Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 19:49, курсовая работа
Целью куросвой работы является изучение экономической категории себестоимости, ее значение и роль в организации, а также проведение анализа себестоимости на примере ОАО «Бумажная фабрика «Спартак» и выявление путей ее снижения.
Основными задачами дипломной работы являются:
Рассмотрение сущности экономической категории себестоимости;
Изучение задач и основных методов анализа себестоимости продукции;
Рассмотрение нормативных актов в сфере учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции;
Проведение анализа себестоимости продукции по элементам и статьям затрат;
Расчет основных факторов при анализе прямых и косвенных расходов на предприятии;
Рассмотрение путей снижения себестоимости продукции на предприятии.
Проанализируем влияние различных факторов на изменение материальных затрат на 1 р. выпуска продукции, т.к. именно изменение материальных затрат послужило основным фактором, повлиявшим на изменении материалоемкости продукции. Исходные данные для анализа приведены в приложении. Результаты анализа приведены в таблице 8. Для анализа возьмем основные 4 вида продукции. Изменение материалоемкости в 2011 году в сравнении с 2010 годом составило:
∆ МЕ = МЕ2011-МЕ2010 = 23 158/34 228 = 11 091/15 661 =
= 0,68-0,71 = -0,03
Для
факторного анализа материалоемкости
используем модель, приведенную ниже.
Таблица 2.7 – Факторный анализ изменения материальных затрат на выпуск продукции в 2011 году
Наименование продукции | 2 010 | усл1 (∆ ВП) | усл2 ∆ доли i-го вида продукции | усл3 ∆ отп цен | усл4 ∆ МЗ уд | 2 011 |
картон гофрированный | 5 283 | 8 050 | 11 786 | 20 433 | 18 417 | 18 417 |
бумага среднего сорта, тыс.м.кв. | 80,47 | 123 | 15 | 55 | 103 | 103 |
ящики из катрона гофрированного тыс. м.кв. | 5 724 | 8 723 | 3 662 | 5 741 | 4 595 | 4 595 |
картон, тонн. | 3,26 | 5 | 33 | 51 | 43 | 43 |
Итого | 11 091 | 16 900 | 15 496 | 26 280 | 23 158 | 23 158 |
∆ МЗ | - | 5 809 | -1 404 | 10 784 | -3 122 | - |
Далее
в таблице 2.8 приведен факторный
анализ изменения выпуска продукции (знаменатель
в факторной модели).
Таблица 2.8 – Факторный анализ изменения объема выпуска продукции на выпуск продукции в 2011 году
Наименование продукции | 2 010 | усл1 (∆ ВП) | усл2 ∆ доли i-го вида продукции | усл3 ∆ отп цен 2011 |
картон гофрированный | 6 450 | 9 829 | 14 391 | 24 949 |
бумага среднего сорта, тыс.м.кв. | 241 | 367 | 45 | 164 |
ящики из катрона гофрированного тыс. м.кв. | 8 962 | 13 656 | 5 732 | 8 987 |
картон, тонн. | 8 | 12 | 82 | 127 |
Итого | 15 660,91 | 23 864,12 | 20 250 | 34 228 |
∆ ВП | - | 8 203 | -3 614 | 13 978 |
Таблица 2.9 – Факторный анализ изменения материалоемкости продукции
Изменение показателя | 2 010 | Засчет изменения ВП | Зачет изменения структуры выпуска | Засчет изменения отпускных цен | Засчет изменения уд МЗ | 2 011 |
∆ МЕ | 0,71 | 0,71 | 0,77 | 0,77 | 0,68 | 0,68 |
- | 0,00 | 0,06 | 0,00 | -0,09 | - |
Проверка: 0+0,06+0-0,09 = -0,03.
Таким образом снижение
=∆ ФЕ = ФЕ2011-ФЕ2010 = 1 052/34 228 -1 167/15 661 =
=
0,03-0,07 = -0,04 руб./1 руб. ВП
Таблица 2.10 – Факторный анализ изменения зарплатоемкости продукции
Изменение показателя | 2 010 | Засчет изменения ВП | Зачет изменения структуры выпуска | Засчет изменения отпускных цен | Засчет изменения уд ФЗП | 2 011 |
∆ ЗПЕ | 0,07 | 0,07 | 0,05 | 0,05 | 0,03 | 0,03 |
- | 0,00 | -0,02 | 0,00 | -0,02 | - |
Для того чтобы проводить факторный анализ по отдельным видам продукции, необходимо выбрать определенные эти виды. Для анализа выбраны следующие виды продукции:
- картон гофрированный,
- ящики из картона гофрированного,
- бумага среднего сорта,
- картон.
Именно
эта продукция занимает наибольший
вес в общем выпуске за два
анализируемого года (99%). Удельный вес
в годовом объеме выпуска по выбранным
видам продукции представлен на рисунках
2.3 и 2.4.
Рисунок
2.3 – Структура выпуска основных
видов продукции (товарная продукция
в отпускных ценах), 2010 год
Как видно из рисунков, структура по годам динамична. Если в 2010 году более 50 % от выпуска составила бумага среднего сорта, то в 2011 году уже 74% выпуска – картон гофрированный. Это обусловлено в большей степени спросом, заключением долгосрочных годовых договоров на поставку продукции (основная доля продукции предприятия не идет к конечному потребителю, а используется далее в производстве, упаковке и доставке другой продукции).
Рисунок
2.4 – Структура выпуска основных
видов продукции (товарная продукция
в отпускных ценах), 2011 год
Далее
в таблицах 2.11 и 2.12 представлены данные
о выпуске основных видов продукции в
денежном и натуральном выражении, себестоимости
единицы (себестоимость 1 тыс. м. кв.).
Таблица 2.11 – Данные об объеме произведенной продукции, 2010 год
Вид изделия | Объем производства, млн. р. | ОП в нат выр, тыс. м. кв | Доля в объеме выпуска, % | С-сть 1 тыс.м.кв., руб. |
картон гофрированный, тыс. м кв. | 6 450,31 | 10316 | 55,55 | 0,621 |
ящики из картона гофрированного тыс. м.кв. | 241 | 144 | 0,78 | 0,729 |
бумага среднего сорта, тыс.м.кв. | 8 962 | 8103 | 43,63 | 1,087 |
картон, тонн. | 8,07 | 7 | 0,04 | 1,12 |
Итого | 15 661 | 18 570 | - | - |
Таблица 2.12 – Данные об объеме произведенной продукции, 2010 год
Вид изделия | Объем производства, млн. р. | ОП в нат выр, тыс. м. кв | Доля в объеме выпуска, % | С-сть 1 тыс.м.кв., руб. |
картон гофрированный, тыс. м кв. | 24 949 | 23016 | 81,34 | 0,9 |
ящики из катрона гофрированного тыс. м.кв. | 164 | 27 | 0,10 | 1,55 |
бумага среднего сорта, тыс.м.кв. | 8 987 | 5183 | 18,32 | 1,651 |
картон, тонн. | 127,090 | 71 | 0,25 | 1,337 |
Итого | 34 228 | 28 297 | - | - |
Чтобы произвести факторный анализ себестоимости, необходимо определить число факторов, влияющих на себестоимость. Известно, что каждый фактор влияет на себестоимость по-своему, одни из факторов влияют непосредственно, а другие косвенно, но каждое явление можно рассматривать как причину и следствие. Отсюда важным вопросом в анализе хозяйственной деятельности является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения.
Полная себестоимость каждого вида продукции
(С) может измениться из-за объема выпуска
продукции (ВП), ее структуры (Дi), себестоимости
единицы продукции (Сi):
С
= ВП x Дi x Сi.
Таблица 2.13 – Исходные данные для факторного анализа полной себестоимости консервной продукции на 2010-2011 гг.
Виды продукции | Количество, тыс. м.кв. | Себестоимость единицы продукции, руб. | Полная себестоимость продукции, руб. | ||||||
2010 | 2011 | 2010 | 2011 | 2010 | 2011 | откл. | |||
тыс.м.кв | уд.вес,% | тыс.м.кв | уд. вес, % | ||||||
картон гофрированный, тыс. м кв. | 10 316 | 55,55 | 23 016 | 81,34 | 0,621 | 0,9 | 6 405 | 20 714 | 14 309 |
ящики из картона гофрированного тыс. м.кв. | 144 | 0,78 | 27 | 0,10 | 0,729 | 1,55 | 105 | 42 | -63 |
бумага среднего сорта, тыс.м.кв. | 8 103 | 43,63 | 5 183 | 18,32 | 1,087 | 1,65 | 8 808 | 8 557 | -251 |
картон, тонн. | 7 | 0,04 | 71 | 0,25 | 1,120 | 1,28 | 8 | 95 | 87 |