Анализ себестоимости в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью куросвой работы является изучение экономической категории себестоимости, ее значение и роль в организации, а также проведение анализа себестоимости на примере ОАО «Бумажная фабрика «Спартак» и выявление путей ее снижения.
Основными задачами дипломной работы являются:
Рассмотрение сущности экономической категории себестоимости;
Изучение задач и основных методов анализа себестоимости продукции;
Рассмотрение нормативных актов в сфере учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции;
Проведение анализа себестоимости продукции по элементам и статьям затрат;
Расчет основных факторов при анализе прямых и косвенных расходов на предприятии;
Рассмотрение путей снижения себестоимости продукции на предприятии.

Файлы: 1 файл

Копия Курсовой АХД.doc

— 996.00 Кб (Скачать)

     3.2 Мероприятия по  внедрению выявленных  резервов 

     При планировании заданного выпуска  консервной продукции нужно правильно  распределить постоянные затрат на этот выпуск. К постоянным затрат на предприятии относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы, для которых в себестоимости продукции (например, ранее  проанализированная себестоимость изготовления картона) составляет боле 30%).

       Распределение постоянных затрат  первого полугодия не должно  сильно изменяться от второго полугодия, но есть вероятность отклонения. Она связана с тем, что выпуск реально выпущенного объема продукции будет отличаться от плана и фактического выпуска предыдущего периода. Причем большая вероятность, что выпуск реального количества продукции будет меньше запланированного. Затем использование кредита на выпуск продукции будет влиять на распределение постоянных затрат. Существует следующая зависимость, чем быстрее будет продана продукция с уже начисленной суммой процента за кредит, тем быстрее будет снижаться сумма постоянных затрат, так как  вырученная прибыль от продаж будет идти на погашение кредита. И чем быстрей будет идти выручка от реализации, тем быстрее будет погашаться кредит и тем самым снижать условно-постоянные затраты, которые влияют на формирование  себестоимости продукции.

     В качестве мероприятия по снижению одной из статей себестоимости рассмотрим перераспределение постоянных затрат  пропорционально объему производства (реализации) продукции. Для этого необходимо правильно определить исходные данные. 

     Таблица 3.1 – Исходные данные для распределения постоянных затрат

Вид изделия Объем производства, млн. р. Структура,% ОП в нат  выр, тыс. м. кв Доля в объеме выпуска, % Постоянные  затраты, млн. руб (на выпуск) С-сть 1 тыс.м.кв., руб.
картон  гофрированный 24 949 72,89 23 016 81,337 4,62 0,9
ящики из катрона гофрированного 164 0,48 27 0,095 2,98 1,55
бумага  среднего сорта 8 987 26,26 5 183 18,316 10348 1,651
картон,  тонн. 127 0,37 71 0,251 31,97 1,337
Итого 34 228 100,00 - 100,000 10 388 -
 

     Сложность расчета себестоимости заключается  в правильном распределении постоянных затрат на выпуск продукции. Очень важное значение имеет точное определение  суммы постоянных и переменных затрат, так как от этого зависят результаты анализа. Для этой цели используют разные методы: алгебраический, графический и статистический. Но эти методы не подходят в нашем случае, так как затраты на выпуск продукции еще никто не распределял и придется самому распределять их.

       Постоянные затраты предприятия состоят из: расходов на эксплуатацию оборудования, цеховых расходов и общезаводских расходов. Общая сумма постоянных затрат на 2011 год составляет 10 388 млн. руб. Высокую долю составляют цеховые расходы

     Вместо  термина «постоянные затраты» часто  используют термин «условно-постоянные затраты». Последнее, как раз и подходит к данному производству, так как с ростом объема выпуска в 2011 году с 15 млн руб. . до 34 млн. руб. (в 2 раза), постоянные затраты должны вырасти на единицу продукции.

     Темпы роста условно-постоянных затрат отстают от темпа роста объема производства. Увеличение условно-постоянных затрат произойдет из-за нехватки собственных денежных средств для оборота и в результате чего будут привлечены заемные средства.

     Зная  сумму постоянных затрат,  можно распределить  их на выпуск продукции пропорционально структуре выпуска  2011 года. Затем  рассчитать сумму постоянных расходов, приходящихся на 1 каждого вида продукции (долю в себестоимости единицы продукции), спланировать с учетом данного мероприятия новую себестомиость и рассчитать плановую сумму затрат на производство. В таблице 3.2  приведены фактические калькуляции себестоимости единицы (1 тыс тонн, для картона -1 тонны) продукции. 

          Таблица 3.2 – Фактические калькуляции себестоимости единицы продукции

Статья  затрат картон бумага ящик гофрокартон
Затраты на 1 тонну продукции, руб.
1.Сырье,  материалы и п/ф за вычетом  отходов 405 902 651 609 653 996 608 256
2. Топливо (техн) 0 0 0 0
3. Электроэнергия (техн) 313 270 247 540 310 013 51 855
4. Основная заработная плата производственных рабочих 50 859 60 757 38 740 15 022
5. Дополнительная заработная плата  производственных рабочих 0 0 0 0
6. Отчисления на социальное страхование 18 105 21 533 13 559 5 246
7. Расходы по очистке сточных  вод 30 543 27 963 0 615
8. Общепроизводственные расходы 284 069 356 870 336 427 139 995
Цеховая себестоимость продукции 1 102 748 1 366 272 1 352 735 820 989
Расходы на упаковку 34 603 36 280 25 807 1 324
Цеховая себестоимость товарной продукции 1 137 351 1 402 552 1 378 542 822 313
Общехозяйственные расходы 219 076 236 688 130 098 67 659
Производственная  себестоимость товарной продукции 1 356 427 1 639 240 1 508 640 889 972
Внепроизводственные расходы 12 109 11 760 15 840 10 192
Полная  себестоимость товарной продукции 1 368 536 1 651 000 1 524 480 900 164
 

     Если выпуск будет осуществлен согласно плану, то постоянные цеховые затраты  будут накладываться на продукцию в следующем полугодии пропорционально выпуску, т.е. более соответственно ложиться на потребителя продукции.

     В таблице 3.4 приведены результаты перераспределения  постоянных расходов и полученная себестомиость  единицы изделия и всего выпуска  продукции. 

     Таблица 3.4 – Распределение постоянных затрат на выпуск продукции

Вид изделия Сумма постоянных расходов на выпуск, факт 2011г., млн. руб. Сумма постоянных расходов на выпуск пропорционально  объему производства, млн. руб. Постоянные  затраты на единицу продукции, руб. С-сть плановая единицы продукции, руб. С-сть фактическая  единицы продукции, млн. руб. Изменение с-сти единицы продукции, руб. С-сть плановая выпуска, млн. руб.
картон  гофрированный 4,6 7 572 328 973 1,01 0,9 0,11 23 275,87
ящики из картона гофрированного 3,0 50 1 847 590 2,89 1,6 1,34 78,02
бумага  среднего сорта 10 348,0 2 727 526 235 1,57 1,7 -0,08 8 147,25
картон,  тонн. 32,0 39 543 230 1,40 1,3 0,06 99,15
Итого 10 387,6 10 388 -       31 600
 

     Из  таблицы видно, что распределение  постоянных затрат пропорционально объему товарной продукции хоть и не позволяет достичь абсолютного снижения себестоимости продукции (в данном случае себестомиость единицы каждого вида изделия увеличилась незначительно, за исключением  бумаги среднего сорта, себестомиость которой снизилась при данной системе распределении постоянных затрат), но такое перераспределение будем регулировать за счет большой доли в себестоимости постоянных затрат сумму себестоимости при изменении спроса на продукцию. Такие меры позволят, к тому же снизить себестомиость единицы такого вида продукции, как бумага среднего сорта., а этот вид продукции является на данный момент одним из самых востребованных и имеет тенденцию к росту спроса в дальнейшем. Если эта тенденция сохранится, то общая сумма  себестоимости всего выпуска будет снижаться по мере роста доли  данного вида продукции в общем объеме товарной продукции.

     Ранее проведанный анализ показал, что  структура выпуска продукции  является достаточно динамичной в течение  короткого периода времени. Она  к тому же является одним из основных факторов, влияющих на изменение себестоимости, соответственно  изменение структуры может служить и одним из основных инструментов  управления  себестоимостью. Исходя их всего вышесказанного, можно предложить такой вариант снижения себестоимости продукции, как определение оптимальной структуры выпуска продукции. Данная методика может в дальнейшем  использоваться при планировании и составлении производственных заданий. Однако здесь необходимо учесть такой важный момент, как соответствие планового объема выпуска спросу потребителя, т.е. рыночной ситуации. Учесть это возможно, используя различные современные методики прогнозирования спроса, основанные на анализе фактических данных по реализации продукции за  период, выявлении основной тенденции и ее аппроксимации на плановый период. Такие методики позволяют учесть влияние внешних факторов, таких как конъюнктура рынка, процессы в глобальной экономике, а также форс-мажорные обстоятельства в виде закладывания в прогноз каких-либо коэффициентов изменения (страхования риска). Определим оптимальную структуру, предполагая, что минимальный уровень спроса н продукцию не снизится  меньше уровня 2010 года, а максимальный представляет собой объем производства 2011 года, скорректированный на темпы роста объема производства каждого вида продукции.  Данная задача является оптимизационной, целевой функцией которой является достижение минимальной себестоимости выпуска продукции. Решении данной задачи представлено в таблице 3.5.

  
 
 
 
 

3.2. Пути снижения  себестоимости продукции

    Решающим  условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

    Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

    Снижение  себестоимости продукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

    Успех борьбы за снижение себестоимости решает прежде всего рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате. Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.

    В первом случае, когда изменяются нормы  выработки и расценки, предприятие  получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как приводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выработать больше продукции. Таким образом, проведение организационно-технических мероприятий с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снижать себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих.

Информация о работе Анализ себестоимости в организации