Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:19, курсовая работа
В настоящее время в России развивается производство, а вместе с ним рынок и экономика страны. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое место. В конкуренции побеждает тот, у кого выше качество и ниже цена на продукцию или услугу. Именно эти два основных фактора влияют на исход борьбы, а резерв улучшения этих факторов как раз и заключены в себестоимость.
Введение
Теоретические и методические аспекты анализа себестоимости продукции
Понятие и элементы себестоимости
Классификация затрат и методы калькулирования
Анализ себестоимости
Анализ себестоимости продукции ООО «Парус» и пути ее снижения
Характеристика предприятия и анализ
Пути снижения себестоимости
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Виды продукции, которые выпускаются ООО «Парус»:
К готовой продукции, которая
выпускается ООО «Парус»,
Проведем анализ
динамики операционных затрат на 1 руб.
стоимости реализованной
Таблица 2
Исходные данные для анализа операционных затрат (тыс.руб.)
Номер рядка | Показатель | Период | Отклонения | ||
2007 | 2008 | абсолютные
(гр..2-гр.1) |
относительные (гр..3:гр..1 х 100%) | ||
а | б | 1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Выручка от реализации продукции | 9167 | 10000 | 833 | 9.09 |
2 | Материальные затраты | 4030 | 4500 | 470 | 11.66 |
3 | Затраты на оплату труда | 2925 | 2975 | 50 | 1.71 |
4 | Отчисление на социальные нужды | 1125 | 1145 | 20 | 1.78 |
5 | Амортизация | 150 | 200 | 50 | 33.3 |
6 | Другие операционные затраты | 160 | 180 | 20 | 12.5 |
7 | Операционные затраты всего | 8390 | 9000 | 610 | 7.27 |
Операционные затраты за 2007г. составляют 8390 тыс. руб., за 2008 - 9000 тыс. руб. Увеличение затрат в основном обусловлено увеличением материальных затрат: совокупные затраты увеличились на 7.27%. а материальные - на 11.66% (их доля в совокупных затратах наибольшая - 50%).
Затраты на 1 руб. стоимости реализованной продукции за 2007г.
Затраты на 1 руб. стоимости реализованной продукции за 2008г.
Затраты уменьшились на 1.66% благодаря тому, что темпы увеличения выручки от реализации продукции превысили темпы увеличения себестоимости соответственно 9.09 и 7.27%. Опережение составляет 1.82 пункта.
Далее анализ влияния
факторов изменения затрат на 1 руб.
стоимости реализованной
Затраты на 1 руб. стоимости реализованной продукции изменяются с изменением цен реализации продукции, себестоимости единицы продукции и структуры производства.
Исходные данные и промежуточные расчетные показатели для дальнейшего анализа приведены в приложении А.
С целью количественного оценивания влияния на уровень относительных затрат на 1 руб. стоимости реализованной продукции таких факторов, как изменения цен на продукцию, себестоимость и структурные (ассортиментные) изменения, в анализе нужно выделить сравнимые и несравнимые изделия. Для упрощения записей не будем конкретизировать эти изделия, а их номерами.
В
рассматриваемом примере к
№1, №3, №4, №5, №6, ко второй - №2 и №7. Аналитические
расчеты, которые выполнены по исходным
данным приложения А, приведены в таблице
3.
Таблица 3
Анализ влияния факторов затрат на 1 руб. стоимости реализованной продукции
Вид изделий | Затраты на 1 руб. реализованной продукции, коп.., за период | Фактические затраты на 1 руб. реализованной продукции по ценам предшествующего года | Структура продукции за стоимостью, доли ед., за период | Изменения затрат на 1 руб. реализованной продукции, коп.. | |||||
Итого | в том числе за счет изменений | ||||||||
2007 | 2008 | 2007 | 2008 | себестоимости | цены реализации | структуры производства | |||
а | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1.
Сравнимые изделия:
№1 |
91.05 | 90.0 | 94.74 | 0.17 | 0.11 | -5.57 | +0.41 | -0.52 | -5.46 |
№3 | 89.97 | 95.33 | 119.55 | 0.20 | 0.15 | -3.69 | +4.44 | -3.63 | -4.50 |
№4 | 85.14 | 85.71 | 85.71 | 0.21 | 0.175 | -1.88 | +0.10 | 0.00 | -2.98 |
№5 | 79.86 | 73.66 | 94.04 | 0.20 | 0.165 | -3.81 | +2.34 | -3.36 | -2.79 |
№6 | 97.91 | 95.93 | 91.86 | 0.05 | 0.14 | -8.53 | -0.85 | +0.57 | +8.81 |
Продолжение таблицы 3
а | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Всего по группе 1 | 86.98 | 87.54 | 96.08 | 0.83 | 0.74 | -7.42 | +6.73 | -6.32 | -7.83 |
2.
Несравнимые изделия
№2 |
113.25 |
- |
- |
0.17 |
- |
Рассчитывается по группе вместе | |||
№7 | - | 97.00 | - | - | 0.26 | ||||
Всего по группе 2 | 113.25 | 97.00 | 157.62 | 0.17 | 0.26 | +5.9 | +11.5 | -15.8 | +10.2 |
Совокупный объем реализованной продукции | 91.52 | 90.00 | - | 1.0 | 1.0 | -1.52 | +18.23 | -22.12 | +2.37 |
По графе 3 (табл.3) для несравнимой группы изделий вместо средних фактических затрат на 1 руб. стоимости реализованной продукции определяем отношения суммы фактических затрат на производство в отчетном периоде (2008г.) к фактической стоимости продукции в предшествующем периоде (2007г.). В нашем случае имеем
Совокупные затраты на 1 руб. стоимости реализованной продукции за отчетный период сравнительно с предшествующим уменьшились на 1.52 коп.: в том числе в группе сравнимых изделий затраты уменьшились на 7.42 коп., а в группе несравнимых изделий, наоборот, увеличились на 5.9 коп. В свою очередь, в первой группе затраты на 1 руб. стоимости реализованной продукции уменьшились благодаря ценовому и структурному факторам и увеличились вследствие повышения себестоимости единицы продукции. Значительное увеличение затрат в группе несравнимых изделий обусловлено прежде всего увеличением себестоимости и структурными изменениями.
Следующий этап анализ влияния состава продукции по возрасту его выпуска на изменения затрат на 1 руб. стоимости реализованной продукции
В
рыночных условиях естественным является
стремление предприятий обновлять
состав своей продукции. На основе маркетинговых
исследований предприятие отказывается
от производства устаревшей продукции
и начинает вырабатывать новую (в нашем
примере предприятие отказалось от производства
продукции №2, это продукция которые не
пользуются особым спросом, и начало осваивать
изделия №6 и №7). При этом новая продукция
в начальный период может иметь низкую
рентабельность, а временные затраты в
дальнейшем компенсируются. Пример влияния
возраста продукции на динамику ее себестоимости
приведен в табл. 4
Таблица 4
Затраты на 1 руб. стоимости реализованной продукции
Группа изделий по возрасту | 2007 г. | 2008 г. | Изменения показателя затрат на 1 руб. (гр.3 : гр. 1) х 100% | ||
коп. | процент к первой возрастной группе | коп. | процент к первой возрастной группе | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
№6,
№7
1-2 года |
97.91 | 100 | 97.0 | 100 | 99.1 |
№4,
№5
2-4 года |
82.55 | 84.3 | 71.79 | 74.0 | 87.0 |
(№2,
№3)
5-9года |
100.7 | 102.8 | 95.33 | 98.3 | 94.7 |
№1
более 9 лет |
91.05 | 92.99 | 90.00 | 92.8 | 98.8 |
В среднем по всем возрастным группам | 91.52 | х | 90.00 | х | 98.3 |
Наименьшие затраты на 1 руб. реализованной продукции имеют изделия возраст которых составляет 2-4 года. В этой группе оказались наиболее существенные изменения затрат на отчетный период сравнительно с предшествующим, а именно: на 13% (100 - 87) при среднем уменьшении на 1.7% (100 - 98.3). Наибольшие затраты в предшествующем периоде имели изделия, возраст которых составлял 5-9 лет. Одно из изделий этой группы было снято с производства как нерентабельное, что оказало содействие уменьшению затрат в этой возрастной группе на 5.3% (100 - 94.7). Затраты на 1 руб. реализации новой продукции (№6 и №7) пока что высокие, но за год они должны уменьшиться и соответственно тенденции с переходом к изделиям возрастной группы 2-4 года еще в большей мере уменьшатся.
Анализ влияния себестоимости отдельных групп продукции по уровню их рентабельности
Для того, чтобы выполнить такой анализ, продукцию разделяют по уровню рентабельности (относительно средне отраслевого уровня) на группы : нерентабельная (убыточная), низко-, средне- , высокорентабельная.
В нашем случае среднеотраслевой уровень рентабельности продукции составляет 10%. Учитывая это изделия №4 и №5 причислим к высокорентабельной группе, №1 - к среднерентабельной, №3, №6 и №7 - к низкорентабельной. В отчетном периоде нерентабельной продукции не было. Изделие №2 как нерентабельный вид продукции было снят с производства.
Приведенные данные свидетельствуют, что наибольшую долю в структуре выпуска имеет низкорентабельная продукция - почти 60%. Несмотря на решающее значение выполнения плановых задач для снижения себестоимости, именно относительно этой группы фактические затраты превысили запланированные на 3.1%. Общее уменьшение фактических затрат на 1.1% сравнительно с плановыми было достигнуто преимущественно благодаря положительным изменениям в группах среднерентабельной (на 7.65%) и высокорентабельной продукции (на 6.15%).
Группа продукции по уровню рентабельности | Себестоимость продукции за 2008 г., тыс.руб. | Структура выпуска, процент к итогу гр. 1 | Отклонение
от планового уровня, %
(гр. 2 : гр. 1) х 100% - 100% |
Взнос в
общее уменьшение затрат, %
(гр. 3 х гр. 4) : 100% | |
плановая | фактическая | ||||
а | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Низкорентабельные
№3, №6, №7 |
5135 | 5295 | 56.43 | +3.12 | +1.76 |
Информация о работе Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) рассматриваемого предприятия