Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 17:12, курсовая работа
Проблема формирования нравственной основы личности в семье в наши дни стала чрезвычайно актуальна. Эта тема широко рассматривается в сфере педагогики, психологии и других наук.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование влияния семейного воспитания на формирование нравственной основы личности. 6
§ 1.1. Нравственная основа личности и условия её формирования. 6
§ 1.2. Дошкольной возраст, период становления нравственной основы личности. 10
§ 1.3. Семейное воспитание как основной фактор становления нравственной основы личности. 14
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению нравственных качеств личности. 19
§ 2.1 Методическая база экспериментальной работы. Описание методической базы и результатов экспериментальной работы. 19
§ 2.2. Рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста по формированию нравственной основы личности. 24
Заключение 27
Список литературы 29
Приложения 32
Мы должны говорить ребёнку и объяснять ему значение Красоты для людей, её ценность и необходимость. Мы должны прививать детям уважение к ценностям культуры и искусства.
Таким образом, Красота должна жить в наших домах, вокруг нас, в детских садах. [3]
2)
Приобщение детей к
3) В нравственном воспитании личности необходимо приобщать детей к отечественной культуре, через знакомство с русской литературой. Необходимо читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитательный и поучительные характеры. Именно они являются первыми учителями и формируют у детей первые представления о законах добра и зла. Так же сюда можно отнести и музыку, традиции русского народа. [26-27]
4)
Чтобы избежать негативных
5)
Чтобы ребёнок умел правильно
вести себя за столом, проявлять
к близким внимание, быть добрым,
заботливым и вежливым, необходимо
вместе в кругу семьи
Также в этом возрасте дети являются хорошими наблюдателями и чтобы привить ребёнку правила хорошего тона за столом и т.д., родители сами должны выполнять все правила.
Если семье предложили придти на праздник в семью, в которой детей нет, то лучше всего отказаться от этого предложения, чтоб ребёнок не чувствовал себя отрешённым, т.к. за столом, среди взрослых, детям сидеть не рекомендуется. [15]
6) Культура обучения - это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи. С детьми нужно говорить ясно, спокойно, сдержана, не повышая голоса. тогда ваш ребёнок будет добрым и вежливым.
7)
К нравственным качествам
8)
Немаловажное значение в
Радостная атмосфера побуждает ребёнка к активной деятельности. Детские радости зависят от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются дети. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, - это общение ребёнка с родителями в совместной с ними деятельности. Детей радует общие лыжные прогулки, прогулки по лесу, походы за ягодами, на рыбную ловлю.
9)
Необходимо приобщать ребёнка
к религии, посредством
Таким образом, можно сказать, что если придерживаться этих рекомендаций родителям, то можно заложить в ребёнка некоторые задатки нравственности, которые в последующем его воспитании, их может развить воспитатель ДОУ.
Таким образом, можно сказать, что если придерживаться этих рекомендаций родителям, то можно заложить в ребёнка некоторые задачи нравственности, которые в последующем его воспитании, их может развить воспитатели ДОУ.
Заключение
В
заключении можно сделать вывод,
что нравственность как состояние
духа детерминирует поведение
Не маловажное значение в нравственном воспитании дошкольника имеет фольклор, традиции, в тесной взаимосвязи с нравственным воспитании в этом плане находится трудовое воспитание (приобщение ребёнка к хозяйственной деятельности), эстетическое (воспитывать в ребёнке любовь к себе, к окружающим его людям; чувство совести и стыда; чувство сострадания), этическое (научить ребёнка к правилам хорошего тона) и экологическое (привить любовь к природе и бережного отношения к ней) и т.д.
При
проведении эксперимента также можно
сделать вывод, что если у родителей
преобладает семейно-бытовые
1. готовность придти на помощь;
2. уважение к старшим;
3. творческая направленность.
Следовательно, у них доминирует высокий уровень нравственности - 40% (4 человека).
В семьях, где преобладают эстетические, интеллектуальные, гедонистические, альтруистические ценности, то у детей доминирует средний уровень нравственности, который составляет 60% (6 человек) и дети обладают такими качествами как:
Список литературы
Приложение 1
Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности дошкольного возраста. (Малякова Н.С.)
Цель: изучение уровня духовно-нравственного развития личности учащихся; определение изменений, происшедших в личности школьника в течение учебного года.
Метод: наблюдение.
Ход проведения: предлагается определить уровень духовно-нравственных качеств дошкольника на основе опроса и результатов исследования.
Духовно-нравственные качества личности:
Обработка
результатов: при обобщении результатов
диагностики считается
Приложение 2
В
результате проведения эксперимента в
ДОУ п. Кушмангорт, были получена следующие
данные: по диагностике Маляковой
Н.С., состояние духовно-нравственных
качеств личности дошкольника.
№ ребёнка | Ребёнок 1 | Ребёнок 2 | Ребёнок 3 | Ребёнок 4 | Ребёнок 5 | Ребёнок 6 | Ребёнок 7 | Ребёнок 8 | Ребёнок 9 | Ребёнок 10 |
Качества личн. | ||||||||||
1 | В | В | С | В | Н | В | С | С | В | С |
2 | В | С | С | В | В | С | В | В | В | В |
3 | Н | В | Н | В | Н | С | С | В | С | С |
4 | В | В | С | С | В | Н | В | С | С | С |
5 | Н | С | В | В | В | С | Н | Н | В | В |
6 | Н | В | Н | С | С | С | С | В | С | С |
7 | В | С | С | Н | В | Н | В | С | С | С |
В ходе полученных данных можно сделать следующие выводы:
Ребёнок 1 В - 58% Н - 42%
Ребёнок 2 В - 57% С - 43%
Ребёнок 3 В - 15% С - 57% Н - 28%
Ребёнок 4 В - 57% С - 29% Н - 14%
Ребёнок 5 В - 58% С - 14% Н - 28%
Ребёнок 6 В - 15% С - 57% Н - 28%
Ребёнок 7 В - 42% С - 43% Н - 15%
Ребёнок 8 В - 42% С - 43% Н - 15%
Ребёнок 9 В - 42% С - 58%
Ребёнок 10 В - 28% С - 72%
Приложение 3
Методика "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ"
Инструкция. Перед Вами описок ценностей. Вата задача - оценить их но степени значимости для Вас как принципов жизни. Для этого распределите ценности по местам; на первое место поставьте наиболее значимую, на последнее место - наименее значимую ценность.
Обработка. Учитываются ценности, занявшие первые пять мест. Приводим ключевые слова, характеризующие возможные ценностные тины: семейно-бытовая ориентация (работа, здоровье, друзья, любовь, семья): профессионально-творческая (интересная работа, образование, творчество, развитие); эстетическая (красота природы и искусства, творчество, приобщение к культуре); альтруистическая (любовь, счастье других, общение с друзьями); гедонистическая (удовольствия, развлечения, здоровье, любовь, свобода); интеллектуальная (образование, познание, приобщение к культуре, развитие); общественная (общение, признание, общественно-политическая деятельность, активная, деятельная жизнь).
Инструментальные ценности также можно сгруппировать по типам. Ценности дела (аккуратность, исполнительность, образованность, эффективность в делах); принятия других (терпимость, альтруизм, чуткость, широта взглядов); самоутверждения (высокие запросы, смелость, твердая воля, независимость); саморегуляции, самоорганизации (рационализм, самоконтроль, жизнерадостность); этические (честность, чуткость, непримиримость к недостаткам в себе и других, воспитанность) и т.д. Конечно, выделенные типы - лишь ключевые вехи для структурирования ценностей самим педагогом.
Список терминальных ценностей:
- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
- образование;
- здоровье (физическое и психическое);