Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:10, курсовая работа
Актуальность эффективного ценообразования связана с тем, что абсолютно любая фирма в своей хозяйственной деятельности обязательно столкнется с проблемой в виде назначения эффективной цены на свой товар, услуги или работу. Подобного рода ситуации является проблемой, из-за того, что в условиях рынка процесс назначения цены зависит от огромного числа факторов. Помимо этого, процесс ценообразования непосредственно различается в зависимости от специфики товара, целей ценовой политики и условий его реализации.
Введение…………………………………………………………………………………………………..2-4
Глава 1. Сущность процесса ценообразования……………………………………….5-17
§1.1. Ценообразование на различных рынках…………………………………………5-8
§1.2 Виды цен по степени участия государства……………………………………….9-10
§1.3.Виды цен по стадиям ценообразования …………………………………………10-14
§1.4Разработка ценовой политики, этапы ………………………………………………14-17
Глава 2. Анализ хозяйственной деятельности ЗАО «Артстрой» ……………..17-20
§2.1. Общая характеристика хозяйственной деятельности……………….……17-19
§2.2. Анализ маркетинговой деятельности предприятия ……………………….19-20
§ Глава 3. Рекомендации по совершенствованию политики ценообразования на ЗАО «Артстрой»…………………………………………………………………………………….21-30
§3.1. Анализ существующей методики расчета цены предприятия.………21-22
§3.2. Модель предлагаемой политики ……………………………………………………22-24
§3.3 Предложенный метод расчета цены на продукцию…………………………24-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………27-28
СПИСОК ИСПОЛЬУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..28-30
1.2 Виды цен
по степени участия
Цены рыночных товаров (работ, услуг) – это цены, которые складываются при условии взаимоотношений субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры.
Цены свободной конкуренции – это рыночные цены, которые стихийно складываются из-за влияния спроса и предложений при свободной конкуренции. К данной категории относится большинство цен.
Цены монопольные (высокие, низкие) – это рыночные цены, формирующиеся при условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования. Так, в период переходной экономики некоторые крупные российские коммерческие структуры в условиях монопольного положения на рынке устанавливали цены на свою продукцию намного выше, чем средний уровень. Монопольные цены существуют для получения дополнительной прибыли.
Цены демпинговые – это рыночные цены, которые зачастую не только ниже цен производства, но и ниже себестоимости, а убыток от демпинга компенсируется из-за сверхприбыли монополий, которую получают путем реализации товара на внутреннем рынке. По мере сращивания монополий с государством разница между внутренний и экспортной ценой все чаще ликвидируется чаще всего из-за государственного бюджета.
Цены регулируемые – это цены, которые складываются на рынке в процессе прямого воздействия государства. К государственным методам регулирования цен можно отнести предварительные уведомления об изменении цен и их декларирование. Регулируемые цены подразделяются на фиксированные и предельные. К регулируемым ценам принято относить: предельные цены - они не могут быть выше указанного уровня; минимальные цены, когда определен их нижний предел, то есть цена должна быть выше. В России такие цены применяются при реализации водки и ликероводочной продукции крепостью выше 28 процентов.
Цены фиксированные – цены, которые твердо регулированные определенной величиной. Чаще всего применяемые на продукцию естественных монополий: нефть и газ; услуги связи и железнодорожного транспорта. Также они установлены на драгоценные металлы и сплавы, лом и отходы из них, алмазное сырье и т.д.
Предельные цены – это регулируемые цены, ограниченные нижним или верхним пределом, предельными размерами снабженческосбытовых или торговых надбавок, предельным уровнем рентабельности.
1.3 Виды цен по стадиям ценообразования
Цена товара может быть классифицирована по различным и весьма многообразным признакам. Как и любой предмет действительности. Однако основой ее систематизации является деление объема данного понятия по виду ее составных частей – по виду товара и денег.
Поэтому основными видами цены являются:
1. Виды цены по виду товара.
2. Виды цены по виду денег.
Первая рубрика является главной, основной. Потому как сам товар является носителем цены. С этого вида и следует начать рассмотрение всех ее разновидностей вообще.
1. ВИДЫ ЦЕНЫ ПО ВИДУ ТОВАРА
Множество товаров представлено огромным числом их видов. Поэтому в таком же количестве видов может существовать и цена. Причем, с повторением в ее дифференциации всех классификационных делений множества товаров. Наиболее общими видами цены по виду товара являются такие виды цены, которые соответствуют наиболее общему, первому, самому верхнему делению множества товаров. Это:
1. Цена вещественного,
2. Цена процесса – ЦП.
3. Цена энергии – ЦЭ.
4. Цена идеи, информации – ЦИ.
5. Цена других состояний сущего.
Наиболее важными с
1. Цена вещи (твердого, аморфного тела) – ЦВ.
2. Цена жидкости – ЦЖ.
3. Цена газа – ЦГ.
4. Цена живого существа – ЦЖ.
5. И т.д.
Во втором классе верхнего уровня классификации важны:
1. Цена труда – ЦТр.
2. Цена услуги – ЦУ.
(Услуга может быть как
В третьем классе основные практически важные подвиды:
1. Цена электроэнергии – ЦЭЭ.
2. Цена тепловой энергии – ЦТЭ.
2. ВИДЫ ЦЕНЫ ПО ВИДУ ДЕНЕГ
Цена товара состоит из двух количеств – количества товара и количества денег, следовательно, она может быть классифицирована не только по виду товаров, но и по виду денег, участвующих в образовании цены. И эти виды могу быть следующими:
· Рублевая цена товара: РЦ = Рубль/Товар.
· Долларовая цена: ДЦ = Доллар/Товар.
· Гривневая: ГЦ = Гривна/Товар.
· Леевая: ЛЦ = Лей/Товар.
· И т.д.
Это если брать деньги только бумажные или электронные, точнее сказать, номинальные, настоящие, в чистом виде деньги. Привязываясь к нынешней практике. Но если принять во внимание и другую рубрику цен данного уровня, то нужно сказать и о естественных, натуральных ценах. Поэтому в полном виде начало классификации цены по видам денег можно представить так:
· Натуральные цены – НатЦены, НатЦ.
· Номинальные цены – НомЦены, НомЦ.
Причем, первую рубрику можно разделить на такие виды:
· Штучные цены – ШНЦ. Это когда в качестве денег используются штуки в виде шкурок, скота, ракушек и т.п.
· Весовые цены – ВНЦ. Когда в качестве единицы счета принимается вес.
Понятно, что во втором случае важнейший материал для цены – металл. Поэтому для практики важно указать следующие виды весовых цен:
· Медновые** цены.
· Серебровые.
· Золотовые.
3. ВИДЫ ЦЕНЫ ПО ВИДУ ТОВАРА И ВИДУ ДЕНЕГ
При рассмотрении видов цены по виду товара деньги брались в общем виде, при изучении видов цены по виду денег – товар. Но в самой действительности, как известно, ни товара вообще, ни денег вообще не существует. В форме отдельных объектов. Они всегда существуют в составе конкретных предметов, входящих как элементы в объемы данных понятий.
Поэтому необходимо рассмотреть связь двух полученных множеств теоретических видов цены. Видов по товару и видов по деньгам. Образно это можно представить себе таким способом. Используя понятие слоев из компьютерной практики. Есть множество товаров, слой их, поделенный на самом верхнем уровне на четыре основные класса. Над этим слоем «парит» слой другого рода – денег. Состоящий уже из двух частей на самом верхнем уровне деления. И от каждого из делений нижнего слоя поднимается «луч» к каждому из делений верхнего слоя. Потому что, в принципе, если брать абстрактные возможности, то каждый вид товара может иметь в качестве контрагента каждый из видов денег.
1. Натуральные и номинальные цены материальных тел – НатЦТ и НомЦТ.
2. Для процессов - НатЦП и НомЦП.
3. И т.д.
4. ВИДЫ ЦЕНЫ ПО МОДАЛЬНОСТИ
Легко видеть, что наиболее общим признаком любой цены, о которой идет речь, является тот факт, что она является ценой мыслимой. Ценой, отражаемой нашим сознанием, существующей в нем. Ценой известной. Ведь если мы ничего не знаем о той или иной цене, не имеем никаких сведений о ней, то и сказать о таком предмете ничего не можем. Ибо он находится в области немыслимого, неизведанного, неизвестного. Такая цена является неизвестной, неизвестностью. С неизвестными ценами ничего поделать нельзя. До тех пор, пока они не станут известными. Пока не попадут в поле нашего умственного зрения. Поэтому их можно пока оставить в покое. Что же касается цен известных, то все их множество по отношению к действительности, то есть, по модальности, можно разделить на определенные категории. И самым верхним делением будет, если использовать дихотомию, деление всех известных цен на два вида: действительных, фактических цен и цен недействительных, несуществующих в данный момент. С действительными ценами все ясно. Они есть действительность, и по отношению к ней их дифференцировать уже нельзя. Что же касается недействительных цен, то они распадаются на два вида: бывшие, былые, прошлые, существовавшие цены и цены небывшие, несуществовавшие. Несуществовавшие цены можно, в свою очередь, разделить на те, которые могут быть действительностью, могут существовать, и те, что никогда не станут действительностью. Первые есть цены возможные, вторые – невозможные. Все возможные цены составлены, опять же, из двух категорий: те, что будут действительностью в обязательном порядке, и те, что могут быть, а могут и не быть действительностью. Первые есть цены необходимые, неизбежные, вторые – случайные.
5. ВИДЫ ЦЕНЫ ПО ЕЕ КАЧЕСТВУ И ВЕЛИЧИНЕ
Нетрудно видеть, также, и то, что все виды цены можно разбить на две большие группы. Обозначенные в заголовке. Все, что было сказано о видах цены выше, есть разговор о ее видах по качеству. Потому как дифференциация цен идет по качественному разнообразию товаров и цен, входящих как составные части в цену. А в случае с модальностью – это связь цены с действительностью. Тоже вещь качественная. Которая не подлежит количественной оценке. Ведь цена не может быть больше или меньше действительностью. Она или является ею или нет. Что касается видов цены по величине, то разговоров об этом было уже тоже множество. Ведь, по сути, исследование величины цены есть определение двух видов ее – максимальной цены и цены минимальной. Кроме того, когда речь шла о единицах измерения цены, то, по сути, в качестве единицы измерения цены использовалась единичная цена. Цена единицы товара. В противоположность цене множества товаров. Хотя и саму цену множества можно рассматривать как цену единицы. Если множество мыслить как единицу более глобального собрания товаров. А в самой формуле цены неявно идет разговор о средней цене. Ведь берутся два множества, но в формуле отражаются не прямо конкретные цены товаров, а некоторая средняя величина. Получающаяся делением всего множеств денег на все множество товаров. Конкретные же цены колеблются возле этой средней величины.
1.4 Разработка ценовой политики, этапы:
Пройдя все этапы формирования ценовой политики, предприятие принимает окончательное решение об установлении цен на выпускаемую продукцию с учетом многих факторов: типа рынка, на котором реализуется продукция; целей и задач функционирования предприятия; возможностей проведения маркетинговых мероприятий; уровня конкурентной борьбы на рынке и т.д. Правильно сформулированная ценовая политика представляет собой динамичный процесс, направленный на повышение уровня конкурентоспособности продукции и самого предприятия на рынке.
Формирование ценовой политики
предприятия в условиях рыночной
экономики является одним из важнейших
элементов механизма
Формирование ценовой политики предприятия основывается на последовательности этапов, которые представлены в таблице:
№ |
Наименование этапа |
Варианты реализации |
1 |
Выработка целей ценовой политики |
1.1. стратегия выживания на рынке; 1.2. выполнение условия максимизации прибыли; 1.3. лидерство по показателям доли рынка или увеличение доли рынка; 1.4. лидерство в установлении цен на рынке; 1.5. лидерство по внедрению нововведений. |
2 |
Анализ ценообразующих факторов |
2.1. анализ спроса (ценовых и неценовых составляющих); 2.2. анализ эластичности спроса; 2.3. анализ предложения
(ценовых и неценовых 2.4. анализ эластичности предложения; 2.5. оценка издержек производства; 2.6. анализ цен и выпускаемой продукции конкурентов. |
3 |
Выбор метода ценообразования |
3.1. наценка на себестоимость 3.2. принцип безубыточности; 3.3. ориентация на 3.4. ориентация на динамику рыночных цен; 3.5. ориентация на ожидания ценовых предложений конкурентов. |
4 |
Выбор ценовой стратегии, установление окончательной цены |
4.1. проникновение на новый рынок
— учет психологических 4.2. стабилизация позиций
на рынке — создание 4.3. развитие рынка или
его сегментация — |
Успех в ценообразовании зависит и от возможной реакции конкурентов на активные действия фирмы. На основе следующих факторов:
а) структура рынка;
б) интенсивность конкуренции;
в) наличие и содержание значимых конкурентных преимуществ.
Ценообразование – комплексный и противоречивый процесс, в ходе которого, как правило, прибегают к различным компромиссам, учитывая цели и задачи маркетингового подразделения, финансовых служб, действий конкурентов и психологию покупателей.
Эластичность реакции:
ert=%изменения Цr. / % изменения Цi (t – время, r – реагирующий конкурент, i – рассматриваемое время). Близко к 0 – реакция конкурентов отсутствует, линия поведения независимая; в пределах от 0,20 до 0,80 – частичная реакция, от 0,80 до 1,00 почти полная реакция; более 1 отпор конкурентов.
Анализ государственной
действующие законодательные акты; возможные
решения государства в кратко- и среднесрочной
перспективе; влияние на положение целевых
покупателей на реализацию намеченных
ценовых действий, на сферу внешней торговли.
Ценообразование – комплексный и противоречивый
процесс, в ходе которого, как правило,
прибегают к различным компромиссам, учитывая
цел и задачи маркетингового подразделения,
финансовых служб, действий конкурентов
и психологию покупателей.
Глава 2 Анализ хозяйственной деятельности ЗАО «Артстрой»
2.1 Общая
характеристика хозяйственной
Закрытое Акционерное Общество «Артстрой» - крупнейшая строительная организация, на сегодняшней день занимающая одно из главенствующих мест в сфере строительства высотных зданий в городе Перми. Предприятие было основано в 1959 году на базе Домостроительного комбината. ЗАО "Артстрой" выполняет функции застройщика и генерального подрядчика. За время своего существования организацией было построено более 4 млн. м2 элитного жилья." Артстрой " – организация, которая возводит дома из крупных панелей, кирпича и ведущая каркасное домостроение. Строительство ведётся с привлечением средств дольщиков, которые финансируют строительство по мере его возведения. Предприятие работает в отрасли достаточно продолжительное время, а для того, чтобы занять достойное место, но не потерять его в кратчайший срок, работниками и руководством была проделана огромная работа по изучению рынка, а также производство было организована таким образом, в целях получения наибольшей приболи. Если проанализировать подобную крайне значительную характеристику рыночных процессов как установление цены, то можно уверенно и без колебаний признать, что у специалистов данной компании получилось хорошо сориентироваться в многообразии рыночного пространства.