Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Проблема формирования нравственной основы личности в семье в наши дни стала чрезвычайно актуальна. Эта тема широко рассматривается в сфере педагогики, психологии и других наук.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование влияния семейного воспитания на формирование нравственной основы личности. 6
§ 1.1. Нравственная основа личности и условия её формирования. 6
§ 1.2. Дошкольной возраст, период становления нравственной основы личности. 10
§ 1.3. Семейное воспитание как основной фактор становления нравственной основы личности. 14
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению нравственных качеств личности. 19
§ 2.1 Методическая база экспериментальной работы. Описание методической базы и результатов экспериментальной работы. 19
§ 2.2. Рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста по формированию нравственной основы личности. 24
Заключение 27
Список литературы 29
Приложения 32

Файлы: 1 файл

Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

     Мы  должны говорить ребёнку и объяснять ему значение Красоты для людей, её ценность и необходимость. Мы должны прививать детям уважение к ценностям культуры и искусства.

     Таким образом, Красота должна жить в наших  домах, вокруг нас, в детских садах. [3]

     2) Приобщение детей к рачительному  ведению хозяйства, т.е. воспитание трудолюбия также накладывает некий отпечаток на нравственные качества личности. Особую пользу детям приносит тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость и результаты которого будут явно кому-то нужны.

     3) В нравственном воспитании личности необходимо приобщать детей к отечественной культуре, через знакомство с русской литературой. Необходимо читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитательный и поучительные характеры. Именно они являются первыми учителями и формируют у детей первые представления о законах добра и зла. Так же сюда можно отнести и музыку, традиции русского народа. [26-27]

     4) Чтобы избежать негативных проявлений  в поведении ребёнка, необходимо:

    1. Проявлять уважение к личности ребёнка, учитывать его потребности и желания, не насмехаться над ним.
    2. Не допускать ощущение собственной несостоятельности у ребёнка: после порицания обязательно дайте образец правильного поведения.
    3. Ежедневно отводить время для совместных игр и занятий.
    4. Порицая, необходимо адресовать действиям, поступкам ребёнка, но ни в коем случае не его личности. [26-27]

     5) Чтобы ребёнок умел правильно  вести себя за столом, проявлять  к близким внимание, быть добрым, заботливым и вежливым, необходимо  вместе в кругу семьи устраивать праздники, где ребёнок побыть в роли гостеприимного хозяина.

     Также в этом возрасте дети являются хорошими наблюдателями и чтобы привить  ребёнку правила хорошего тона за столом и т.д., родители сами должны выполнять все правила.

     Если  семье предложили придти на праздник в семью, в которой детей нет, то лучше всего отказаться от этого предложения, чтоб ребёнок не чувствовал себя отрешённым, т.к. за столом, среди взрослых, детям сидеть не рекомендуется. [15]

     6) Культура обучения - это та часть  поведения, которая выражается главным образом в речи. С детьми нужно говорить ясно, спокойно, сдержана, не повышая голоса. тогда ваш ребёнок будет добрым и вежливым.

     7) К нравственным качествам личности  также относится и культурно-гигиенические  навыки. Для того чтобы ребёнок не сопротивлялся гигиеническим требованиям как умывание, что часто встречается в детской среде необходимо, чтоб вода была комнатной температуры, рукава были загнуты. Если вода будет холодной и мокрые рукава, то, конечно же, у ребёнка сформируется негативное отношение  к умыванию.

     8) Немаловажное значение в нравственном  воспитании ребёнка имеет атмосфера  семьи.

     Радостная атмосфера побуждает ребёнка  к активной деятельности. Детские  радости зависят от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и  участниками которых являются дети. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, - это общение ребёнка с родителями в совместной с ними деятельности. Детей радует общие лыжные прогулки, прогулки по лесу, походы за ягодами, на рыбную ловлю.

     9) Необходимо приобщать ребёнка  к религии, посредством посещения  церкви, вследствие чего у ребёнка  развивается духовная нравственность. [1]

     Таким образом, можно сказать, что если придерживаться этих рекомендаций родителям, то можно заложить в ребёнка некоторые задатки нравственности, которые в последующем его воспитании, их может развить воспитатель ДОУ.

     Таким образом, можно сказать, что если придерживаться этих рекомендаций родителям, то можно заложить в ребёнка некоторые  задачи нравственности, которые в последующем его воспитании, их может развить воспитатели ДОУ.

Заключение

     В заключении можно сделать вывод, что нравственность как состояние  духа детерминирует поведение человека изнутри, помогает человеку устоять  против негативных внешних воздействий. Нравственность лучше воспитывать в дошкольном возрасте, т.к. именно в этом периоде ребёнок легко поддаётся воздействию, а самое главное с какой стороны повлиять на ребёнка и от этого зависит его дальнейшая судьба. Большую часть своего времени дошкольник проводит в семье, следовательно, большая ответственность в воспитании будущего гражданина ложится на плечи родителей. При этом родитель должен быть авторитетным для ребёнка и примером во всём. Т.к в дошкольном возрасте ребёнок является хорошим наблюдателем, то родители должны быть положительным примером для ребёнка во в всех отношениях.

     Не  маловажное значение в нравственном воспитании дошкольника имеет фольклор, традиции, в тесной взаимосвязи с  нравственным воспитании в этом плане  находится трудовое воспитание (приобщение ребёнка к хозяйственной деятельности), эстетическое (воспитывать в ребёнке любовь к себе, к окружающим его людям; чувство совести и стыда; чувство сострадания), этическое (научить ребёнка к правилам хорошего тона) и экологическое (привить любовь к природе и бережного отношения к ней) и т.д.

     При проведении эксперимента также можно  сделать вывод, что если у родителей  преобладает семейно-бытовые ориентации, этические ценности, ценности дела, самоутверждение, то дети этих семей  обладают такими качествами как:

    1. готовность  придти на помощь;

    2. уважение  к старшим; 

    3. творческая  направленность.

     Следовательно, у них доминирует высокий уровень  нравственности - 40% (4 человека).

     В семьях, где преобладают эстетические, интеллектуальные, гедонистические, альтруистические ценности, то у детей доминирует средний уровень нравственности, который составляет 60% (6 человек) и дети обладают такими качествами как:

    1. дружелюбие
    2. творческая направленность
    3. физическая активность
    4. коллективизм
 
 
 

Список  литературы

    1. Авдулова Т.П. о том, что мы называем симпатией// Дошкольное воспитание, 1993 г., №12, с. 39-47
    2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: КН, для учителя - М.: Просвещение, 1987 г., с 284
    3. Ашиков С. «Воспитание Культурой и Красотой»\\ Дошкольное воспитание, 2002, № 5, с 9-13.
    4. Бондаренко Е.А. О развитии ребёнка (Дошкольный возраст) МН, «нар. асвета», 1974 г., с 256
    5. Дядюнова И.А. Воспитание маленького гражданина// Воспитание школьника, 2003 г., №8, с 8-10
    6. Журова Л.Е., Комарова Т.С. Мир детства. Дошкольник. Изд-во «Педагогика», 1993 г., с 416
    7. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений – 2-е изд., - стереотип – М.: издательский центр «Академия», 2002 г., с 160
    8. Каплан А.И. Посеешь привычку – пожнёшь характер. Пособие для воспит. дет. сада – М.: Просвещение, 1976 г., с 147
    9. Ковалёв С.В. Психология современное семьи: информационно-методические материалы к курсу этика и психология семейной жизни – М.: Просвещение, 1998 г., с 208
    10. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире// Дошкольное воспитание. 2001 г., № 9, с 98-100
    11. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы. Учебное пособие – Ростов и / Д.: Издательский центр «Март», 2003 г., с 504
    12. Куликова В.А. ценностный подход к проблеме семейного воспитания// Образование, 2004 г., № 6, с 27-35
    13. Куликова Т.А. Семейная педагогика и дошкольное воспитание: учебник для студ. высших пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999 г., с 368
    14. Куломзина С.Д. Развитие нравственного сознания в детях// Дошкольное воспитание, 2002 г., №3 с 45-51
    15. Курочкина Л. «Воспитание культуры поведения у дошкольника»\\ Дошкольное воспитание, 2003, № 11, с 114-115.
    16. Лебедева Г.А., Русинова О.А. Изучение воспитательного потенциала среды: Учебно-методическое пособие для учителей, студентов пед. вузов/ СГПИ – Соликамск СГПИ, 2003 г., с 134
    17. Лебедев П.А. Семейное воспитание: Хрестоматия: учебное пособие для студ. высш. Учеб. Заведений – М.: Издательский центр «Академия» - 2001 г., с  512
    18. Лихачёв Б.Т. Философия воспитания. Спец. курс. Учебное пособиядля студ. высш. учеб. заведений – М.: Прометей, 1995 г., с 464
    19. Малякова Н.С. Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности дошкольника// Классный руководитель.  2005 г., №5, с 30-31
    20. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001 г., с 256
    21. Нравственное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей/ В.Т. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.Н. Жуковская и др.: под ред. В.Г. Нечаева – 3-е изд. Испр. И доп. – М.: Просвещение, 1984 г., - 272 с.
    22. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук – М.: АЗЪ. 1993 г.
    23. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вызов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого
    24. Росс Кемпблл Как на самом деле любить детей. М.Максимов Не только любить – М.: Знание, 1992 г., с 190
    25. Свердлов О.Г. Диалоги о воспитании – М.: Педагогика, 1979 г., с 371
    26. Теплюк С. «С чего начинается личность»\\ Дошкольное воспитание, 2004, № 8, с 93-94.
    27. Теплюк С. «Отечественная культура в нравственном воспитании»// Дошкольное воспитание, 2004, № 2, с 12-14.
    28. Тимофеева Р.М. Игра – важное занятие// Классный руководитель, 1998, № 2, с 49-54
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 1

     Диагностика состояния духовно-нравственных качеств  личности дошкольного возраста. (Малякова Н.С.)

     Цель: изучение уровня духовно-нравственного  развития личности учащихся; определение  изменений, происшедших в личности школьника в течение учебного года.

     Метод: наблюдение.

     Ход проведения: предлагается определить уровень духовно-нравственных качеств  дошкольника на основе опроса и результатов  исследования.

     Духовно-нравственные качества личности:

    1. Готовность придти на помощь
    2. Уважение к старшим
    3. Дружелюбие
    4. Трудолюбие
    5. Физическая активность
    6. Коллективизм
    7. Творческая направленность

     Обработка результатов: при обобщении результатов  диагностики считается процентное отношение количества «высокой»  оценки каждого качества к общему числу детей. Затем выделяют приоритетные характеристики (наивысший процент) и проблемные характеристики (наименьший процент). 

     Приложение 2

     В результате проведения эксперимента в  ДОУ п. Кушмангорт, были получена следующие  данные: по диагностике Маляковой  Н.С., состояние духовно-нравственных качеств личности дошкольника.  

№  ребёнка Ребёнок 1 Ребёнок 2 Ребёнок 3 Ребёнок 4 Ребёнок 5 Ребёнок 6 Ребёнок 7 Ребёнок 8 Ребёнок 9 Ребёнок 10
Качества  личн.
1 В В С В Н В С С В С
2 В С С В В С В В В В
3 Н В Н В Н С С В С С
4 В В С С В Н В С С С
5 Н С В В В С Н Н В В
6 Н В Н С С С С В С С
7 В С С Н В Н В С С С

 

     В ходе полученных данных можно сделать  следующие выводы:

     Ребёнок 1  В - 58% Н - 42%

     Ребёнок 2  В - 57% С - 43%

     Ребёнок 3   В - 15% С - 57% Н - 28%

     Ребёнок 4   В - 57% С - 29% Н - 14%

     Ребёнок 5   В - 58% С - 14% Н - 28%

     Ребёнок 6   В - 15% С - 57% Н - 28%

     Ребёнок 7   В - 42% С - 43% Н - 15%

     Ребёнок 8   В - 42% С - 43% Н - 15%

     Ребёнок 9   В - 42% С - 58% 

     Ребёнок 10  В - 28% С - 72%

Приложение 3

     Методика "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ"

     Инструкция. Перед Вами описок ценностей. Вата задача - оценить их но степени значимости для Вас как принципов жизни. Для этого распределите ценности по местам; на первое место поставьте  наиболее значимую, на последнее место - наименее значимую ценность.

     Обработка. Учитываются ценности, занявшие первые пять мест. Приводим ключевые слова, характеризующие  возможные ценностные тины: семейно-бытовая  ориентация (работа, здоровье, друзья, любовь, семья): профессионально-творческая (интересная работа, образование, творчество, развитие); эстетическая (красота природы и искусства, творчество, приобщение к культуре); альтруистическая (любовь, счастье других, общение с друзьями); гедонистическая (удовольствия, развлечения, здоровье, любовь, свобода); интеллектуальная (образование, познание, приобщение к культуре, развитие); общественная (общение, признание, общественно-политическая деятельность, активная, деятельная жизнь).

     Инструментальные  ценности также можно сгруппировать  по типам. Ценности дела (аккуратность, исполнительность, образованность, эффективность в делах); принятия других (терпимость, альтруизм, чуткость, широта взглядов); самоутверждения (высокие запросы, смелость, твердая воля, независимость); саморегуляции, самоорганизации (рационализм, самоконтроль, жизнерадостность); этические (честность, чуткость, непримиримость к недостаткам в себе и других, воспитанность) и т.д. Конечно, выделенные типы - лишь ключевые вехи для структурирования ценностей самим педагогом.

     Список  терминальных ценностей:

     - активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

     - образование;

     - здоровье (физическое и психическое);

Информация о работе Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности