Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 10:55, доклад
Цель курсовой работы заключается в изучении и анализе сегодняшнего положения несостоятельных предприятий.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования предполагается рассмотреть следующие основные задачи:
Раскрыть понятие несостоятельности (банкротства), основные факторы возникновения банкротства предприятий, а также его виды, цели и последствия.
Изучить основы правового регулирования порядка предупреждения и проведения процедур банкротства организации.
Более подробно рассмотреть некоторые арбитражные процедуры, связанные с банкротством.
Введение. 2
1. Кризис организации, причины возникновения, виды и последствия. 4
1.1 Возникновения кризисов в организации. 4
1.2 Кризис организации: его виды, фазы и последствия. 5
1.3 Банкротство организации: его виды, цель и последствия. 9
1.4 Стадии банкротства организации. 12
2. Основы правового регулирования порядка предупреждения и проведения процедур банкротства организации. 15
2.1 Предупреждение банкротства. 15
2.2 Арбитражные процедуры.. 16
2.2.1 Наблюдение. 17
2.2.2 Финансовое оздоровление. 20
2.2.3 Внешнее управление. 21
2.2.4 Конкурсное производство. 26
2.2.5 Мировое соглашение. 28
3. Изменение правил процедуры банкротства. 31
Заключение. 36
Введение
Вступление экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий поставили большинство российских организаций в сложное финансовое и экономическое положение. Результатом этого явились рост неплатежеспособности и последующее банкротство организаций.
Следует отметить, что в
мире не было ни одной организации,
которая в той или иной мере
в своей производственно-
Ситуация несостоятельности
связана с реальной производственно-хозяйственной
деятельностью и является следствием
производственных, технологических, маркетинговых,
финансово-экономических и
В нормально функционирующей
рыночной экономике банкротство - это
метод устранения из рыночной ниши
неэффективно работающих организаций.
Банкротство выполняет
Цель курсовой работы заключается
в изучении и анализе сегодняшнего
положения несостоятельных
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования предполагается рассмотреть следующие основные задачи:
Раскрыть понятие
Изучить основы правового
регулирования порядка
Более подробно рассмотреть
некоторые арбитражные
В работе использовались законодательные
акты, регулирующие вопросы несостоятельности
(банкротства), комментарии к
1. Кризис организации, причины возникновения, виды и последствия
1.1 Возникновения кризисов в организации
Организация - это некоторое
относительно обособленное структурное
звено в общей экономической
системе. Критериями такого обособления
являются экономическая
В качестве организации может
рассматриваться отдельная
Этапы возникновения кризиса можно представить следующей цепочкой: причины - симптомы - факторы.
Причина кризиса - события или явления, вследствие которых появляются симптомы и далее факторы кризиса.
Симптом кризиса - это только внешнее проявление начала "болезни" организации, но к самой "болезни" - кризису приводят причины его возникновения.
Фактор кризиса - событие
или зафиксированное состояние
объекта, или установленная тенденция,
свидетельствующая о
Например, в организации причинами могут быть финансово-экономические просчеты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования. Симптомы кризиса - появление первых признаков отрицательных тенденций, устойчивость этих тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем и другие. Тогда факторами кризиса будут снижение качества продукции, нарушение технологической дисциплины, рост и большая задолженность по кредитам и т.п.
С точки зрения воздействия
на организацию причины
1.2 Кризис организации: его виды, фазы и последствия
Кризис - это крайнее обострение
внутрипроизводственных и социально-экономических
отношений, а также отношений
организации с
Кризисные ситуации могут возникать на любой стадии деятельности организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада.
Мировая рыночная экономика не знает примеров организаций, которых когда-либо не коснулись кризисные ситуации в той или иной мере.
Применительно к организации кризисы можно классифицировать следующим образом:
Технологический (производственный) - при возникновении которого устаревшее оборудование и технологии не позволяют выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию, что приводит организацию к финансовым потерям;
Социальный (социально-управленческий) - возникает в результате появления между работниками или их группами конфликтов, в том числе между работниками и администрацией, а также в результате управленческих конфликтов в аппарате управления и т.п. Указанные конфликты ведут к принятию неэффективных решений и к потерям времени на самом производстве;
Финансовый - возникает в результате нерационального использования собственного капитала[1] и заемных средств, неэффективного использования полученной прибыли, что влечет за собой опять же финансовые проблемы организации.
Организационный - возникает в результате несовершенства производственной структуры управления и структуры аппарата управления в организации, неэффективного распределения обязанностей, прав, полномочий и ответственности между уровнями управления, подразделениями аппарата и внутри между исполнителями;
Информационный - является следствием
ситуации, в которой получаемая информация
не отражает изменений, происходящих на
рынке, недостаточно достоверно отражает
положение дел в самой
Кризис взаимодействия - между собственниками организации или с властью, противоречия в их интересах, что не позволяет проводить эффективную политику и в результате приносит существенные потери организации.
В конечном итоге эти кризисы между собой достаточно тесно связаны и, как правило, отражаются на финансах организации.
Рассмотрим фазы возможного развития и преодоления кризисов в организации:
I фаза - спад (снижение показателей,
характеризующих результаты
II фаза - дальнейшее ухудшение
результатов деятельности под
влиянием внутренних причин в
организации (без ухудшения
III фаза - депрессия - приспособление
организации к новым условиям
хозяйствования на более
IV фаза - восстановление финансового
равновесия, оживление производства
- восстановление производства и
реализации продукции до
V фаза - рост производства,
ускорение экономического
VI фаза - поддержание нового
экономического уровня
Результаты наступившего кризиса могут быть различными.
Правильно организованный менеджмент
может ослабить влияние кризиса
и добиться восстановления жизнеспособности
организации в целях ее сохранения.
Может произойти обновление организации
при сохранении собственников и
руководителей или
Однако, следует иметь ввиду, что кризис в организации не обязан приводить к негативным последствиям.
Возможные последствия наступления кризисного состояния организации:
Таблица 1.
Позитивные |
Негативные |
Ослабление кризиса |
Усиление кризиса |
Финансовое оздоровление организации (преодоление кризисного состояния) |
Переход к новому кризису |
Сохранение организации как юридического лица |
Ликвидация организации (распродажа имущества организации) |
Реструктуризация (преобразование) организации |
Смена собственника |
В любой организации есть опасность появления кризисной ситуации, даже когда кризис близко не наблюдается, поскольку деятельность организации (в производственной, финансовой, инвестиционных сферах) всегда связана с рисками (предпринимательскими, финансовыми, процентными, экономическими и т.п.). Это определяется те, что организация существует в социально-экономической системе, которая развивается циклично, по спирали, ибо изменяются люди и их потребности, интересы общества, техника и технология, появляются новые продукты.
Исходя из этого проявление кризисных ситуаций в организации требует принятия руководством (собственниками) радикальных мер, чтобы сохранить себя в рынке, так как в противном случае организацию ждет ликвидация.
С этой позиции процедуры
банкротства предприятий - это обеспечение
эволюции производства, продвижения
нового, отживания старого, неуклонного
развития экономики. Банкротство организаций
- это необходимый атрибут
В 2000-2001 гг. в России рассматривалось
более 25 000 дел о банкротстве предприятий,
возбуждено 18 000 дел, из которых большинство
закончилось конкурсным производством
- ликвидацией организаций. В Германии
в эти же годы было возбуждено более
50 000 дел, причем 40 000 предприятий была
оказана помощь в восстановлении
их платежеспособности и переходе на
новый бизнес. В США за этот же
период было возбуждено более 220 000 дел
(такое число объясняется
Из приведенных выше данных
видно, что в России по сравнению
с зарубежными странами основным
путем решения кризисных
1.3 Банкротство организации: его виды, цель и последствия
Банкротство организации - это
результат негативного влияния
разнообразных внешних и
В ст.2 Федерального закона 1998 г. дается следующее определение:
Банкротство (несостоятельность)
- признанная арбитражным судом
Процедуру банкротства организации
следует рассматривать с
Банкротство с экономической
точки зрения - это следствие плохого
учета хозяйственных и
Банкротство с юридической точки зрения - это возможность правового решения острых конфликтов при не возврате организацией-должником денежных средств кредитору. Законодательство защищает интересы кредиторов, давая им шанс вернуть вложенные средства (полностью или частично) либо за счет продажи имущества должника, либо в результате смены руководства и собственников организации, путем внедрения и реализации разнообразных реорганизационных мер.
В понятии банкротства в практике выделяют следующие его виды:
Реальное банкротство организации - характеризуется неспособностью предприятия восстановить свою платежеспособность в силу реальных потерь собственного и заемного капитала.
Временное, условное банкротство
- характеризуется таким