Анализ себестоимости в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью куросвой работы является изучение экономической категории себестоимости, ее значение и роль в организации, а также проведение анализа себестоимости на примере ОАО «Бумажная фабрика «Спартак» и выявление путей ее снижения.
Основными задачами дипломной работы являются:
Рассмотрение сущности экономической категории себестоимости;
Изучение задач и основных методов анализа себестоимости продукции;
Рассмотрение нормативных актов в сфере учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции;
Проведение анализа себестоимости продукции по элементам и статьям затрат;
Расчет основных факторов при анализе прямых и косвенных расходов на предприятии;
Рассмотрение путей снижения себестоимости продукции на предприятии.

Файлы: 1 файл

Копия Курсовой АХД.doc

— 996.00 Кб (Скачать)

     Также необходимо определить затраты в  доле, соответствующей недобору продукции  по сравнению со среднегодовым уровнем  за последние пять лет. Эти затраты списывают на дебет счета 99 «Прибыли и убытки» с кредита счета 20 «Основное производство.

     По  дебету счета 20 «Основное производство» учитывают затраты на производство продукции в корреспонденции с кредитом следующих счетов:

     10 «Материалы», 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», 13 «Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов» ;

     02 «Амортизация основных средств» - на сумму начисленной амортизации  (износа) основных (кроме основных  средств машинно-тракторного парка);

     23 «Вспомогательные производства»  - списание стоимости услуг вспомогательных производств;

     60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками» - на стоимость  работ и услуг, выполненными  сторонними организациями»;

     70 «Расчеты с персоналом по оплате  труда» - на сумму начисленной  оплаты труда работникам;

     68 «Расчеты по налогам и сборам» - на сумму платежей налога в бюджет за землю, за пользование природными ресурсами, в фонд содействия занятости населения;

     69 «Расчеты по социальному страхованию  и обеспечению» - на сумму начисленных  взносов на государственное социальное страхование;

     94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей» - на сумму недостач  и потерь от порчи материальных  ценностей в пределах норм  естественной убыли и другие  счета.

     По  кредиту счета 20 «Основное производство отражают выход продукции в корреспонденции с дебетом следующих товаров:

     10 «Материалы» - оприходование материалов (в течение года по плановой себестоимости с корректировкой в конце года до фактической);

     43 «Готовая продукция» - оприходование  готовой продукции из производства (в течение года по плановой себестоимости с корректировкой в конце года до фактической);

     76 «Расчеты с различными дебиторами  и кредиторами» - списание ущерба, причиненного организациями и  прочими лицами. 

     94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей» - на сумму недостачи,  выявленной при инвентаризации.

     96 «Целевое финансирование и поступления» - списание сумм, ранее учтенных  в затратах основного производства, за счет средств целевого финансирования.

        1. 1.6 Методы калькулирования себестоимости. Методы анализа себестоимости
 

     Себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию [27, с. 202].

     Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) условно можно подразделить на три  этапа. На первом исчисляется себестоимость  всей выпущенной продукции в целом, на втором – фактическая себестоимость по каждому виду продукции, на третьем – себестоимость единицы продукции, выполненной работы или оказанной услуги.

     При калькулировании себестоимости  продукции возможны варианты:

     Расчет  производственной себестоимости единицы  продукции, включая только прямые материальные затраты (затраты основных материалов), прямые расходы на оплату труда (основная заработная плата производственных рабочих) и общепроизводственные расходы (расходы в пределах производственных подразделений – цехов). Последние являются косвенными. Общехозяйственные и коммерческие расходы относятся к расходам периода и списываются в полной сумме за отчетный период из выручки от продаж продукции за этот период и не включаются в себестоимость продукции. В данном случае калькулирование ведется по производственной, т.е. ограниченной (или еще называют неполной или сокращенной) себестоимости.

     Калькулирование полной себестоимости, когда в расчет себестоимости включаются общехозяйственные  и коммерческие расходы.

     Важно отметить, что калькулирование себестоимости на предприятии может осуществляться различными методами:

     – нормативным;

     – позаказным;

     – попередельным;

     – попроцессным (простой).

     Под методом калькуляции понимают систему  приемов, используемых для исчисления себестоимости калькуляционной  единицы.

     Выбор предприятием того или иного калькуляционного метода зависит от различных факторов:

     – типа производства;

     – сложности производственного процесса;

     – длительности производственного цикла;

     – наличия незавершенного производства;

     – номенклатуры вырабатываемой продукции (производимых работ, выполняемых услуг).

     Таким образом, учет затрат и анализ себестоимости  продукции являются основными элементами системы управления предприятия.

     Важно отметить, что объектами анализа  себестоимости продукции являются следующие показатели:

     – полная себестоимость товарной продукции  в целом и по элементам затрат;

     – затраты на рубль товарной продукции;

     – себестоимость отдельных изделий;

     – отдельные статьи затрат [23, с. 27].

     В задачи анализа себестоимости входят:

    1. оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат;
    2. установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;
    3. определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнения плана по ним, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых;
    4. анализ себестоимости отдельных видов продукции;
    5. выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.

     Анализ  себестоимости занимает одно из центральных мест в экономическом анализе хозяйственной деятельности предприятия.

     В целом сущность экономического анализа  составляет информационно-аналитическое  обеспечение принимаемых управленческих решений. Его содержание заключается  в использовании научных методов для обоснования решений.

     Совокупность  приемов и способов, которые применяются  при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

     Рассмотрим основные методы экономического анализа.

  1. Сводка и группировка – важные элементы экономического анализа. Путем сводки можно подвести общий итог действия различных факторов на выпуск продукции, на снижение себестоимости, на повышение рентабельности и т.п. Группировкой называют метод, при котором совокупность изучаемых явлений делится на группы и подгруппы по однородным признакам. Сгруппированные данные обычно оформляются в виде таблиц и располагаются так, чтобы из анализа легко было сделать вывод.
  2. Абсолютные величины. С помощью абсолютных величин характеризуются размеры (уровни, объемы) экономических явлений и показателей. Абсолютные показатели выражаются в денежных, натуральных измерителях или через трудоемкость.
  3. Относительные величины - используются для характеристики степени выполнения планов, измерения темпов (относительной скорости) развития производства и т.д., то есть показывают соотношение каких-либо двух абсолютных показателей. Они определяются в процентах, коэффициентах или индексах.
  4. Средние величины используются для обобщения характеристики массовых, качественно однородных экономических явлений. Средняя величина выражает собой отличительную особенность данной совокупности явлений, устанавливает наиболее типичные черты этой совокупности. Степень колеблемости признака необходимо изучить, чтобы получить более полное представление об изучаемом объекте. Некоторое представление о степени колеблемости дает вариационный ряд, в котором отражаются все уровни с указанием, насколько часто встречается каждый уровень. Простейшей мерой колеблемости является размах вариации – расстояние между наибольшим и наименьшим вариантом. Для более точного отражения степени колеблемости используют также среднее линейное отклонение, среднее квадратичное отклонение и коэффициент вариации. Способы расчета средней величины различны.
  5. Ряды динамики. Рядом динамики называется ряд данных, характеризующих изменение явления, показателей во времени. Каждое отдельное значение показателя ряда динамики называется уровнем. Для характеристики изменения уровня ряда динамики исчисляют абсолютный прирост и темпы роста и прироста.
  6. Индексы – относительные показатели сравнения таких явлений, которые состоят из элементов, непосредственно не поддающихся суммированию. С помощью индексов можно рассчитать изменение отдельно количества материальных ресурсов и изменение цен на эти ресурсы.
  7. Детализация – метод анализа, заключающийся в последовательном расчленении изучаемых экономических явлений, показателей и факторов. Детализация позволяет упорядочить анализ, содействует комплексному рассмотрению всех факторов, влияющих на показатель, указывает значимость каждого фактора, является основой математического моделирования взаимной зависимости различных показателей и факторов. Детализировать можно по различным признакам. Так, себестоимость продукции можно раскрыть по видам продукции и по факторам формирования затрат.
  8. Балансовый метод - это анализ структуры, пропорций, соотношений.
  9. Сравнение – важнейший метод экономического анализа. Сравнение – это прием, позволяющий выразить характеристику явлений через другие однородные явления. В широком смысле слова сравнение присуще каждому экономическому расчету.

     Основные  виды сравнения:

       – сравнение отчетных показателей  с плановыми;

       – сравнение отчетных показателей с показателями предшествующих периодом;

       – сравнение со среднеотраслевыми  данными;

       – сравнение показателей предприятия  со средними показателями рыночной  экономики.

  1. Графический метод – изображение взаимозависимости показателей при помощи диаграмм и графиков.
  2. Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель.

     Под экономическим факторным анализом понимаются постепенный переход  от исходной факторной модели (результативный показатель) к конечной факторной  модели (и наоборот), раскрытие полного набора количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.

     Основные  методы факторного анализа:

     – метод дифференциального начисления;

     – индексный метод;

     – метод цепных подстановок;

     – интегральный метод.

     Наибольшее  число задач экономического анализа  решается методами факторного анализа.

     При анализе себестоимости  продукции могут использоваться все вышеперечисленные методы.

     Однако  для наибольшей эффективности анализа  они используются в комбинации друг с другом. При этом факторный анализ занимает ведущее место. Это обусловлено тем, что экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.

     При анализе фактической себестоимости  выпускаемой продукции, выявлении  резервов и экономического эффекта  от ее снижения используется расчет по экономическим факторам.

Информация о работе Анализ себестоимости в организации