Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:59, дипломная работа
Целью исследования является изучение бухгалтерского учета финансовых результатов ООО «Апшеронский хлебозавод» и проведение аудита данного раздела учета, а также разработка рекомендаций по исправлению выявленных в ходе проверки нарушений».
При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования, прежде всего, учитывается состояние конкурентной среды, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала предприятия. В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного развития, ресурсы которых предназначаются для финансирования капитальных вложений, увеличения оборотных средств, обеспечения научно-исследовательской деятельности, внедрения новых технологий, перехода на прогрессивные методы труда и т.п.
Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты различных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Объектом распределения на предприятии является чистая (нераспределенная) прибыль. Государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, за исключением установления в ряде случаев размеров отчислений в резервный фонд, регулирования порядка формирования резерва по сомнительным долгам, определения направлений использования средств подведомственных организаций (учреждений), полученных от осуществления в разрешенных случаях предпринимательской деятельности. [27 стр. 15]
Порядок распределения и использования прибыли конкретного предприятия фиксируется в его учредительных документах (уставе, учредительном договоре).
Таким образом, прибыль является одной из основных экономических категорий рыночного хозяйства. Как экономическая категория прибыль характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия. Она является показателем, который отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой положительную разницу между общей суммой доходов и затратами (расходами) на производство и реализацию продукции с учетом других хозяйственных операций. Убыток, напротив, - это отрицательная разница между доходами и расходами по всем хозяйственным операциям предприятия.
1.2 Методологические особенности учета финансовых результатов
В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета финансовых результатов состоит из документов четырех уровней.
Первый уровень документов
составляют законы и законодательные
акты, регулирующие прямо или косвенно
постановку бухгалтерского учета финансовых
результатов в организации, а
также представление
Второй уровень системы нормативного регулирования формируют положения по бухгалтерскому учету, утверждаемые только Министерством финансов Российской Федерации, которые фиксируют минимальные требования государства к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности исходя из потребностей рыночной экономики и мировой практики. [3]
Документы третьего уровня - методические указания и инструкции по ведению бухгалтерского учета финансовых результатов, а также методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности. Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению.
Четвертый уровень в системе регулирования занимают рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. Наряду с документами об учетной политике организации имеется и ряд других документов - внутренние инструкции, необходимые для успешной организации и ведения бухгалтерского учета финансовых результатов в системе управления организацией и решения задач ее функционирования.
Основные документы, регулирующие бухгалтерский учет финансовых результатов, отражены в таблице 1.
Таблица 1 - Перечень нормативных актов, на основании которых организуется бухгалтерский учет финансовых результатов
Название документа |
Дата и № утверждения |
Примечание |
Первый уровень нормативного регулирования | ||
Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» |
№ 129-ФЗ 21.11.96 г. ( в ред. от 03.11.2006 г. №183-ФЗ) |
Устанавливает все основные требования и допущения бухгалтерского учета финансовых результатов |
Второй уровень нормативного регулирования | ||
Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ |
Приказ МФ РФ от 29.07.98 г. № 34н ( в ред. от 18.09.2006 г. №115н) |
Устанавливает требования и принципы ведения учета финансовых результатов |
Учет доходов
Учет расходов |
ПБУ 9/99 от 6 мая 1999 г. № 33н ПБУ 10/99, от 6 мая 1999 г. № 32н. (в ред. от 18.09.2006 г. №116) |
Дает определение финансовых результатов, регламентирует способы их ведения, признания, регулирует раскрытие информации в бухгалтерской отчетности |
Учет расчетов по налогу на прибыль организаций |
ПБУ 18/02 от 19 ноября 2002 г. № 114н (в ред. От 11.02.2008 г. №23н) |
Раскрывает специфику учета
постоянных, временных разниц, постоянных
налоговых обязательств, отложенных
налоговых активов и |
Учетная политика организации |
ПБУ 1/08 от 06.10.2008 г. № 106н |
Раскрывает способы |
Третий уровень нормативного регулирования | ||
План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению |
Приказ Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н. |
Предусматривает синтетические счета для учета финансовых результатов |
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств |
Приказ Минфина России от 13.06.1995 года № 49 |
Устанавливают требования к порядку проведения инвентаризации финансовых результатов |
Четвертый уровень нормативного регулирования | ||
Учетная политика предприятия |
Устанавливает порядок отражения в учете доходов и расходов организации |
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 03.11.2006 г. №183-ФЗ) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
В соответствии с главой 25 «Налог на прибыль» в целях исчисления налоговой базы необходимо обеспечить полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности. [2]
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах и расходах юридических лиц и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, определены положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденными приказами Минфина России от 06.05.99 № 32н и № 33н соответственно (в ред. от 18.09.2006 г. №116). Для обобщения информации о доходах и расходах, отражения финансового результата предназначена форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», предусмотренная Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н (в ред. от 18.09. 2006 г. №156н).
Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), «Расходы организации» (ПБУ 10/99), признают доходами увеличение, а расходами - уменьшение экономических выгод в результате поступления или выбытия активов, а также погашения или возникновения обязательств, приводящих к соответствующим изменениям капитала организации. В указанных актах нормативного регулирования приводится группировка доходов и расходов для отражения их в бухгалтерском учете и отчетности, дается их определение и порядок признания в учете.
В соответствии с ПБУ 9/99 «доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящих к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)».
В бухгалтерском учете
затраты признаются по правилам, которые
прописаны в Положении по бухгалтерскому
учету «Расходы организации», где
расходами организации
1.3 Методика проведения аудита финансовых результатов
Детальная аудиторская проверка правильности определения финансовых результатов хозяйственной деятельности экономического субъекта значительно отличается от проверки балансовых статей активов и обязательств организации.
Финансовый результат включает результат всех операций, сгруппированных по соответствующим категориям доходов и расходов за отчетный период.
Объектом проверки финансовых результатов является бухгалтерская прибыль (убыток), представляющая собой конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Цель аудита - сформировать мнение о достоверности конечного финансового результата и бухгалтерской отчетности по финансовым результатам. [14 стр.5]
Основной информационной базой аудита финансовых результатов является бухгалтерский финансовый учет. Поэтому от правильности постановки учета финансовых результатов зависит достоверность полученных данных и объективность решений аудиторов при проведении внутреннего и внешнего аудита. Методика текущего и заключительного аудита финансовых результатов представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Методика текущего и заключительного аудита финансовых результатов
Так, группировка расходов (затрат) по элементам должна отвечать принципам: последовательности формирования затрат, начиная с первичных подразделений и кончая центральной бухгалтерией; объективности и обоснованности построения элементов расходов (затрат) исходя из их экономического содержания; подконтрольности всеми субъектами управления и контроля независимо от организационной структуры и ступенчатости управления экономического субъекта. Кроме указанных принципов данная группировка расходов (затрат) должна обеспечивать осуществление бухгалтерским финансовым учетом его основных функций в системе управления и аудита: аналитической; информационной; контрольной; обратной связи; оценочной.
Отсюда следует, что элементы расходов (затрат) в бухгалтерском финансовом учете необходимо строить в следующей последовательности и структуре: оплата труда; материальные затраты; работы и услуги вспомогательных производств и сторонних организаций; затраты на содержание основных средств; прочие затраты; организационно-управленческие расходы; страховые платежи и отчисления на социальные нужды; расходы на продажу.
Приведенный перечень элементов расходов является гибким для адаптации финансового учета в организациях к обобщению расходов по центрам финансовой ответственности, а также в целом по организации и ее иерархическим уровням контроля, анализа и управления финансовыми результатами.
Для правильности обобщения аналитической информации о доходах, расходах и финансовых результатах и оценки эффективности структурных подразделений возникает объективная необходимость открытия не только субсчетов, но и полусубсчетов второго порядка к счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» [9]
Одной из основных инструментариев расширения информационной базы аудита финансовых результатов для получения доказательств является экономический анализ. Но экономическому анализу должно предшествовать нормирование (планирование) показателей финансовых результатов организации. От обоснованности нормирования (планирования) указанных показателей зависит объективность экономического анализа при аудите финансовых результатов, так как фактические показатели должны быть проанализированы по сравнению с нормативными (плановыми).
Данная методика анализа
показателей при аудите финансовых
результатов позволяет
Целью аудита финансовых результатов, связанных с обычными видами деятельности является определение соответствия применяемой методики учета операций по формированию и использованию финансовыми результатами, на соответствие нормативным документам, действующим на территории Российской Федерации.
На основе этого формируется мнение о достоверности финансового результата и бухгалтерской финансовой отчетности по финансовым результатам во всех существенных аспектах.
Выполняя процедуру проверки доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Бухгалтерский учет продаж соответствует положениям нормативных актов?
2. Данные аналитического и синтетического учета по счету 90 «Продажи» соответствуют данным главной книги и баланса?
3. Корреспонденция счетов по счету 90 «Продажи» составлена в соответствии с положениями нормативных актов?
Порядок проведения аудита доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности включает ряд последовательных этапов:
Этап 1. Сверка данных аналитического
учета доходов и расходов, связанных
с обычными видами деятельности, с
оборотами и остатками
При проведении аудита необходимо сверить тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счету 90 синтетического учета доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.