Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Проблема формирования нравственной основы личности в семье в наши дни стала чрезвычайно актуальна. Эта тема широко рассматривается в сфере педагогики, психологии и других наук.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование влияния семейного воспитания на формирование нравственной основы личности. 6
§ 1.1. Нравственная основа личности и условия её формирования. 6
§ 1.2. Дошкольной возраст, период становления нравственной основы личности. 10
§ 1.3. Семейное воспитание как основной фактор становления нравственной основы личности. 14
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению нравственных качеств личности. 19
§ 2.1 Методическая база экспериментальной работы. Описание методической базы и результатов экспериментальной работы. 19
§ 2.2. Рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста по формированию нравственной основы личности. 24
Заключение 27
Список литературы 29
Приложения 32

Файлы: 1 файл

Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

     Хорошая семья представляет собой коллектив, глее все члены спаяны отношениями  любви, взаимопомощи, ответственности друг за друга. В семье дети учатся разделять радости других людей, что представляет собой одну их величайших ценностей жизни.

     Как правило, семья должна оказывать  на ребёнка только положительное  влияние, но это бывает не всегда.  Бывают случаи и отрицательного воздействия на ребёнка, это конфликтная сторона семьи, куда входят постоянные ссоры, скандалы между членами семьи конфликтная сторона семьи нередко приводит к отрицательным последствиям в развитии личности, и 88% детей в такой ситуации чувствуют себя ущербными и несчастными. [7]

     Таким образом, из всего вышесказанного можно  сделать вывод, что основным источником воздействия на ребёнка в сфере  формирования нравственной основы личности является семья. Именно семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Влияние родителей должно обеспечивать их физическое совершенство и нравственную чистоту. Каждый ребёнок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает им, т.е. в основу воспитания закладывается принцип «делай как я».

     Вывод по главе 1: Теоретическое обоснование  влияния семейного воспитания на формирование нравственной основы личности.

     Таким образом, из всего выше сказанного можно  сделать вывод, что нравственная основа личности формируется в условиях того нравственного пространства, в котором живёт личность, сюда входят: общение с товарищами, общение и отношение на улице. Самым важным пространством в жизни ребёнка является семья, главным воспитателями в которой являются родители.

     Наилучшим возрастом для воспитания нравственных качеств личности является дошкольный (3-6 лет). Именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие моральных эмоций, формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности, на которые можно положительно повлиять,  и благодаря этому воспитать нравственную личность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Опытно-экспериментальное  исследование по выявлению  нравственных качеств  личности.

§ 2.1 Методическая база экспериментальной  работы. Описание методической базы и результатов экспериментальной работы.

     Эксперимент был проведён на базе ДОУ п. Кушмангорт. В эксперименте приняли участие 100% (30 человек) испытуемых, из них 70% (20 человек) родителей и 10% (10 человек) детей.

     Цель  эксперимента: выявить и обосновать влияние семейного воспитания на формирование нравственных качеств личности.

     Задачи: 1) Выявить ценностные ориентации родителей; 2) выявить духовно-нравственные качества личности дошкольника; 3) Соотнести  результаты методик.

     Критерии  оценки для родителей:

Критерий Уровни
Семейно-бытовая Работа, здоровье, друзья, любовь, семья.
Профессионально-творческая Интересная  работа, образование, творчество, развитие.
Эстетическая Красота природы  и искусства, творчество, приобщение к культуре.
Альтруистическая Любовь, счастье  других, общение с друзьями
Гедонистическая Удовольствие  развлечения, здоровье, любовь, свобода.
Интеллектуальная Образование, познание, приобщение к культуре, развитие.
Общественная Общение, признание, общественно-политическая активная деятельная жизнь.
Ценности  дела Аккуратность, исполнительность, образованность, эффективность  в делах.
Принятие  других Терпимость, альтруизм, чуткость
Самоутверждение Высокие запросы, смелость, твёрдая воля, независимость.
Самореализация  и самоорганизация Рационализм, самоконтроль, жизнерадостность.
Этические Честность, чуткость, воспитанность.

 

     Критерии  оценки для детей:

 
Критерии
Уровни
высокий средний низкий
Готовность  придти на помощь  
50%
 
40%
 
10%
Уважение  к старшим  
70%
 
30%
 
Дружелюбие 30% 40% 30%
Трудолюбие 40% 50% 10%
Физическая  активность  
50%
 
20%
 
30%
Коллективизм 20% 60% 20%
Творческая  направленность  
30%
 
50%
 
20%

 

     Диагностика состояния духовно-нравственных качеств  личности дошкольника (Малякова Н.С.)

     Цель: Изучение уровня духовно-нравственного развития личности дошкольника.

     Оборудование: Лист бумаги и шариковая ручка.

     Диагностика содержит 6 утверждений качеств личности, которые считаются в процентном отношении количества «высокой»  оценки каждого качества. Затем выделяются приоритетные характеристики класса (наивысший процент) и проблемные характеристики (наименьший процент).

     Эта методика позволяет анализировать  состояние воспитательного процесса в отношении дошкольника: определить приоритетные направления в воспитательной работе. Осуществляя анализ необходимо обращать внимание на отрицательные тенденции и стараться подчеркнуть все имеющиеся положительные моменты.

     Методика  «Ценностные ориентации» М. Рокич.

     Цель: Определить состояние нравственных ценностей семьи.

     Оборудование: Лист бумаги и шариковая ручка.

     Методика  состоит из двух списков ценностей:

    1. Список терминальных ценностей
    2. Список инструментальных ценностей

     Эти ценности необходимо оценить испытуемому  по степени значимости для него, как принципов жизни.

     Таким образом, учитываются ценности, занявшие первые 5 мест. Чрезвычайно полезно посмотреть, какие ценности считает незначительными, с тем, чтобы наиболее точно проникнуть в ценностную картину мира родителей.

     По  содержанию ценностей, занявшие первые 5 мест, можно обобщить тип ценностных ориентаций. Приводим ключевые слова, характеризующие возможные ценностные типы: семейно-бытовая ориентация (работа, здоровье, друзья, любовь, семья); профессионально-творческая (интересная работа, образование, творчество, развитие): эстетическая (красота природы и искусства, творчество, приобщение к культуре); альтруистическая (любовь, счастье других, общение с друзьями) и т.д. Следует подчеркнуть, что в чистом виде данные типы встречаются редко, чаще всего это комбинированные варианты.

     Инструментальные ценности также можно сгруппировать по типам как: ценности дела (аккуратность, исполнительность, образованность, эффективность в делах); самоутверждение (высокие запросы, смелость, твёрдая воля, независимость) и т.д. 
 

     При проведении эксперимента в ДОУ п. Кушмангорт, по диагностике Маляковой Н.С. «Состояние духовно-нравственных качеств личности дошкольника», были получены такие данные, как: из 100% (10 человек) испытуемых и 40% (4 человека) доминирует высокий уровень нравственности, у 60% (6 человек) преобладает средний уровень нравственность (см. приложение 2). Такие результаты можно соотнести с результатами, полученными при диагностировании их родителей.

     При проведении эксперимента по методике М. Рокич « Ценностные ориентации», целью которой является определить состояние нравственных ценностей родителей, были получены следующие типы семейных ориентаций: (см. приложение 3)

    1. Семейно-бытовая
    2. Этическая
    3. Ценности дела
    4. Самоутверждений
    5. Профессионально-творческая
    6. Саморегуляции
    7. Интеллектуальная
    8. Альтруистическая
    9. Принятия других
    10. Общественная
    11. Гедонистическая
    12. Этическая

     В связи с полученными данными  можно соотнести уровень развития духовно-нравственной основы детей  и состояние ценностных ориентаций родителей.

     В семьях, где главенствующую роль занимают семейно-бытовые ориентации, эстетические ценности, ценности дела и самоутверждение, дети отличаются высоким уровнем нравственности. В эту группу входят следующие семьи: семья 1 - семейно-бытовая ориентация (работа, здоровье, друзья, любовь, семья); этические ценности (честность, чуткость, воспитанность); ценности дела (аккуратность, исполнительность, образованность, эффективность в делах); самоутверждение (высокие запросы, смелость, твёрдая воля, независимость). Семья 2 - семейно-бытовая, ценности дела, самоутверждение. Семья 3 - семейно-бытовая, ценности дела, этические, интеллектуальная ориентация (образование, познание, приобщение к культуре, развитие). Семья 4 - семейно-бытовая, этические, самоутверждение, профессионально-творческая (интересная работа, образование, творчество, развитие).

     Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что дети в таких семьях являются высоконравственными личностями. У них преобладают такие качества как: трудолюбие, уважение к старшим, готовность прийти на помощь.

     В семьях, где преобладают профессионально-творческая, общественная, саморегуляции, гедонистическая, эстетическая, альтруистическая, принятие других, интеллектуальная ориентации дети входят в группу со средним уровнем нравственности. Такими являются семьи. Семья 5 - профессионально-творческая (интересная работа, образование, творчество, развитие), общественная (общение, признание, общественно-политическая активная деятельная жизнь), принятие других (терпимость, альтруизм, чуткость), Семья 6 - Эстетическая  (красота природы и искусства, творчество, приобщение к культуре), саморегуляция (самоконтроль, рационализм, жизнерадостность), профессионально-творческая, самоутверждения. Семья 7 - интеллектуальная (образование, познание, приобщение к культуре), общественная, саморегулиции. Семья 8 - гедонистическая (удовольствие, здоровье, любовь, природа); саморегуляция, семейно-бытовая.

     Семья 9 - альтруистическая (любовь, счастье  других, общение с друзьями), профессионально-творческая, ценности дела.

     Семья 10 - гедонистическая, семейно-бытовая, эстетическая, саморегуляции.

     С такими типами ориентации в семьях, дети являются представителями среднего уровня нравственности. У детей в  этих семьях доминируют  такие качества как:

    1. дружелюбие
    2. творческая направленность
    3. физическая активность
    4. коллективизм (приложение 1)

     Таким образом, всё вышеизложенное можно  объяснить следующим, что в семьях, которые входят в первую группу высокий  уровень нравственности объясняется  тем, что родители больше времени  уделяют детям, отсюда и высокий  уровень трудолюбия, уважение к старшим и готовность придти на помощь. Семьи, которые входят во вторую группу дети имеют средний уровень нравственности, т.к. на первом месте у родителей общественная, профессионально-творческая, интеллектуальная деятельность и саморазвитие, следовательно, детям уделяется внимание в меньшем количестве, чем детям первой группы. 

§ 2.2. Рекомендации по работе с детьми дошкольного  возраста по формированию нравственной основы личности.

     В процессе создания условий развития нравственной основы личности, следует учитывать некоторые особенности работы с детьми дошкольного возраста. В следствии этого необходимо отметить рад рекомендаций родителям и воспитателям ДОУ.

     Наиболее  значимые для современного воспитания детей и педагогического просвещения  родителей следует обозначить такие пункты как:

     1) Для воспитания лучших качеств  и чувств можно обратиться  за помощью к Культуре и  Красоте, пропуская их через  душу и сердце к душе и  сердцу ребёнка. 

     Культура - это сумма поведении, это сложная  сумма выработанных привычек, в основе которых положены нравственные нормы. Культура, если она воспитана с детства, становится неотъемлемым достоянием человека, она руководит в дальнейшем его поступками.

     Красота - доброта, гармония, но так же это  не только физическая красота, но и  духовная, выраженная в подвигах во имя добра и той же Красоты.

     Для воспитания красотой родители и воспитатели  должны создать условия для возникновения  радости, уверенности, эстетических переживаний  и других нравственных чувств.

Информация о работе Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности