивающим цивилизованное удовлетворение потребностей.

     Традиционными путями и способами нравственного воспитания стали методы формирования нравственного сознания. С их помощью детей знакомят с нравственными нормами и какое значение представляют они для общества.

     Третий  период – есть период свободного интеллектуально-нравственного  саморазвития. Это та стадия, на которой человек способен духовно автономизироваться  на основе внутренне-принятых общественно ценных идеалов и принципов, в нём образуется собственное нравственное начало как высший закон повседневного поведения и деятельности. Человек становится принципиальной, критически мыслящий, ответственной, внутренне раскрепощённой личностью. [14]

     Таким образом, можно сделать вывод, что  дошкольный возраст является сомой  лучшей почвой для формирования нравственных качеств, т.к. в этот период в ребёнке  происходит те значительные изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь. 

§ 1.3. Семейное воспитание как основной фактор становления нравственной основы личности.

     В рассмотрении этого возрасты мы должны обратиться к понятию, что же такое  семейное воспитание. Воспитание - это  такой процесс взаимодействия родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие как той, так и другой стороне. [18]

     Семья – это колыбель духовного рождения человека. Она является одним их древнейших институтов воспитания, где  происходит самопознание и формируются потребности ребёнка в любви, ласке, уважении и общении. [15] Семья также является первичной средой, где человек должен учиться творить добро.

     Первыми и главными воспитателями ребёнка  являются родители, обращаясь к ним  А.С. Макаренко говорил: «Главные основы воспитания человека закладываются до 5 лет, а далее идёт только обработка человека». [5]

     Дошкольный  возраст, по определению А.Н. Леонтьева, представляет собой период «первоначального фактического складывания» личности. Именно в эти годы происходит становление основных личностных механизмов и образований. Стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье. [7]

     Именно  семья закладывает фундамент  становления нравственной позиции  ребёнка. Благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семейном нравственном воспитании ребёнка могут серьёзно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнётся с иными моральными ценностями и требованиями. [8]

     Из  опыта воспитания детей огромное значение имеет здоровый тон семейной жизни, нравственная атмосфера семьи, её уклад и стиль. Под этим всем подразумевается взаимоотношения внутри семьи и нравственные идеалы. [20]

     Семья в воспитании ребёнка-дошкольника  является первой и часто единственной средой, которая формирует его  личность. Дошкольное детство –  период высокой чувствительности ребёнка  к воспитательному воздействию и влиянию среды. В семье ребёнок опосредует нормы человеческого сознания, усваивает нравственные ценности. Её воспитательные воздействия определяют характер поведения ребёнка в семье. [21]

     Как известно, дошкольники являются в  этот период очень хорошими наблюдателями и то, что они видят вокруг, всё проецируют на себя.  Следовательно, жизнь родителей, их моральный облик всегда и всюду находится под пристальным взглядом детей. Это для них некая школа нравов. По своей природе дети также являются некими исследователями уже в ранние годы своей жизни. Они стремятся к познанию, выявлению и установлению истины. Если в первые годы жизни ребёнок установил истину и утвердил, что лучше папы и мамы никого нет, то пусть эта истина навсегда останется ею. В этом главенствующую роль играет нравственный облик родителей, который импонирует детям и заражает их, оставляя глубокий отпечаток на всю последующую жизнь. [1]

     Большую роль в семейном воспитании играет авторитет родителей. Без родительского  авторитета воспитание невозможно. Главным основанием родительского авторитета может быть работа родителей, их гражданское лицо, поведение. Авторитет – это влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах и жизненном опыте. [5]

     Быть  авторитетным родителем – значит притягивать ребёнка силой обаяния своей личности, руководить и помогать там, где необходимо.

     Чаще  всего авторитетом семьи является глава семейства  - это отец, который  непосредственно должен владеть  нравственно-этической зрелостью, умением  общаться с детьми. Именно в общении с детьми родитель обязан способствовать развитию их индивидуальности, а не подгонять индивидуальность под шаблон.

     Авторитет родителей не является единственным фактором в становлении нравственности личности, наряду с ним можно выделить также и общеобразовательную и педагогическую подготовленность родителей. Концепция семейной педагогики – это создание системы воспитания, обеспечивающей всестороннее и гармоничное развитие личности. Только такое семейное воспитание может сделать ребёнка счастливым. [11]

     Все правила нравственности и доброжелательства  должны передаваться детям чаще и  скорее всего не словами, а фактами  самой повседневной жизнедеятельности. При этом необходимо, чтобы собственная  нравственность воспитания была безупречна. [18]

     Воспитание  в семье носит комплексный, естественный характер. Важнейшим фактором реализации воспитательного потенциала семьи  выступает сознательная, целенаправленная и систематическая воспитательная деятельность родителей, которая подчинена  ценностному идеалу и направлена на то, чтобы способствовать самосовершенствованию ребёнка в его стремлении стать полноценной высоконравственной личностью. [16]

     Пристальное внимание в формировании нравственной основы ребёнка, должно быть обращено на содержание и идейную направленность дошкольника.

     Руководя  любимым видом деятельности, взрослые могут повлиять на чувственную сферу  ребёнка, его нравственные проявления, формировать у него начало идейной  направленности.

     Каждый  вид детской деятельности в силу своей специфики создаёт наиболее благоприятные возможности для осуществления определённых задач воспитания, например, в игре формируются коллективные навыки, нравственные качества. [21]

Информация о работе Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности