Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) рассматриваемого предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в России развивается производство, а вместе с ним рынок и экономика страны. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое место. В конкуренции побеждает тот, у кого выше качество и ниже цена на продукцию или услугу. Именно эти два основных фактора влияют на исход борьбы, а резерв улучшения этих факторов как раз и заключены в себестоимость.

Оглавление

Введение
Теоретические и методические аспекты анализа себестоимости продукции
Понятие и элементы себестоимости
Классификация затрат и методы калькулирования
Анализ себестоимости
Анализ себестоимости продукции ООО «Парус» и пути ее снижения
Характеристика предприятия и анализ
Пути снижения себестоимости
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Анализ себестоимости продукции курсовая.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

     Обычно  эти предприятия имеют массовый, крупносерийный и мелкосерийный характер производства.

     Объектом  калькулирования является изделие  или группа однородных изделий.

     Применение  нормативного метода основано на предварительном  составлении нормативной калькуляции  по действующим нормам, учете изменений норм и отклонений от действующих норм.

     На  этапе производства ведется учет изменения норм. Нормы могут измениться как на начало отчетного периода, так и в течение него.

     Возможность учета отклонений от норм является одним из важных преимуществ нормативного метода. Своевременное выявление причин отклонений позволяет выявить резервы снижения себестоимости, оперативно принять управленческое решение, оптимизировать производственные затраты.

     При расчете себестоимости готовой  продукции может использоваться калькулирование с включением всех затрат (absortpting costing) или только их части, то есть прямых затрат (direct costing). Основным различием этих методов является порядок распределения постоянных расходов. В первом случае все затраты распределяются между реализованной продукцией и остатками готовой продукции. При втором методе постоянные расходы полностью относят на реализацию.

     Метод учета полных затрат применяется, если необходимо проанализировать рентабельность выпускаемой продукции, сформировать оптимальный товарный ассортимент или разработать ценовую политику. Тогда цена определяется как полная себестоимость, увеличенная на планируемую рентабельность.

     Применение  метода директ-костинг оправдано, когда  необходимо принять внутреннее управленческое решение, например, о выпуске или прекращении производства того или иного продукта.

     Метод директ-костинг и маржинальный подход удобно использовать для принятия краткосрочных  решений. Он предполагает оценку расходов, непосредственно связанных с  производством и поддающихся контролю. Функциональный метод основан на утверждении, что у предприятия имеется определенный объем ресурсов, который позволяет ему выполнять производственные функции. Эти ресурсы распределяются по функциям пропорционально драйверам затрат, то есть затратообразующим факторам. Издержки по каждой функции относят на объект калькулирования, в качестве которого могут выступать изделие, товар, услуга, клиент, заказ.

     К драйверам затрат относятся: количество наладок оборудования, количество комплектующих и материалов, число проверок по контролю качества и операций по исправлению брака. Зная причину возникновения определенных накладных расходов, можно обоснованно отнести их на себестоимость отдельного продукта. Поэтому для каждого вида накладных расходов необходимо, прежде всего, точно определить драйвер затрат.

     Функциональный  метод не является альтернативным методом  по отношению к позаказному и  попроцессному методам. Он представляет собой один из подходов определения  затрат, составляющих себестоимость  продукции, и может быть использован как при позаказном методе, так и при попроцессном.

     Тем не менее стоит указать на высокую  трудоемкость и значительные затраты, связанные с внедрением этого  метода. 

 

      1.3 Анализ себестоимости

     Анализ  себестоимости продукции имеет немаловажное значение, так как при снижении себестоимости продукции увеличивается прибыль организации.

     При анализе себестоимости продукции  дается общая оценка выполнения плана  по снижению себестоимости продукции, вскрываются причины невыполнения принятых заданий по снижению уровня затрат и выявляются имеющиеся резервы организации по дальнейшему снижению уровня затрат за счет повышения технического уровня производства, улучшения самого производственного процесса и процесса труда, эффективности использования оборудования, роста производительности труда, экономного расходования сырья и материалов, топлива и энергии, ликвидации или сокращения потерь и непроизводительных расходов.

     Для проведения анализа себестоимости  продукции используются данные бухгалтерской и статистической отчетности, а также сведения о соблюдении норм расхода сырья и материалов, топлива и энергии, о выполнении норм выработки и расценок.

     Значение  анализа себестоимости продукции  определяется тем, что она представляет собой важнейший качественный показатель, характеризующий экономическую эффективность производства, и что только на основе ее всестороннего анализа можно выявить резервы и определить пути увеличения конечных результатов при минимальных затратах. Анализ себестоимости позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

     Анализ  себестоимости, со своей стороны, в  первую очередь призван обеспечивать необходимой информацией управленческий персонал предприятия, который отвечает за планирование, за проведение контроля по хозяйственным операциям и принятия  разнообразных административных решений.

     Анализ  себестоимости продукции направлен  на выявлеяие возможностей повышения  эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Анализ себестоимости продукции дает данные необходимые для управленческих целей, определения показателей эффективности, принятия стратегических решений по ценообразованию, состава продукции, технологического процесса, разработки изделий. Именно, руководствуясь анализом,  специалисты и менеджеры принимают тактические решения и действия.

     Управление  себестоимостью и анализ затрат являются составной частью менеджмента, которая оперирует данными о затратах. Затраты есть показатель прошлой или будущей способности распорядиться экономическими ресурсами в интересах достижения определенной цели. Управление себестоимостью и анализ затрат имеют дело с рассчитанными на будущее, или запланированными, затратами равно как и с прошлыми затратами. На каждом предприятии необходимо повысить качество управления и анализа себестоимостью. В условиях обострения конкурентной борьбы побеждает те предприятия, чьи работники обладают более глубокими знаниями основ финансово-экономического анализа, умеют сделать на основе анализа правильные выводы, сформулировать нужные рекомендации для решения кардинальных вопросов развития предприятия.

     При анализе фактической себестоимости  выпускаемой продукции, выявлении  резервов и экономического эффекта  от ее снижения используется расчет по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства — средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.

     В практике экономического анализа себестоимости продукции есть несколько устоявшихся направлений. Среди них:

  1. анализ себестоимости по экономическим элементам;
  2. анализ себестоимости по статьям калькуляции;
  3. анализ затрат на 1 рубль произведенной продукции;
  4. анализ себестоимости сравнимой продукции;
  5. анализ себестоимости важнейших изделий и др.

     Анализ  себестоимости по экономическим  элементам 

     Группировка затрат по экономическим элементам  — одна из наиболее распространенных. Служит для определения заданий по снижению себестоимости продукции, расчета потребностей в оборотных средствах, расчета сметы затрат, а также для экономического обоснования инвестиций.

     Позволяет выяснить, под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости, в какой мере и в каком направлении эти факторы повлияли на общую себестоимость

     Основными задачами, решаемыми при анализе  затрат по экономическим элементам, являются определение доли (удельного  веса) отдельных элементов в % к  итогу затрат, а также расчет их динамики (или выполнения плана).

     Затраты сопоставляются с использованием относительных  величин (долей), поскольку они рассчитываются за различные периоды, в которых  были различные объемы производства.

     Группировка затрат по статьям калькуляции дает возможность видеть затраты по их месту и назначению, знать, во что обходится предприятию производство и реализация отдельных видов продукции. Планирование и учет себестоимости по статьям расходов необходимы для того, чтобы определить, под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости, в каких направлениях нужно вести борьбу за ее снижение.

     Важный  обобщающий показатель себестоимости  продукции — затраты на рубль  товарной продукции, который выгоден  тем, что во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой  отрасли производства, и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах. На его уровень оказывают влияние как объективные, так и субъективные, как внешние, так и внутренние факторы.

                                

     Чтобы установить, как факторы повлияли на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на рубль товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженный в плановых ценах.

     Анализ  затрат на 1 рубль проводится по следующей  схеме:

  1. фактические затраты сопоставляются с базисными;
  2. определяется влияние факторов на изменение данного показателя;
  3. выявляются причины отклонения.

     Анализ  себестоимости сравнимой товарной продукции.

     К сравнимой товарной продукции относятся  все изделия, производившиеся на предприятии в отчетном году, выпуск которых осуществлялся и в прошлом году, если тогда их производство не носило опытного характера и не находилось в стадии освоения. Вновь осваиваемые изделия в ее состав не включаются.

     Для анализа себестоимости сравнимой  товарной продукции необходимо иметь  следующие сведения:

  1. затраты на запланированный выпуск товарной продукции по уровню себестоимости (фактической прошлого года, плановой отчетного года);
  2. затраты на фактический объем товарной продукции по уровню себестоимости (фактической прошлого года, плановой отчетного года).

     Анализ  себестоимости важнейших изделий

     Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют  отчетные калькуляции по отдельным  изделиям, сравнивают фактический уровень  затрат на единицу продукции с  плановым и данными прошлых лет  в целом и по статьям затрат.

     Производится  расчет влияния факторов методом  цепных подстановок. Затем более  детально изучается себестоимость  товарной продукции по каждой статье затрат, для чего фактические данные сравнивают с плановыми и данными  за прошлые периоды.

 

     2. Анализ Себестоимости Продукции ООО «Парус» и пути ее снижения

     2.1 Характеристика предприятия и анализ себестоимости продукции ООО «Парус»

       Предприятие расположено в г.  Новокузнецк.

           ООО «Парус» занимается выпуском  древесно-стружечной продукции, а также готовой продукции из данных данных матерьялов, кроме того при предприятии действует ателье мебели.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) рассматриваемого предприятия