Анализ себестоимости в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью куросвой работы является изучение экономической категории себестоимости, ее значение и роль в организации, а также проведение анализа себестоимости на примере ОАО «Бумажная фабрика «Спартак» и выявление путей ее снижения.
Основными задачами дипломной работы являются:
Рассмотрение сущности экономической категории себестоимости;
Изучение задач и основных методов анализа себестоимости продукции;
Рассмотрение нормативных актов в сфере учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции;
Проведение анализа себестоимости продукции по элементам и статьям затрат;
Расчет основных факторов при анализе прямых и косвенных расходов на предприятии;
Рассмотрение путей снижения себестоимости продукции на предприятии.

Файлы: 1 файл

Копия Курсовой АХД.doc

— 996.00 Кб (Скачать)

    Во  втором случае, когда установленные  нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости  единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в общезаводских почти полностью) - условно-постоянные расходы (амортизация оборудования, содержание зданий, содержание цехового и общезаводского аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства. Отсюда следует, что, чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости.

    С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятия увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.

    Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости  продукции имеет соблюдение строжайшего  режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной  деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

    Материальные  затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.

    Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная  с их заготовки. Сырье и материалы  входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор  поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.

    Основным  условием снижения затрат сырья и  материалов на производство единицы  продукции является улучшение конструкций  изделий и совершенствование  технологии производства, использование  прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

    Сокращение  затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость  продукции. Размер этих затрат на единицу  продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.

    Резервы сокращения цеховых и общезаводских  расходов заключаются прежде всего  в упрощении и удешевлении  аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве.

    Сокращению  цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные нужды.

    Значительные  резервы снижения себестоимости  заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.

     Масштабы  выявления и использования резервов снижения себестоимости продукции  во многом зависят от того, как поставлена работа по изучению и внедрению опыта, имеющегося на других предприятиях 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Себестоимость является одним из важных показателей  хозяйственной деятельности предприятия. Она является одним из основных факторов формирования прибыли, а значит, от нее зависит финансовая устойчивость предприятия и уровень его конкурентоспособности. Планирование, контроль, управление, а вместе с тем и калькулирование себестоимости выпускаемой продукции является одним из емких участков  менеджмента любого предприятия. Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер должен уделять особое внимание значению анализа и управления себестоимостью продукции, путем его всестороннего изучения. Проведенный анализ себестоимости по традиционной методике позволил выявить резервы и пути ее снижения.

     ЗАО МПК «Саранский» является крупным  мясоперерабатывающим предприятием республики Мордовия. Анализ структуры затрат  колбасного цеха показал, что большую часть в себестоимости колбасной продукции занимают материальные затраты  74%, переменные затраты 72,4% и постоянные затраты 27%. Факторный анализ подчеркнул главные причины, которые повлияли на изменение производственной  себестоимости в 2007 году. Главным фактором повышения себестоимости  продукции оказалася себестоимость единицы продукции. Этот фактор повысил  производственную себестоимость на 14373367,61 руб.  Это не смотря на то, что объем выпуска в 2007 году вырос по анализируемой продукции на 2116 кг по сравнению с 2006 г.

     Исходя  из всего этого, комплексу необходимо создать разветвленные сеть торговых домов или представителей в других регионах и краях России, создать крупных заказчиков продукции, что позволило бы осуществлять непрерывный процесс производства и сбыта колбасной продукции. 

     Исследовав в данной работе вопросы анализа себестоимости продукции на примере ЗАО МПК «Саранский» можно сделать следующие выводы:

  • Итогом анализа себестоимости есть выявление резервов дальнейшего улучшения показателей. Резервы должны быть обобщены, взаимно увязанные, определена их общая сумма и основные направления реализации.
  • Задачами анализа себестоимости продукции является: оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, затратам производства и обращение на основе анализа обращение затрат; установление динамики и степени выполнение плана по себестоимости; определение факторов, которые повлияли на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых; анализ себестоимости отдельных видов продукции; выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.
  • Анализ себестоимости продукции направленный на выявление возможностей повышения эффективности использование материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции.
  • Изучение себестоимости продукции разрешает дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии.

 

     

    1.   Анализ функциональной зависимости между издержками и объемом производства
 

     Между издержками и объемом существует связь. Чем больше объемом реализации, тем меньше издержек несет предприятие. Из-за чего это происходит? Это связано с тем, что с увеличением объемов производства на единицу продукции приходиться меньшая сумма постоянных затрат,  а при спаде производства наоборот. Если переменные затраты изменяются пропорционально объему, то постоянные затрат остаются на прежнем уровне, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли.

     Линия затрат при наличии постоянных и  переменных расходов представляет собой уравнение первой степени: Y = a + bx,

     где Y – сумма затрат на производство продукции; а – абсолютная сумма постоянных расходов за анализируемый период; b – ставка переменных расходов на единицу продукции; x – объем производства продукции. Данное уравнение относится к производству всего ассортимента продукции, то есть сумма постоянных затрат на весь выпуск не изменяется с ростом объема выпуска, а сумма переменных затрат увеличивается. 

     Рассмотрим  характер изменения себестоимости  по консервной продукции сайры натуральной с добавлением масла. 

Таблица 6.2 – Зависимость общей суммы  затрат и себестоимости единицы  продукции от объема производства по сайре натуральной с добавлением  масла

Объем производства консервов, муб. Себестоимость всего выпуска, руб. Себестоимость единицы продукции, руб. на 1 тубу
постоянные  расходы переменные  расходы всего постоянные  расходы переменные  расходы всего
1 муб. 3 839 352,10 11 605 260 15 444 612,1 3 839,35 11 605,26 15 444,61
2 муб. 3 839 352,10 23 210 520 27 049 872,1 1 919,68 11 605,26 13 524,94
3 муб. 3 839 352,10 34 815 780 38 655 132,1 1 266,99 11 605,26 12 872,25
4 муб. 3 839 352,10 46 421 040 50 260 392,1 959,84 11 605,26 12 565,10
5 муб. 3 839 352,10 58 026 300 61 865 652,1 767,87 11 605,26 12 373,13
 

     В данном примере (табл. 6.2)  общая сумма  постоянных расходов в размере     3 839 352,10 руб. является фиксированной  для всех объемов производства. Величина этих расходов не изменяется с увеличением  объема производства консервов, однако на единицу продукции затраты уменьшаются пропорционально его росту: объем производства увеличился в 5 раз и постоянные расходы на единицу продукции уменьшились в 5 раз. Переменные расходы в себестоимости всего выпуска растут пропорционально изменению объема выпуска, зато в себестоимости единицы продукции они имеют постоянную величину:

     Сед = (а + bx):x = a:x + bx:x = a:x + b, где

     а – абсолютная сумма постоянных расходов за анализируемый период;

     b – ставка переменных расходов на единицу продукции;

     x – объем производства продукции.

     Себестоимость одной тубы сайры натуральной  с д.м. за первое полугодие 2003 года = 3 839 352,10:2241 (постоянные затраты) + 11 605,26 (переменные затраты) =  1 713,23  + 11 605,26= 13 318,49 руб. (9,51 руб./банка)

     Данные  результаты можно сравнить с результатами таблицы 5.7 и они точно совпадает с друг с другом.

     Предположим  производство по сайре уменьшиться  в два раза (1 120,5 туб), то произойдет следующее:

          3 839 352,10:1120,5 + 11 605,26 = 3 426,46 + 11 605,26 = 15 031,72 руб. (10,74 руб./банка)

     Себестоимость тубы измениться на величину изменения  постоянных затрат, если объем производства снизиться в два раза, то себестоимость  одной консервной банки  (при снижении объема на 1 120,5 туб) измениться на 10,74 - 9,51 = 1,23 (руб.)

     А если производство увеличиться на сумму 1 120,5 туб, то:

          3 839 352,10:3361,5 + 11 605,26 = 1142,15 + 11 605,26 = 12 747,41 руб. (9,10 руб./банка) 

     Себестоимость одной банки (при увеличении объема на 1 120,5 туб) измениться на 9,10 - 9,51 = -0,41 (руб.).  А линейная формула сайры натуральной с добавлением масла имеет вид: Сед = 3 839 352,10:х + 11 605,26.

        Отсюда вывод, что для предприятия  крайне не выгодно отступать  от запланированного объема выпуска  в сторону его недовыполнения. А если данное событие случилось, то крайне резко изменяется себестоимость единицы продукции в сторону увеличения (1,23 руб.), причем более значительными темпами, чем перевыполнение плана на ту же величину изменения (0,41 руб.).   

Информация о работе Анализ себестоимости в организации