Анализ себестоимости в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью куросвой работы является изучение экономической категории себестоимости, ее значение и роль в организации, а также проведение анализа себестоимости на примере ОАО «Бумажная фабрика «Спартак» и выявление путей ее снижения.
Основными задачами дипломной работы являются:
Рассмотрение сущности экономической категории себестоимости;
Изучение задач и основных методов анализа себестоимости продукции;
Рассмотрение нормативных актов в сфере учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции;
Проведение анализа себестоимости продукции по элементам и статьям затрат;
Расчет основных факторов при анализе прямых и косвенных расходов на предприятии;
Рассмотрение путей снижения себестоимости продукции на предприятии.

Файлы: 1 файл

Копия Курсовой АХД.doc

— 996.00 Кб (Скачать)
  • изменение структуры и ассортимента объема производимой продукции (усл.1 изменение объема производства, усл. 2 изменение структуры);
  • изменение себестоимости отдельных видов работ (усл.3 изменение удельных переменных затрат на единицу продукции, усл.4 изменение суммы постоянных затрат);
  • изменение цен на продукцию.

     Проанализируем  влияние различных факторов на изменение  материальных затрат на 1 р. выпуска продукции, т.к. именно изменение материальных затрат послужило основным фактором, повлиявшим на изменении материалоемкости продукции. Исходные данные для анализа приведены в приложении. Результаты анализа приведены в таблице 8. Для анализа возьмем основные 4 вида продукции. Изменение материалоемкости в 2011 году в сравнении с 2010 годом составило:

     ∆ МЕ = МЕ2011-МЕ2010 = 23 158/34 228 = 11 091/15 661 =

     =   0,68-0,71 = -0,03

     Для факторного анализа материалоемкости используем модель, приведенную ниже. 

     

 

          Таблица 2.7 – Факторный анализ изменения материальных затрат на выпуск продукции в 2011 году

Наименование  продукции 2 010 усл1 (∆ ВП) усл2 ∆ доли i-го  вида продукции усл3 ∆ отп  цен усл4 ∆ МЗ уд 2 011
картон  гофрированный 5 283 8 050 11 786 20 433 18 417 18 417
бумага  среднего сорта, тыс.м.кв. 80,47 123 15 55 103 103
ящики из катрона гофрированного тыс. м.кв. 5 724 8 723 3 662 5 741 4 595 4 595
картон,  тонн. 3,26 5 33 51 43 43
Итого 11 091 16 900 15 496 26 280 23 158 23 158
∆ МЗ - 5 809 -1 404 10 784 -3 122 -
 

     Далее  в таблице  2.8 приведен факторный анализ изменения выпуска продукции (знаменатель в факторной модели). 
 
 
 
 

          Таблица 2.8 – Факторный анализ изменения объема выпуска продукции на выпуск продукции в 2011 году

Наименование  продукции 2 010 усл1 (∆ ВП) усл2 ∆ доли i-го  вида продукции усл3 ∆ отп  цен 2011
картон  гофрированный 6 450 9 829 14 391 24 949
бумага  среднего сорта, тыс.м.кв. 241 367 45 164
ящики из катрона гофрированного тыс. м.кв. 8 962 13 656 5 732 8 987
картон,  тонн. 8 12 82 127
Итого 15 660,91 23 864,12 20 250 34 228
∆ ВП - 8 203 -3 614 13 978
 

          Таблица 2.9 – Факторный анализ изменения материалоемкости продукции

Изменение показателя 2 010 Засчет изменения  ВП Зачет изменения  структуры выпуска Засчет изменения  отпускных цен Засчет изменения  уд МЗ 2 011
∆ МЕ 0,71 0,71 0,77 0,77 0,68 0,68
- 0,00 0,06 0,00 -0,09 -
 

     Проверка: 0+0,06+0-0,09 = -0,03.

       Таким образом снижение материалоемкости  продукции в 2011 году произошло  в основном за счет  снижения удельных материальных затрат (пересмотр норм расхода сырья и его удешевление), изменения же структуры выпуска привело к незначительному увеличению материалоемкости продукции. Аналогичным образом проведем факторный анализ изменения зарплатоемкости продукции (таблица 2.10). Абсолютное изменение этого показателя составляет:

     =∆   ФЕ = ФЕ2011-ФЕ2010 = 1 052/34 228 -1 167/15 661 =

     =   0,03-0,07 = -0,04 руб./1 руб. ВП 

            Таблица 2.10 – Факторный анализ изменения зарплатоемкости продукции

Изменение показателя 2 010 Засчет изменения  ВП Зачет изменения  структуры выпуска Засчет изменения  отпускных цен Засчет изменения  уд ФЗП 2 011
∆ ЗПЕ 0,07 0,07 0,05 0,05 0,03 0,03
- 0,00 -0,02 0,00 -0,02 -
        1.   Анализ отдельных видов продукции
 

     Для того чтобы проводить факторный  анализ по отдельным видам продукции, необходимо выбрать определенные эти виды. Для анализа выбраны следующие виды продукции:

      - картон гофрированный,

     - ящики из картона гофрированного,

     - бумага среднего сорта, 

     - картон.

     Именно  эта продукция занимает наибольший вес в общем выпуске за два  анализируемого года (99%). Удельный вес в годовом объеме выпуска по выбранным видам продукции представлен на рисунках 2.3 и 2.4. 

     

          Рисунок 2.3 – Структура выпуска основных видов продукции (товарная продукция в отпускных ценах), 2010 год 

     Как видно из рисунков, структура  по годам динамична. Если в 2010 году более 50 % от выпуска составила бумага среднего сорта, то в 2011 году уже 74% выпуска – картон гофрированный. Это обусловлено в большей степени спросом, заключением долгосрочных годовых договоров на поставку продукции (основная доля продукции предприятия не идет к конечному потребителю, а используется далее в производстве, упаковке и доставке другой продукции).

     

          Рисунок 2.4 – Структура выпуска основных видов продукции (товарная продукция в отпускных ценах), 2011 год 

     Далее в таблицах 2.11 и 2.12 представлены данные о выпуске основных видов продукции в денежном и натуральном выражении, себестоимости единицы (себестоимость 1 тыс. м. кв.). 

          Таблица 2.11 – Данные об объеме произведенной продукции, 2010 год

Вид изделия Объем производства, млн. р. ОП в нат  выр, тыс. м. кв Доля в объеме выпуска, % С-сть 1 тыс.м.кв., руб.
картон  гофрированный, тыс. м кв. 6 450,31 10316 55,55 0,621
ящики из картона гофрированного тыс. м.кв. 241 144 0,78 0,729
бумага  среднего сорта, тыс.м.кв. 8 962 8103 43,63 1,087
картон,  тонн. 8,07 7 0,04 1,12
Итого 15 661 18 570 - -
 

          Таблица 2.12 – Данные об объеме произведенной продукции, 2010 год

Вид изделия Объем производства, млн. р. ОП в нат  выр, тыс. м. кв Доля в объеме выпуска, % С-сть 1 тыс.м.кв., руб.
картон  гофрированный, тыс. м кв. 24 949 23016 81,34 0,9
ящики из катрона гофрированного тыс. м.кв. 164 27 0,10 1,55
бумага  среднего сорта, тыс.м.кв. 8 987 5183 18,32 1,651
картон,  тонн. 127,090 71 0,25 1,337
Итого 34 228 28 297 - -
 

     Чтобы произвести факторный анализ себестоимости, необходимо определить число факторов, влияющих на себестоимость. Известно, что каждый фактор влияет на себестоимость по-своему, одни из факторов влияют непосредственно, а другие косвенно, но каждое явление можно рассматривать как причину и следствие. Отсюда важным вопросом в анализе хозяйственной деятельности  является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения.

       Полная себестоимость каждого вида продукции (С) может измениться из-за объема  выпуска продукции (ВП), ее структуры (Дi), себестоимости единицы продукции (Сi): 

     С = ВП x Дi x Сi. 
 
 
 
 

          Таблица 2.13 – Исходные данные для факторного анализа полной себестоимости консервной продукции на 2010-2011 гг.

      Виды продукции Количество, тыс. м.кв. Себестоимость единицы продукции, руб. Полная  себестоимость продукции, руб.
2010 2011 2010 2011 2010 2011 откл.
тыс.м.кв уд.вес,% тыс.м.кв уд. вес, %
картон  гофрированный, тыс. м кв. 10 316 55,55 23 016 81,34 0,621 0,9 6 405 20 714 14 309
ящики из картона гофрированного тыс. м.кв. 144 0,78 27 0,10 0,729 1,55 105 42 -63
бумага  среднего сорта, тыс.м.кв. 8 103 43,63 5 183 18,32 1,087 1,65 8 808 8 557 -251
картон,  тонн. 7 0,04 71 0,25 1,120 1,28 8 95 87

Информация о работе Анализ себестоимости в организации