Банкротство

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью хозяйственной деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли. Однако в погоне за высокими прибылями или под влиянием различных внешних и внутренних факторов можно оказаться в состоянии, когда долгов больше, чем имущества.

Оглавление

Введение – 3-4
Основная часть:
1. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) – 5-7
1.1 Предупреждение банкротства – 8-9
1.2 разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде – 10-14
2. Наблюдение – 14-19
3. Финансовое оздоровление – 19-20
3.1 Управление предприятием – должником в ходе финансового оздоровления – 20-23
4. Внешнее управление – 24-27
4.1 План внешнего управления – 28-35
5. Конкурсное производство – 35-41
5.1 Продажа имущества должника – 42-43
6. Мировое соглашение – 43-46
7. Иные виды банкротства - 46
7.1 Фиктивное банкротство – 46-48
7.2 Преднамеренное банкротство - 48-49
Заключение – 50-51
Список литературы - 52

Файлы: 1 файл

!5 курсКУРСОВИК по антикризисному управлению-БАНКРОТСТВО.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

Содержание:

  1. Введение – 3-4
  2. Основная  часть:

1. Правовое  регулирование  несостоятельности  (банкротства) – 5-7

1.1 Предупреждение  банкротства – 8-9

1.2 разбирательство   дел  о  банкротстве  в  арбитражном  суде – 10-14

2. Наблюдение – 14-19

3. Финансовое  оздоровление – 19-20

3.1 Управление  предприятием – должником   в ходе  финансового  оздоровления – 20-23

4. Внешнее   управление – 24-27

4.1 План внешнего  управления – 28-35

5. Конкурсное  производство – 35-41

5.1 Продажа   имущества  должника – 42-43

6. Мировое  соглашение – 43-46

7. Иные виды  банкротства - 46

7.1 Фиктивное  банкротство – 46-48

7.2  Преднамеренное  банкротство - 48-49

  1. Заключение – 50-51
  2. Список  литературы - 52

ВВЕДЕНИЕ

Термин антикризисное  управление   стал  одним  из  самых  «популярных»  терминов  в  деловой  жизни  России. Однако  его  содержание  расплывчато.  В  литературе  не   фиксируется  признаки  различия  антикризисного  и  обычного  управления.  Внимание, как  правило,  акцентируют  не  на  «лечении»  кризиса,  а  на  мерах  по  его  недопущению и  механизме  банкротства.

В  жизни  предприятия  кризисы  или  угроза  кризисов -  постоянное  явление.  Кризис – это  крайнее  обострение  противоречий  в  социально-экономической  системе (организации), угрожающее  ее  жизнестойкости  в  окружающей  среде.

Кризис, как  первая  важнейшая  фаза  экономического  цикла,  имеет различные  черты. Одна из  таких  черт  есть банкротство (несостоятельность) и  крах фирм.

В любой цивилизованной стране с развитой экономической  системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Само  понятие  банкротство – это,  неплатежеспособность  предприятия,  имеющая  или  приобретающая  устойчивый  характер,  признанная  хозяйственным  судом  или  правомерно  объявленная  должником  в  соответствии  с  законодательством.

Я выбрала  эту тему, так  как  в условиях современной финансовой политики процедуры несостоятельности (банкротства) принадлежат к числу важнейших средств антикризисного управления развитием экономической ситуации как на уровне Российской Федерации и ее субъектов, так и на уровне муниципальных образований. Банкротство нежизнеспособных организаций способствует отбору хозяйствующих субъектов, наиболее приспособленных к деятельности в рыночных условиях. Что еще более важно, процедуры банкротства позволяют использовать самые эффективные способы управления «больными», то  есть финансово неблагополучными, организациями.

Основной  целью  хозяйственной  деятельности  любой  коммерческой  организации  является  получение  прибыли. Однако  в  погоне  за  высокими  прибылями  или  под  влиянием  различных  внешних  и внутренних  факторов  можно  оказаться  в  состоянии,  когда  долгов  больше,  чем  имущества.  Поэтому в условиях  рыночной  экономики большую роль  в защите  прав  и интересов юридических и физических  лиц играет  такой инструмент,  как банкротство несостоятельного  должника,  позволяющий восстановить  нарушенные  права кредиторов, либо  помочь  выйти должнику  из  кризиса.

В  этой  работе  я  хочу  рассказать о: понятии и  признаках  банкротства; правовом  регулировании несостоятельности (банкротства); процедурах банкротства предприятия, которые являются  важными составляющими несостоятельного  предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правовое  регулирование  несостоятельности (банкротства)

Правовое  регулирование несостоятельности (банкротства) имеет давнюю историю, связанную с поведением средневековых итальянских торговцев-«ломбардцев» (ростовщиков, менял, банкиров), которые по традиции ломали скамью, на которой они сидели в торговом зале, символизируя прекращение платежей, что и нашло свое отражение в термине «банкротство» (от ит. banco — скамья и rotto — сломанный).

Позднее данный термин стал применяться более широко, и в настоящее время Федеральным законом о несостоятельности предусмотрена возможность объявления банкротом как юридического, так и физического лица.

Исторически сложилось так, что под несостоятельностью понималась удостоверенная судом абсолютная неплатежеспособность должника. При этом в большинстве стран синоним слова «несостоятельность» — термин «банкротство» — применяется для описания уголовно-правовой стороны несостоятельности, инкорпорирован в уголовные кодексы и используется только по отношению к физическим лицам.

Правовыми  актами  о  «банкротстве»,  является    нормативные  документы  и  законы. Основным  юридическим  документом,  регламентирующим  вопросы  банкротства,  является № 127 - Федеральный  закон  «О несостоятельности  (банкротстве)», вступивший  в  действие  с  1  марта  1998 г.  и  расширенный  26  октября  2002 г.

Кроме  того,  процедуры  банкротства  регулируются:

- гражданским   кодексом  РФ (ч.  1   от  30  ноября  1994 г. № 51 – ФЗ, 4.2 –  от 26 января 1996 г. № 14 - ФЗ);

- Арбитражным  процессуальным  кодексом  РФ  от  24  июля  2002 г.  № 95 –  ФЗ (введен  в  действие  с  1  сентября 2002 г.);

- Трудовым  кодексом  РФ  от  30  декабря  2001 г.  № 197 – ФЗ;

- Уголовным   кодексом  РФ  от  13  июня  1996 г. № 63 – ФЗ;

- Федеральным  законом  «Об  особенностях  несостоятельности (банкротства) субъектов  естественных  монополий  топливно – энергетического  комплекса» от  24  июня  1999 г. № 122 – ФЗ (действовал  до  1 января  2005 г.,  после  чего  вступил  в  действие   закон  о  банкротстве  «Банкротство  субъектов  естественных  монополий»);

- Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ.

Несмотря  на то, что в российском гражданском законодательстве термины «несостоятельность» и «банкротство» используются как синонимы, следует отметить, что в Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрено использование только термина «банкротство» (фиктивное, умышленное). Кроме того, данный термин вообще чаще используется в нормативных актах Российской Федерации.

В соответствии с законом о банкротстве  несостоятельность (банкротство)— это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей1.

Из законодательства о банкротстве вытекают следующие  положения:

  1. Должник может быть признан банкротом только на основании решения арбитражного суда или объявить себя банкротом сам (в случае добровольной ликвидации).
  2. Критерием несостоятельности должника является его неплатежеспособность, когда должник не может полностью расплатиться по своим долгам. Причем закон не делает различия между задолженностью перед кредиторами по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды и задолженностью перед кредиторами по другим обязательствам.

Признаками  банкротства являются:

  • неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в течение 3 месяцев со дня наступления сроков их исполнения; в течение одного месяца для кредитных организаций; в течение 6 месяцев для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса и для стратегических предприятий и организаций;
  • сумма задолженности (за исключением начисленных штрафов и пеней) на день обращения в суд должна быть не менее:100 тыс. руб. (по закону о банкротстве 1998 г. — 500 минимальных размеров оплаты труда — МРОТ) для юридического лица;
  • 10 тыс. руб. (по закону о банкротстве 1998 г. — 100 МРОТ) для гражданина; а также сумма обязательств должника-гражданина должна быть больше стоимости принадлежащего ему имущества;
  • 50 тыс. МРОТ для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, а также сумма задолженности должна превышать балансовую стоимость имущества должника, в том числе  права требования (с 1 января 2005 г, — 500 тыс. руб.);

• независимо от размера кредиторской задолженности при банкротстве отсутствующего должника;

• не менее 1000 М РОТ для кредитной организации.

Процедуры банкротства можно разделить на внесудебные (добровольные) и судебные, осуществляемые в рамках судебного процесса, К внесудебным процедурам относятся: досудебная санация и иные меры по предупреждению банкротства; к судебным процедурам, осуществляемым в рамках судебного процесса, — наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

Судебное разбирательство  может быть начато по заявлению, как самого должника, так и конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Конкурсное  производство приводит к ликвидации организации, все остальные процедуры — к ее финансовому оздоровлению и, в конечном счете, к нормальному состоянию. Таким образом, процесс по делу о банкротстве не всегда завершается ликвидацией организации-должника.

 

  • 1.1 Предупреждение банкротства
  • Законом о  банкротстве 2002г. предусмотрено проведение мер по предупреждению банкротства организаций (ст. 30) и досудебной                         санации    (ст. 31).

    Учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по предупреждению банкротства организаций.

    До момента  подачи заявления о признании должника банкротом меры по его финансовому оздоровлению могут принимать не только учредители (участники), собственники имущества, но и кредиторы и иные лица на основании соглашения с должником.

    Под досудебной санацией понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника, применяемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, его кредиторами и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

    Досудебная  санация осуществляется в форме предоставления финансовой помощи должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника — предприятия.

    В законе не регламентируются ни порядок, ни сроки, ни ответственность участников процедуры, ни контроль за проведением процедуры досудебной санации. Фактически все эти меры осуществляются в рамках антикризисного управления, т.е. управления, направленного на вывод предприятия из кризисного состояния и на предотвращение появления такого состояния. Основными этапами антикризисного управления являются разработка бизнес - плана финансового оздоровления на основе оценки и диагностика финансового состояния фирмы, а также выбор и реализация антикризисных процедур.

    Одним из основных способов, используемых для выхода предприятия из кризиса, является его реорганизация (таблица 1).

    Еще одной  из форм, используемых в целях оздоровления предприятия и недопущения его банкротства, является доверительное управление. По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление. По этому договору доверительный управляющий обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или другого лица, указанного учредителем управления (выгодоприобретателем).

     

    Таблица 1.    Формы реорганизации

    Нормативные документы: Закон об акционерных  обществах, Закон об обществах с ограниченной ответственностью, Гражданский кодекс РФ

    Слияние — возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением деятельности последних

    А+Б=В

    Присоединение — прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей их правопреемнику, которым является юридическое лицо, к которому осуществлено присоединение

    А+Б=А

    Разделение — прекращение общества с прекращением всех прав и обязанностей вновь создаваемым обществом

    А=БиВ 

    Выделение — создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего

    А=АиБ

    Преобразование — форма реорганизации, в результате которой юридическое лицо одной организационно-правовой формы преобразуется в юридическое лицо другой организационно-правовой формы и при этом к вновь образованному юридическому лицу переходя!' все права и обязанности реорганизованного

    АО=ООО

    АО=производственный кооператив

    ООО=производственный кооператив


     

     

     

     

     

    1.2 Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде

    Дела о  банкротстве находятся в компетенции арбитражного суда. Арбитражные суды рассматривают дела о банкротстве юридических лиц и граждан по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

    Информация о работе Банкротство