Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 02:17, курсовая работа
Объектом исследования является открытое акционерное общество «ТБЗ Усяж».
Предметом исследования процесс отгрузки и реализации продукции на ОАО «ТБЗ Усяж».
Цель работы – изучение методики анализа отгрузки и реализации продукции, разработка рекомендации по совершенствованию методики анализа по теме исследования.
При выполнении работы использованы как общенаучные (обобщение, сопоставление), так и специальные методы и приемы анализа хозяйственной деятельности (сравнения).
В процессе работы были рассмотрены экономическая сущность отгрузки и реализации, определены задачи и значение анализа отгрузки и реализации продукции, проведен анализ выполнения договорных обязательств, анализ ритмичности поставок продукции, а также факторный анализ отгрузки и реализации.
В результате работы определены основные проблемы анализа отгрузки и реализации продукции и выработаны предложения по их совершенствованию.
Введение……………………………………………………………………….…4
1 Роль отгрузки и реализации продукции в условиях социально-ориентированной экономики рыночного типа…………………………………6
1.1 Экономическая сущность отгрузки и реализации и их роль в управлении предприятием ……………………………………..……………………………..6
1.2 Значение, задачи и информационная база для анализа отгрузки и реализации продукции…………………………………………………………...8
1.3 Обзор нормативно-правовых актов по анализу отгрузки и реализации продукции……………………………………………………………….………11
2 Методика анализа отгрузки и реализации продукции на ОАО «ТБЗ Усяж»…………………………………………………………………………..14
2.1Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции………………………………………………………………………14
2.2 Анализ равномерности и ритмичности реализации продукции………...23
2.3 Факторный анализ отгрузки и реализации готовой продукции…………26
2.4 Совершенствование анализа отгрузки и реализации готовой продукции, в условиях современных информационных технологий…………………….32
Заключение…………………………………………………………………….. 35
Список использованных источников………………………………………….38
Кр = 8370 / 8403 = 0,996
Коэффициент ритмичности также можно определить путем суммирования фактического удельного веста поставленной продукции за каждый период, но не выше планового уровня. Его значение по данным таблицы 2.4 составляет:
Кр = ( 26,6 +25,4 +25,3 + 22,5) : 100 = 99,6:100 =0,996
Таким образом, коэффициент ритмичности составил 0,996, что свидетельствуют о том, что за исследуемый период предприятие работало не ритмично. Недопоставка продукции в третьем и четвертом кварталах вызвала незначительные отклонения от запланированного в соответствии с заключенными договорами объема поставок. Неритмичная работа предприятия приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшения суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
На основании данных анализа ритмичности разрабатывают конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы, которыми могут быть:
-
несвоевременная поставка
- другие нарушения поставщиками договорных условий ( изменение цены, качества материалов);
- отсутствие энергии не по вине предприятия;
-простои оборудования;
-потери рабочего времени и другие.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели:
Все
это приводит к повышению себестоимости
продукции, уменьшении. суммы прибыли,
ухудшению финансового
2.3
Факторный анализ
отгрузки и реализации
готовой продукции
Реализация продукции является завершающей стадией кругооборота средств предприятия. От ее величины зависят результаты финансово- хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности.
Источниками информации для данного анализа являются: форма №1 «Бухгалтерский баланс» (приложение Ж), форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» , ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал-ордер №11, карточка складского учета готовой продукции.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Источниками информации послужили «Отчет о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера» форма 12-п на ОАО «ТБЗ Усяж».
Таблица
2.5 - Динамика производства
продукции в сопоставимых
ценах
|
Примечание
- Источник: собственная разработка.
Таблица
2.6 - Динамика реализации
продукции в сопоставимых
ценах
|
Примечание
- Источник: собственная разработка.
Из таблиц 2.5 и 2.6 видно, что за три года объем производства возрос на 48,8 %, а объем реализации - на 43,2 %. За последний 2009 год темпы роста производства несколько выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.
Необходимо проанализировать выполнение плана по реализации продукции. С этой целью мы составим таблицу, в которой для анализа будем использовать данные ОАО «ТБЗ Усяж» за 2008 год.
Таблица
2.7 - Выполнение плана
по реализации продукции
Показатель | По плану | Фактически | Отклонение
от плана
(2-1) |
Выполнение
плана, %
(2/3 ∙ 100%) |
А | 1 | 2 | 3 | 4 |
Объем реализованной продукции, млн.руб | 8143
(приложение Б, стр.1, гр.3) |
8310
(приложение В, стр. 2, гр.5) |
+167 | 102,05
|
Примечание
- Источник: собственная разработка.
Таким образом, как свидетельствуют данные таблицы 2.7., на ОАО «ТБЗ Усяж» за 2008 года объем реализованной продукции составил 8310 млн. руб., что превысило плановый показатель на 167 млн. руб. (8310 –
- 8143) или 2,05% (102,05 – 100). Данный показатель является несомненным плюсом в работе предприятия.
Выполнение плана по объему реализации зависит от степени обеспеченности его товарной массой. Баланс продукции составляется в отпускных ценах без налогов и отчислений от выручки или по себестоимости. Для сопоставимости результатов, отраженных в разных формах отчетности или вне системы бухгалтерского учета в различных видах оценки, используются соответствующие коэффициенты пересчета.
В экономической литературе и в практике анализа хозяйственной деятельности используется два варианта факторного анализа отгрузки и реализации продукции. Их существование обусловлено разной учетной политикой в этой области.
Так, первый вариант используется при определении выручки от реализации по мере отгрузки. Второй вариант – при учете реализации по мере оплаты.
Моделирование факторной системы основывается на формуле товарного баланса продукции, которая имеет вид:
ОНн
+ ВП = Р+ОНк,
где ОНн, ОНк – остатки нереализованной продукции соответственно на начало и конец периода;
ВП – объем выпущенной
Р – объем реализованной
Формулу
товарного баланса можно
Р
=ОНн + ВП – ОНк.
Предприятие в соответствии с учетной политикой выбирает для себя один из методов учета реализации продукции: по методу отгрузки либо по методу оплаты счетов за поставленную продукцию.
В случае, если предприятие ведет учет реализации по моменту отгрузки продукции ( счет 45 «Товары отгруженные» не используется), то объем реализации фактически становится равным объему отгруженной продукции.
Кроме того, необходимо уточнить, что остатки нереализованной продукции в этом случае складываются из остатков готовой продукции на складах предприятия. То есть, формула товарного баланса примет вид:
Р
= ОТГ = ОНн + ВП – ОНк,
где
ОТГ – объем отгруженной
Исходя из этого можно сделать вывод, что на реализацию и отгрузку готовой продукции оказывают влияние следующие факторы первого порядка:
изменение объем выпуска продукции;
изменение остатков
При
учете реализации по моменту оплаты
остатки нереализованной
Р = ОГПн + ОТОн +ВП – ОГПк – Отток = ОТОн + ОТГ – ОТОк (2.7)
где ОГПн, ОГПк – остатки
готовой продукции
ОТОн, ОТОк – остатки товаров отгруженных соответственно на начало и конец периода. [9,с.110]
Из данной факторной модели следует, что факторами первого порядка, влияющими на объем реализации являются:
изменение остатков
изменение объем отгрузки продукции;
изменение остатков
На ряду с этим, на отгрузку влияют факторы, которые относительно объема реализации являются факторами второго порядка:
изменение объем выпущенной продукции;
изменение остатков готовой продукции соответственно на начало и конец периода.
Остатки нереализованной продукции на конец года оказывают влияние на объема реализации с обратным знаком.[9, с. 110]
Информация о работе Анализ, выпуск, отгрузка, реализация, поставка продукции