Анализ материальных ресурсов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть теоретические аспекты анализа обеспеченности и использования материальных ресурсов, а также составить сравнительный аналитический баланс, который позволяет оценить структуру имущества предприятия и источников его формирования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ 6
1.1 Структура материальных ресурсов предприятия и их виды 6
1.2 Информационная база и задачи анализа использования
материальных ресурсов 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ
РЕСУРСОВ 12
2.1 Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами 12
2.2 Управление материальными ресурсами 16
2.3 Анализ прибыли на рубль материальных затрат 19
ГЛАВА 3. ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 25
3.1 Показатели эффективности использования материальных ресурсов 25
3.2 Оценка влияния использования материальных ресурсов на увеличения
(приращения) выпуска продукции 27
3.3 Анализ использования материальных ресурсов и их влияние на
себестоимость продукции 29
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 46

Файлы: 1 файл

КЭАХД.doc

— 451.00 Кб (Скачать)

     Использование материалов в производстве продукции выражается такими показателями:

  • Материалоемкость, или удельный расход материала на продукцию. Он представляет собой отношение расхода материалов к объему изготовленной продукции. Этот показатель должен снижаться за счет совершенствования конструкции изделий и уменьшения отходов материалов в процессе производства.
  • Коэффициент выхода продукции из потребленных материалов, или материалоотдача. Это обратный показатель.
  • Коэффициент раскроя материала, который показывает, насколько рационально произведен раскрой данного материала. Он определяется делением суммы масс (объемов, площадей или длин) всех заготовок, получаемых из данного материала, на массу (объем, площадь или длину) исходного материала.

Из этих показателей важнейшим является материалоемкость. Если она уменьшается, то из неизменного количества материальных ресурсов будет изготовлено больше продукции и снизится себестоимость последней. Различают абсолютную, структурную и удельную материалоемкость.

Формула абсолютной материалоемкости:

Абсолютная  материалоемкость показывает норму  расхода материалов на одно изделие (Np), чистый вес изделия (Оч) и степень  использования материалов:

К исп =   Σ Оч

         Σ Np

Формула структурной материалоемкости:

Структурная материалоемкость показывает долю конкретных видов материалов в общей материалоемкости изделий. Структурную материалоемкость можно представить в виде уравнения:

        

           n

У = Σ µi

          i-1          где n — количество видов материалов, μi - удельный вес определенного i-го материала в составе общей материалоемкости.

Удельная  материалоемкость — это структурная материалоемкость, приведенная к определенной натуральной единице измерения изделий определенного типа.

     Большое влияние на объем выпуска оказывает  качество потребляемых материальных ресурсов. Изменение качества определяет выход продукции. Понижение качества потребляемых материальных ресурсов ведет к поломкам оборудования, нарушению норм расхода материала, увеличению себестоимости, снижению качества готовой продукции. Поэтому при анализе обеспеченности материальных ресурсов следует проверить качество поступивших в отчетном периоде материалов, выяснить причины поступления материалов пониженного качества, выяснить, какие меры были приняты отделом снабжения для получения материалов надлежащего качества. Анализ качества осуществляется выборочной проверкой, по результатам проверки составляют акты приемки материалов, не соответствующих предъявленным требованиям, что является основой для предъявления санкций претензий к поставщикам.

     2.2 Управление материальными ресурсами

     Управление  материальными ресурсами  представляет собой целенаправленную деятельность по синхронизации материальных потоков общественного продукта по ассортименту, качеству, количеству, срокам и месту [9,с. 145].

     Сущность  управления материальными ресурсами  раскрывается двумя основными положениями.

     Первое из них предопределено природой товарно-денежных отношений. Любой акт обмена на рынке сопровождается рядом специфических явлений и объективно связан:

  • во-первых, с необходимостью смены форм стоимости (деньги – товар – деньги);
  • во-вторых, со сменой субъектов собственности на товар.

  Второй  момент, определяющий сущность управления материальными ресурсами, состоит в объективной необходимости физического перемещения материальных ресурсов по каналам товарного обращения. Эта необходимость существует в силу пространственно-временного несовпадения параметров производства и потребления материальных ресурсов. Функции управления материальными ресурсами, которые выполняются в данном случае, в основном ориентированы на определение конкретных параметров материалопотоков.

  Особо важно отметить, что в процессе управления планируемый материалопоток должен быть проанализирован не только с точки зрения ассортимента, качества, количества, сроков и места. Важно оценивать его и по таким параметрам как рациональность источника получения ресурсов, наличие до и послепродажного сервиса, цена за единицу товара с учетом расходов по приобретению.

  Функции управления материальными  ресурсами можно свести в четыре основные группы.

  1. Планирование параметров материалопотоков, то есть планирование потребности в материальных ресурсах, в совокупности с выбором поставщиков, форм и каналов продвижения товаров до потребителя. Здесь определяются наименование потребных материальных ресурсов, их качественные характеристики, количество в целом и по отдельным позициям, размер товарной партии, сроки и периодичность поступления на предприятие.

  2. Организация приобретения материальных  ресурсов. Здесь имеет место оплата собственно материальных ресурсов, а также оплата всех услуг, связанных с продвижением товаров от продавца к покупателю. Таким образом, происходит включение процесса товародвижения, материальные ресурсы начинают свое движение по каналам товарного обращения.

  3. Регулирование параметров материалопотоков  путем приближения их к фактической  потребности предприятия. Здесь  происходит корректировка сроков  поставки, форм расчетов с продавцом. Отклонения заданных (запланированных) параметров материалопотоков от фактических может происходить как по объективным, так и по субъективным причинам.

  4. Контроль над процессом управления материальными ресурсами, наблюдение за параметрами материалопотоков.

  Управление  материальными ресурсами подчиняется  определенным принципам. В числе важнейших из них следует, прежде всего, отметить самостоятельность субъектов управления и свободное развитие экономических отношений между ними, как партнерами и клиентами, на основе зависимости цены от спроса и предложения и, наоборот, спроса и предложения от цены.

  Кроме того, необходимо обеспечить возможность  точной и оперативной реакции  на изменения, возникающие в процессе управления. Эта реакция должна обеспечивать корректировку всего комплекса  управленческих решений в применении к параметрам материалопотоков в реальных обстоятельствах с учетом поставленных целей. В этом случае реализуется принцип гибкости управления.

  Управление  материальными ресурсами как  совокупность функций осуществляется в интересах их потребителя. Предприятие, как правило, имеет специальное подразделение, которое и следует рассматривать в качестве непосредственного субъекта управления. Служба управления материальными ресурсами предприятия, отдел его материально-технического снабжения или отдел (служба) закупок от лица предприятия входят в контакты с продавцами, транспортными и всеми прочими организациями, участвующими в процессе управления материальными ресурсами [7, с. 338].

  Деятельность  по управлению материальными ресурсами  осуществляется в форме выработки, принятия и реализации управленческих решений. Конкретное их содержание отражает роль субъекта управления в системе экономических отношений. В качестве основных задач при этом рассматриваются.

  1. Определение потребности предприятия в материальных ресурсах.
  2. Обеспечение конкурентоспособности предприятия за счет использования информации о нововведениях в области материалопотребления в данной отрасли.
  3. Закупка материальных ресурсов по наиболее низкой цене при сохранении качества и других требований к материальным ресурсам.
  4. Обеспечение бесперебойного поступления материальных ресурсов, которые необходимы данному предприятию для выполнения его задач.
  5. Обеспечение высокого качества материальных ресурсов, поступающих на предприятие.

Важнейшее значение для эффективного управления ресурсами имеет тщательная увязка планов производства и строительства с планами материально-технического снабжения. Для решения этой задачи применяются различные методы определения потребности в материальных ресурсах, используется научно обоснованная нормативная база и, в первую очередь, нормы расхода и запасов материальных ресурсов. Под нормами расхода понимается плановая мера материальных затрат. Она выражает оптимальное их количество, требуемое на изготовление единицы продукции или необходимое для выполнения единицы объема работ при планируемом уровне техники, технологии и организации производства. Нормы запасов выражают плановое количество материальных ресурсов, отвлекаемых из хозяйственного оборота в запасы – в целях бесперебойного обеспечения производства и строительства. Они устанавливаются в днях, в натуральных единицах измерения и в денежном выражении.

     Поэтому само понятие «управление материальными ресурсами» следует рассматривать как комплексное, описывающее процесс движения материалов и изделий на всем их пути, начиная со склада готовой продукции поставщика-изготовителя и до склада готовой продукции потребителя, включая вопросы внутрипроизводственного движения материальных ресурсов [7, с.129].

     2.3 Анализ прибыли  на рубль материальных  затрат

     Одним из показателей эффективности использования материальных ресурсов является прибыль на рубль материальных затрат. Повышение его уровня положительно характеризует работу предприятия. В процессе анализа необходимо изучить динамику данного показателя, выполнение плана по его уровню, провести межхозяйственные сравнения и установить факторы изменения его величины. Для этого можно использовать следующую факторную модель:  

         ,или

         ,или

      ,

где   П/МЗ - прибыль на рубль материальных затрат;

     Л/В - рентабельность продаж;

       В/ТП - удельный вес выручки в общем объеме выпуска товарной продукции (Дв);

       ТП/МЗ - материалоотдача,

       МЗ/ТП - материалоемкость;

       МЗ´Дв - материальные затраты в стоимости реализованной продукции.

Анализ  затрат на 1 рубль продукции, работ  и услуг имеет исключительно  важное значение. В условиях рынка предприятия наряду со сравнимой продукцией производит несравнимую продукцию, так как обновление товарного ассортимента является одним из основных конкурентных преимуществ. Показателем сравнимой продукции является себестоимость единицы продукции, а несравнимой продукции – затраты на 1 рубль продукции. Он позволяет выяснить тенденции изменения затрат, выполнения плана по затратам, определить влияние факторов на их прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения затрат на продукцию.

     В ходе анализа мы выяснили, что повышение  себестоимости было связано с  повышением материальных и прочих затрат на производство. Поэтому, для снижения его уровня необходимо принять меры по усилению контроля за более эффективным использованием ресурсов предприятия.

     Резервы сокращения себестоимости кроются  в сокращении материальных, трудовых и других затрат на производство продукции. Так, при более эффективном использовании материальных ресурсов появилась бы возможность снижения материалоемкости продукции, что позволило бы сократить размер затраченных материальных ресурсов. Для расчета влияния данных факторов используем метод цепной подстановки и данные таблицы 2.2.

     Таблица 2.2

     Данные  для факторного анализа прибыли  на рубль материальных затрат

Показатель План Факт Изменение
Прибыль от реализации продукции, млн. руб. 17 900 19 296 1396
Рентабельность  продаж, % 18,79 19,3 0,51
Материальные  затраты в стоимости  произведенной продукции, млн. руб. 28 168 31 746 3578
Удельный  вес выручки в  стоимости товарной продукции, % 99,22 95,81 -3,41
Материальные  затраты в стоимости  реализованной продукции, млн. руб. 27 948 30 416 2468
Товарная  продукция, млн. руб. 96 000 104 300 8300
Материалоемкость, коп. 29,34 30,44 1,1
Прибыль на рубль материальных затрат, коп. 64,05 63,44 -0,61

Информация о работе Анализ материальных ресурсов предприятия