Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:14, курсовая работа
Актуальность выбранной темы: «Анализ и управление объемом производства, продаж и ассортимента продукции ООО «ЖБИ - 5» необходим для выявления убыточных направлений, а также для определения перспективных направлений в деятельности организации.
Целью курсовой работы является анализ объема производства, продаж и ассортимента ООО «ЖБИ – 5» и определение дальнейших перспектив развития предприятия.
Введение 3
1 Роль комплексного экономического анализа в управлении организации 6
1.1 Предмет комплексного экономического анализа и его научный потенциал
6
1.2 Виды экономического анализа 11
1.3 Задачи экономического анализа 15
2 Анализ и управление объемом производства, продаж и ассортимента ООО «ЖБИ – 5»
17
2.1 Анализ производства и продаж товаров ООО «ЖБИ – 5» 17
2.2 Ассортиментная политика и планирование ассортимента 24
2.3 Анализ выполнения плана ООО «ЖБИ – 5» по номенклатуре и ассортименту
27
2.4 Анализ выполнения структуры и структурных сдвигов на производство товаров
29
3 Анализ факторов и резервов увеличения объема производства, продаж и ассортимента изделий ООО «ЖБИ – 5»
35
3.1 Анализ ритмичности производства ООО «ЖБИ – 5» 35
3.2 Анализ факторов увеличения объемов продаж ООО «ЖБИ – 5»
38
Выводы и рекомендации 41
Библиографический список 44
В соответствии с данными, приведенными в таблице 9, влияние структурного сдвига на объем производства, составляет 16368 тыс.руб.
Метод
средних цен основан на определении
средневзвешенных цен при плановой и фактической
структуре и умножении разницы полученных
величин на фактический выпуск товаров:
(15)
или
:
Таблица 10 - Расчет изменения средней цены единицы товара за счет
изменения структуры выпуска ООО «ЖБИ
– 5» за 2010 г.
Вид
товара |
Оптовая
цена товара в плановом периоде, руб., Рiпл |
Структура выпуска товаров, % | Изменение
средней цены за счет структуры, руб. | ||
план | факт | +/- | |||
Сваи | 10602 | 78,46 | 74,38 | -4,08 | -43,26 |
Фундаментные блоки | 50280 | 5,59 | 6,27 | +0,68 | 34,19 |
Колонны | 17086 | 5,66 | 7,67 | +2,01 | 34,34 |
Плиты перекрытия | 55729 | 2,62 | 2,72 | +0,1 | 5,57 |
Элементы лестничной клетки | 6315 | 6,76 | 8,17 | +1,41 | 8,90 |
Стеновые пенобетонные блоки | 15765 | 0,91 | 0,79 | -0,12 | -1,89 |
Итого: | 37,86 |
Как
видно из вышеприведенных расчетов,
за счет структурных сдвигов в объеме
выпуска товаров, средняя цена единицы
товара возросла на 37,86 руб. Изменение
объема выпуска товаров за счет структурных
сдвигов определяется как произведение
изменения средней цены на фактический
выпуск товаров в отчетном периоде:
∆Vстр
= 37,86 * 43230 : 1000 = 16368 тыс.руб.
В результате использования трех методов расчета были получены одинаковые результаты по каждому из них, т.е. структурные сдвиги в выпуске товаров увеличили объем производства на 16368 тыс.руб.
Проведенный
анализ влияния изменения структуры
выпуска товаров на объем производства
продукции и среднюю цену единицы продукции
показывает важность обоснованности планирования
структуры товаров и выполнения принятых
планов.
Ритмичность – равномерный выпуск товаров в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и продажи товаров. Неритмичность ухудшает все экономические показатели, снижается качество товаров, увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовых товаров на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала. Не выполняются поставки по договорам, и организация платит штрафы за несвоевременную отгрузку товаров, несвоевременно поступает выручка. Перерасходуется фонд оплаты труда в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце - за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости товаров, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния организации.
Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.
Один из наиболее распространенных показателей - коэффициент ритмичности (Крит). Он определяется делением объема производства товаров, который зачтен в выполнение плана по ритмичности (VВП), на плановый объем производства (VПЛ). При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается объем производства, но не более запланированного. Желательное значение коэффициента ритмичности 1.
,
Коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д.) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д) плановому выпуску ( ):
, (17)
где VФ и VПЛ – фактический и плановый объем производства соответственно,
n – число суммируемых плановых заданий.
В
процессе анализа необходимо подсчитать
упущенные возможности
Для этого используют:
- разность между плановым и засчитанным объемом производства;
- разность между фактическим и возможным объемом производства, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема.
Равномерность производства товаров определяется каким-либо внутренним нормативным документом, определяющим график (декадный, пятидневный, суточный). Но это совсем не означает, что выпуск должен быть одинаковым в течение всего года. Как правило, графики составляют на месяц, и на основе графика определяется темп производства товаров в течение всего года.
Для крупносерийного или массового производства разрабатываются графики равномерного производства товаров, а оценочным показателем является коэффициент равномерности:
,
где Н – недовыполнение за сутки в соответствии с графиком;
- сумма недовыполнения за все дни месяца;
VПЛ - план на месяц.
Для оценки ритмичности производства в организациях рассчитывается также общее число аритмичности – как сумма положительных и отрицательных относительных отклонений фактического объема производства от плана (по модулю) за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает организация, тем выше аритмичность, а желательное значение общего числа аритмичности - ноль.
Рассмотрим
оценки ритмичности производства товаров
ООО «ЖБИ – 5» по декадам отчетного периода.
Таблица
11 - Анализ ритмичности производства
товаров ООО «ЖБИ -5»
Дека-
ды |
План | Факт | По факту
в пределах
плана |
Коэф-
фициент ритмич- ности |
Числа аритмичности | |||||
сумма,
тыс.
руб. |
струк-
тура, % |
сумма, тыс.руб. | струк-
тура, % |
абсолютное отклонение | относительное отклонение, % | |||||
+ | - | + | - | |||||||
1 | 15600 | 31,51 | 13850 | 27,98 | 13850 | 0,888 | - | -1750 | -24,5 | |
2 | 16700 | 33,74 | 16380 | 33,09 | 16380 | 0,981 | - | -320 | -1,9 | |
3 | 17200 | 34,75 | 19270 | 38,93 | 17200 | 1,000 | +2070 | +12,0 | ||
Итого: | 49500 | 100 | 49500 | 100 | 47430 | 0,958 | +2070 | -2070 | +12,0 | -26,4 |
Из данных таблицы 11 следует, что ООО «ЖБИ – 5» увеличивало производство товаров подекадно, но если в первой декаде было недовыполнение плана на 24,5% (1750 тыс.руб.), то во второй - только на 1,9% (320 тыс.руб.), а затем произошло перевыполнение плана в третьей декаде на 12% (2070 тыс.руб.). По плановым и фактическим данным просматривается положительная тенденция – увеличение выпуска товаров, однако очевидна аритмичность, которая может создать существенные проблемы со складированием и сбытом товаров, поскольку сверхплановое производство не было предусмотрено.
В плановых показателях обеспечивается большая равномерность по декадам (31,51%, 33,74%, 34,75%), чем в отчетных данных (27,98%, 33,09%, 38,93%).
В
заключение анализа разрабатывают
мероприятия по устранению причин неритмичной
работы. Внутренние причины аритмичности
– тяжелое финансовое состояние организации,
низкий уровень организации, технологии
и материально-технического обеспечения
производства, а также планирования и
контроля, внешние – несвоевременная
поставка сырья и материалов поставщиками,
недостаток энергоресурсов и др. В процессе
анализа необходимо подсчитать упущенные
возможности по выпуску товаров в связи
с неритмичной работой.
Объем продаж товаров в плане определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера, предназначаемых к продаже на сторону (включая капитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств, выполняемый силами промышленно-производственного персонала), а также как продажа товара и выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе организации.
При расчете объема продажи товаров учитывается изменение остатков не проданных товаров на начало и конец планируемого периода.
Для анализа выполнения плана по объему продаж составляется баланс продажи товаров в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам. Если объем продаж в организации определяется по отгрузке товаров, то балансовое уравнение имеет вид:
Vзн + Vпл = Sпл + Vзк ,
Sпл
= Vзн + Vпл – Vзк
,
(19)