Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 10:55, доклад
Цель курсовой работы заключается в изучении и анализе сегодняшнего положения несостоятельных предприятий.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования предполагается рассмотреть следующие основные задачи:
Раскрыть понятие несостоятельности (банкротства), основные факторы возникновения банкротства предприятий, а также его виды, цели и последствия.
Изучить основы правового регулирования порядка предупреждения и проведения процедур банкротства организации.
Более подробно рассмотреть некоторые арбитражные процедуры, связанные с банкротством.
Введение. 2
1. Кризис организации, причины возникновения, виды и последствия. 4
1.1 Возникновения кризисов в организации. 4
1.2 Кризис организации: его виды, фазы и последствия. 5
1.3 Банкротство организации: его виды, цель и последствия. 9
1.4 Стадии банкротства организации. 12
2. Основы правового регулирования порядка предупреждения и проведения процедур банкротства организации. 15
2.1 Предупреждение банкротства. 15
2.2 Арбитражные процедуры.. 16
2.2.1 Наблюдение. 17
2.2.2 Финансовое оздоровление. 20
2.2.3 Внешнее управление. 21
2.2.4 Конкурсное производство. 26
2.2.5 Мировое соглашение. 28
3. Изменение правил процедуры банкротства. 31
Заключение. 36
имущество, являющееся предметом залога;
имущество, не принадлежащее должнику на правах собственности (арендованное, принятое на ответственное хранение, личное имущество работников должника).
Конкурсный управляющий учитывает все претензии к банкроту, анализирует (в том числе отклоняет) их, составляет их список с указанием сумм и очередности удовлетворения.
В процессе конкурсного производства продается конкурсная масса. Продажа производится на аукционной основе. Полученные средства используются в порядке очередности, предусмотренной Гражданским кодексом РФ.
Согласно ч. I ст.64 ГК РФ при ликвидации юридического лица требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
требования граждан, перед
которыми юридическое лицо несет
ответственность за причинение вреда
жизни или здоровью (путем капитализации
соответствующих повременных
выплата выходных пособий, зарплаты;
удовлетворение требований кредиторов, обеспеченных залогом из имущества ликвидируемого юридического лица;
платежи в бюджет и внебюджетные фонды;
прочие кредиторы.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.
При недостаточности имущества
ликвидируемого предприятия оно
распределяется между кредиторами
соответствующей очереди
В случае отказа ликвидационной
комиссии в удовлетворении требований
кредитора либо уклонения от их рассмотрения
кредитор вправе до утверждения ликвидационного
баланса юридического лица обратиться
в суд с иском к ликвидационной
комиссии. По решению суда требования
кредитора могут быть удовлетворены
за счет оставшегося имущества
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредитора, заявленных в срок.
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества предприятия, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался за иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
2.2.5 Мировое соглашение
Мировое соглашение - договоренность между должником и кредитором об отсрочке или рассрочке платежей кредитору или скидке с долгов.
Смысл мирового соглашения
заключается в быстром
Решение о заключении мирового
соглашения от имени конкурсных кредиторов
принимается собранием
Допускается участие в мировом соглашении третьих лиц, которые принимают на себя права и обязанности предусмотренные мировым соглашением.
Мировое соглашение подлежит
утверждению арбитражным судом,
о чем указывается в
Мировое соглашение вступает
в силу для должника и конкурсных
кредиторов, а также для третьих
лиц, участвующих в мировом
Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.
Расторжение мирового соглашения является основанием для возобновления производства по делу о банкротстве организации-должника, при этом вводится процедура, в ходе которой было заключено мировое соглашение. Состав и размер требований кредиторов или уполномоченных органов определяются на дату возобновления производства по делу о банкротстве организации-должника.
3. Изменение правил процедуры банкротства[8]
Минэкономразвития собирается
ужесточить наказание для предприятий-
"В течение 5 месяцев
государство ни разу не
Недавно министерство обнародовало
16 проектов нормативных актов, которые
должны ужесточить правила процедуры
банкротства. В первую очередь это
касается "налоговых" банкротств.
Царен Царенов, заместитель директора
департамента корпоративного управления
МЭРТ, уже прогнозирует "снежный
ком" таких дел. "Примерно 90% из
них можно оспорить", - парирует
это заявление генеральный
Список так называемых "стратегических" - не подлежащих банкротству - компаний МЭРТ попробует сократить. В нем сейчас около 4 тысяч компаний. По оценке Андрея Шаронова, около тысячи из них грозит банкротство. Некоторые из "стратегических" представляют собой "фантомы": их нет даже в реестре юридических лиц, а доля государства в отдельных таких компаниях составляет 4%.
Государство намерено также ужесточить преследование за преднамеренные и фиктивные банкротства. МЭРТ предлагает увеличить сроки уголовного наказания за эти преступления в 2 раза - с нынешних трех лет до шести. В 2-3 раза должны вырасти и штрафы. Но для наказания сначала надо найти обвиняемых. Пока же по фиктивному банкротству до суда было доведено всего два дела.
ИНТЕРВЬЮ: Татьяна Трефилова, руководитель ФСФО[9]
Глава ФСФО Татьяна Трефилова рассказывает о том, почему президент наложил вето на закон о банкротстве.
У нового закона о банкротстве
очень тяжелая судьба. Его изначальный
правительственный вариант
Причину президентского вето
она видит в том, что некоторые
статьи нового закона были достаточно
опасны. Одно из самых серьезных
замечаний президента касается права
собственников должника, акционеров
(учредителей) или третьих лиц
погасить в период процедуры банкротства
долги. Изначально в правительственном
законопроекте говорилось, что, погасив
долг, можно в любое время выйти
из процедуры банкротства. Однако в
ходе рассмотрения в Госдуме появился
текст, по которому погашение долгов
стало возможным только с согласия
арбитражного управляющего. На самом
деле это опасно. И внешние, и конкурсные
управляющие получают вознаграждение
в период своего управления. Погашение
долгов означает прекращение их работы
и их руководящей роли. Мало кто
по собственной инициативе с этим
согласится. В нашей практике есть
очень известные факты, когда
арбитражный управляющий, несмотря
на позицию кредиторов, госорганов,
включая ФСФО, категорически отказывался
принимать долги. Например, в известных
делах "Роспан Интернейшнл" и Томского
нефтехимического комбината. Трудно назвать
хотя бы одну процедуру за последний
год, в которой управляющий
Следующие очень важные для нас поправки к закону, которые предлагает внести президент, касаются требований к арбитражным управляющим. Всех специалистов очень беспокоило то, что к арбитражному управлению могли быть допущены судимые лица (кроме судимых за преступления в сфере экономики). Вы прекрасно понимаете, что есть тяжкие преступления против личности, против безопасности государства и т.д. Президент предлагает не допускать к арбитражному управлению лиц с конкретным криминальным прошлым.
Еще одна поправка касается
размера страховки, без которой
управляющий не может работать. В
течение года специалисты разъясняли
арбитражным управляющим, что они
смогут зарабатывать без нарушения
законодательства. Однако, к нашему
несчастью, для арбитражных управляющих
в законопроекте предусмотрены
такие условия выхода на рынок, которые
они не смогут выполнить никогда.
В компенсационный фонд СРО нужно
было вложить по $10 000. Чтобы получить
возможность работать на конкретном
предприятии - это, как правило, еще
$5000 - 6000. Маловероятно, что найдется
много управляющих, которые имеют
подобные задекларированные и законные
суммы и будут готовы вложить
их. Нам было горько слышать от управляющих,
что они не смогут найти такие
деньги, тем более что $10 000 пришлось
бы заплатить вне зависимости
от того, получишь ли ты работу. Президент
предложил снизить этот взнос
в шесть раз - с 300 000 руб. до 50 000 руб.
Размеры страховки в
Есть в президентском
заключении и другие принципиальные
замечания. Одно из них касается банкротства
стратегических предприятий. Президент
предложил исключить
Еще одна поправка президента
позволит государству сохранить
значительные деньги. По действующему
закону государство стоит в четвертой
очереди кредиторов и голосует только
на первом собрании. По новому - в пятой,
но голосует на всех этапах. При этом
предусмотрено, что если очередная
процедура банкротства
Кто должен представлять в процедуре банкротства интересы государства как кредитора, по мнению Татьяны Трефиловой, это будет решать правительство. Она полагает, есть дела, в которых нельзя позволять одному ведомству принимать решения. Должен быть некий совещательный орган, который принимает решения, исходя из общих интересов, и скорее всего еще обязан получить одобрение у правительства. Но сейчас в производстве судов 62 000 дел, и по каждому, наверное, не нужно совещаться. В любом случае важнее всего, что правительство сможет само выбрать тот орган, который сочтет необходимым для этого.
Юристы считают, что если действующий закон откровенно прокредиторский, то в новом произошел серьезный перекос в сторону должника. Например, прежде чем возбудить процедуру банкротства, придется пройти через исполнительное производство.
Как юрист, Татьяна Трефилова
категорически против этого нововведения.
Новый закон о банкротстве
имеет некие противоречия в отношении
к закону "Об исполнительном производстве".
В законе о банкротстве говорится,
что подать заявление о возбуждении
процедуры можно через 30 дней после
того, как копия исполнительного
листа направлена приставу. А по
закону "Об исполнительном производстве"
оно занимает гораздо более долгий
срок: сначала должнику предлагается
добровольно погасить долг, потом
налагается арест на счета, потом
списываются деньги, потом налагается
арест на имущество первой очереди,
оно продается, потом - арест на имущество
второй очереди, третьей и т.д. А
по закону о банкротстве с момента
возбуждения процедуры