Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 17:12, курсовая работа
Проблема формирования нравственной основы личности в семье в наши дни стала чрезвычайно актуальна. Эта тема широко рассматривается в сфере педагогики, психологии и других наук.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование влияния семейного воспитания на формирование нравственной основы личности. 6
§ 1.1. Нравственная основа личности и условия её формирования. 6
§ 1.2. Дошкольной возраст, период становления нравственной основы личности. 10
§ 1.3. Семейное воспитание как основной фактор становления нравственной основы личности. 14
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению нравственных качеств личности. 19
§ 2.1 Методическая база экспериментальной работы. Описание методической базы и результатов экспериментальной работы. 19
§ 2.2. Рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста по формированию нравственной основы личности. 24
Заключение 27
Список литературы 29
Приложения 32
ГОУ ВПО
Соликамский
государственный педагогический институт
Кафедра
теории и истории педагогики
Курсовая
работа
Спириной
Елены Владимировны
Студентки 3 курса гуманитарного факультета
231 гр.
Семейное
воспитание как основной
фактор формирования
нравственной основы
личности
Проверила:
Научный руководитель
ассистент кафедры теории и истории педагогики
Костылева
Анна Александровна
Соликамск 2006
Содержание
Введение
Проблема формирования нравственной основы личности в семье в наши дни стала чрезвычайно актуальна. Эта тема широко рассматривается в сфере педагогики, психологии и других наук. Актуальность её заключается в том, что в данное время дети независимо от степени благополучия их семьи вырастают жестокими, высокомерными и без чувства совести и стыда. В связи с этим, целью семейного воспитания наряду с прочими, является формирование в личности нравственной чистоты (В.И. Нефедов, Ю.Ю. Щербань).
А. Шемишурина и В. Шутова утверждают, что начинать формирование добрых чувств у ребёнка лучше всего в дошкольном возрасте. В этот период ребёнок ещё не задумывается над тем, что он делает. И только в младшем школьном возрасте он уже даёт некоторую оценку своим поступкам. Таким образом, рассматривая дошкольный возраст в качестве сенситивного периода, мы можем проследить механизм становления нравственных качеств личности.
Вопросы формирования нравственной основы личности в семье рассматривались в трудах учёных-педагогов: В.М. Бехтерев, А.С. Макаренко, М. Демков, А. Шемишурина, В. Шутова, большое внимание уделяли дошкольному возрасту и влиянию на ребёнка в этот период главным образом семьи.
М. Демков в своей работе уделял внимание не только дошкольному возрасту, но и младшему школьному. Он утверждал, что воспитательный процесс необходимо построить так, чтобы дети систематически получали нравственные знания и представления. Таким образом, по мнению учёного основу нравственного воспитания закладывает семья, и дальнейшее её развитие осуществляется в рамках школы.
В работе А. Шемишурина и В. Шутовой очень подробно говорится о способах формирования нравственности у детей дошкольного возраста. Они предлагают обратиться к фольклорным источникам: к песням, к сказкам и т.д.
В
нашей работе мы проведём анализ литературных
источников, экспериментальную работу
по выявлению влияния условий
семейной жизни на нравственное развитие
ребёнка.
Проблема исследования: Какого влияние семейного воспитания на формирование нравственной основы личности в дошкольный возраст.
Объект исследования: Нравственная основа личности.
Предмет исследования: Особенности семейного воспитания как основной фактор формирования нравственной основы личности.
Цель исследования: Выявить и экспериментально обосновать влияние семейного воспитания на формирование нравственных качеств личности.
Гипотеза: Формирование нравственной основы личности будет эффективным, если:
Задачи исследования:
Методы
исследования: теоретическое изучение
состояния исследуемого вопроса по литературным
источникам, анализ и синтез. Эмпирически
– проведение методики.
Глава 1. Теоретическое обоснование влияния семейного воспитания на формирование нравственной основы личности.
§ 1.1. Нравственная основа личности и условия её формирования.
В рассмотрении этого вопроса мы должны обратиться к понятию нравственность. Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. [17]
Нравственность как состояние духа детерминирует поведение человека изнутри, из души, из совести, помогает установить против негативных внешних воздействий. Суждение внутренним нравственным убеждением, высоким гуманным принципам делает человека духовным существом и обеспечивает уважение к самому себе. Нравственность возникает как совокупный продукт материально-духовного, социального бытия человека. В ней есть то духовное, общее для всех нравственных людей, что составляет её стержень, и, что выражается в её принципах жизнедеятельности. [18]
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс общечеловеческой морали. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве её сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. [19]
Основополагающей
базовой категорией нравственного
воспитания является понятие нравственного
чувства – постоянного
Движущей силой нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных факторов, отношений. Нравственные переживания порождаются единством чувственных состояний, отражённых в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуется в единстве все названные компоненты. Нравственное воспитание – это не вдалбливание, не заучивание моральных норм и бездушная отработка привычек, а это есть активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, это процесс постоянных решений, выбор волевых действий в пользу тех или иных моральных норм. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, стыду и сочувствию. [15]
Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят:
Из всего вышеперечисленного немаловажное значение в формировании нравственности ребёнка играет роль сказки, а также игры детей.
Дошкольный возраст, как говорят педагоги и психологи, это классический возраст игры. [12] В играх успешно развиваются детские взаимоотношения, им придаётся дух доброжелательности, развиваются чувства, навыки и привычки культурного поведения, уточняются некоторые нравственные представления. [22]
Именно в дошкольном возрасте, особенно в 5-7 лет, игра принимает форму сюжетно-ролевой игры. Все сюжеты детских игр исследователи делят на 3 большие группы:
Сюжет – это та сфера действительности, которая отражается в игре.
В игре ребёнок легче подчиняется правилу, связанному с выполнением взятой им на себя роли. Так, например, ребёнка трудно заставить сидеть за столом, не мешая другим, он отвлекается, задаёт вопросы и т.п. Если же ему по игре положено сидеть тихо, то он это делает без большого усилия и течение более длительного времени. Это объясняется тем, что в игре правило не «навязано» ребёнку – оно является его собственным правилом, прямо вытекающим из роли, которую он взял на себя. [8]
Кроме ролевых игр можно выделить игры в куклы, которые являются очень ценными для изучения ребёнка, проникновения в его внутренний мир, выяснений нравственности его интересов. Часто отношение детей к кукле определяются её внешним видом (причёска, нарядное платье). Игры с куклами требуют от детей заботы, порядка в кукольном уголке, что так же является немаловажным в формировании их нравственности. [22]
Существенное значение так же играет фольклор (П.Ф. Лесгафт и С. Куломзина). Сказки учат ребёнка понять что есть добро, а что есть зло. Развитие личности происходит не постепенно, а скачками: необходимо пройти положенные этапы, подняться по ступенькам. И каждая ступенька «обслуживается» своей сказкой. Эта сказка помогает ребёнку сформировать свою душу так, чтобы забраться на следующую ступеньку.
Наряду со сказкой необходимо выделить и такие жанры как потешки – помогают выразить отношения между взрослыми и детьми; музыка, домашнее пение, прибаутки и многое другое. [12]
Так же необходимо устраивать детские праздники, где ребёнок может выступать в рои гостеприимного хозяина, угощая своих гостей. В связи с этим у ребёнка формируется чувство доброжелательности. [6]
Таким образом, нравственное воспитание ребёнка строится на нравственном сознании, чувстве и мышлении, они в свою очередь являются фундаментом проявления нравственной воли.
Наиболее ярким явлением в формировании нравственной основы личности можно выделить фольклор, а также игры. В играх у детей формируются чувства. Однако, повторяющиеся примитивные игры мало дают для проявления нравственных чувств, формирования взаимоотношений. Поэтому важно расширять игровые интересы детей.
Главным
условием, помогающим сделать игры
средством нравственного
§ 1.2. Дошкольной возраст, период становления нравственной основы личности.
Странно звучат слова «поговорим о забытом», когда речь идёт о том, о чём забывать нельзя, невозможно – о нравственном воспитании в дошкольном возрасте. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести. [10]
В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка интенсивно начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». У него возникают первые нравственные чувства – симпатия и сочувствие к окружающим людям, любовь к матери и отцу и т.д. На протяжении дошкольного возраста е него закладываются основы самых глубоких, сложных и важных человеческих чувств: честности, правдивости, чувства долга, интернационализма, любви и уважения к труду. Первые проявления этих чувств ещё очень наивны: чувство интернационализма, например, сначала выражается в форме симпатии к людям других национальностей. [3]