Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 17:12, курсовая работа
Проблема формирования нравственной основы личности в семье в наши дни стала чрезвычайно актуальна. Эта тема широко рассматривается в сфере педагогики, психологии и других наук.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование влияния семейного воспитания на формирование нравственной основы личности. 6
§ 1.1. Нравственная основа личности и условия её формирования. 6
§ 1.2. Дошкольной возраст, период становления нравственной основы личности. 10
§ 1.3. Семейное воспитание как основной фактор становления нравственной основы личности. 14
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению нравственных качеств личности. 19
§ 2.1 Методическая база экспериментальной работы. Описание методической базы и результатов экспериментальной работы. 19
§ 2.2. Рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста по формированию нравственной основы личности. 24
Заключение 27
Список литературы 29
Приложения 32
Формирование нравственных чувств чаще всего начинается с привычки. Воспитание нравственных привычек можно начать очень рано, когда ребёнку ещё не исполнилось года и когда он ещё не в состоянии понять объяснения взрослых. В таком возрасте его просто приучают быть добрым. [6]
Когда
ребёнок совершает в
Нравственные
привычки, приобретённые ребёнком,
лежат в основе нравственного
поведения. Нравственное поведение
– это поведение глубоко
Привычка нравственно поступать в соответствии с нравственными правилами вырабатывается у ребёнка только в том случае, если требования со стороны взрослых в семье будут предъявляться ребёнку постоянно. [6]
Таким образом, в привычных поступках, отвечающих принятым в нашем обществе моральным нормам, формируется характер будущего гражданина.
Поскольку нравственное воспитание ведётся с расчётом на будущее, с расчётом на того человека, которым ребёнок станет, повзрослев, надо уметь видеть за малым большое, уметь различать перспективу. Поэтому необходимо обратиться к вопросу, что мы понимаем под словами «честность», «правдивость»?
Честность и правдивость являются для маленького ребёнка как бы «врождёнными». В этом возрасте (3-4 года), в силу своей непосредственности, он не умеет ни скрывать свои чувства, ни утаивать возникшие мысли. Поэтому главная задача родителей развить это качество, постепенно переводя его, конечно, в более взрослые рамки. [8]
Так же этот возраст характеризуется тем, что в этот период происходит развитие моральных эмоций и формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности: появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами. Ребёнок усваивает определённую систему нравственных норм и правил поведения в обществе. [20]
Авдулова Т.П. выделяет в сфере нравственного развития в дошкольном возрасте 3 составляющие:
В дошкольном возрасте развитие нравственных оценок по-прежнему неразрывно связано с оценками взрослого. Влияние взрослого на ребёнка осуществляется главным образом в процессе деятельности, в деятельности значения приобретают личностный смысл.
В процессе нравственного развития, нормы постепенно превращаются из внешних требований во внутренние мотивы поведения. Когда ребёнок начинает применять по отношению к себе те формы поведения, которые обычно применяют взрослые по отношению к нему, появляется нравственная мотивация поведения, нравственность «интериорицируется». [1]
Решающее
значение для формирования нравственного
сознания в дошкольном возрасте играет
появление произвольного
Так
как дошкольный возраст, это возраст
существенного изменения
Лебедев в этом периоде выделяет несколько стадий, по которым осуществляется становление нравственной основы личности.
Во-первых, это вненравственный период, т.к. в 3-4 года дитя не есть нравственное существо. Здесь ребёнок только приобретает разные привычки, приучается к исполнению приказаний
Во-вторых, это донравственный период, который характеризуется развитием у детей симпатических чувствований. Развитие симпатии совершается сначала в пределах семьи, тех лиц и отношений, которые встречаются в семье, а затем, с течением времени, с возрастом ребёнка, симпатия переходит границы семьи.
В донравственном периоде Лебедев выделяет также такое явления как выполнение маленьких обязанностей, т.е. приучение детей к соблюдению определённого порядка в их жизни и деятельности. В семье детей приучают вставать вовремя, вести себя надлежащим образом, приучают детей к сдержанности и т.д. Это выполнение маленьких обязанностей может прямо побуждать детей к борьбе со своими недостатками. [13]
Таким
образом, вненравственный и
Лихачёв в своей философии воспитания даёт иное развитие нравственных основ личности в дошкольном возрасте. Так, он выделяет 3 периода:
Первый период характеризуется господством естественного эгоизма. Ребёнок рождается не нравственным существом (это сближает его с Лебедевым) и некоторое время ребёнок находится по ту строну добра и зла. Это период постепенного накопления опыта социальных отношений. Здесь происходит подготовка сознания к восприятию и усвоению норм, требований морали, перехода от внеморальности в мир осуществлённой морали. В обыденном воспитании естественный эгоизм ребёнка вызывал стихийную реакцию взрослого: систему запретительных воздействий и наказаний. Педагогическим фундаментом этого является авторитет воспитателя, любовь, интерес уважение к нему со стороны детей.
Второй период – это социализация ребёнка, его нравственное воспитание, введение в систему норм общественной морали. Они поддерживаются силой общественного мнения. Здесь наступает прозрение, что аморальные поступки осудит общественное мнение, а противоправные покарает закон. Система общественного нравственного воспитания представляет собой свободно-принудительное приобщение детей к общественным нормам отношений, обеспечивающим цивилизованное удовлетворение потребностей.
Традиционными путями и способами нравственного воспитания стали методы формирования нравственного сознания. С их помощью детей знакомят с нравственными нормами и какое значение представляют они для общества.
Третий период – есть период свободного интеллектуально-нравственного саморазвития. Это та стадия, на которой человек способен духовно автономизироваться на основе внутренне-принятых общественно ценных идеалов и принципов, в нём образуется собственное нравственное начало как высший закон повседневного поведения и деятельности. Человек становится принципиальной, критически мыслящий, ответственной, внутренне раскрепощённой личностью. [14]
Таким
образом, можно сделать вывод, что
дошкольный возраст является сомой
лучшей почвой для формирования нравственных
качеств, т.к. в этот период в ребёнке
происходит те значительные изменения,
на которые можно повлиять с положительной
позиции. Именно в этом возрасте от 3 до
7 лет у ребёнка начинают закладываться:
нравственное поведение, нравственное
сознание и нравственное переживание,
которые могут повлиять на характер человека
и на его дальнейшую жизнь.
§ 1.3. Семейное воспитание как основной фактор становления нравственной основы личности.
В рассмотрении этого возрасты мы должны обратиться к понятию, что же такое семейное воспитание. Воспитание - это такой процесс взаимодействия родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие как той, так и другой стороне. [18]
Семья – это колыбель духовного рождения человека. Она является одним их древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируются потребности ребёнка в любви, ласке, уважении и общении. [15] Семья также является первичной средой, где человек должен учиться творить добро.
Первыми и главными воспитателями ребёнка являются родители, обращаясь к ним А.С. Макаренко говорил: «Главные основы воспитания человека закладываются до 5 лет, а далее идёт только обработка человека». [5]
Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева, представляет собой период «первоначального фактического складывания» личности. Именно в эти годы происходит становление основных личностных механизмов и образований. Стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье. [7]
Именно семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребёнка. Благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семейном нравственном воспитании ребёнка могут серьёзно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнётся с иными моральными ценностями и требованиями. [8]
Из
опыта воспитания детей огромное
значение имеет здоровый тон семейной
жизни, нравственная атмосфера семьи,
её уклад и стиль. Под этим всем
подразумевается
Семья в воспитании ребёнка-дошкольника является первой и часто единственной средой, которая формирует его личность. Дошкольное детство – период высокой чувствительности ребёнка к воспитательному воздействию и влиянию среды. В семье ребёнок опосредует нормы человеческого сознания, усваивает нравственные ценности. Её воспитательные воздействия определяют характер поведения ребёнка в семье. [21]
Как известно, дошкольники являются в этот период очень хорошими наблюдателями и то, что они видят вокруг, всё проецируют на себя. Следовательно, жизнь родителей, их моральный облик всегда и всюду находится под пристальным взглядом детей. Это для них некая школа нравов. По своей природе дети также являются некими исследователями уже в ранние годы своей жизни. Они стремятся к познанию, выявлению и установлению истины. Если в первые годы жизни ребёнок установил истину и утвердил, что лучше папы и мамы никого нет, то пусть эта истина навсегда останется ею. В этом главенствующую роль играет нравственный облик родителей, который импонирует детям и заражает их, оставляя глубокий отпечаток на всю последующую жизнь. [1]
Большую роль в семейном воспитании играет авторитет родителей. Без родительского авторитета воспитание невозможно. Главным основанием родительского авторитета может быть работа родителей, их гражданское лицо, поведение. Авторитет – это влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах и жизненном опыте. [5]
Быть авторитетным родителем – значит притягивать ребёнка силой обаяния своей личности, руководить и помогать там, где необходимо.
Чаще
всего авторитетом семьи
Авторитет родителей не является единственным фактором в становлении нравственности личности, наряду с ним можно выделить также и общеобразовательную и педагогическую подготовленность родителей. Концепция семейной педагогики – это создание системы воспитания, обеспечивающей всестороннее и гармоничное развитие личности. Только такое семейное воспитание может сделать ребёнка счастливым. [11]
Все правила нравственности и доброжелательства должны передаваться детям чаще и скорее всего не словами, а фактами самой повседневной жизнедеятельности. При этом необходимо, чтобы собственная нравственность воспитания была безупречна. [18]
Воспитание
в семье носит комплексный, естественный
характер. Важнейшим фактором реализации
воспитательного потенциала семьи
выступает сознательная, целенаправленная
и систематическая
Пристальное внимание в формировании нравственной основы ребёнка, должно быть обращено на содержание и идейную направленность дошкольника.
Руководя любимым видом деятельности, взрослые могут повлиять на чувственную сферу ребёнка, его нравственные проявления, формировать у него начало идейной направленности.
Каждый вид детской деятельности в силу своей специфики создаёт наиболее благоприятные возможности для осуществления определённых задач воспитания, например, в игре формируются коллективные навыки, нравственные качества. [21]