Анализ, выпуск, отгрузка, реализация, поставка продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 02:17, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является открытое акционерное общество «ТБЗ Усяж».

Предметом исследования процесс отгрузки и реализации продукции на ОАО «ТБЗ Усяж».

Цель работы – изучение методики анализа отгрузки и реализации продукции, разработка рекомендации по совершенствованию методики анализа по теме исследования.

При выполнении работы использованы как общенаучные (обобщение, сопоставление), так и специальные методы и приемы анализа хозяйственной деятельности (сравнения).

В процессе работы были рассмотрены экономическая сущность отгрузки и реализации, определены задачи и значение анализа отгрузки и реализации продукции, проведен анализ выполнения договорных обязательств, анализ ритмичности поставок продукции, а также факторный анализ отгрузки и реализации.

В результате работы определены основные проблемы анализа отгрузки и реализации продукции и выработаны предложения по их совершенствованию.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…4

1 Роль отгрузки и реализации продукции в условиях социально-ориентированной экономики рыночного типа…………………………………6

1.1 Экономическая сущность отгрузки и реализации и их роль в управлении предприятием ……………………………………..……………………………..6

1.2 Значение, задачи и информационная база для анализа отгрузки и реализации продукции…………………………………………………………...8

1.3 Обзор нормативно-правовых актов по анализу отгрузки и реализации продукции……………………………………………………………….………11

2 Методика анализа отгрузки и реализации продукции на ОАО «ТБЗ Усяж»…………………………………………………………………………..14

2.1Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции………………………………………………………………………14

2.2 Анализ равномерности и ритмичности реализации продукции………...23

2.3 Факторный анализ отгрузки и реализации готовой продукции…………26

2.4 Совершенствование анализа отгрузки и реализации готовой продукции, в условиях современных информационных технологий…………………….32

Заключение…………………………………………………………………….. 35

Список использованных источников………………………………………….38

Файлы: 1 файл

кУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 425.00 Кб (Скачать)

                  Кр = 8370 / 8403 = 0,996

      Коэффициент ритмичности также можно определить путем суммирования фактического удельного веста поставленной продукции за каждый период, но не выше планового уровня. Его значение по данным таблицы 2.4 составляет:

                         Кр = ( 26,6 +25,4 +25,3 + 22,5) : 100 = 99,6:100 =0,996

      Таким образом, коэффициент ритмичности составил 0,996, что свидетельствуют о том, что за исследуемый период предприятие работало не ритмично. Недопоставка продукции в третьем и четвертом кварталах вызвала незначительные отклонения от запланированного в соответствии с заключенными договорами объема поставок. Неритмичная работа предприятия приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшения суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

      На  основании данных анализа ритмичности  разрабатывают конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы, которыми могут быть:

      - несвоевременная поставка сырья  и материалов поставщиками;

      - другие нарушения поставщиками  договорных условий ( изменение  цены, качества материалов);

      - отсутствие энергии не по вине предприятия;

      -простои  оборудования;

      -потери  рабочего времени и другие.

      Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические  показатели:

    • снижается качество продукции;
    • увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала;
    • не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции;
    • предприятие получает выручку за реализованную продукцию не своевременно, и, как следствие, налоги уплачиваются с опозданием;
    • перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы.

      Все это приводит к повышению себестоимости  продукции, уменьшении. суммы прибыли, ухудшению финансового состояния  предприятия.[10, с.215] 

     2.3 Факторный анализ  отгрузки и реализации  готовой продукции 

     Реализация  продукции является завершающей стадией кругооборота средств предприятия. От ее величины зависят результаты финансово- хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности.

     Источниками информации для данного анализа  являются: форма №1 «Бухгалтерский баланс» (приложение Ж), форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» , ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал-ордер №11, карточка складского учета готовой продукции.

     Анализ  начинается с изучения динамики выпуска  и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Источниками информации послужили «Отчет о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера» форма 12-п на ОАО «ТБЗ Усяж».

     Таблица 2.5 - Динамика производства продукции в сопоставимых ценах 

месяц.

год 
 

Объем

производства,  млн.руб.

(приложение  К) 
 
 

аа 

 продукции,  млн. руб.

                 Темпы роста, %
       базисные         цепные
     1                     2              3              4
12.2007 1105           100,0        100,0  
12.2008 1196 108,2(стр.2стр.1) 108,2(стр.2/стр.1)
12.2009 1641 148,5(стр.3/стр.1) 137,2(стр.3/стр.2)

Примечание -  Источник: собственная разработка. 

     Таблица 2.6 - Динамика реализации продукции в сопоставимых ценах  

   месяц.

год

Объем реализации,

млн.руб.

(приложение  К)

                  Темпы роста, %
       базисные         цепные
     1                     2               3             4
12.2007 1365 100,0 100,0
12.2008 1462 107,1(стр.2стр.1) 107,1(стр.2/стр.1)
12.2009 1955 143,2(стр.3/стр.1) 133,7(стр.3/стр.2)

Примечание -  Источник: собственная разработка. 

     Из таблиц 2.5 и 2.6 видно, что за три года объем производства возрос на 48,8 %, а объем реализации - на 43,2 %. За последний 2009 год темпы роста производства несколько выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

     Необходимо  проанализировать выполнение плана  по реализации продукции. С этой целью  мы составим таблицу, в которой для анализа будем использовать данные ОАО «ТБЗ Усяж» за 2008 год.

     Таблица 2.7 - Выполнение плана по реализации продукции 

Показатель По плану Фактически Отклонение  от плана

(2-1)

Выполнение  плана, %

(2/3 ∙  100%)

А 1 2 3 4
Объем реализованной продукции, млн.руб 8143

(приложение  Б, стр.1, гр.3)

8310

(приложение В, стр. 2, гр.5)

+167 102,05

 

Примечание -  Источник: собственная разработка. 

     Таким образом, как свидетельствуют данные таблицы 2.7., на ОАО «ТБЗ Усяж» за 2008 года объем реализованной продукции составил 8310 млн. руб., что превысило плановый показатель на 167 млн. руб. (8310 –

- 8143)  или 2,05% (102,05 – 100). Данный показатель является несомненным плюсом в работе предприятия.

     Выполнение  плана по объему реализации зависит от степени обеспеченности его товарной массой. Баланс продукции составляется в отпускных ценах без налогов и отчислений от выручки или по себестоимости. Для сопоставимости результатов, отраженных в разных формах отчетности или вне системы бухгалтерского учета в различных видах оценки, используются соответствующие коэффициенты пересчета.

     В экономической литературе и в  практике анализа хозяйственной  деятельности используется два варианта факторного анализа отгрузки и реализации продукции. Их существование обусловлено разной учетной политикой в этой области.

     Так, первый вариант используется при  определении выручки от реализации по мере отгрузки. Второй вариант –  при учете реализации по мере оплаты.

     Моделирование факторной системы основывается на формуле товарного баланса продукции, которая имеет вид:

     ОНн + ВП = Р+ОНк,                                                           (2.4)

     где ОНн, ОНк – остатки нереализованной  продукции соответственно на начало  и конец периода;

            ВП – объем выпущенной продукции;

            Р – объем реализованной продукции.

Формулу товарного баланса можно представить  следующим образом:

     Р =ОНн + ВП – ОНк.                                                            (2.5)

        Предприятие в соответствии с учетной политикой выбирает для себя один из методов учета реализации продукции: по методу отгрузки либо по методу оплаты счетов за поставленную продукцию.

     В случае, если предприятие ведет учет реализации по моменту отгрузки продукции ( счет 45 «Товары отгруженные» не используется), то объем реализации фактически становится равным объему отгруженной продукции.

       Кроме того, необходимо уточнить, что остатки нереализованной продукции в этом случае складываются из остатков готовой продукции на складах предприятия. То есть, формула товарного баланса примет вид:

     Р = ОТГ = ОНн + ВП – ОНк,                                                     (2.6)          

     где ОТГ – объем отгруженной продукции.

     Исходя  из этого можно сделать вывод, что на реализацию и отгрузку готовой  продукции оказывают влияние следующие факторы первого порядка:

         изменение  объем выпуска продукции;

         изменение остатков нереализованной продукции  на конец периода.

     При учете реализации по моменту оплаты остатки нереализованной продукции  слагаются из остатков готовой продукции на складе, остатков товаров отгруженных, в том числе срок оплаты которых ещё не наступил, которые не оплачены в срок покупателем и находящейся на ответственном хранении у покупателя. В этом случае  формула товарного баланса имеет вид:

  Р  = ОГПн + ОТОн +ВП – ОГПк – Отток = ОТОн + ОТГ – ОТОк    (2.7)

           где  ОГПн, ОГПк – остатки  готовой продукции соответственно  на начало  и конец периода;

         ОТОн, ОТОк – остатки товаров отгруженных соответственно на начало  и конец периода. [9,с.110]

     Из  данной факторной модели следует, что факторами первого порядка, влияющими на объем реализации являются:

         изменение остатков отгруженных  товаров  на начало периода;

         изменение  объем отгрузки  продукции;

         изменение остатков отгруженных  товаров  на конец периода.

     На  ряду с этим, на отгрузку влияют факторы, которые относительно объема реализации являются факторами  второго порядка:

       изменение объем выпущенной продукции;

       изменение остатков готовой продукции соответственно на начало  и конец периода.

     Остатки нереализованной продукции на конец года оказывают влияние на объема реализации с обратным знаком.[9, с. 110]

Информация о работе Анализ, выпуск, отгрузка, реализация, поставка продукции